адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс)

Крылова Елена Евгеньевна

адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.Сковородино

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ДЛЯ  __5__КЛАССА

НА 2019 - 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов: всего 70 ч;

в неделю 2ч.

 

Составитель программы

Крылова Елена Евгеньевна

Учитель первой квалификационной категории

  1. Пояснительная записка

1.1.Нормативно – правовые документы, на основании которых составлена программа

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2.  Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  3. -«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993).
  4. -        Приказ Министерства образования РФ от 10.04. 2002 г. № 29/2065-п (Д) «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» приложение к приказу - Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
  5. -        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
  6. -        Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997г. №48;
  7. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями»
  10. Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
  11.  Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино (утвержденная педагогическим советом)
  12.  Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Сковородино на 2019-2020 учебный год (утвержденный педагогическим советом).
  13.  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2019-2020 учебный год.
  14. Рабочая программа по природоведению  в 5 классе составлена на основе  учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации. Учебник. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение: учеб. для 5 кл. Спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / О.А. .Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 176 с. : ил.

Описание места учебного предмета «Природоведение» в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 г. Сковородино на изучение природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель, 70 часов в год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение: учеб. для 5 кл. Спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина – М.: Просвещение , 2017. – 176 с. : ил.

Цели и задачи обучения природоведения.

Изучение природоведения направлено на достижение следующих целей:

1 Учебная цель: Основной целью курса природоведения для умственно отсталых детей является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности,способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

2. Воспитательная цель: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в    природе;

3. Общеобразовательная цель: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической    науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

4. Развивающая цель развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических   экспериментов,   работы с различными источниками информации;

Задачи обучения:

1.      формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека

2.      установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений

3.      экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

4.      привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

5.      воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе,  чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.

1.2. Учебно –методический комплект

Учебник. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение: учеб. для 5 кл. Спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина – М.: Просвещение , 2017. – 176 с. : ил.

2.Планируемые результаты

Каждая содержательная область образования детей с нарушением интеллекта  включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с нарушением интеллекта. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с нарушением интеллекта, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с нарушением интеллекта  овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Практика взаимодействия с окружающим миром:

1.Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

2.Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

3.Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;

Надпредметные умения и навыки:

  1. Предметно-информационная область: Знать  экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы; основные источники получения информации, методы отбора и работы с информацией, способы развития навыков самостоятельной познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и требований учебной деятельности;
  2. Деятельно-коммуникативная область: участвовать в экологических акциях школы, ответственно относиться к природе и охранять её; умение работать с письменной и устной информацией, ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в  содержании параграфа, находить ответы на вопросы, уметь использовать различные способы (монолог, диалог)  подачи информации при взаимодействии с другими людьми; умение составить развёрнутое устное и письменное сообщение, умение ориентироваться в учебной и социальной ситуации, умение быть учеником, уважать знания и опыт  старших, передавать свои знания и опыт младшим, оказывать им помощь.
  3. Ценностно-ориентированная область: адекватная оценка собственных возможностей, осознание норм  требований и правил как основы регулирования собственного поведения, осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами.

Предметные знания и умения:

Обучающиеся  должны уметь:

-   называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

-  связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

-  выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

-  соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся  должны знать:

1.обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

2.расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

3.основные правила охраны природы и необходимость бережного  отношения к ней.

3.Содержание учебного предмета

1.Окружающий нас мир (2ч)

Человек и природа. Природа нашей местности вокруг нас.

Практические работа: «Природа нашей местности»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы; царства живой природы;  признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

Учащиеся должны уметь:

— отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;характеризовать среды обитания организмов;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Знать  экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы.

  1. Сезонные изменения в природе (24 ч.)

Календарь  природы. Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха). Температура воздуха. Вода в воздухе. Осадки. Ветер. Прогноз погоды. Погода и мы. Человек и его здоровье. Смена дня и ночи. Суточные часы. Смена времен года. Многолетние изменения в природе. Многообразие живых организмов. Времена года в жизни человека.Вода на Земле.

Практические работы: «Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха)», «Составление режима дня»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

 - что такое погода, составляющие погоды, как происходит смена времен года и основные признаки каждого сезона, приспособления организмов к изменениям погоды; называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

Учащиеся должны уметь:

-  давать характеристику каждого времени года, описывать изменения происходящие с животными и растениями в каждом времени года, устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

- адекватная оценивать  собственные возможности, осознавать нормы  требований и правил как основы регулирования собственного поведения, осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами

  1. Растительный мир Земли 9

Разнообразие растительного мира. Среда обитаний растений. Части растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Дикорастущие и культурные растения. Травы. Декоративные растения.

Практическая работа: «Разнообразие растительного мира»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- Чем отличается естественная система природы от искусственной; основные характеристики искусственных систем; видовой состав сада и огорода, чем сорняки отличаются от культурных растений; основные правила охраны природы и необходимость бережного  отношения к ней.

Учащиеся должны уметь:

Давать характеристику культурным растениям, уметь привести примеры садовых растений, растений огорода, сорняков.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Знать  экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы.

