Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (вариант 2.2)
    рабочая программа по естествознанию

    Гагаева Алла Анатольевна

    Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования  слабослышащих обучающихся (вариант 2.2.).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_zom_1_klass_novikov.docx39.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

    Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

    Телефон: (499)179-66-81            Факс: (499)177-67-66             E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

    ИНН/КПП 7722306978/772201001            ОКАТО 45290590000            ОГРН 1037700227157             ОКТМО 45395000

    «Рассмотрено»                                                                                               «Утверждаю»

    на заседании МО ____.____. 2019 г.  

    Протокол №                                                                                      Директор ГКОУ СКШИ № 65

    Председатель МО ___________                                               ________________\С.И. Перепелкина\

    \___________________________\                                              ______.______________.2019 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    ДЛЯ 1  КЛАССА

    НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Разработчик программы

    учитель

    Гагаева Алла Анатольевна

    2019 год

                             Пояснительная записка.

    Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования  слабослышащих обучающихся (вариант 2.2.).

                                                 Цели и задачи курса.

    Коррекционная направленность курса «Ознакомление с окружающим миром», изучаемого в подготовительном,1-2 классах школы глухих, выражается в формировании у детей целостного представления об окружающем мире (природа – человек - общество рассматриваются в данном курсе в неразрывном единстве), что обеспечивает целенаправленное, систематическое личностное развитие детей, практическую подготовку их к самостоятельной жизни в обществе. В содержание курса включены элементы ОБЖ.

    Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда учащиеся будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать за природой, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

    Постоянное внимание при изучении указанного предмета уделяется накоплению и систематизации у детей представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, общественной жизни, формированию навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, общественных местах, на природе). Ограниченное, а подчас и искажённое представление детей с недостатками слуха об окружающем мире, о той среде, где ребёнок живёт, определяет необходимость построения курса таким образом, чтобы овладение знаниями у глухих школьников происходило при одновременном формировании речи и словесного мышления. Чем богаче предметная деятельность ребёнка, чем больше он видит, наблюдая за окружающим, чем чаще педагог привлекает его внимание к различным объектам и явлениям, тем эффективнее осуществляется воспитание коммуникативных качеств его личности, являющихся составной частью социальной адаптации.

    Программа «Ознакомление с окружающем миром» предполагает работу в трёх направлениях.

    Первое направление предусматривает практическое знакомство с ближайшим окружением учащихся, с жизнью и трудом людей; формирование нравственной, эстетической и коммуникативной культуры.

    Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача второго направления.

    На основе наблюдений и экскурсий на природу ученики усваивают порядок чередования времён года, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать их.

    Третье направление – знание учащимися элементарных правил безопасности поведения в окружающей среде и условий, необходимых для ведения здорового образа жизни.

    Занятия по ознакомлению с окружающим миром тесно связаны с другими предметами, и в первую очередь с уроками развития речи, чтения и ППО. Речевой материал данных занятий отрабатывается на последующих уроках развития речи, а представления об окружающем мире, получаемые на других уроках, закрепляются и приобретают практическую направленность на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.  

    Занятия предполагают развитие как разговорной, так и связной речи глухих школьников. Во время экскурсий, игр и т. п. учитель организует общение детей по поводу увиденного.

    Работа над связной речью предполагает обучение детей излагать результаты наблюдений, описывать увиденные предметы, рассказывать об экскурсиях. Весь речевой материал учащиеся должны воспринимать слухозрительно. Ориентиром в отборе речевого материала и типов фраз служит программа по русскому языку и ППО.

    Формы и методы ознакомления детей с окружающим миром разнообразны: работа на пришкольном участке, экскурсии, прогулки, игры, посещение предприятий, выставок, просмотр видеофильмов, подготовка к праздникам.

                                 Общая характеристика учебного предмета.

