Главные вкладки

    адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
    рабочая программа по естествознанию (5 класс)

    Крылова Елена Евгеньевна

    адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 3 г.Сковородино

     

     

    АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

    ДЛЯ  __5__КЛАССА

    НА 2019 - 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Количество часов: всего 70 ч;

    в неделю 2ч.

     

    Составитель программы

    Крылова Елена Евгеньевна

    Учитель первой квалификационной категории

    1. Пояснительная записка

    1.1.Нормативно – правовые документы, на основании которых составлена программа

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    2.  Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
    3. -«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993).
    4. -        Приказ Министерства образования РФ от 10.04. 2002 г. № 29/2065-п (Д) «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» приложение к приказу - Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
    5. -        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
    6. -        Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997г. №48;
    7. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
    8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
    9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями»
    10. Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
    11.  Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино (утвержденная педагогическим советом)
    12.  Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Сковородино на 2019-2020 учебный год (утвержденный педагогическим советом).
    13.  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2019-2020 учебный год.
    14. Рабочая программа по природоведению  в 5 классе составлена на основе  учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации. Учебник. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение: учеб. для 5 кл. Спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / О.А. .Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 176 с. : ил.

    Описание места учебного предмета «Природоведение» в учебном плане

    В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 г. Сковородино на изучение природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель, 70 часов в год.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

    Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение: учеб. для 5 кл. Спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина – М.: Просвещение , 2017. – 176 с. : ил.

    Цели и задачи обучения природоведения.

    Изучение природоведения направлено на достижение следующих целей:

    1 Учебная цель: Основной целью курса природоведения для умственно отсталых детей является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности,способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

    2. Воспитательная цель: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в    природе;

    3. Общеобразовательная цель: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической    науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

    4. Развивающая цель развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических   экспериментов,   работы с различными источниками информации;

    Задачи обучения:

    1.      формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека

    2.      установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

    3.      экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

    4.      привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

    5.      воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе,  чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

    1.2. Учебно –методический комплект

    Учебник. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение: учеб. для 5 кл. Спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина – М.: Просвещение , 2017. – 176 с. : ил.

    2.Планируемые результаты

    Каждая содержательная область образования детей с нарушением интеллекта  включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с нарушением интеллекта. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с нарушением интеллекта, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

    Ребенок с нарушением интеллекта  овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

    Практика взаимодействия с окружающим миром:

    1.Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

    2.Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

    3.Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;

    Надпредметные умения и навыки:

    1. Предметно-информационная область: Знать  экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы; основные источники получения информации, методы отбора и работы с информацией, способы развития навыков самостоятельной познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и требований учебной деятельности;
    2. Деятельно-коммуникативная область: участвовать в экологических акциях школы, ответственно относиться к природе и охранять её; умение работать с письменной и устной информацией, ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в  содержании параграфа, находить ответы на вопросы, уметь использовать различные способы (монолог, диалог)  подачи информации при взаимодействии с другими людьми; умение составить развёрнутое устное и письменное сообщение, умение ориентироваться в учебной и социальной ситуации, умение быть учеником, уважать знания и опыт  старших, передавать свои знания и опыт младшим, оказывать им помощь.
    3. Ценностно-ориентированная область: адекватная оценка собственных возможностей, осознание норм  требований и правил как основы регулирования собственного поведения, осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами.

    Предметные знания и умения:

    Обучающиеся  должны уметь:

    -   называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

    -  связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

    -  выполнять рекомендуемые практические работы;

    - соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

    -  соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

    Обучающиеся  должны знать:

    1.обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
    природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

    2.расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

    3.основные правила охраны природы и необходимость бережного  отношения к ней.

    3.Содержание учебного предмета

    1.Окружающий нас мир (2ч)

    Человек и природа. Природа нашей местности вокруг нас.

    Практические работа: «Природа нашей местности»

    Предметные результаты обучения

    Учащиеся должны знать:

    — о многообразии живой природы; царства живой природы;  признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

    правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

    Учащиеся должны уметь:

    — отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;характеризовать среды обитания организмов;

    Метапредметные результаты обучения

    Учащиеся должныуметь:

    - связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Знать  экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы.

    1. Сезонные изменения в природе (24 ч.)

