Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Кулина Елена Николаевна

 

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков  в 7 классе по теме:

«Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию знаний по обозначенной теме.

Он интересен тем, что в ходе него учащиеся выполняют сразу несколько видов заданий. Здесь есть и повторение основных формул, и решение задач расчетных и качественных и выполнение небольшой виртуальной лабораторной работы. На уроке использованы новые информационные технологии. Активно используется компьютер и мультимедийная установка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-povtorenie7_klass.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon risunok_1.doc19.5 КБ
Microsoft Office document icon risunok_2.doc19.5 КБ
Microsoft Office document icon risunok_3.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе.

Учитель физики Сосново – Борской СОШ: Кулина Е. Н.

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и га зов»

Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Задачи урока:

  1. Повторить и проанализировать формулы для расчета давления
    твердых тел, жидкостей и газов;
  2. Выделить главные зависимости давления жидкости от её плотности и
    глубины погружения в жидкость;
  3. Расширить умения и навыки учащихся, полученные ими при изучении
    данной темы;
  4. Продолжить формирование нравственных и мировоззренческих устоев
    личности.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. «Физическая мозаика»;
  3. «Знакомые лица»;
  4. «Гимнастика ума»;
  5. «Детективная история Шерлока Холмса»;
  6. «Назови вещество»;
  7. Виртуальная лабораторная работа по теме: «Давление в жидкости»;
  8. Творческое задание
    9. Домашнее задание;

        10 .Итоги урока.

Ход урока:

•        Актуализация знаний и постановка задачи.

Сегодня на уроке мы с вами должны повторить и обобщить те знания и умения, которое были приобретены вами при изучении темы « Давление твердых тел, жидкостей и газов». А кто - то из вас может быть узнает что-то новое. Эти знания нам очень пригодятся при изучении следующей темы: «Архимедова сила».

•        «Физическая мозаика» (мультимедиа)

Вам представлен набор различных физических величин( рис1). За одну минуту вы должны составить из этих величин все известные вам формулы.

После проверки формул ребята сами ставят себе оценку в тетради.(рис.2)

Одна формула (выделенная особо) подвергается тщательному анализу. (р = pgh)

Для закрепления понятия «давление» смотрим видеофрагмент «Давление

столба жидкости», после чего отвечаем на вопрос:- Какой закон упоминается в

фильме? - В каком случае отпадает приставное дно сосуда? (приложение 1)

•        «знакомые лица»

Мы повторили формулы, зависимости, но еще при изучении мы неоднократно сталкивались с учеными, внесшими свой вклад в развитие науки. Вопрос:

-Назовите ученых-физиков, именами которых обозначают изученные вами единицы измерения физических величин? (Ньютон и Паскаль)

-  Почему вы не упомянули имя Э. Торричелли? (Именем Торричелли не называется ни дона физическая величина)

-  Сообщение учащихся о Ньютоне и Паскале. (Фотографии ученых )

•    «Гимнастика ума» (решение задач)

1. Азот, заключенный в сосуд, производит на внутренние стенки сосуда давление 9кПа. Такое же давление можно произвести, например, нажав рукой на крышку стола. Объясните, в чем состоит различие причин, создающих эти равные по величине давления.

2. Цапля, стоя на одной ноге, оказывает на почву давление ЗОкПа. Опорная площадь ноги цапли равна 0,015м2. Определите массу цапли. (45кг)

•     «Детективная история Шерлока Холмса»

« Уважаемый Шерлок Холмс, что за сосуд вы все время перекладываете из стороны в сторону?»- поинтересовался Ватсон, заглядывая в ящик, «это фляжка в виде усеченного конуса.- ответил Холмс- она оказалась здесь почти случайно. Преступник хотел подшутить надо мной. Он оставил эту фляжку вместе с запиской: «не переворачивай, взорвется!» Во фляжку была налита обыкновенная вода. Посмотрите внимательно, Ватсон,- фляжка имеет две пробки: внизу и вверху. Обе пробки довольно свободно входят в отверстия. Если фляжку нести большим основанием вниз, то вода не выливается. А если ее перевернуть, то нижняя пробка сразу вылетает, и вода начинает вытекать». Почему? (Давление на дно фляжки зависит от того, как ее держать и каков уровень жидкости.) (рисунок 3)

•    Физкультминутка. (Предложить детям встать, расслабиться.)