    Специфика предметной области состоит в том, что указанные предметы имеют ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере обществоведческие и природоведческие знания, и дают ребенку с нарушением слуха материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Основные задачи реализации содержания образовательной области «Обществознание и естествознание»:

    • овладение основными представлениями об окружающем мире;
    • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
    • формирование знаний о человеке;
    • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
    • формирование культуры поведения для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Основные содержательные линии предмета «Ознакомление с окружающим миром»: «Человек и общество» и «Человек и природа», которые, в свою очередь, включают ряд тематических разделов. Содержание разделов «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна», «Родная природа», «Жизнь и деятельность человека» и др. направлено на воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлений учащихся о себе, своей семье, об окружающих людях и их занятиях, о социальной среде обитания человека. Усиление личностного компонента в построении программы курса призвано воспитывать активное отношение ребенка к окружающему, ответственность за свои поступки; уважать культуру и традиции своего народа; воспитывать культуру общения и способствовать овладению ею. Первое направление «Человек и общество» предусматривает практическое ознакомление, прежде всего, с ближайшим окружением, с жизнью и трудом людей; формирование духовно-нравственной, эстетической и коммуникативной культуры. Данное направление способствует социализации ребенка, включающей в себя, с одной стороны, усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Только сочетание этих двух составляющих будет способствовать становлению социальной компетентности ребенка.

    Виды деятельности обучающихся под педагогическим руководством:

    Экскурсии по школе, на пришкольный участок, в магазин (супермаркет, булочную), на рынок, на главную площадь города, к памятнику, по главной улице города (села), к строительству дома (издалека), в троллейбусный или автобусный парк, в метро, в парк, к ближайшему водоему, в зоопарк, в планетарий, на огород (в теплицу), в сад, в краеведческий музей.

    Наблюдения:

    за погодой и изменениями характеристик ее составляющих (температура воздуха, облачность, осадки, ветер);

    за сезонными изменениями в природе (распускание почек на ветках, принесенных в помещение ранней весной, поведение птиц и насекомых ближайшего окружения в осенне-весенний период);

    за сменой времени суток (закат, рассвет, полная луна, месяц, звезды в ясную ночь, долгота дня);

    за домашними животными и аквариумными рыбками (особенности поведения, приемы ухода и безопасного обращения);

    за образцами правильного поведения в обществе и на природе, за собственным внешним видом;

    за изменениями настроения (собственного и окружающих) в связи с изменениями в погоде, самочувствии, во взаимоотношениях с людьми и др.

    Участие в работах на пришкольном участке, подкормка птиц зимой.

    Совместное приготовление к школьным праздникам, привлечение обучающихся к участию в общешкольных и внешкольных общественных мероприятиях.

    Наблюдения и элементарные практические опыты по изучению своей внешности, строения и особенностей своего организма (измерение роста, веса и пульса), познание своих возможностей восприятия окружающей действительности посредством различных органов чувств, ограничения и способов компенсации.

    Получение элементарных навыков пользования ИКТ. Участие в подборе материалов на заданную тему и подготовке проекта с привлечением информационно-коммуникационных технологий (Интернет, программа Microsoft PowerPoint), переписка посредством электронной почты.

    Направления работы в рамках содержания предмета

    Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда учащиеся будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать за природой, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

    Постоянное внимание при изучении указанного предмета уделяется накоплению и систематизации у детей представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, общественной жизни, формированию навыков правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, на природе). Ограниченное, а подчас и искаженное представление детей с недостатками слуха об окружающем мире, о той среде, где ребенок живет, определяет необходимость построения курса таким образом, чтобы овладение знаниями у глухих, слабослышащих школьников происходило при одновременном формировании речи и словесного мышления. Чем богаче предметная деятельность ребенка, чем больше он видит, наблюдая за окружающим, чем чаще педагог привлекает его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее ребенок в познании мира, тем эффективнее осуществляется воспитание коммуникативных качеств его личности, являющихся составной частью социальной адаптации.

    Изучение тем «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна» направлено на воспитание самосознания, уточнение и расширение конкретных представлений учащихся о себе, своей семье, об окружающих людях и их занятиях, о социальной среде обитания человека. Усиление личностного компонента в построении программы курса призвано воспитывать активное отношение ребенка к окружающему, ответственность за свои поступки; научить уважать культуру и традиции своего народа; воспитывать культуру общения и способствовать овладению ею.

    Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача второго направления.

    Изучение раздела «Родная природа» предусматривает ознакомление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок, а также при организации практических работ учащихся.

    На основе наблюдений и экскурсий на природу ученики усваивают порядок чередования времен года, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать их.

    В процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе школьники знакомятся с некоторыми видами растений и животных, получают первоначальные сведения о внешнем виде, образе жизни, некоторых повадках животных, птиц, рыб, насекомых; усваивают основные, наиболее яркие отличительные признаки растений.

    Предусмотренные темы следует изучать не последовательно, а возвращаться уже на новом уровне к одной и той же теме несколько раз в течение года.

    Необходимо систематически обращаться к известному детям, напоминать о том, что уже было в их опыте, добавляя новое, обобщать и систематизировать усвоенное в разных условиях. Представления детей об объектах и явлениях живой и неживой природы не должны быть отрывочными, случайными. Необходимо все факты окружающей действительности показывать в разнообразных связях и отношениях: временных, пространственных, причинно-следственных.

    Программа курса предусматривает и знание учащимися элементарных правил безопасности поведения в окружающей среде и условий, необходимых для ведения здорового образа жизни.

    Занятия по ознакомлению с окружающим миром тесно связаны с другими предметами, и в первую очередь с уроками развития речи, чтения, ППО, технологии. Речевой материал данных занятий отрабатывается на последующих уроках развития речи, а представления об окружающем мире, получаемые на других уроках, закрепляются и приобретают практическую направленность на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

    Программное содержание раздела «Ознакомление с окружающим миром» служит пропедевтикой к усвоению знаний по общеобразовательным предметам.

    Занятия предполагают развитие как разговорной, так и связной речи глухих школьников. Во время экскурсий, игр и т. п. учитель организует общение детей по поводу увиденного. Педагогу важно пробудить у детей интерес к самим объектам, поддержать у них активность в процессе наблюдения и практических действий, актуализировать имеющиеся представления.

    Работа над связной речью предполагает обучение детей излагать результаты наблюдений, описывать увиденные предметы, рассказывать об экскурсиях. Весь речевой материал учащиеся должны воспринимать слухозрительно. Ориентиром в отборе речевого материала и типов фраз служит программа по русскому языку , ППО, технологии. Предполагается расширение, углубление знаний учащихся о культуре общения.

    Формы и методы ознакомления детей с окружающим разнообразны: работа на пришкольном участке, экскурсии, прогулки, игры, посещение предприятий, выставок, просмотр видеофильмов, подготовка к праздникам.

    Распределение количества часов, выделенных на темы «Ознакомление с окружающим миром» для 1 класса является примерным. Учитывая особенности класса, уровень подготовки детей, местные условия, учитель может по-иному распределить программное время, изменить количество экскурсий, прогулок для обеспечения ка-чественного усвоения материала.

    Программа предусматривает тесную взаимосвязь изучения окружающего мира в дошкольных учреждениях для глухих детей и дальнейшую преемственность с курсом «Природоведение» и другими предметами в школе.

    Первоначальные знания о природе являются основой для дальнейшего усвоения курса природоведения, имеют большое значение для общего и речевого развития слабослышащих детей, способствуют развитию словесно-логического мышления.

    Знакомя детей с окружающей природой, учитель обеспечивает непосредственное восприятие изучаемых объектов, проводит работу по уточнению имеющихся в опыте детей представлений и понятий. В учебном процессе используются различные методы, формы работы и наглядные средства обучения, ведется систематическая работа по развитию речи учащихся: накопление специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную разговорную речь (диалогическую и монологическую).

    При изучении природоведческого материала ведущее место занимают наблюдения, экскурсии, опыты, практические работы, которые не должны подменяться словесными методами обучения. В программе по каждому классу и разделу указаны методы и формы работы, отвечающие специфике содержания, рассматриваемого по той или иной теме, и выполнение их является обязательным.

    В процессе наблюдений за погодой и сезонными явлениями, экскурсий на природу, организованных наблюдений в уголке живой природы, из бесед с учителем учащиеся получают сведения о различных явлениях, происходящих в природе в разное время года, о жизни растений и животных, о деятельности людей, а также первоначальные сведения о человеке и охране его здоровья. На уроке под руководством учителя осуществляется непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов.

    В процессе изучения живой природы особое внимание должно быть уделено формированию умения описать тот или иной объект, его характерные особенности по определенному плану, выделив при этом наиболее существенные признаки. С этой целью рекомендуется широко использовать приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся (анализ, синтез, сравнение), и тщательно подбирать объекты для изучения.

    При изучении особенностей строения растений и животных, условий их жизни объекты, относящиеся к определенной систематической группе, рассматриваются одновременно, а не поочередно, что помогает учащимся быстрее и легче установить сходные и отличительные признаки.