    Календарь  природы. Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха). Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Ветер. Прогноз погоды. Погода и мы. Человек и его здоровье. Смена дня и ночи. Суточные часы. Смена времен года. Многолетние изменения в природе. Многообразие живых организмов. Времена года в жизни человека.Вода на Земле.

    Практические работы: «Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха)», «Составление режима дня»

    Предметные результаты обучения

    Учащиеся должны знать:

     - что такое погода, составляющие погоды, как происходит смена времен года и основные признаки каждого сезона, приспособления организмов к изменениям погоды; называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

    Учащиеся должны уметь:

    -  давать характеристику каждого времени года, описывать изменения происходящие с животными и растениями в каждом времени года, устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

    Метапредметные результаты обучения

    Учащиеся должныуметь:

    - адекватная оценивать  собственные возможности, осознавать нормы  требований и правил как основы регулирования собственного поведения, осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами

    1. Растительный мир Земли 9

    Разнообразие растительного мира. Среда обитаний растений. Части растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Дикорастущие и культурные растения. Травы. Декоративные растения.

    Практическая работа: «Разнообразие растительного мира»

    Предметные результаты обучения

    Учащиеся должны знать:

    - Чем отличается естественная система природы от искусственной; основные характеристики искусственных систем; видовой состав сада и огорода, чем сорняки отличаются от культурных растений; основные правила охраны природы и необходимость бережного  отношения к ней.

    Учащиеся должны уметь:

    Давать характеристику культурным растениям, уметь привести примеры садовых растений, растений огорода, сорняков.

    Метапредметные результаты обучения

    Учащиеся должныуметь:

    - связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Знать  экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы.

    1. Животный мир Земли 15

    Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые. Рыбы. Птицы. Звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке. Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники

    Практическая работа: «Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери»

    Предметные результаты обучения

    Учащиеся должны знать:

    — о многообразии живой природы; царства живой природы;  признаки живого; называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

    Учащиеся должны уметь:

    — отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;характеризовать среды обитания организмов;

    Метапредметные результаты обучения

    Учащиеся должныуметь:

    - связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Знать  экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы.

    5. Человек   8

            Как устроен наш организм. Как работает наш организм. Здоровье человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Оказание первой медицинской помощи

    Предметные результаты обучения

    Учащиеся должны знать:

    - Как устроен организм человека. Расположение органов. Основные правила профилактики здоровья человека. Правила гигиены

    Учащиеся должны уметь:

    - Оказывать первую медицинскую помощь

    6. Есть на Земле страна Россия 12

    Российская Федерация (расположение на географической карте).Многонациональное население. Города и сёла. Москва – столица нашей Родины.  Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки.

    Предметные результаты обучения

    Учащиеся должны знать:

    - Расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

    Учащиеся должны уметь:

    - Находить на карте мира Россию, называть столицу Р.Ф. и крупные города, работать с географическими атласами.

    Метапредметные результаты обучения

    Учащиеся должныуметь:

    - видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

    Учебно-тематический план

    Наименование раздела

    Всего часов

    Практические работы

    Контрольные работы

    Окружающий нас мир.

    2 ч

    1

    Сезонные изменения в природе.

    24 ч

    2

    1

     Растительный мир Земли

    9 ч

    1

    1

    Животный мир Земли

    15 ч

    1

    1

    5

    Человек  

    8 ч

    6

    Есть на Земле страна Россия

    12 ч

    1

    Итого:

    70 часов

    5

    4

    4.Календарно-тематическое планирование по природоведению, 5 класс

    № п/п

    Разделы и темы уроков

    кол-во часов

    вид и форма контроля

    дата

    по плану

    по факту

    Окружающий нас мир2

    1.

    Человек и природа.  Небесные тела.

    1

    4.09

    4.09

    2.

    Солнце. Солнечная система. Природа нашей местности.

    1

    П/Р

    6.09

    6.09

    Изменения в жизни природы24

    3.

    Исследование космоса. Календарь  природы

    1

    11.09

    11.09

    4.

    Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха)

    1

    П/Р

    13.09

    13.09

    5.

    Планета Земля. Воздух. Температура воздуха

    1

    18.09

    18.09

    6.

