Лабораторные работы по физике.
методическая разработка по физике (10,11 класс) по теме

Борисова Екатерина Сергеевна

Материал включает разные тематики лабораторных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon LrA.doc784.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГООУ СПО МСК им. Н.Е. МОМОТА

лабораторные работы по физике

Автор:    Борисова Е.С.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить общее сопротивление двух параллельно соединенных  

                                проволочных резисторов.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, вольтметр, 3 амперметра, 2 реостата, соединительные провода.

Ход работы:

  1. Расположите на столе приборы в соответствии со схемой.
  2. Соберите цепь по схеме, соблюдая полярность подключаемых приборов.

А

V

А1  1

R1

A2

R2

  1. Запишите показания трех амперметров и вольтметра.
  2. Используя закон Ома для участка цепи

рассчитайте сопротивление:

  1. 1 участка  
  2. 2 участка  
  3. общее сопротивление по двум формулам

   и    

  1. Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу:

I, A

I1, A

I2, A

U, B

R1, Ом

R2, Ом

, Ом

, Ом

  1. Сравните результаты вычислений общего сопротивления и сделайте вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить общее сопротивление двух последовательно соединенных  

                                проволочных резисторов.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, 3 вольтметра, амперметр, 2 реостата, соединительные провода.

Ход работы:

  1. Расположите на столе приборы в соответствии со схемой.
  2. Соберите цепь по схеме, соблюдая полярность подключаемых приборов.

А

V

R1

R2

V1

V2

  1. Запишите показания амперметра и трех вольтметров.
  2. Используя закон Ома для участка цепи

рассчитайте сопротивление:

  1. сопротивление первого резистора  
  2. сопротивление второго резистора  
  3. общее сопротивление цепи по двум формулам

   и    

  1. Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу:

U, B

U1, B

U2, B

I, A

R1, Ом

R2, Ом

, Ом

, Ом

  1. Сравните результаты вычислений общего сопротивления и сделайте вывод

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОЦЕНКА ПРИ ПОМОЩИ НЕОБХОДИМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ И РАСЧЕТОВ

МАССЫ ВОЗДУХА В КЛАССНОЙ КОМНАТЕ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить массу воздуха, используя формулу, полученную из уравнения  

                                Менделеева-Клапейрона.

ОБОРУДОВАНИЕ: барометр, термометр, метровая линейка.

Ход работы:

  1. При помощи барометра определить давление воздуха в классной комнате (нормальное атмосферное давление р=105 Па).
  2. Определите температуру воздуха в помещении при помощи термометра. Перевести температуру по шкале Цельсия в абсолютную температуру по шкале Кельвина (Т=t0C+273К).
  3. Определите объём помещения. Измерить длину a, ширину b и высоту c кабинета и вычислить объём по формуле:

3)

  1. Используя уравнение Менделеева-Клапейрона

,

      мы можем получить формулу для расчета массы воздуха:

,

       где R=8.31  - универсальная газовая постоянная,

              μ=0.029 = молярная масса воздуха.

  1. Оформите работу в виде задачи:

m=?        СИ        Решение

р=              (Па)        

Т=                 (К)

a=                (м)        

b=                (м)

c=                (м)

R=

μ=

  1. Сделайте вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить влажность воздуха при помощи психрометра.

ОБОРУДОВАНИЕ: психрометр Августа, психрометрическая таблица.

Ход работы:

  1. Рассмотрите психрометр и определите где сухой и влажный термометры.
  2. Определите температуру сухого термометра.

tсух=     (0С)

  1. Определите температуру влажного термометра.

tвлаж=     (0С)

  1. Рассчитайте разность показаний сухого и влажного термометров в градусах.

Δt = tсух - tвлаж(0С)

  1. Внимательно посмотрите на психрометрическую таблицу. В первом вертикальном столбце найдите показания вашего сухого термометра (смотри пункт 2), в первой горизонтальной строке найдите вашу разность показаний сухого и влажного термометров (смотри пункт 4). То число, которое находится на пересечении столбца и строки и является значением влажности воздуха.

φ=      (%)

  1. Сделайте вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«измерение мощности лампочки накаливания»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: измерить мощность лампочки накаливания.

ОБОРУДОВАНИЕ:  ЛИП, лампочка, амперметр, вольтметр, соединительные провода .

Ход работы:

  1. Собрать цепь по рисунку:

  1. Начертите схему в тетради.
  2. Записать показания вольтметра и амперметра.
  3. Рассчитать мощность лампочки по формуле:

                                   

                                       

  1. Оформить лабораторную работу в виде задачи.

                  P-?        РЕШЕНИЕ

        I=

                U=

      5.  Сделайте вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«определение ЭДС и внутреннего

 сопротивления  источника тока »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

ОБОРУДОВАНИЕ:  ЛИП, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат .

Ход работы:

        1.  Собрать цепь как показано на рисунке:

  1. Начертите в тетради схему работы.
  2. При разомкнутой цепи вольтметр, подклю ченный к полюсам источника показывает значение ЭДС источника ε.
  3. При замыкании ключа снимите показания сила тока в цепи I и напряжения на полюсах источника U .
  4. Используя закон Ома для полной цепи

,

 определите внутреннее сопротивление источника тока:

.

6. Лабораторную работу оформить в виде задачи:

              r-?        РЕШЕНИЕ

        I=

                U=

                 ε=        

  1. Сделать вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«определение УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: опытным путем вычислить удельное сопротивление проволоки и по таблице № 9 в задачнике определить материал из которого сделана проволока.

ОБОРУДОВАНИЕ:  ЛИП, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат, соединительные провода .

Ход работы:

  1. Соберите схему по рисунку:

  1. Начертите схему в тетради.

  1. Запишите показания амперметра и вольтметра.

  1. Диаметр проволоки равен d=0,33мм2,  длина равна L=0,5 м.

  1. Используя закон Ома для участка цепи, рассчитайте сопротивление проволоки по формуле:

  1. Вычислите площадь поперечного сечения по формуле:

  1. Вычислите удельное сопротивление проволоки по формуле:

  1. Лабораторную работу оформите в виде задачи:

               ρ-?        Решение

I=      (А)        

U=     (В)        

L=0.5 м        

d=0.33 мм2                      

  1. Сравните результат с табличным и сделайте вывод к работе, указав из какого материала сделана проволока.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ

ПРИ ПОМОЩИ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: опытным путем вычислить длину световой волны.

ОБОРУДОВАНИЕ:  дифракционная решетка, прибор для определения длины световой волны, источник света.

Ход работы:

  1. Внимательно изучите дифракционную ре шетку. Запишите численное значение постоянной решетки d.
  2. В соответствии с рисунком  соберите измерительную установку.
  3. Установите щель на расстоянии L=200 мм от дифракционной решетки.
  4. Определите расстояние а от середины щели до цветной полосы в миллиметрах (красный и фиолетовый).
  5. Рассчитайте длину световой волны. d • sinφ = k • λ,  k=1, при малых углах  sinφ=tgφ, тогда формула, по которой будем вычислять длину волны имеет вид:

  1. Заполните таблицу с полученными данными:

  L, мм

a, см

d, м

200

  1. Сравните свой результат с табличным и сделайте вывод к работе.

Красный       (7,6-6,2)10-7 м                Зеленый (5,6-5)10-7 м

Оранжевый  (6,2-5,9)10-7 м                 Голубой (5-4,8)10-7 м

Желтый         (5,9-5,6)10-7 м                Синий (4,8-4,5)10-7 м

Фиолетовый  (4,5-3,8)10-7 м

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ плотности твердых тел »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить плотность бруска и металлического цилиндра.

ОБОРУДОВАНИЕ:  весы с разновесами, линейка, штангенциркуль, брусок, металлический цилиндр.

Ход работы:

 Определение плотности бруска.

1.Подготовте таблицу:

Масса  m , кг

Длина ℓ, м

Ширина , S м

Толщина  h , м

Объём  V, м3

Плотность

ρ, кг/м3

2.Измерте массу бруска на весах.

3.Измерте длину, ширину и толщину бруска, пользуясь линейкой.

4.Вычислите объем пластины

5.Вычислите плотность пластины по формуле

Определение плотности металлического цилиндра.

1.Подготовте таблицу:

Масса  m, кг

Длина ℓ, м

Диаметр d, м

Площадь сечения  S, м2

Объём  V, м3

Плотность

ρ, кг/м3

2.Измерте массу цилиндра на весах.

3.Измерте длину цилиндра его диаметр.

4.Вычислите площадь сечения цилиндра

5.Вычислите объем пластины

6.Вычислите плотность пластины по формуле

Сделайте вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить показатель преломления плоскопараллельной пластины.

ОБОРУДОВАНИЕ:  плоскопараллельная пластина, транспортир

Ход работы:

  1. Положите пластинку на лист и обведите карандашом её контуры.
  2. Проведите произвольный падающий луч и перпендикуляр в точку падения.

  1. Глядя через нижнее основание пластины на падающий луч, отметьте две точки, откуда выходит луч.

        .

.

  1. Уберите стекло и проведите преломленный луч.

  1. С помощью транспортира определите углы падения α и преломления β.
  2. Используя закон преломления, найдите относительный показатель преломления стекла.

        

  1. Сравните полученный результат с табличным значением (n=1,6) и сделайте вывод.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

домашние лабораторные работы по физике

Домашние лабораторные работы существенно экономят время на уроке....

Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Бойля-Мариотта". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В данной работе представлена инструкция для учащихся по проведению лабораторной работы.Лабораторная работа выполняется на основе демонстрационного оборудования....

Лабораторная работа по физике 10 класс "Опытная проверка закона Шарля". Учитель физики Ефименко Ю.В.

В работе представлена инструкция для учащихся 10 классов при выполнении  данной лабораторной работы. Работа выполняется на демонстрационном оборудовании....

Лабораторные работы по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкина "Физика 8"

В материале представлены презентации некоторых лабораторных работ по физике №1,2,4,7,8, соответствующих учебнику "Физика. 8 кл. :/Перышкин А.В..- Дрофа, 2012."...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ и учетом требований ГИА по физике

      Отличительной особенностью итоговой аттестации в 9 классе, по сравнению с 11 классом, является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперим...

Домашние лабораторные работы по физике и самодельные приборы по физике.

laquo;Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на     поверхности. Видеть их и помогать им,  раскрыться – высокая миссия учителя»....