человек 5 класс 2 вариант
рабочая программа по естествознанию (5 класс)

Бойченко Надежда Николаевна

Рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_5_k_2_v.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Человек, 5 класс, 2 вариант (обучение на дому).

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Актуальность заключается в формировании личности ребенка при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Целью обучения предмета является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

На уроках «Человек» используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Человек» ставит следующие задачи:

  • формирование представлений о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
  • развитие умений решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
  • развитие умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
  • формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Учебный курс предусматривает следующую структуру:

  • Представления о себе.
  • Моя семья
  • Гигиена тела.
  • Одежда и обувь
  • Прием пищи.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю. Из них:

I ч. –     ч          

II ч. –     ч.                              

III ч. –    ч.                                  

IV ч. –    ч.                             Всего за год – 34 часа.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения:

  • иметь представления о собственном теле;
  • относить себя к определенному полу;
  • уметь определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
  • уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, свои интересы, хобби и др.;
  • уметь соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой);
  • иметь представления о членах семьи, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
  • узнавать одежду, обувь.
  • уметь расстёгивать и застёгивать одежду, завязывать шнурки, знать последовательность одевания и раздевания.
  • различать изнаночную сторону одежды.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

В программе  предмета выделяются разделы:

Представления о себе.

  • Назначения частей тела.
  • Моё здоровье: режим дня.
  • Моё здоровье: личная гигиена.

  • Организации своего свободного времени.
  • Сообщение о состоянии своего здоровья.
  • Называние своего имени и фамилии.
  • Называние своего возраста.
  • Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм.
  • Рассказ о себе с помощью речи и жестов.

Моя семья

  • Определение своей социальной роли в семье.
  • Социальные роли членов семьи.
  • Бытовая и досуговая деятельность членов семьи.

Гигиена тела

  • Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
  • Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица
  • Чистка зубов. Полоскание полости рта.
  • Расчесывание волос.

Одежда и обувь

  • Назначение предметов одежды.
  • Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
  • Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
  • Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
  • Соблюдение последовательности действий при раздевании
  • Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды

Приём пищи

  • Наливание жидкости в кружку.
  • Накладывание пищи в тарелку.
  • Еда вилкой.
  • Использование салфетки во время приема пищи.

6. Тематическое планирование

тема

колич. часов

сроки

основные элементы содержания

практика

Представления о себе.

1

Назначения частей тела.

1

Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела.

Показ частей тела

2

Моё здоровье: режим дня.

1

Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья.  Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые  упражнения.

Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья.  

3

Моё здоровье: личная гигиена.

1

Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья.  Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые  упражнения.

Осознание важности соблюдения личной гигиены  для здоровья

4

Организации своего свободного времени.

1

Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Через просмотр демонстрационного материала, игровых действий,  практических упражнений.

Формирование умения распознавать  свои ощущения,  определять свое самочувствие, локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.

5

Сообщение о состоянии своего здоровья.

1

Учить сообщать о проблемах со здоровьем

6

Называние своего имени и фамилии.

2

Учить называть свою фамилию, имя

Формировать умения называть свою фамилию, имя

7

Называние своего возраста.

2

Формирование умения осознавать свой возраст, называть его, через практические игровые упражнения.        Формирование умения осознавать свой возраст, называть его.

Формирование умения осознавать свой возраст, называть его

8

Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм.

2

Формирование умения осознавать и  сообщать  своё имя возраст, любимое занятие, по подражанию.

Формирование умения осознавать и  сообщать  своё имя возраст, любимое занятие.

9

Рассказ о себе с помощью речи и жестов.

2

Формирование умения осознавать и  сообщать  своё имя возраст, через игру «Давай знакомиться!»  Через практическую, игровую деятельность.

Формирование умения осознавать и  называть  своё имя, возраст, через игру «Давай знакомиться!»  

10

Закрепление пройденного материала.

1

Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, рассказать о себе. Через игру.          

Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих.

Моя семья

11

Определение своей социальной роли в семье.

1

Формирование представлений о себе, своей социальной роли через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

Формирование представлений о бытовой деятельности членов семьи.

12

Социальные роли членов семьи.

1

Формирование представлений о членах семьи, их социальной роли через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

Формирование представлений о  досуговой деятельности членов семьи.

13

Бытовая и досуговая деятельность членов семьи.

1

Формирование представлений о  бытовой и досуговой деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

Представление о профессиональной деятельности членов семьи.

14

Закрепление пройденного материала.

1

Закрепление представлений о членах семьи, через игру.

Закрепление представлений о членах семьи. .Повторение пройденного материала

Гигиена тела

15

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.

1

Учить различать вентили с горячей и холодной водой; регулировать напор струи воды через просмотр видеоматериалов, игровые и практические действия

Регулировка напора воды и температуры

16

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица

1

Формировать умения мыть и вытирать лицо через просмотр видеоматериалов, игровые и практические действия

Мытьё и вытирание лица

17

Чистка зубов. Полоскание полости рта.

1

Формировать умения чистить зубы через просмотр видеоматериалов, игровые и практические действия

Чистка зубов

18

Расчесывание волос.

1

Формировать умения ухаживать за волосами

Расчесывание волос

Одежда и обувь

19

Назначение предметов одежды.

1

Формировать знания назначения предметов одежды

Определение видов и назначения одежды

20

Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.

1

Познакомить с назначением различных видов одежды через просмотр видеоматериалов, демонстрационных материалов, практические и игровые действия

Формировать представления о видах одежды

21

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.

1

Учить различать виды одежды через просмотр демонстрационных материалов, игровые действия, беседу

Формировать представления об одежде

22

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).

1

Учить расстёгивать и застёгивать одежду, развязывать шнурки через игровые и практические действия

Формировать умения расстёгивать и застёгивать одежду, обувь

23

Соблюдение последовательности действий при раздевании

1

Учить соблюдать последовательность действий при раздевании через игру и практические действия

Формировать умения раздеваться

24

Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды

1

Учить различать лицевую, переднюю, заднюю сторону одежды, верх, низ через игровые и практические действия

Расширение знаний об одежде

25

Закрепление пройденного материала.

1

Закрепить знания об одежде и обуви

Закрепление знаний об одежде и обуви

Приём пищи

26

Наливание жидкости в кружку.

1

Формировать умение наливать жидкости в стакан, кружку

Наливание жидкости

27

Накладывание пищи в тарелку.

1

Формировать умения накладывать пищу в тарелку

Накладывание пищи в тарелку

28

Еда вилкой.

1

Учить есть вилкой через игровые и практические действия

Использование вилки

29

Использование салфетки во время приема пищи.

1

Формировать умения пользоваться салфеткой во время еды через просмотр демонстрационных материалов, игровые и практические действия

Использование салфетки

30

Повторение пройденного материала.

1

Повторить и закрепить пройденный материал

Повторение пройденного материала

7. Учебно-методическое обеспечение

  • Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • Комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.

8. Материально-техническое обеспечение

 Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. Компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)

Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно   в  процессе  освоении  технологических навыков  учащиеся  получают воз...

Рабочая программа по технологии 10-11 класс (вариант для девочек)

Главная цель образовательной области "Технология" - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни  в  условиях  рыночной  экономики....

Грамматический тест для 8-1 класса вариант 1

 Итоговый тест за 3 четверть....

Тестовая работа "Происхождение человека" (2 варианта).

Тестовая работа "Происхождение человека" для учащихся 11 класса в формате ЕГЭ. УМК В.В. Пасечника, 2 варианта....

Тесты по теме "Мировоззрение и его роль в жизни человека" 2 варианта.

Тестовый контроль знаний учащихся в 2-х вариантах....

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Человек" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 у...

Урок " Компьютерные текхнологии" 3 класс ( вариант 1.2).Конспект урока, презентация,таблички, дидактический материал. Тема " Человек и компьютер".

Урок " Компьютерные текхнологии" 3 класс ( вариант 1.2).Конспект урока, презентация,таблички, дидактический материал. Тема " Человек и компьютер"....