    Сравнение изучаемых предметов и явлений природы, установление их сходных и отличительных признаков дают возможность постепенно подвести учащихся к начальным природоведческим обобщениям, простейшей систематизации и классификации изучаемых объектов, что особенно важно для формирования системы природоведческих обобщений и активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе познания природы.

    В основе изучения природы ближайшего окружения лежат сезонный и краеведческий принципы. При изучении любого раздела учитель в зависимости от местных условий знакомит учеников с объектами родного края.

    Связующим звеном всех разделов является изучение труда людей и организация практической деятельности детей (общественно полезной, трудовой, игровой).

    В процессе обучения к одной и той же теме целесообразно возвращаться несколько раз в течение года как для закрепления полученных представлений, так и в целях их дальнейшего обогащения и развития.

                                       Место учебного предмета в учебном плане.

         В учебном плане в 1 классе на изучение предмета «Ознакомление с окружающим миром» отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов (33 учебные недели).

             Планируемые результаты обучения предмету «Ознакомление с окружающим миром» к концу 1 класса.

    Предметные результаты:

    Учащиеся должны знать:

    • свои имя и фамилию, возраст, состав семьи, имена и отчества членов семьи, их профессии, обязанности дома, имена и отчества учителя и воспитателя, имена одноклассников, свой домашний адрес;
    • наиболее безопасную дорогу до школы;
    • элементарные правила личной гигиены;
    • названия окружающих предметов: мебели, посуды, одежды, обуви, игрушек; школьных помещений;
    • названия растений (по 2—3; 5-6 названия деревьев, кустарников, трав, цветов), животных (по 2—3; 5-6  названия зверей, птиц, насекомых);
    • отличительные признаки нескольких растений и животных;
    • сигналы светофора, основные правила перехода улицы, названия главной улицы и площади своего города;
    • правила поведения в школе, дома, в общественных местах, на улице;
    • названия времен года, их последовательность и отличительные признаки;
    • названия 4—5 крупных городов страны.
    • правила безопасности при общении с животными и соблюдать их;
    • несколько игр и участвовать в них;

    Учащиеся должны уметь:

    • обращаться к товарищам и взрослым с просьбами, желаниями, приветствиями, поручениями;
    • исполнять обязанности дежурного;
    • соблюдать правила поведения в школе, группе, столовой, в транспорте, театре, кинотеатре;
    • ухаживать за своими вещами, следить за своим внешним видом, выполнять посильные поручения в семье и школе;
    • спокойно и вежливо разговаривать со старшими и сверстниками;
    • различать понятия: овощи, фрукты, ягоды; птицы, звери, рыбы, насекомые;
    • выполнять правила поведения в природе, охранять растения и животных;
    • наблюдать за природой и погодой, вести календарь погоды;
    • бережно относиться к окружающей природе.

    Личностные:

    • формировать мотивацию, любознательность («Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»);
    • формировать личное, эмоциональное отношение учащихся к изучаемой теме («Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…»).

        Метапредметные:

    Познавательные УУД:

    • осмыслять тексты заданий; уметь выделять главное, интерпретировать текст;
    • ориентироваться в учебнике;
    • осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, устанавливать аналогии;
    • осуществлять интерпретацию рисунка (картинки);
    • устанавливать причинно- следственные связи, представлять цепочки действий и явлений.

    Регулятивные УУД:

    • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • осваивать способ действия;
    • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.

    Коммуникативные УУД:

    • отвечать на вопросы;
    • задавать вопросы;
    • формулировать главную мысль;
    • осуществлять смысловое чтение;
    • использовать полученные знания в практических ситуациях;

                       

                           Содержание программы.

    I.       Человек и общество (27 часов).

    О себе (3 ч)

        Имя и фамилия, возраст, день рождения.

        Мои родные, состав семьи. Родословная. Имена и отчества взрослых членов семьи. Внимательные и добрые отношения между взрослыми и детьми в семье. Посильное участие в домашнем труде. Воспитание любви и уважения к родным и близким.

         Имена друзей. Совместные игры. Игрушки, их названия, бережное пользование ими.        Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры. Правила поведения дома.

         Выполнение правил личной гигиены: уход за телом, волосами, одеждой, обувью. Значение соблюдения чистоты рук перед приемом пищи, после приема пищи, после игры во дворе и др.

        Режим дня, его роль в сохранении здоровья. Утренняя гимнастика.

       Обстановка дома, бытовые приборы и предметы мебели. Соблюдение порядка в жилом помещении.

