Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы
методическая разработка по естествознанию (10, 11 класс)

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы

(для учащихся 8-9-го класса)

Анкета

Дата         Ф.И.              Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

         I      1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

             а)  получения образования;

             б)  поступления в вуз;

  в) будущей профессии;

  г) ориентировки в жизни;

  д) того, чтобы устроиться на работу.

2.  Я бы не учился, если бы...

   а)  не было школы;

   б)  не жил в России;

   в)  не воля родителей;

   г)  не получал знания;

   д)  не жил.

3.  Мне нравится, когда меня хвалят за...

   а)  хорошие отметки;

   б)  успехи в учебе;

   в)  приложенные усилия;

   г)   мои способности;

   д)   выполнение домашнего задания;

   е)   мои личные качества.

II     4.  Мне кажется, что цель моей жизни...

   а)   работать, жить и наслаждаться жизнью;

   б)   закончить школу;

   в)   доставлять пользу людям;

   г)   обучение.

        5.   Моя цель на уроке...

   а)   усвоить что-то новое;

   б)   пообщаться с друзьями;

   в)   слушать учителя;

   г)   получить хорошую оценку;

   д)   никому не мешать.

         6.   При планировании своей работы я...

   а)   тщательно обдумываю ее;

   б)   сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

   в)   сначала стараюсь понять ее суть;

        г)   стараюсь сделать это так, чтобы работа была полностью;

   д)   обращаюсь за помощью к старшим;

   е)   сначала отдыхаю.

Ill     7.   Самое интересное на уроке — это...

   а)   общение с друзьями;

   б)   общение с учителем;

   в)   изучение новой темы;

   г)   объяснения учителем нового материала;

   д)   получать хорошие отметки;

   е)   отвечать устно.

          8.   Я изучаю материал добросовестно, если...

   а)   он для меня интересен;

   б)   у меня хорошее настроение;

   в)   меня заставляют;

   г)   мне не дают списать;

   д)   мне надо исправить плохую отметку;

   е)   я его хорошо понимаю.

           9.  Мне нравится делать уроки, когда...

   а)   ничто меня не отвлекает;

   б)   они несложные;

   в)   остается много свободного времени, чтобы погулять;

   г)   я хорошо понимаю тему;

   д)   нет возможности списать;

    е)   всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV     10.  Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

    а)   деньги, которые я заработаю в будущем;

    б)   родители и(или) учителя;

    в)  чувство долга;

    г)   низкие отметки;

    д)  желание получать знания;

    е)  общение.

           11.        Я более активно работаю на занятиях, если...

    а)   ожидаю одобрения окружающих;

    б)   мне интересна выполняемая работа;

    в)   мне нужна высокая отметка;

    г)   хочу больше узнать;

    д)   хочу, чтобы на меня обратили внимание;

    е)   изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

           12.        Хорошие отметки — это результат...

    а)   моей упорной работы;

    б)   заискивания перед учителем;

    в)   подготовленности и внимания на уроках;

    г)   моего везения;

    д)   получения качественных знаний;

    е)   помощи родителей или друзей.

V      13.  Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...

    а)   настроения;

    б)   трудности заданий;

    в)   моих способностей;

    г)   приложенных усилий и старания;

    д)   моего везения;

    е)   внимания к объяснению учебного материала учителем.

          14.  Я буду активным на уроке, если...

    а)   хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

    б)   смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

    в)   считаю нужным всегда так поступать;

    г)   меня не будут ругать за ошибку;

    д)   я уверен, что отвечу хорошо;

    е)   иногда мне так хочется.

           15.        Если учебный материал мне не понятен (труден для меня) я...

    а)   ничего не предпринимаю;

    б)   прибегаю к помощи товарищей;

    в)   мирюсь с ситуацией;

    г)   стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

    д)   надеюсь, что разберусь потом;

         е)   вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи сделанные на уроке.

    VI       16.  Ошибившись при выполнении задания, я...

    а)   выполняю его повторно, исправляя ошибки;

    б)   теряюсь;

    в)   прошу помощи у товарищей;

    г)   нервничаю;

    д)   продолжаю думать над ним;

    е)   отказываюсь от его выполнении.

     17.   Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а)   обращаюсь за помощью к товарищам;

б)  отказываюсь от его выполнения;

в)   думаю и рассуждаю;

г)   списываю у товарища;

д)   обращаюсь к учебнику;

е)   огорчаюсь.

      18.   Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а)   требуют большого умственного напряжения;

б)   не требуют усилий;

в)   письменные;

г)   не требуют сообразительности;

д)   сложные и большие;

е)   однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков для 7-го класса. Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего (табл. 14, 15).

Таблица 14

Ключ для показателей I, II, III мотивации

Номера предло-

жений и баллы, им соответст-

вующие

Варианты ответов

Показатели

мотивации

а

б

в

г

Д

е

1

5

4

4

3

4

-

I

2

0

3

0

5

4

-

3

2

2

5

2

5

3

4

3

0

4

5

-

-

II

5

5

1

3

2

0

-

6

5

3

5

3

0

1

7

1

3

5

4

2

3

III

8

3

1

0

0

2

5

9

0

3

1

3

0

5

Таблица 15

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов

итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26—28

24—27

22—25

70—80

II

22—25

20—23

17—21

57—69

III

18—21

15—19

13—16

44—56

IV

15—17

9—14

7—12

29-3

V

до 14

до 8

ДО 6

до 28

Выявление основных мотивов у школьников 9-х классов                   Таблица 16

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а

б

в

г

д

е

И

П

У

С

О

П

П

И

В

В

О

У

О

П

И

П

В

У

Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7-х классов.

Условные обозначения мотивов: У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7-х классов (табл. 16, 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. Обработка с помощью Excel

Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьник...

Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"

Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....

Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"

Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходеиз начальных классов в средние...

Методика изучения мотивации обучения подростков Калинина Н.В., Лукьянова М.И.

Методика изучения мотивации обучения подростков Калинина Н.В., Лукьянова М.И....