  1. Животный мир Земли 15

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые. Рыбы. Птицы. Звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке. Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники

Практическая работа: «Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы; царства живой природы;  признаки живого; называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

Учащиеся должны уметь:

— отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;характеризовать среды обитания организмов;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда. Знать  экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Амурской области, общие принципы взаимодействия человека и природы.

5. Человек   8

        Как устроен наш организм. Как работает наш организм. Здоровье человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Оказание первой медицинской помощи

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- Как устроен организм человека. Расположение органов. Основные правила профилактики здоровья человека. Правила гигиены

Учащиеся должны уметь:

- Оказывать первую медицинскую помощь

6. Есть на Земле страна Россия 12

Российская Федерация (расположение на географической карте).Многонациональное население. Города и сёла. Москва – столица нашей Родины.  Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые. Природа России. Заповедники и национальные парки.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- Расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

Учащиеся должны уметь:

- Находить на карте мира Россию, называть столицу Р.Ф. и крупные города, работать с географическими атласами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

- видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

Окружающий нас мир.

2 ч

1

Сезонные изменения в природе.

24 ч

2

1

 Растительный мир Земли

9 ч

1

1

Животный мир Земли

15 ч

1

1

5

Человек  

8 ч

6

Есть на Земле страна Россия

12 ч

1

Итого:

70 часов

5

4

4.Календарно-тематическое планирование по природоведению, 5 класс

№ п/п

Разделы и темы уроков

кол-во часов

вид и форма контроля

дата

по плану

по факту

Окружающий нас мир2

1.

Человек и природа.  Небесные тела.

1

4.09

4.09

2.

Солнце. Солнечная система. Природа нашей местности.

1

П/Р

6.09

6.09

Изменения в жизни природы24

3.

Исследование космоса. Календарь  природы

1

11.09

11.09

4.

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха)

1

П/Р

13.09

13.09

5.

Планета Земля. Воздух. Температура воздуха

1

18.09

18.09

6.

 Вода в воздухе. Осадки. Значение воздуха

1

20.09

20.09

7.

 Ветер

1

25.09

25.09

8.

Прогноз погоды

1

27.09

27.09

9.

Погода и мы. Человек и его здоровье

1

2.10

2.10

10.

 Смена дня и ночи

1

4.10

4.10

11.

 Суточные часы

1

9.10

9.10

12.

 Режим дня школьника. Человек и его здоровье

1

П/Р

11.10

11.10

13.

 Сутки в жизни растений и животных

1

16.10

16.10

14.

Окно в природу. Синица-лазоревка  

1

18.10

18.10

15.

  Контрольная работа по итогам 1 четверти

1

К/Р

23.10

23.10

16.

Поверхность суши. Равнины, горы, овраги

1

25.10

25.10

17.

Горы

1

6.11

6.11

18.

Почва

1

8.11

8.11

19.

Полезные ископаемые

1

13.11

13.11

20.

Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф

1

15.11

15.11

21.

Свойства воды

1

20.11

20.11

22.

Вода в природе

1

22.11

22.11

23.

Воды суши: ручьи, реки

1

27.11

27.11

24.

Воды суши: озера, болота, пуды.

1

29.11

29.11

25.

Моря и океаны.

1

4.12

4.12

26.

Использование и охрана вод

1

6.12

6.12

Растительный мир Земли 9

27.

Разнообразие растительного мира

1

П/Р

11.12

11.12

28.

Среда обитаний растений

1

13.12

13.12

29.

Части растений

1

18.12

18.12

30.

Деревья, кустарники, травы

1

20.12

20.12

31.

Контрольная работа по итогам 2 четверти

1

К/Р

25.12

25.12

32.

Лиственные деревья

1

27.12

27.12

33.

Хвойные деревья

1

34.

Дикорастущие и культурные растения

1

35.

Травы. Декоративные растения

1

Животный мир Земли 15

36.

Разнообразие животного мира

1

37.

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов

1

38.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

1

П/Р

39.

Насекомые

1

40.

Рыбы

1

41.

Птицы

1

42.

Звери

1

43.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне

1

44.

Уход за животными в живом уголке

1

45.

Певчие птицы. Птицы живого уголка

1

46.

Аквариумные рыбки

1

47.

Собаки

1

48.

Домашние кошки

1

49.

Охрана животных. Заповедники и заказники

1

50.

Контрольная работа по итогам 3 четверти

1

К/Р

Человек   8

51.

Как устроен наш организм

1

52.

Как работает наш организм

1

53.

Здоровье человека

1

54.

Осанка

 1

55.

Органы чувств

1

56.

Здоровое питание

1

57.

Дыхание. Органы дыхания

1

58.

Оказание первой медицинской помощи

1

тест

Есть на Земле страна Россия 12

59.

Россия – Родина моя

1

60.

Население и народы России

1

61.

Москва – столица России

1

62.

Санкт - Петербург

1

63.

Города России.

1

64.

Города России

1

65.

Золотое кольцо России

1

66.

Растительный мир России

1

67.

Животный мир России.

1

68.

Охрана природы

1

семинар

69.

Контрольная работа по итогам года

1

К/Р

70.

Подведение итогов

1

ИТОГО 70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса с УО

Программа составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой. М. ...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовитель...

Адаптированная рабочая программа по природоведению, 5 класс

             Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений с умственной отсталостью, под редакцией д...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019...

Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г

Рабочая адаптированнаярабочая  программа по природоведениюдля 5 класса...