          Вкусная и здоровая пища. Продукты питания, получаемые из молока, муки, мяса. Бережное отношение к продуктам питания. Кухонное помещение, приготовление пищи, содержание продуктов. Предупреждение заболеваний и отравлений испорченными продуктами из-за неправильного их хранения и употребления. Посуда и столовые приборы (названия и назначение). Правила сервировки стола и поведения за столом (пользование столовыми приборами и этикет).

          Внешность человека (рост, цвет и длина волос, форма носа и рта, цвет глаз, другие отличительные признаки).

          Части тела человека. Особенности своего организма: рост, вес, пульс.

         Органы чувств (обоняние, слух, зрение). Их значение в жизни и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих (с учетом имеющихся ограничений возможностей здоровья).

         Виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение и соответствие времени года. Одежда для мальчика и для девочки. Подбор одежды и обуви по сезону. Уход за одеждой, обувью.

         Забота о здоровье, профилактика заболеваний в осенне-зимний период (как уберечься от простуды, значение подбора одежды в зависимости от погодных условий).

         Демонстрация своего желания или отношения к чему-либо (нравится / не нравится, хочу / не хочу, рад / не рад, весело / грустно, больно / не больно     и т. п.).

    Я и школа (8 ч)

         Я – школьник.

         Мои товарищи. Имена товарищей по классу, учителя, воспитателя.

         Занятия детей в школе. Утро перед уроками. Как правильно сидеть за партой.

         Здание школы снаружи и внутри. Расположение классов, групповых комнат и других помещений (спальня, столовая, кабинет врача, спортзал, библиотека, мастерские), их названия и назначение. Классная комната. Мебель в классе и ее назначение.

          Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, уборщица, повар и др. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрослым.

          Учебные вещи. Правила поведения в школе и классе. Вежливое обращение к взрослым и сверстникам (употребление при общении имен товарищей по классу, учителя, приветствие других работников школы).

          Правила поведения во время занятий (внимательно следить за объяснениями учителя и ответами товарищей, не мешать одноклассникам, соблюдать порядок на рабочем месте).

           Содержание учебных вещей в чистоте и аккуратности. Ответственное и бережное отношение к учебным книгам, школьному имуществу, личным вещам и вещам одноклассников. Поддержание порядка в классе. Выполнение обязанностей дежурного.

          Режим дня школьника (труд и отдых в течение дня). Время суток, практическое определение времени по часам (занятия утром, днем, вечером, ночью).

          Правила поведения в столовой, этикет во время приема пищи.

          Пользование компьютером для поиска информации (Интернет), коллективного составления проектов на определенную тему (подбор фотографического материала, составление элементарных презентаций в программе Microsoft PowerPoint; приложений МЭШ , готовых сценариев из МЭШ, электронных учебников из Библиотеки МЭШ.

    Город, в котором я живу (3 ч)

           Название родного города. Родной город, его достопримечательности.

           Название улицы и номер дома, где находится школа. Главная улица (площадь) города. Главные предприятия в городе, основная продукция этих предприятий. Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк, планетарий, зоопарк и др.). Труд людей, живущих в городе, названия наиболее распространенных для города профессий.

           Правила поведения в магазине (покупка продуктов, действия покупателей и продавцов). Деньги, обращение с ними (элементарные навыки пользования деньгами).

           Сигналы светофора. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Пешеходное движение запрещено», «Подземный переход».

          Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, в лифте, дома (звонок в дверь).

         Транспорт города (села): автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, метро. Правила поведения в транспорте. Правила безопасности в транспорте.

         Средства связи: телефон (городской и мобильный). Как действовать при необходимости получения экстренной помощи. Номер телефона (родственников, педагогов) при необходимости экстренной связи. Как и к кому обратиться за помощью на улице.

    Родная страна (6 ч)

           Наша Родина – Россия. Москва – столица нашей страны. Красная площадь. Флаг нашей страны.

         Город, поселок, деревня. Родной край – частица России.

          Ландшафтные особенности родного края (река, море, лес, поле). Ближайший к школе водоем (река, пруд, озеро).

          Праздники, отмечаемые в нашей стране: День учителя, Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.       Участие детей в коллективной подготовке к праздникам, в общешкольных мероприятиях(Речевой конференции, Предметной неделе).

          Значение труда в жизни общества (города, страны). Мирные и военные профессии.

          Народные игрушки (Дымково, Хохлома).

