Лабораторные работы по физике.
методическая разработка по физике (10,11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГООУ СПО МСК им. Н.Е. МОМОТА | лабораторные работы по физике Автор: Борисова Е.С. |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить общее сопротивление двух параллельно соединенных
проволочных резисторов.
ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, вольтметр, 3 амперметра, 2 реостата, соединительные провода.
Ход работы:
- Расположите на столе приборы в соответствии со схемой.
- Соберите цепь по схеме, соблюдая полярность подключаемых приборов.
А
V
А1 1
R1
A2
R2
- Запишите показания трех амперметров и вольтметра.
- Используя закон Ома для участка цепи
рассчитайте сопротивление:
- 1 участка
- 2 участка
- общее сопротивление по двум формулам
и
- Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу:
I, A | I1, A | I2, A | U, B | R1, Ом | R2, Ом | , Ом | , Ом |
- Сравните результаты вычислений общего сопротивления и сделайте вывод.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить общее сопротивление двух последовательно соединенных
проволочных резисторов.
ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, 3 вольтметра, амперметр, 2 реостата, соединительные провода.
Ход работы:
- Расположите на столе приборы в соответствии со схемой.
- Соберите цепь по схеме, соблюдая полярность подключаемых приборов.
А
V
R1
R2
V1
V2
- Запишите показания амперметра и трех вольтметров.
- Используя закон Ома для участка цепи
рассчитайте сопротивление:
- сопротивление первого резистора
- сопротивление второго резистора
- общее сопротивление цепи по двум формулам
и
- Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу:
U, B | U1, B | U2, B | I, A | R1, Ом | R2, Ом | , Ом | , Ом |
- Сравните результаты вычислений общего сопротивления и сделайте вывод
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ОЦЕНКА ПРИ ПОМОЩИ НЕОБХОДИМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ И РАСЧЕТОВ
МАССЫ ВОЗДУХА В КЛАССНОЙ КОМНАТЕ»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить массу воздуха, используя формулу, полученную из уравнения
Менделеева-Клапейрона.
ОБОРУДОВАНИЕ: барометр, термометр, метровая линейка.
Ход работы:
- При помощи барометра определить давление воздуха в классной комнате (нормальное атмосферное давление р=105 Па).
- Определите температуру воздуха в помещении при помощи термометра. Перевести температуру по шкале Цельсия в абсолютную температуру по шкале Кельвина (Т=t0C+273К).
- Определите объём помещения. Измерить длину a, ширину b и высоту c кабинета и вычислить объём по формуле:
(м3)
- Используя уравнение Менделеева-Клапейрона
,
мы можем получить формулу для расчета массы воздуха:
,
где R=8.31 - универсальная газовая постоянная,
μ=0.029 = молярная масса воздуха.
- Оформите работу в виде задачи:
m=? СИ Решение
р= (Па)
Т= (К)
a= (м)
b= (м)
c= (м)
R=
μ=
- Сделайте вывод по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ОПРЕДЕЛНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить влажность воздуха при помощи психрометра.
ОБОРУДОВАНИЕ: психрометр Августа, психрометрическая таблица.
Ход работы:
- Рассмотрите психрометр и определите где сухой и влажный термометры.
- Определите температуру сухого термометра.
tсух= (0С)
- Определите температуру влажного термометра.
tвлаж= (0С)
- Рассчитайте разность показаний сухого и влажного термометров в градусах.
Δt = tсух - tвлаж(0С)
- Внимательно посмотрите на психрометрическую таблицу. В первом вертикальном столбце найдите показания вашего сухого термометра (смотри пункт 2), в первой горизонтальной строке найдите вашу разность показаний сухого и влажного термометров (смотри пункт 4). То число, которое находится на пересечении столбца и строки и является значением влажности воздуха.
φ= (%)
- Сделайте вывод по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«измерение мощности лампочки накаливания»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: измерить мощность лампочки накаливания.
ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, лампочка, амперметр, вольтметр, соединительные провода .
Ход работы:
- Собрать цепь по рисунку:
- Начертите схему в тетради.
- Записать показания вольтметра и амперметра.
- Рассчитать мощность лампочки по формуле:
- Оформить лабораторную работу в виде задачи.
P-? РЕШЕНИЕ
I=
U=
5. Сделайте вывод по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«определение ЭДС и внутреннего
сопротивления источника тока »
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат .
Ход работы:
1. Собрать цепь как показано на рисунке:
- Начертите в тетради схему работы.
- При разомкнутой цепи вольтметр, подклю ченный к полюсам источника показывает значение ЭДС источника ε.
- При замыкании ключа снимите показания сила тока в цепи I и напряжения на полюсах источника U .
- Используя закон Ома для полной цепи
,
определите внутреннее сопротивление источника тока:
.
6. Лабораторную работу оформить в виде задачи:
r-? РЕШЕНИЕ
I=
U=
ε=
- Сделать вывод по работе.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«определение УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА »
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: опытным путем вычислить удельное сопротивление проволоки и по таблице № 9 в задачнике определить материал из которого сделана проволока.
ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат, соединительные провода .
Ход работы:
- Соберите схему по рисунку:
- Начертите схему в тетради.
- Запишите показания амперметра и вольтметра.
- Диаметр проволоки равен d=0,33мм2, длина равна L=0,5 м.
- Используя закон Ома для участка цепи, рассчитайте сопротивление проволоки по формуле:
- Вычислите площадь поперечного сечения по формуле:
- Вычислите удельное сопротивление проволоки по формуле:
- Лабораторную работу оформите в виде задачи:
ρ-? Решение
I= (А)
U= (В)
L=0.5 м
d=0.33 мм2
- Сравните результат с табличным и сделайте вывод к работе, указав из какого материала сделана проволока.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ
ПРИ ПОМОЩИ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ »
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: опытным путем вычислить длину световой волны.
ОБОРУДОВАНИЕ: дифракционная решетка, прибор для определения длины световой волны, источник света.
Ход работы:
- Внимательно изучите дифракционную ре шетку. Запишите численное значение постоянной решетки d.
- В соответствии с рисунком соберите измерительную установку.
- Установите щель на расстоянии L=200 мм от дифракционной решетки.
- Определите расстояние а от середины щели до цветной полосы в миллиметрах (красный и фиолетовый).
- Рассчитайте длину световой волны. d • sinφ = k • λ, k=1, при малых углах sinφ=tgφ, тогда формула, по которой будем вычислять длину волны имеет вид:
- Заполните таблицу с полученными данными:
L, мм | a, см | d, м |
200 |
- Сравните свой результат с табличным и сделайте вывод к работе.
Красный (7,6-6,2)10-7 м Зеленый (5,6-5)10-7 м
Оранжевый (6,2-5,9)10-7 м Голубой (5-4,8)10-7 м
Желтый (5,9-5,6)10-7 м Синий (4,8-4,5)10-7 м
Фиолетовый (4,5-3,8)10-7 м
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ плотности твердых тел »
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить плотность бруска и металлического цилиндра.
ОБОРУДОВАНИЕ: весы с разновесами, линейка, штангенциркуль, брусок, металлический цилиндр.
Ход работы:
Определение плотности бруска.
1.Подготовте таблицу:
Масса m , кг | Длина ℓ, м | Ширина , S м | Толщина h , м | Объём V, м3 | Плотность ρ, кг/м3 |
2.Измерте массу бруска на весах.
3.Измерте длину, ширину и толщину бруска, пользуясь линейкой.
4.Вычислите объем пластины
5.Вычислите плотность пластины по формуле
Определение плотности металлического цилиндра.
1.Подготовте таблицу:
Масса m, кг | Длина ℓ, м | Диаметр d, м | Площадь сечения S, м2 | Объём V, м3 | Плотность ρ, кг/м3 |
2.Измерте массу цилиндра на весах.
3.Измерте длину цилиндра его диаметр.
4.Вычислите площадь сечения цилиндра
5.Вычислите объем пластины
6.Вычислите плотность пластины по формуле
Сделайте вывод.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА »
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить показатель преломления плоскопараллельной пластины.
ОБОРУДОВАНИЕ: плоскопараллельная пластина, транспортир
Ход работы:
- Положите пластинку на лист и обведите карандашом её контуры.
- Проведите произвольный падающий луч и перпендикуляр в точку падения.
- Глядя через нижнее основание пластины на падающий луч, отметьте две точки, откуда выходит луч.
.
.
- Уберите стекло и проведите преломленный луч.
- С помощью транспортира определите углы падения α и преломления β.
- Используя закон преломления, найдите относительный показатель преломления стекла.
- Сравните полученный результат с табличным значением (n=1,6) и сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
домашние лабораторные работы по физике
Домашние лабораторные работы существенно экономят время на уроке....
Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»
Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...
Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.
В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....
Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Шарля". Учитель физики Ефименко Ю.В.
В работе представлена инструкция для учащихся 10 классов при выполнении данной лабораторной работы. Работа выполняется на демонстрационном оборудовании....
Лабораторные работы по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкина "Физика 8"
В материале представлены презентации некоторых лабораторных работ по физике №1,2,4,7,8, соответствующих учебнику "Физика. 8 кл. :/Перышкин А.В..- Дрофа, 2012."...
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике
Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...
Домашние лабораторные работы по физике и самодельные приборы по физике.
laquo;Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им, раскрыться – высокая миссия учителя»....