Элективный курс "Как щёлкать орешки по физике!"
элективный курс по физике (9,10,11 класс) на тему

Осолихин Юрий Валерьевич

Элективный курс "Как щёлкать орешки по физике!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ELEKTIVNYY_KURS.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

МОУ

«Горная средняя

общеобразовательная школа»

Элективный курс

«Как щёлкать «орешки» по физике!»

Составитель: Ю.В.Осолихин, учитель физики, информатики и ВТ.

Гора, 2006г.

Пояснительная записка.

     Всем школьникам известно, что задачки по физике, если лёгкие, то однообразные и неинтересные, а если трудные, то непонятно, как их решать. Однако, эти задачки составляли ныне заумные дяди и тёти, которые сами когда-то «пыхтели» на уроках физики. Просто им повезло! Они сумели за сухими строчками задачника увидеть удивительный мир изменений Природы. Мир настолько увлекательный, что так и хочется его видоизменить, привнести что-то новое и необычное. Именно для того, чтобы ребята смогли понять, что задачи можно и нужно решать, и не только решать, а  и составлять, разработан этот курс.

     Программа элективного курса «Как щёлкать  «орешки» по физике!» рассчитана для углубления знаний по физике учащихся  9-х классов и призвана закрепить умения и навыки решения и составления задач, а также укрепить межпредметную связь с информатикой.

     Цели:

  • углубить теоретические знания по решению задач;
  • совершенствовать умения и навыки решения задач;
  • сформировать умения и навыки самостоятельного составления задач;

     Для достижения этих целей необходимо:

  • научить «читать»  задачу;
  • ознакомить с понятием «алгоритм решения задач»;
  • расширить и углубить умения преобразования физических формул;
  • выработать навык проверки результата и соотношения его со здравым смыслом;
  • сформировать умение поиска физических  взамосвязей  для составления задачи;

     

В данном курсе реализованы межпредметные связи с информатикой, математикой, РИКО, русским языком.

Курс рассчитан на 14 часов, однако количество часов и тематика занятий могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности класса, от заинтересованности учащихся в получении дополнительных знаний и навыков, от навыков работы на компьютере.

Учебно-тематический план:

№п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Виды и типы задач.

Алгоритм решения задачи

«Как читать задачу!»

«Подводные камни» при записи условия задачи

«Рисуем задачу!»

«Математика- служанка физики!?»

«А смысл где?»

Принципы составления задач

«Мы-Рымкевичи!»

1

1

1

1

1

2

1

2

4

Лекция

Лекция

Групповой практикум

Лекция, анализ задачи

Лекция, самост. работа

Практикум

Тестирование

Лекция

Индивидуальная работа

Конспект

Тезисы

Анализ задачи

Решение научной проблемы

Чертёж, график, рисунок

Опорный конспект

Анализ теста

Тезисы, анализ тезисов.

Компьютерная презентация

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1.Алгоритм решения задачи (занятие №2):

  • прочитать задачу, представить происходящий физический процесс;
  • записать условие задачи ( что дано, постоянные, скрытые в тексте величины);
  • перевести физические величины в СИ;
  • выполнить рисунок, график, чертёж (изобразить все данные величины);
  • записать базовую формулу (закон, уравнение и т. д.);
  • вывести из базовой формулы (путём математических преобразований) искомую величину;
  • подставить в итоговую формулу численные значения физических величин, посчитать ответ;
  • соотнести ответ со здравым смыслом;
  • сделать проверку размерностей физических величин;
  • записать ответ;

2. Тесты по задачам на определение здравого смысла ответов.( занятие №7).

  1. Материальная точка движется вдоль оси Ох. Какие уравнения описывают ее равномерное прямолинейное движение?

А                        Б        х = 4                В 

        

2.Спутник вращается равномерно вокруг Земли по круговой орбите. Как направлена сила, действующая на спутник в точке М ?

        А                        В                        Д

        Б                        Г                        Е   верного ответа нет

3 .Отполированный деревянный брусок, лежащий на гладком дне стакана, наполненного водой, не всплывает. Чем можно объяснить это кажущееся противоречие закону Архимеда?

А        это невозможно: плотность дерева меньше плотности воды

Б        вода не смачивает дерево

В        сила Архимеда прижимает брусок к гладкому дну стакана

Г        на нижнюю поверхность бруска не действует давление воды, поскольку отполированный брусок плотно прилегает к гладкому дну стакана

4.Вес тела на поверхности Земли равен 12 Н. Каким будет вес этого тела, поднятого на высоту 10 метров?

А        12 Н                                Г        5 м/с

Б        11 Дж                                Д        21 грамм

В        15 кг                                Е        верного ответа нет

5.В поле силы тяжести земли тело массой 1 кг под действием силы 30 Н движется вертикально вверх. Какую работу совершит эта сила при перемещении тела на высоту 5 м от поверхности земли ?