          Отдельные виды фольклора (сказка, загадка, пословица, поговорка).

    II.        Человек и природа (22 часа).

    Родная природа (17 ч)

         Восприятие красоты природы родного края, бережное отношение к природе. Последовательность месяцев в году. Ранняя и поздняя осень. Солнечные и пасмурные дни. Выпадение снега и его таяние, распускание почек, появление насекомых в теплое время года, замерзание водоемов, подготовка к зиме растений и животных.

          Природа города. Зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы. Лесные ягоды, орехи, грибы. Знание опасных для здоровья ягод, грибов. Предупреждение отравлений.

           Времена года. Сезонные изменения в природе. Погода в разные времена года (снегопад, таяние снега, листопад, ветер, дождь, гроза и др.). Хорошая и плохая погода. Выражение своего отношения к изменениям погоды.

           Смена дня и ночи на Земле. Время суток: сопутствующие явления и наблюдения за объектами (рассвет, закат, луна, месяц, звезды).

            Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определенный отрезок времени. Народные приметы и сравнение с собственными наблюдениями.

     Растительный мир

            Названия нескольких деревьев, кустарников, трав и цветов. Комнатные растения, их названия. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода), – на основе наблюдений и опытов.

           Внешний вид и разнообразие овощей и фруктов. Использование их в пищу. Приготовление блюд из овощей и фруктов.

          Лесные и садовые ягоды; орехи. Знание опасных для здоровья ягод.   Предупреждение отравлений.

    Животный мир

          Домашние и дикие животные. Первоначальное знакомство с внешним видом, образом жизни, с некоторыми повадками. Детеныши домашних животных.

          Птицы. Первоначальные сведения о внешнем виде и образе жизни птиц в природе. Отлет перелетных птиц. Прилет и гнездование птиц.

          Рыбы. Особенности внешнего вида рыб, среда их обитания.

          Насекомые, распространенные в данной местности (названия, внешний вид, поведение в разное время года).

    Жизнь и деятельность человека

           Труд и отдых людей в разное время года. Отдых и занятия, адекватные погодным условиям и сезонным изменениям.

           Сбор урожая осенью. Весенние работы в саду и огороде.

         

           Экскурсии по школе, на пришкольный участок, в парк, магазин (булочную, гастроном), на рынок, на ближайший водоем.

           Наблюдения: за погодой, за сезонными изменениями в природе, за распусканием почек на ветках, принесенных в помещение ранней весной, за поведением птиц и насекомых ближайшего окружения в осенне-весенний период, за домашними животными и аквариумными рыбками, ростом высаженных растений.

                       Форма организации образовательного процесса.

           Урок, практическое занятие, экскурсия.

                          Основные формы контроля знаний и умений.

           Самостоятельная работа, практическая работа, опрос.

                                                  Вид контроля.

                                            -  индивидуальный;

                                            -  фронтальный.

                                 Тематическое планирование учебного материала.

    Тема

    Кол-во часов

    Модуль  1

    Родная страна.

    1 час

    1.День знаний.

     1 час

    Человек и общество

     3 часа

    1. О себе .Имя, фамилия.

     1 час

    2. О себе. Имена товарищей по классу, учителя, воспитателя.

     1 час

    3. О себе. День рождения.

    1 час

    Я и школа

    6 часов

    1. Школа. Название и назначение комнат: класс, спальня, кабинет врача, актовый зал, спортивный зал, библиотека, столовая.

     1 час

    2. Школа. Экскурсия по школе.

     1 час

    3. Школа. Ответы на вопросы.

     1 час

    4. Школа. Дидактическая игра «Назови комнату».

     1 час

    5. Класс. Наш класс. Правила поведения в классе.

     1 час

    6. Класс. Мебель в классе. Бережное отношение к мебели.

     1 час

    Модуль 2

    Родная страна

     1 час

    1.День Учителя

     1 час

    Я и школа

     2 часа

    1.Я школьник. Начало учебного года. Обязанности школьника. Внешний вид.

     1 час

    2. Обязанности дежурного.

    1 час

    Человек и общество

     3 часа

    1.Учебные вещи. Название учебных вещей.

     1 час

    2.Ответы на вопросы.

     1 час

    3.Дидактическая игра «Что это?»

     1 час

    Человек и природа

     5 часов

    1.Фрукты.Название фруктов(яблоко, груша, слива, апельсин, лимон).