Задание: - Кто из вас быстрее всех увеличит в 2 раза давление на пол? (нужно встать на одну ногу)

•   «Назови это вещество» (мулътимедиа + работа с программой компьютера)

- Определить вещество, плотность которого в твердом состоянии 2700кг/м3 , а в жидком- 2380кг/м3. В чем причина такого изменения?

 -Найдите в таблице вещество, плотность которого в твердом состоянии меньше, чем в жидком, (вода и лед) (приложение2)        

•   Выполнение виртуальной лабораторной работы, (описание прилагается)

(приложение3)

 • Творческое задание 

-Рассчитайте силу, с которой атмосферный воздух давит на обложку вашей тетради, лежащей на столе. Тело, какой массы нужно положить на тетрадь, чтобы оно с такой же силой давило на тетрадь?

Домашнее задание: составить кроссворд из слов по теме «давление» (не менее 10 слов; можно в электронной версии)

Итоги урока:

 -Что повторили на уроке?

-Что запомнилось?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось на уроке?

Используемая литература:

  1. учебник «Физика -7» А.В.Перышкин
  2. «Сборник задач по физике» 7-8 класс  В. И. Лукашик
  3. «Физика» приложение к газете «Первое сентября» №26, 2000г. ( статья В. И. Елькин,  А.В. Елькин «Истории Шерлока Холмса»)
  4. Учебное электронное издание «Физика» программа Физикон.

        Фамилия и имя: ________________________

Класс: _______________

Виртуальная лабораторная работа по теме:

«Давление в жидкости"

Цель: Исследовать зависимость давления жидкости в сосуде от глубины погружения в жидкость, от плотности жидкости.

Ход работы:

Пронаблюдайте, как изменяется давление в жидкости при изменении глубины погружения датчика (не меняя плотность жидкости).

 Объясните наблюдаемое:________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Постройте график зависимости давления жидкости от глубины погружения:

Р (h)

 

2.Сравнить давление жидкости при изменении плотности жидкости.

Меняя значение плотности жидкости, определите давление внутри жидкости ( не меняя глубины погружения датчика):

Плотность жидкости

давление

ρ1 = 1000кг/м'

P1 =

ρ2=

Р2=

ρз=

Рз=

3.  Экспериментально выясните, как зависит давление жидкости от угла поворота датчика внутри жидкости (не меняя плотности жидкости и глубины погружения датчика):

Угол поворота

Давление внутри жидкости

00

Р1=

Р2=

Р3=

Объясните наблюдаемое:________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод: ___________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

υ       m        g  

 S        ρ      V

F      t         Р

Рисунок 1



Предварительный просмотр:

υ=S/t

ρ=m/V

F = mg

P = ρgh

Рисунок 2



Предварительный просмотр:

Рисунок 3



Предварительный просмотр:

Приложение2


Сплавы

Вещество

ρ, г/см3

α, 10–6 К–1

λ, Вт/(м∙К)

Бронзы (Cu, Zn, Sn, Al)

8,7–8,9

16–20

200

Дюралюминий (Al, Cu)

2,8

27

186

Инвар (Fe, Ni, C)

8,0

~1

11

Константан (Cu, Ni)

8,8

15–17

21–22

Латунь (Cu, Zn)

8,4–8,7

17–20

80–180

Менганин (Cu, Mn, Ni)

8,5

16

Платино-иридиевый сплав (Pt, Ir)

21–62

8,7

Стали

7,5–7,9

10–13

~40


Дерево (сухое)

Бальза (пробковое)

0,11–0,14

0,04

Бамбук

0,31–0,40

0,14–0,17

Бук

0,7–0,9

2,57

Береза

0,5–0,7

0,117

Дуб

0,6–0,9

4,92

0,171

Кедр

0,49–0,57

0,08–0,09

Клен

0,62–0,75

6,38

0,12–0,13

Сосна

0,37–0,60

5,41

0,08–0,11

Тополь

0,35–0,5

0,1

Ясень

0,65–0,85

9,51

0,12–0,14


Минералы

Алмаз

3,01–3,52

1,5

628

Асбест

2,0–2,8

0,1

Базальт

2,4–3,1

2,177

Гипс

1–2,3

0,18–1,05

Глина

1,8–2,6

8,1

1,05–1,26

Гранит

2,34–2,76

8,3

2,7–3,3

Кварц (плав.)

