Школа инструкторов в Клубе Шаги в природу"
статья по естествознанию

Статья о наставничестве. Из опыта работы. Клуб "Шаги в природу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_instruktorov_v_klube_statya_ren_eyub.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Школа инструкторов в клубе «Шаги в природу»

Рясная Е. Н., педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Молодежный творческий форум Китеж плюс», Ермолаева Ю.Б., педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Молодежный творческий форум Китеж плюс»

Наставничество – не новое явление в детских коллективах, формирующихся в системе дополнительного образования, поскольку традиционно ‒ это коллективы разновозрастные. Таким образом, в силу естественных процессов младшие и менее опытные учатся у старших, более опытных, как непосредственно подражая их действиям, так и сознательно «впитывая мудрость» от старших, эмоционально значимых людей. В чем же новизна нашей школы инструкторов? На мой взгляд, наиболее существенным является то, что «инструктора» вступают на путь наставничества весьма целенаправленно. Разумеется, не все ребята жаждут возиться с малышами, но в процессе деятельности в клубе всем, так или иначе приходится помогать новичкам, и, оказывая подобную "вынужденную" помощь,  некоторые, видимо, получают значимую эмоциональную отдачу и уже сами активно предлагают себя в качестве помощников на мероприятиях для младших ребят.

Поскольку в нашем Клубе существенная  часть деятельности проходит на однодневных и многодневных выездах в природу, помощь старших становится особенно востребована. Следует отметить, что предложение вывозить на лесные экскурсии малышей исходило именно от старших юннатов и выпускников, которые активно помогали на первых выездах. Появилась категория ребят-"инструкторов", которые помогают малышам в решении мелких (но от этого не менее важных) бытовых вопросов, обучают необходимым для походной жизни навыкам, утешают загрустивших, помогают педагогам проводить коллективные игры и просто подают пример конструктивного взаимодействия, являясь некой "прослойкой" между “совсем взрослыми" преподавателями и юными экспедиционниками.  Такое общение, на наш взгляд, является полезным для обеих сторон. По данным анкетирования "действующих" и бывших инструкторов, им нравится "быть нужными", нравится, когда дети им радуются, интересно наблюдать, как малыши становятся умнее и самостоятельнее. Кроме того, подобная  практика помогает сохранять единство клуба, без противопоставления старших и младших. Постепенно сложилась традиция и даже некоторая преемственность, когда подросшие участники "Малой экспедиции" ждут своей очереди стать инструкторами. В настоящее время все желающие стать инструкторами в обязательном порядке посещают «курсы инструкторов», на которых знакомятся с основами возрастной психологии, правилами обеспечения безопасности при нахождении в природе и выполняют тренинговые задания. Поскольку "инструкторство" у нас стало "модным трендом”, и появилась неожиданная проблема: желающих стать инструкторами больше, чем необходимо для работы, пришлось ввести некоторую бюрократизацию (зачеты на курсах инструкторов и контроль посещаемости), что позволяет отсеивать  избыточных «кандидатов». Как правило, эти ребята все-таки становятся инструкторами, но в следующем году, когда освобождаются места, занимаемые выпускниками.

Школа инструкторов в Клубе «Шаги в природу» (звания: «личинка» юнната – новичок, юннат – прошел посвящение, любознательный мумрик – выполняет большинство задач самостоятельно, опытный мумрик – совершил несколько выездов, помогает другим, атлант – прошел все «испытания»).


Процесс внедрения целевой модели наставничества в деятельность Клуба «Шаги в природу»

Форма «УЧАЩИЙСЯ - УЧАЩИЙСЯ»
Цель: раскрытие творческого потенциала учащихся
1)«ТАНДЕМ» - учащиеся с разницей в освоении программы не менее 2-х лет
2)«УЧАЩИЙСЯ - ГРУППА УЧАЩИХСЯ» учащийся старших групп и учащиеся младших годов обучения.

Этапы.

Задачи

Методические продукты (ссылки)

Подготовка условий для запуска программы наставничества Информирование о возможностях модели

Информирование о возможностях программы наставничества

Презентация по наставничеству

Анкетирование по выявлению дефицитов и возможностей

Формирование баз

Проведение мониторинга

Заполнение форм

Отбор и обучение наставников, Формирование наставнических пар / групп (назначение сверху, групповая встреча, дистанционное анкетирование)

Организация отбора и обучения наставников, с использованием интерактивных форм.

Программа обучения наставников  (кейсы, ролевые ситуации, сессии – вопросы и ответы)

Сводный план мероприятий  

Консультации для участников

Организация работы наставнических пар / групп

Оформление дневников для участников наставничества

Анализ ведения дневников, маршрутов, планов и др.

Документации пар  

Организация сбора обратной связи от наставников, наставляемых для мониторинга эффективности реализации программы

Сбор данных от наставляемых для мониторинга влияния программы на их показатели  Разработка системы поощрений наставников

Дневники  

Чат с организатором

 Календарь событий  

Завершение наставничества

Проведение итоговых мероприятий для всех участников (игра, круглый стол)

Определение «успешности» процесса

Разработка индивидуальных инструментов анализа (таблиц, диаграмм, опросных листов, анкет и т.д.)

Организация сбора обратной связи, проведение рефлексии

Реализация системы поощрений наставников;

Итоговое мероприятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание клуба "Лицеист" "Первые шаги в поэзию"

В данном материале представлена презентация и сценарий заседания "Первые шаги в поэзию" литературного клуба "Лицеист". Материал будет интересен педагогам, начинающим поэтам и всем любителям поэзи...

Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.

Тема урока географии  в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....

Родительское собрание в 3 "Б" классе на тему :«Встречая ребенка из школы… Учение – шаг за шагом»

Цель:   выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельн...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Проектная работа "Изменить мир, начиная с себя: 10 простых шагов навстречу природе".

Мы часто говорим о том, что проблемы экологии носят глобальный характер, но не задумываемся о том, что решать их нужно нам. Мы опускаем руки, полагая, что от нас ничего не зависит. Но важно понимать, ...