     Вода в воздухе. Осадки. Значение воздуха

    1

    20.09

    20.09

    7.

     Ветер

    1

    25.09

    25.09

    8.

    Прогноз погоды

    1

    27.09

    27.09

    9.

    Погода и мы. Человек и его здоровье

    1

    2.10

    2.10

    10.

     Смена дня и ночи

    1

    4.10

    4.10

    11.

     Суточные часы

    1

    9.10

    9.10

    12.

     Режим дня школьника. Человек и его здоровье

    1

    П/Р

    11.10

    11.10

    13.

     Сутки в жизни растений и животных

    1

    16.10

    16.10

    14.

    Окно в природу. Синица-лазоревка  

    1

    18.10

    18.10

    15.

      Контрольная работа по итогам 1 четверти

    1

    К/Р

    23.10

    23.10

    16.

    Поверхность суши. Равнины, горы, овраги

    1

    25.10

    25.10

    17.

    Горы

    1

    6.11

    6.11

    18.

    Почва

    1

    8.11

    8.11

    19.

    Полезные ископаемые

    1

    13.11

    13.11

    20.

    Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф

    1

    15.11

    15.11

    21.

    Свойства воды

    1

    20.11

    20.11

    22.

    Вода в природе

    1

    22.11

    22.11

    23.

    Воды суши: ручьи, реки

    1

    27.11

    27.11

    24.

    Воды суши: озера, болота, пуды.

    1

    29.11

    29.11

    25.

    Моря и океаны.

    1

    4.12

    4.12

    26.

    Использование и охрана вод

    1

    6.12

    6.12

    Растительный мир Земли 9

    27.

    Разнообразие растительного мира

    1

    П/Р

    11.12

    11.12

    28.

    Среда обитаний растений

    1

    13.12

    13.12

    29.

    Части растений

    1

    18.12

    18.12

    30.

    Деревья, кустарники, травы

    1

    20.12

    20.12

    31.

    Контрольная работа по итогам 2 четверти

    1

    К/Р

    25.12

    25.12

    32.

    Лиственные деревья

    1

    27.12

    27.12

    33.

    Хвойные деревья

    1

    34.

    Дикорастущие и культурные растения

    1

    35.

    Травы. Декоративные растения

    1

    Животный мир Земли 15

    36.

    Разнообразие животного мира

    1

    37.

    Среда обитания животных. Животные суши и водоемов

    1

    38.

    Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

    1

    П/Р

    39.

    Насекомые

    1

    40.

    Рыбы

    1

    41.

    Птицы

    1

    42.

    Звери

    1

    43.

    Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне

    1

    44.

    Уход за животными в живом уголке

    1

    45.

    Певчие птицы. Птицы живого уголка

    1

    46.

    Аквариумные рыбки

    1

    47.

    Собаки

    1

    48.

    Домашние кошки

    1

    49.

    Охрана животных. Заповедники и заказники

    1

    50.

    Контрольная работа по итогам 3 четверти

    1

    К/Р

    Человек   8

    51.

    Как устроен наш организм

    1

    52.

    Как работает наш организм

    1

    53.

    Здоровье человека

    1

    54.

    Осанка

     1

    55.

    Органы чувств

    1

    56.

    Здоровое питание

    1

    57.

    Дыхание. Органы дыхания

    1

    58.

    Оказание первой медицинской помощи

    1

    тест

    Есть на Земле страна Россия 12

    59.

    Россия – Родина моя

    1

    60.

    Население и народы России

    1

    61.

    Москва – столица России

    1

    62.

    Санкт - Петербург

    1

    63.

    Города России.

    1

    64.

    Города России

    1

    65.

    Золотое кольцо России

    1

    66.

    Растительный мир России

    1

    67.

    Животный мир России.

    1

    68.

    Охрана природы

    1

    семинар

    69.

    Контрольная работа по итогам года

    1

    К/Р

    70.

    Подведение итогов

    1

    ИТОГО 70 часов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса с УО

    Программа составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой. М. ...

    Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

    Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...

    Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

    Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовитель...

    Адаптированная рабочая программа по природоведению, 5 класс

                 Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений с умственной отсталостью, под редакцией д...

    Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019

    Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019...

    Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс, Вариант1.

    Реализуется в рамках ФГОС обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в соответствии с«АООП образование обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями...