Элективный курс "Измерение физических величин"
элективный курс по физике (10 класс) по теме

Элективный курс "Измерение физических величин" предназначен для учащихся 10 класса физико-математического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmerenie_fizicheskih_velichin.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 1

Волоконовского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________Рыбалко К.А.

Протокол №6  от

«29» июня 2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МОУ ВСОШ № 1

_______________Алиева О.В.

«29» августа 2011 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ ВСОШ № 1

_____________Горюнова А.Г.

Приказ № 414  

от «30» августа 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса  

«Измерение физических величин»

в 10 «А» классе

Подготовила: учитель физики и информатики

                                                             Вартанян Марина Анатольевна

Волоконовка

2011

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы С.И. Кабардиной, Н.И. Шеффер. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х или 11-х классов, желающих приобрести опыт самостоятельного применения знаний по физике на практике в ходе проведения экспериментов. Учебно-методический комплект к курсу состоит из программы, а также пособия для учащихся и книги для учителя. В курсе даются сведения о методах физических измерений, полезные не только будущим физикам или инженерам, но и каждому человеку в его повседневной практической жизни.

Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.

Основной задачей курса является помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения. На элективных занятиях учащийся познакомится на практике с такими видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическими применениями физики. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского и конструкторского типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то ином направлении.

Содержание курса выстроено по принципу от простого к сложному, от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Девизы, помещенные в подзаголовках к разделам курса, призваны отразить ведущие идеи разделов и уровни сложности материала. Девиз первого уровня - «Учимся измерять!»,  второго уровня  - «Измеряем самостоятельно!», третьего - «Исследуем, изобретаем, конструируем, моделируем!»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать:

  1. методы измерения физических величин, устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и представления результатов измерений.

уметь:

  1. планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей;
  2. научиться выбирать рациональный метод измерений;
  3. выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты;
  4. применять приобретенные навыки в нестандартной обстановке;
  5. стать компетентными во многих практических вопросах.

Семинарские занятия способствуют:

•        развитию способностей самостоятельно приобретать знания;

•        критически оценивать полученную информацию;

•        излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;

•        выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их.

Учащимся предстоит выполнить лабораторные работы физического практикума, посвященные исследованиям некоторых процессов и явлений в физике, испытать свои силы при выполнении индивидуальных экспериментальных заданий и конструкторских работ, работая настолько самостоятельно, насколько они пожелают и смогут. В завершение учащиеся могут представить результаты своих исследований, например, на классном или школьном конкурсе творческих работ.

Основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу являются самостоятельная работа в физической лаборатории и выполнение простых экспериментальных заданий по интересам в домашних условиях.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10-11 классы (35ч +34ч)

Глава 1. Методы измерения физических величин (28 ч)

Первый уровень: учимся измерять!

Основные и производные физические величины и их измерения.

Единицы и эталоны величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные и отсчетные погрешности. Классы приборов. Границы систематических погрешностей и способы их оценки. Случайные погрешности измерений и оценка их границ.

Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимента. Учет влияния измерительных приборов на исследуемый процесс. Выбор метода измерений и измерительных приборов. Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений. Обсуждение и представление полученных результатов.

Измерения времени. Методы измерения тепловых величин. Методы измерения электрических величин. Методы измерения магнитных величин. Методы измерения световых величин. Методы измерения в атомной и ядерной физике.

Лабораторные работы

1.        Измерение длины с помощью масштабной линейки и микрометра.

2.        Оценка границ погрешности при измерениях силы тока.

3.        Измерения электрического сопротивления с помощью омметра.

4.        Исследование полупроводникового диода.

5.        Измерение коэффициента трения.

6.        Изучение движения системы связанных тел.

7.        Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампы.

8.        Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины.

9.        Измерение времени реакции человека на световой сигнал.

10.        Измерение теплоты плавления льда.

11.        Измерения электрических величин с помощью цифрового мультиметра.

12.        Измерение индукции магнитного поля.

13.        Измерение освещенности при помощи фотоэлемента.

14.        Регистрация ядерных излучений.

Глава 2. Физические измерения в повседневной жизни (12 ч)

Второй уровень: измеряем самостоятельно!

Измерения температуры в быту. Влажность воздуха и способы ее измерения. Исследования работы сердца. Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытовые электроприборы. Бытовые источники света.

Лабораторные работы

15.        Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий.

16.        Измерение влажности воздуха.

17.        Измерение артериального кровяного давления.

18.        Изучение принципа работы электрической зажигалки.

19.        Изучение принципа работы лампы дневного света.

Экскурсия в диагностические кабинеты поликлиники или больницы (2ч).

Глава 3. Физический практикум (23 ч, резервное время - 6 ч)

Третий уровень: исследуем, изобретаем, конструируем, моделируем!

Лабораторные работы

20.        Измерение кинетической энергии тела.

21.        Измерение индуктивности катушки.

 22.        Измерение амплитуды и периода электрических колебаний с помощью электронного осциллографа.

23.        Исследование явления термоэлектронной эмиссии.

24.        Измерение работы выхода электрона.

25.        Исследование свойств лазерного излучения.

26.        Исследование линейчатого спектра излучения.

27.        Определение периода полураспада естественного радиоактивного изотопа.

Экспериментальные задания

Задание 1. Изготовление модели газового термометра.

Задание 2. Опыт с радиометром Крукса.

Задание 3. Исследование параметров «черного ящика» на постоянном токе.

Задание 4. Исследование параметров «черного ящика» на переменном токе.

Задание 5. Изготовление модели автомата пожарной сигнализации.

Задание 6. Расчет и испытание модели автоматического устройства для регулирования температуры.

Задание 7. Исследование радиоактивной загрязненности.

Календарно-тематическое планирование

10 класс ( 35 часов)

уро-

ка

ур. в

чет-

верти

Дата

урока

Тема урока

Примечание

Глава 1. Методы измерения физических величин (28 ч)

1

1

06.09

Вводный инструктаж по охране труда. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Физические величины и их единицы.

§1

2

2

13.09

Измерения физических величин

§2

3

3

20.09

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Измерении длины с помощью масштабной линейки и микрометра».

описание

л/р

4

4

27.09

Погрешности прямых однократных измерений

§3

5

5

04.10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Оценка границ погрешности при измерениях силы тока».

описание

л/р

6

6

11.10

Безопасность эксперимента

§4

7

7

18.10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение электрического сопротивления с помощью омметра».

описание

л/р

8

8

25.10

Планирование и выполнение эксперимента

§5

9

1

08.11

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование полупроводникового диода».

описание

л/р

10

2

15.11

Оценка границ случайных погрешностей измерений

§6

11

3

22.11

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Измерение коэффициента трения».

описание

л/р

12

4

29.11

Обработка результатов измерений

§7

13

5

06.12

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Изучение движения системы связанных тел».

описание

л/р

14

6

13.12

Построение графиков

§8

15

7

20.12

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампы».

описание

л/р

16

8

27.12

Измерение времени

§9

17

1

17.01

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины».

описание

л/р

18

2

24.01

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Измерение времени реакции человека на световой сигнал».

описание

л/р

19

3

31.01

Методы измерения тепловых величин

§10

20

4

07.02

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение удельной теплоты плавления льда».

описание

л/р

21

5

14.02

Методы измерения электрических величин

§11

22

6

21.02

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Измерение электрических величин с помощью цифрового мультиметра».

описание

л/р

23

7

28.02

Методы измерения магнитных величин

§12

24

8

06.03

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Измерение индукции магнитного поля постоянного магнита».

описание

л/р

25

9

13.03

Методы измерения световых величин

§13

26

10

20.03

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Измерение освещенности при помощи фотоэлемента».

описание

л/р

27

1

10.04

Методы измерений в атомной и ядерной физике 

§14

28

2

17.04

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 «Регистрация ядерных излучений».

описание

л/р

Глава 2. Физические измерения в повседневной жизни (7 ч)

29

3

24.04

Как нужно измерять температуру

§15

30

4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №15 «Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий».

описание

л/р

31

5

02.05

Измерение влажности воздуха

§16

32

6

08.05

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №16 «Измерение влажности воздуха».

описание

л/р

33

7

15.05

Исследования работы сердца

§17

34

8

22.05

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №17 «Измерение артериального кровяного давления».

описание

л/р

35

9

29.05

Электрические токи сердца.

§18

Учебно-методические средства обучения

Литература:

  1. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике: 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1998.
  2. Кабардина С.И., Шеффер Н.И. Измерения физических величин: Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2005.
  3. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вербуй, 2001.
  4. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10-11 кл. / Под ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2002.
  5. Эрик Роджерс. Физика для любознательных. - Т. 1. Материя, движение, сила / Под ред. Л.А. Арцимовича.-М.: Мир, 1999.

Формы и средства контроля

Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению практических приложений физики и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. В связи с этим нет необходимости систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.

Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Зачет по выполненной лабораторной работе целесообразно выставлять по письменному отчету, в котором кратко описаны условия эксперимента, в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны выводы.

По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий кроме письменных отчетов полезно практиковать сообщения на общем занятии группы с демонстрацией выполненных экспериментов, изготовленных приборов. Для подведения общих итогов занятий всей группы возможно проведение конкурса творческих работ. На этом конкурсе учащиеся смогут не только продемонстрировать экспериментальную установку в действии, но и рассказать о ее оригинальности и возможностях, отдать свое творение на суд зрителей. Здесь приобретает большое значение умение оформить свой доклад графиками, таблицами, кратко и эмоционально рассказать о самом главном. На общешкольных конкурсах могут быть представлены, например, работы биологов, химиков, литераторов. В этом случае появляется возможность увидеть и оценить свой труд и себя на фоне других интересных работ и таких же увлеченных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Физические величины. Измерение физических величин"

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Физические величины. Измерение физических величин".ЭОР с сайтов http://fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru/...

урок "Физические величины.Измерение физических величин" с использованием ЦОР.

Данный урок показыват как можно испольвать элементы ЦОР при объяснении,закреплении,самопроверки учащимися учебного материала,что повышает эффективность урока,познавательные интересы учащихся....

тематическое планирование элективного курса "измерение физических величин" 10 кл. физика.

Рабочая программа разработана на основе элективного курса "Измерение физических величин"(Автор  Кабардина С.И)  для 10 класса. Рассчитана на 34 ч учебного времени....

Элективный курс "Измерение физических величин"

элективный курс  для 10 или 11 класса "Иизмерение физических велечин"...

Рабочая программа элективного курса по физике в 9 классе "Измерение физических величин".

Представляю рабочую программу элективного курса по физике  в 9 классе "Измерение физических величин". Основная цель которого - профессиональное самоопределение обучающихся.  Моим девятикласс...

"Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений"

презентация к уроку физики 7 класс на тему "Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений"...