2,65

1,46

Мел

1,9–2,8

1,1

Мрамор

2,6–2,84

3–15

2,7–3

Слюда

2,6–3,2


Другие вещества

Картон

0,69

0,21

Кирпич

1,4–2,2

3–9

1–1,3

Лед

0,913

Парафин

0,87–0,91

2,5

Плексиглас

1,16–1,20

92–130

0,17–0,18

Пробка

0,22–0,26

Резина

1,1

220

0,146

Стекло обыкн.

2,4–2,8

6

0,7–1,13

Стекло флинт

3,9–5,9

7–8

0,84

Фарфор

2,3–2,5

2,5–6

1,05

Эбонит

1,15

84,2

0,17

Янтарь

1,1

57

Вещество

Формула

ρ, кг/м3

tпл, °C

tкип, °C

tкр, °C

Pкр, атм

c, Дж/(г∙К)

q, Дж/г

r, Дж/г

β, 10–5 К–1

Анилин

C6H7N

102 (15°)

–6

184

426

52,4

2,156

87,5

458,9

85

Ацетон

C3H6O

792

–95

56,5

235

47,0

2,18

82,0

521,2

143

Бензол

C6H6

897

+5,5

80,1

290,5

50,1

1,72

126

394,4

122

Вода

H2O

998,2

0,0

100,00

374

218

4,14

334

2259

21

Глицерин

C3H8O3

1260

+20

290

2,43

176

47

Метиловый спирт

CH4O

792,8

–93,9

61,1

240

78,7

2,39

68,7

1102

119

Нитробензол

C6H5O2N

1173,2 (25°)

+5,9

210,9

1,419

Сероуглерод

CS2

1293

–111

46,3

275,0

77,0

1,00

356

Спирт этиловый

C2H6O

789,3

–117

78,5

243,5

63,1

2,51

108

855

108

Толуол

C7H8

867

–95,0

110,6

320,6

41,6

1,616 (0°)

364

107

Углерод четыреххлористый

CCl4

1595

–23

76,7

283,1

45,0

16,2

195,1

122

Уксусная кислота

C2H4O2

1049

+16,7

118

321,6

57,2

260 (1–8°)

187

405,3

107

Фенол

C6H6O

1073

+40,1

181,7

419

60,5

123

495,3

Хлороформ

CHCl3

1498,5 (15°)

–63,5

61

260

54,9

0,96

197

243

Эфир этиловый

C4H10O

714

–116

34,5

193,8

35,5

2,34

98,4

355

163


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ«ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, В ЖИДКОСТЯХ И ГАЗАХ» 7 класс

Контрольная работа  по теме «ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, В ЖИДКОСТЯХ И ГАЗАХ»   7 класс (1 и 2 вариант)...

Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс

Разработка сценария урока по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах" 7 класс...

Презентация к уроку по физике по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"

Презентация к уроку по физике по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"...

Самоанализ урока по физике на тему "Диффузия твердых тел жидкостей и газов" 7 класс

Самоанализ урока по физике на тему "Диффузия твердых тел жидкостей и газов" 7 класс...

Физическая викторина на тему «Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах»

Физическая викторина на тему«Давление в твёрдых телах, жидкостях и газах»Класс необходимо разделить на 4 команды (5-8 человек). Смысл игры состоит в том, что ученики совместно в команде вы...

Контрольная работа по теме" Давление твёрдых тел, в жидкостях и газах" 7 класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ«ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, В ЖИДКОСТЯХ И ГАЗАХ» 7 класс( 1и 2 варианты)...