Научно-исследовательская деятельность обучающихся
статья по физике по теме

Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление. Именно в экспериментальном исследовании талантливый школьник может реально претендовать на получение нового научного результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Швецов Сергей Петрович, учитель физики и информатики МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2»        Горьковского МР

Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление. Именно в экспериментальном исследовании талантливый школьник может реально претендовать на получение нового научного результата. 

Одним из направлений научно-исследовательской деятельности учащихся является подготовка к научно-практической конференции. Научно-практические конференции, являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности обучающихся, осуществляемой под руководством учителя. Они дают возможность раскрыться одаренной личности, проявить все качества характера, т.е. являются своеобразным психологическим тренингом. Образовательные потребности таких обучающихся высоки и не всегда предусмотрены рамками программы, поэтому конференции – оптимальная форма работы, целью которой является формирование и расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций. Приобщение учащихся к научным исследованиям становится особенно актуальным, когда у них формируется теоретическое мышление.

Я работаю учителем физики. Данная предметная область включает в себя широкое поле аспектов научно-исследовательской деятельности. К участию в НПК привлекаю учащихся с 7 по 11 классы.

В организации научно-исследовательской деятельности школьников обычно выделяю несколько этапов: мотивация научно-исследовательской работы, выбор направления исследования, постановка задачи исследования, фиксирование и предварительная обработка данных, оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции.

Работу начинаю с выявления обучающегося, заинтересованного в исследовании какой-либо проблемы, способного к самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, способного продемонстрировать своё исследование широкой публике. Затем мотивация. Стараюсь заинтересовать ребёнка в выбираемой теме. Любая деятельность должна быть мотивирована, иначе успеха не будет. Иногда обучающийся сам находит исследуемую проблему – в этом случае заинтересованность его оптимальная.

Далее знакомлю обучающихся с алгоритмом этапов подготовки к конференции и алгоритмом самой структуры работы по исследованию с целью – обучить научно-исследовательской деятельности для дальнейшего выступления на научно-практических конференциях различного уровня.

Кроме того, знакомлю с критериями оценки работы для того, чтобы в ходе исследования обучающийся на них опирался:

  1. Актуальность темы.
  2. Полнота раскрытия темы в соответствии с планом, законченность разработки.
  3. Творчество и самостоятельность автора, наличие аргументированной точки зрения автора.
  4. Соответствие содержания сформулированной теме, цели и задачам.
  5. Научный стиль изложения, литературный язык работы. Соответствие выводов полученным результатам.
  6. Практическая направленность и значимость.

Приведу примеры работ обучающихся, с которыми они выступали на НПК разного уровня – от школьных до региональных:

  1. «Тайна Тунгусского метеорита». Исаенко С., 10 класс. Лауреат IX районной НПК школьников, 2007 г.
  2. «Проектирование и создание школьного сайта». Эдельман С., 11 класс. Лауреат X районной НПК школьников, 2008 г.
  3. «Телефон не роскошь, а средство…». Данилов П., 10 класс. Лауреат XI районной и участник XLI региональной НПК школьников, 2009 г.
  4. «Михаил Ульянов». Данилов П., 10 класс. 2 место на областном конкурсе программистов и пользователей ПК в номинации «Мультимедийные презентации и анимации», 2009 г.
  5. «Разрушительная сила молнии». Козуля В., 8 класс. Лауреат XI районной и XLI региональной НПК школьников, 2009 г. Работа опубликована на сайте ИД «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» http://portfolio.1september.ru/work.php?id=579863
  6. «Химические и не только источники тока своими руками». Козуля В., 9 класс. Лауреат XII  районной и XLII региональной НПК школьников, 2010 г.
  7. «Электронный журнал – атрибут современной школы». Козуля В., 10 класс. Лауреат XIII районной НПК школьников, 2011 г.
  8. «Я познаю мир: катастрофы». Ильин Е., 5 класс. Лауреат XIII районной НПК школьников, 2011 г.

Жюри отмечают высокий уровень творческих работ обучающихся: актуальность избранных тем, обоснованность, научность, исследовательский характер работ, их практическую направленность, самостоятельность, использование компьютерных технологий, а также умение представить работу, вести дискуссию.

С каждым годом идет повышение качества творческих работ учащихся. Следует отметить разнообразие тем, широкий спектр проблем, интересующих учеников. Все работы сопровождаются компьютерными презентациями, созданными самими детьми.

Исследовательская деятельность в школе, её цель – не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.).

Считаю, что владение учителем  методикой  организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и знание её основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.

Литература

  1. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. -  Народное образование - №3, 2003 г.
  2. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская работа в школе. – М.: Вербум - М.2001
  3. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. - Народное образование - №3, 2000 г.
  4. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практики экспериментальной работы в образовательных учреждениях. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)

Проект для одаренных детей  «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по французскому языку...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету):

победители , призеры,участники конференций "Эрудит", " Шаг в науку", " Гольцовские чтения"...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся...