Программа Следопыты
рабочая программа по естествознанию

Дубинина Евгения Владимировна

т/о " Эколаборатория"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubinina_ev.sledopyty.2021-2022_1.docx45.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «СПЕКТР»

   

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных занятий

                                                «Следопыты»

                                             Направленность: естественнонаучная

Возраст: 8-11 лет

Срок реализации: 9 месяцев – 36 часов  

Первое полугодие – 17 недель (17 часов)

Второе полугодие – 19 недель (19 часов)

 

  

Автор-разработчик: 

Дубинина Евгения Владимировна,

педагог дополнительного образования

               

            

 

 

 

Новоаганск, 2021

 

I.          Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка  

Направленность программы – естественнонаучная.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «_Следопыты» составлена с учетом:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

4. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;

5. Письма Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

6. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

7. Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова/ ГАОУВО «Московский институт открытого образования».

           Актуальность программы данной программы является приобщение учащихся к учебно-исследовательской деятельности для развития их познавательной мотивации, формирования мировоззрения и творческого мышления, а также создание условий для развития исследовательских качеств личности.

Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Школа не может удовлетворить в полной мере спектр образовательных интересов личности и темпы ее развития, поэтому обучение по специальным программам в рамках научных обществ учащихся в дополнительном образовании актуально.    

Отличительные особенности программы. Учебный курс по данной программе позволит учащимся изучить общие принципы исследовательской деятельности, освоить простейшие методы исследования по биологии и экологии, научит использовать полученные знания при оценке экологического состояния окружающей среды и грамотно обработать полученный материал исследования.  

Адресат программы: учащиеся  8-11 лет.

Объем и  срок  освоения  программы:  9 месяцев – 36 часов индивидуальных занятий с каждым учащимся отдельно.

 Форма обучения: очная,  индивидуальная, в отдельных случаях возможна работа с учащимися в условиях сетевого взаимодействия и самостоятельная работа.  

Особенности организации образовательного процесса. Занятия построены с минимальным теоретическим наполнением и максимумом практики.  Программа представляет систему занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста, которые интересуются экологией.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 час в неделю с каждым учащимся индивидуально.  

Квалификация педагога соответствует профилю программы

1.2. Цель и задачи программы

 Цель данной программы способствовать самореализации и развитию творческих способностей        учащихся  через  учебно-исследовательскую деятельность.

Задачи программы  

последовательно расширить и углубить знания, умения и навыки учащихся по биологии и экологии через исследовательскую деятельность, изучая природу родного края, городской среды обитания, пути их рационального использования и охраны;

обучить простейшим методам лабораторных исследований, ведению эксперимента, основам экологии, как науки;

научить пользоваться научно-популярной и справочной литературой, в том числе интернет-источниками;

развить наблюдательность, внимание, способности учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем;

обучить обрабатывать результаты исследования, в том числе с использованием ИКТ;  

сформировать коммуникативные навыки у учащихся.

1.3 Содержание программы

Учебный план

№  

Наименование разделов  

кол-во часов  

формы   контроля  

Всего

теория  

практика

 

1 полугодие

 

 

 

 

1.1  

Вводное занятие          

1

1

 

Беседа  

1.2.  

Исследовательская работа и её особенности. Структура работы. Этапы исследовательской работы

16

1

15

Практическая работа

1.3

Итоговое занятие

1

1

Рецензия на работу

1.4

Итого за 1 полугодие

18

       2        

16

 

 

2 полугодие

 

        

 

2.1

Вводное занятие.  

 1  

    1  

   

  Беседа

2.2.  

Изучение  основных приложений Microsoft Office: Word, Power Point

10

1

9

  Практическая работа

2.3

Подготовка к публичному выступлению

6

1

5

Практическая работа

2.4.  

Итоговое занятие

1

 

         1

      Презентация

 

Итого за 2 полугодие

18

 3

15

 

Итого часов  

 

 

36

5

31

 

Содержание        плана.     1полугодие.

  1. Вводное занятие - 1. 

                Теория: знакомство с планом работы 1 полугодия. Цели и задачи программы обучения.         Организационные вопросы.  Собеседование.  

  1. Исследовательская работа и её особенности. Структура работы.

        Этапы исследовательской работы -16

                Теория: понятие исследовательская работа. Ее структура. Этапы исследовательской работы (подготовительный, основный, заключительный).

                Практика: консультации с педагогом, научным руководителем работы, по индивидуальной теме.         

                Подготовительный этап: изучение теории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях (обзор литературы). Анализ информации по изучаемой проблеме.         Составление плана проведения исследования. Подготовка бланков, карт, необходимых для фиксации данных. Работа с оборудованием, необходимым для проведения исследования.         Основной этап: сбор материала. Текстовое оформление результатов исследовательской работы. Основные требования к оформлению исследовательской работы (доклада). Структура исследовательской работы и особенности содержания её разделов.         Приложения к докладу и основные требования к их оформлению.  Сведение данных в таблицы, построение графиков и диаграмм. работа по оформлению. Заполнение дневников наблюдений. Подготовка доклада и презентации по выполненной работе. Подготовка к публичному представлению результатов своего исследования. Подготовка и участие в конкурсах, фестивалях.  

                1.3. Итоговое занятие – 1. 

                Практика: защита творческих проектов учащихся. Самоанализ результатов работы за 4 месяца.    

                2 полугодие.   

                2.1.  Вводное занятие – 1. 

                Теория: знакомство с планом работы 2 полугодия. Повторение.

                2.2.  Изучение  основных приложений Microsoft Office: Word, Power Point-10

                Теория. Правила противопожарной безопасности. Правила пользования техническими средствами обучения.

                Практика: Работа в графических программах. Особенности программы Microsoft Office: Word, Power Point Создание различного графического продукта. Подготовка и участие в конкурсах, фестивалях.  

                2.3. Подготовка к публичному выступлению-6.

                Теория: занятия по отработке правильной речи. Упражнения для разминки артикуляционного аппарата,   для четкого произношения звуков. Памятка выступающему перед аудиторией. Поведение выступающего перед аудиторией. Использование компьютерной презентации при выступлении.

                Практика: доклад, умение отвечать на вопросы, грамотно держаться при докладе и говорить).

  1. Итоговое заниятие-1

                Практика: подведение итогов по модулям программы. Итоговая аттестация.  Защита творческих проектов учащихся. Самоанализ результатов работы за год. 

1.4  Планируемые результаты

        Личностные

- осознавать свою сопричастность к стране через изучение экологических проблем и окружающей среды родного города и его окрестностей;

- уважительно относиться к иному мнению, грамотно вести дискуссию;

- иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

                Метапредметные:

- самостоятельное выделение и формулирование цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- поиск необходимой информации с применением различных методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выдвижение гипотез, установление аналогий и т.д.

                

           Предметные  

-работать с научно популярной и специальной литературой;

-вести дневник наблюдения, проводить эксперимент, знать простейшие методики исследования;

-обрабатывать собранные результаты;

-знать структуру исследовательской работы и оформлять ее;

- уметь делать презентацию своей работы;

-докладывать о результатах своей работы слушателя м конференций и вести дискуссию.  

 

 II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Годовой учебный п

Начало учебного года

1 сентября 2021

Окончание учебного года

31 мая 2022

Продолжительность

учебного года

36 учебных недель

лан.  ... .Продолжительность учебного года

Этапы образовательного процесса

1 полугодие – 17 учебных недель

01.09.2021 - 28.12.2021

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

21.12.2021 - 22.01.2022

Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению

Дополнительных общеобразовательных        общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия

30.12.2021 - 09.01.2022

Зимние каникулы

2 полугодие – 19 учебных недель

09.01.2022 - 31.05.2022

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

29.03.2022 - 31.03 2022

Весенние каникулы

04.05.2022- 25.05.2022

Итоговая аттестация обучающихся по  усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Работа в летний период

01.06.2022 - 31.08.2022

Реализация дополнительных (краткосрочных) общеобразовательных общеразвивающих программ, Мастер-классы, Работа дворового клуба, Работа профильных отрядов

Нерабочие праздничные дни:

1 января – 8 января - Новый год

7 января –Рождество Христово

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

 1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

12 июня – день России

4 ноября - День народного единства

            2.2 Условия реализации программы

                Занятия проходят в кабинете соответствующем нормам Сан Пин. Каждый учащийся имеет рабочее место, материалы и инструменты необходимые на занятии.  В кабинете имеется компьютер, методические разработки, литература, наглядные пособия, стенды с творческими работами обучающихся, стенд по ТБ. Учащиеся посещают детскую библиотеку, сотрудничаем со школами посёлка

                2.3 Формы аттестации

                Текущий контроль        проводится в конце изучения каждой темы -  тесты, творческие задания, выставки.

                Промежуточная аттестация диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся - декабрь;

                Итоговая аттестация        оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе - творческая работа, наградные документы за участие в конкурсах различного уровня по профилю.

                2.4. Оценочные материалы

                Теоретические знания проверяются в форме: беседы, творческой работы.

                Практические навыки проверяются в виде готовых творческих и практических работ.         Форма проведения итогового контроля: итоговая аттестация, защита проекта. В течении учебного года учащиеся участвуют в различных конкурсах, проектах, фестивалях.

        2.5 Методические материалы

        Методическое обеспечение программы.

- методы  обучения (словесный,  наглядный,  практический, объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный,  частично- поисковый,  исследовательский,  игровой, проектный  и  др.)

- методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

−   формы  организации  образовательного  процесса: индивидуальная

−   формы  организации  учебного  занятия  -    беседа,  выставка, игра,  конкурс, наблюдение,

открытое  занятие,  посиделки,  поход,  практическое  занятие,  презентация, фестиваль, экскурсия.

−  педагогические  технологии  -  технология  индивидуализации обучения,    технология  разноуровневого  обучения,  технология  развивающего обучения, технология  исследовательской деятельности,  технология  проектной  деятельности,  технология игровой  деятельности,  коммуникативная  технология  обучения, технология  портфолио,  здоровьесберегающая технология,  технология адаптивной системы

−   дидактические  материалы  –  раздаточные  материалы, задания,  упражнения, образцы изделий и т.п.

                                           2.6 Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1 полугодие

1

сентябрь

14.00-14.45

14.55-15.40

Беседа

1

 Вводный инструктаж по Т.Б.. Введение в образовательную программу.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Беседа

2

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие.

1

Общее понятие исследовательской работы и ее этапы.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

  Лекция

3

октябрь

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Выбор темы, консультация. Подготовительный этап: изучение теории рассматриваемой проблемы в опубликованных изданиях (обзор литературы).Работа с литературой.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

4

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Анализ информации по изучаемой проблеме. Составление плана проведения исследования. Подготовка бланков, карт, необходимых для фиксации данных.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа.

5

ноябрь

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Работа с оборудованием, необходимым для проведения исследования. Основной этап: сбор материала.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

6

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие.

1

Текстовое оформление результатов исследовательской работы. Основные требования к оформлению исследовательской работы (доклада). Структура исследовательской работы и особенности содержания её разделов.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

7

декабрь

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Приложения к докладу и основные требования к их оформлению.  Сведение данных в таблицы, построение графиков и диаграмм. работа по оформлению.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

8

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Заполнение дневников наблюдений. Подготовка доклада и презентации по выполненной работе

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

9

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

1

Итоговое занятие. Рецензия на работу. Защита.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

                                                                           2 полугодие

1

январь

15.00-15.45

15.55-16.45

Изучение нового материала

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Введение.Введение в программу  Microsoft Office.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

беседа

2

февраль

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Введение в программу  MicrosoftWord. Рабочее окно.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

3

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Основные функции. Создание документа.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

4

март

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Введение в программу  Power Point. Рабочее окно. Основные параметры.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

5

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Создание простых документов с заданной тематикой.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

6

апрель

15.00-15.45

15.55-16.45

Изучение нового материала

1

Подготовка доклада и презентации по выполненной работе. Подготовка к публичному представлению результатов своего исследования.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Беседа

Практическая работа

7

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Занятия по отработке правильной речи. Как держаться на сцене.

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

    8

май

15.00-15.45

15.55-16.45

1

1

Упражнения для разминки артикуляционного аппарата, для четкого произношения звуков

доклад, умение отвечать на вопросы, грамотно держаться при докладе и говорить).

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

9

15.00-15.45

15.55-16.45

Комбинированное занятие

1

Подведение итогов по модулям программы. Итоговая аттестация.  Защита творческих проектов учащихся. Самоанализ результатов работы за год

Ул. М-Карамов, 3а, каб. № 10

Практическая работа

Список литературы

Для педагога:

1. Акентьева Л.Р., Золотарева А.В., Кисина Т.С. Педагогический контроль в дополнительном образовании (метод. рекомендации педагогам доп. образования). – Ярославль: ОЦДЮ, 1997. – 48 с.

2. Антропоэкологические подходы в современном образовании. Ч.1. Сборник научнометодических материалов. – Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999. – 172 с.

 3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.: МПСИ, 2006. – 310 с.  

4. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 128 с.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 2009.

6. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога / Под ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 288

7. Сикконэ Фрэнк. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М.: УРСС, 1997. – 360 с.  23.

        Для детей:

 1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. – Самара: Учебная литература, Изд. дом «Федоров», 2006. – 80 с.

2. Афанасьева Н.Б., Березина Н.А. Введение в экологию растений: учебное пособие /Н.Б. Афанасьева, Н.А. Березина. – М.: Изд-во Московского университета, 2011. – 800 с.  

3. Белова Ю.Н., Балукова О.М., Колесова Н.С. Организация исследований, наблюдений обучающихся по энтомологии. Направления фауно-экологических исследований насекомых: методические рекомендации. – Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2011. – 35 с.

4. Борейко В.Е. Охрана вековых деревьев. /Издание 2-е, дополненное. Серия: Охрана дикой природы, вып.22. – Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. – 96 с.

 5. Брунов В.В. Учебно-полевая практика по зоологии и экологии в городе: Методические рекомендации. Серия «Практическая экология для школьников и студентов». – Вологда, 2002. – 156 с.

6. Гербарное дело: Справочное руководство (пер. с англ.). – Кью: Королевский ботанический сад, 1995. – 341 с.

 7. Гигиена и экология человека: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.А. Матвеева, А.В. Леонов, М.П. Грачева и др.; Под ред. Н.А.Матвеевой. – М.: Академия, 2005. – 304 с.

8. Горбатовский В.В. Охраняемые животные, растения и грибы России. / Библиографический справочник. – М.: МПР России, 2007. – 420 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юные следопыты"

Работа кружка нацелена на развитие навыков исследовательской деятельности у школьников, создаёт условия для повышения мотивации к выполнению поисковой работы, подготовке публичных выступлений...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа географа-следопыта"

Рабочая программа к курсу «Школа географа-следопыта» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В данной ...

Рабочая программа части,формируемой участниками образовательного процесса по географии "Школа географа-следопыта"

Факультативные занятия по географии – важная часть общешкольной учебно-воспитательной работы в школе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа географа-следопыта» «Я – землевед»

Общая информацияВ данном материале представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5-6 классов, направленная на формирование универсальных учебных...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа географа-следопыта» «Я – землевед»

В данном материале представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5-6 классов, направленная на формирование универсальных учебных действий на осн...

Программа доп. образования "Туристы- следопыты"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно- спортивной  направленности «Туристы- следопыты» Возраст детей: 12- 17 лет...