А        0                        В        100 кг                        Д        200 м/с

Б        50 Н                 Г        150 Дж                         Е        300 Н/м

6.Мяч массой 500 г лежит на полу вагона, движущегося горизонтально прямолинейно с постоянной по модулю скоростью 20 м/с. По встречному пути проходит поезд, скорость которого относительно земли 10 м/с. Определить кинетическую энергию мяча.

А        0 Дж                         Г        225 Дж

Б        25 Дж                 Д        225 кДж

В        100 Дж                 Е        вопрос поставлен некорректно

7. Над газом совершается процесс, график которого показан на рисунке. Определить работу, совершаемую в этом процессе:

А        40 кДж

Б        50 кВт  

В        120 мДж  

8.Точечные заряды расположили в вершинах квадрата. Каков характер их взаимодействия?

А        стягиваются к центру

Б        остаются в равновесии

В        расходятся от центра

9. Определить общее сопротивление участка цепи, если все резисторы одинаковые с сопротивлением

      R = 3 Ом.

А        7 Ом                 Б        8 А                В        9 В        Г        7,5 Вт

10.Прямой проводник длиной 20 см и массой 5 г подвешен на двух тонких нитях в однородном магнитном поле с индукцией 0,5 Тл. Какой ток надо пропустить, чтобы одна из нитей оборвалась, если она выдерживает нагрузку 0,04 Н?

А        >3 A                        В        >0,3 В

Б        >3 Вб                 Г        >30 Ом

11.Какое из приведенных уравнений соответствует графику колебательного движения?

А         

Б        

В           

12.По графику определите частоту колебаний в электромагнитной волне, если она распространяется в вакууме.

А        5 107 м/с        

Б        150 м

В        6 с                  

Г        0,6 1015 Гц    

13.На Диком Западе шериф из окна скорого поезда наблюдает дуэль между ковбоями, стоящими на земле вдоль прямой, параллельной железной дороге. Шериф видит, что оба дуэлянта выстрелили одновременно. Кого из них он должен арестовать, за то, что тот выстрелил первым? (1 находится сзади по ходу поезда, 2 – впереди).

А        1                Б        2                В        никого

Занятие №3:

  • Какую работу совершает сила тяжести, действующая  на дождевую каплю

массой 20 мг, при её падении с высоты 2км?

  • Башенный кран поднимает в горизонтальном положении стальную балку

Длиной 5м и сечением 100 см^2 на высоту 12м. Какую полезную работу совершает

кран?

  • Какую работу совершает человек при поднятии груза массой 2кг на высоту

1м с ускорением 3м/с^2?

  • В воде с глубины 5м поднимают до поверхности камень объёмом 0,6м^3.

Плотность камня 2500кг/м^3.Найти работу по подъёму камня.

  • Сплавщик передвигает багром плот, прилагая к багру силу 200Н. Какую

работу совершает сплавщик, переместив плот на 10м, если угол между направлением

перемещения 45?

Литература:

  1. В.В.Мачульский и др., Культура информационной деятельности, Екатеринбург, Центр «Учебная книга», Издательство «Ассоциация XXI век», 2003 г.
  2. А.П.Рымкевич, Физика.Задачник.10-11 кл.: М:Дрофа, 2002 г.
  3. В.А.Попова, Решение и выполнение задач для подготовки к ЕГЭ по физике, Волгоград, «Учитель», 2004г.
  4. Ф.Д.Ковалёв, С.В.Бунтова, Тесты по физике, Екатеринбург, 2000г.
  5. И.В.Алимова, В.И.Гудков, Физика,школьный курс, Минск, «Интерпрессервис»,2004г.
  6. В.П.Демкович, Л.П.Демкович, Сборник задач по физике, М: Просвещение, 1981г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс: Решение задач по физике.

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать э...

Элективный курс по предпрофильной подготовке "Физика в твоей будущей профессии"

Этот элективный курс важная ступень в овладении базовым физическим образованием и нацелен на подготовку учащихся к обучению с естественно – математическим уклоном. Цель курса:развивать положи...

прорамма элективного курса "Решение задач по физике"

Программа необходима для использования при подготовке учеников к экзаменам...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Демонстрационные опыты в физике»

Физический эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости  различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки обучающихс...

Элективный курс: Решение задач по физике

Данный курс предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник авторов  Мякишева Г.Я. и Буховцева Б.Б), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой ...

Программа элективного курса для 9 класса "Физика и астрономия - науки о природе"

Разработанный элективный курс «Физика и астрономия – науки о природе», предназначен  для учащихся 9 классов,  ставит своей целью  изучение основ предмета астрономии и показ, как совреме...

Программа элективного курса" Решение задач по физике методом графических образов"

Рабочая программа курса предлагает оригинальный метод в решении физических задач, в основе которого лежит креативный принцип изображения содержания задачи. Освоение этого метода, названный автор...


 

Комментарии