     1 час

    2. Ответы на вопросы.

     1 час

    3. Мой любимый фрукт.

     1 час

    4. Овощи. Название овощей(помидор, огурец, лук, капуста, картофель, морковь, свёкла)

     1 час

    Модуль 3

    5.Дидактическая игра «Угадай по описанию»

     1 час

    Человек и общество

     6 часов

    1.Одежда и обувь. Название одежды.

     1 час

    2. Название обуви.

     1 час

    3. Ответы на вопросы.

     1 час

    4. Дидактическая игра «Одень куклу Машу».

     1 час

    5. Моя любимая одежда, обувь.

     1 час

    6. Уход за одеждой, обувью.

     1 час

    Родная природа

     1 час

    1.Осень.Холодно.Небо серое. Дует ветер. Идёт дождь. Падают листья.

     1 час

    Человек и общество

     3 часа

    1.Игрушки.Название игрушек(мяч, шар, кукла, машина, юла, мишка, зайка, домик).

     1 час

    2. Моя любимая игрушка.

     1 час

    Модуль 4

    3. Елочные игрушки( шар, флажок, снежинка, бусы, хлопушка, колокольчик, звезда).

     1 час

    Родная страна

     1 час

    1.Новый год.Праздник Новый год. Участие в празднике.

    1 час

    Человек и общество

    5 часов

    1. Посуда. Название посуды.

    1 час

    2.Экскурсия в столовую.

    1 час

    3.Правила пользования столовыми приборами.

    1 час

    4.Дидактичесая игра «Сервировка стола»

    1 час

    5.Правила поведения в столовой.

    1час

    Родная страна

    1 час

    1.Женский день

    1 час

    Человек и общество

    7 часов

    1.Спальня.Название мебели в спальне

    1 час

    2.Правила поведения в спальне

    1 час

    3.Ванная комната. Название мебели.

    1 час

    4. Назначение мебели.

    1 час

    Модуль 5

    1. Туалетные принадлежности. Название туалетных принадлежностей.

    1 час

     2.Дидактическая игра «Купание куклы Оли».

    1 час

    3.Уход за телом.

    1 час

    Родная природа

    16 часов

    1.Животный мир. Дикие животные. Название диких животных.

    1час

    2.Части тела животных

    1 час

    3.Жилище диких животных.

    1 час.

    4. Животные жарких стран. Название.

    1 час

    5.Части тела животных

    1 час

    6. Среда обитания.

    1 час

    7.Домашние животные. Название.

    1 час

    8.Части тела животных.

    1 час

    9. Жилище домашних животных

    1 час

    Модуль 6

    1.Домашние птицы. Название птиц.

    1 час

    2.Части тела птиц.

    1 час

    3.Жилище домашних птиц.

    1 час.

    4.Дикие птицы .Название птиц.

    1 час

    5.Жилище диких птиц.

    1 час

    6. Экскурсия в зоопарк.

    1 час.

    7.Дидактическая игра «Где живут животные?

    1 час

    Родная страна

    2 часа

    1.Наша Родина – Россия. Название крупных городов.

    1 час

    2.Москва – столица нашей страны.

    1 час

    Город, в котором я живу.

    3 часа

    1.Название города(села).

    1 час

    2.Жилые помещения города(села), их различия.

    1 час

    3.Транспорт.Название транспортных средств .Правила поведения детей в транспорте. Светофор, правила перехода улицы. Поведение детей на улице.

    1 час

     

                             Перечень учебно-методического обеспечения.

    1.Учебник.

        «Ознакомление с окружающим миром. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций» (авторы Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова).

    Пособия для учителя:

         Методические рекомендации к учебникам «Ознакомление с окружающим миром» для 1 дополнительного, 1, 2 классов (авторы М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева).

    2.Наглядные пособия.

    Таблицы к основным разделам программы.

    Наборы предметных и сюжетных картинок.

    Коллекции плодов и семян растений.

    Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

    3.Материально - технические средства.

    Магнитная доска с набор приспособлений для крепления наглядного материала. Интерактивная доска.

    Видеопроектор.

    Экспозиционный экран.

    Персональный компьютер с принтером.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...

    Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

    Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

    Рабочая программа по окружающему миру 2 кл.

    рабочая программа по окружающему миру 2 кл. Плешаков.ФГОС...

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая  УМК Перспектива...

    Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.

    Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, авторской программы А....