интегрированный урок физика-биология Линза. Глаз.
презентация к уроку физики (8 класс) на тему

интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_linza_glaz.rar1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок № 18 по биологии и физике

Тема: «Линза и глаз».

(9-А класс).

Цель урока:    повторить строения глаза - как оптической системы и законы геометрической оптики.

Задачи урока:   -  закрепить знания обучающихся о строении глаза - как оптической системы;

                             -  расширить     представления      обучающихся      об   основных элементах оптических приборов - линзах;

                               -   объяснить дефекты зрения и возможную профилактику и коррекцию этих дефектов; 

                             -  воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;

                             - продолжить  развитие  навыков  коммуникативного общения, умения работать самостоятельно. 

Тип урока:    комбинированный урок.

Форма урока:   интегрированный урок биологии и физики с использованием компьютера и интерактивной доски, ролевая игра.

Используемые технологии:    информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие,  коррекционно-развивающие.

Демонстрационное оборудование: компьютер; интерактивная доска; классная доска.

Раздаточный материал:   тестовые задания по вариантам. 

Эпиграф к уроку:   «Зрение - самое  совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух огромнейшим разнообразием идей, общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остается в действии, не уставая, не пресыщаясь истинными наслаждениями, которые оно само получает».                                                                                

                                                                                                            Д. Аддисон.

Проведение урока.

                     

Организационный момент (приветствие, заполнение журнала).

I часть.    Повторение. 

1. Выполнение задания на интерактивной доске.    Вставить правильные ответы вместо пропущенных слов в предложенном стихотворении.  

«Строение глаза»

Орган зрения - это ……(глаз)
В нем три ……..(оболочки)
Та, что белая снаружи
Назовем ……….(белочной)
Так прозрачна впереди -
Со стеклом сравнится
Эту часть ее зовем
Просто ………….(роговица)
Слой второй - в нем есть сосуды
Впереди он ………….(радужка)
В ней отверстие ……….(зрачок)
И пигменты разные
За зрачком у нас …………(хрусталик)
Он меняет …………..(кривизну)
И поэтому мы видим
И вблизи, и за версту
Свет легко в глаз проникает
Все в округе видно мне
Ведь в глазном есть ……………(яблоке)
Тело ………………(стекловидное)
В глубине лежит ………….(сетчатка)
Этот слой необходим
Коль………….. (рецепторы) в порядке
То нормально мы глядим.

2. Выполнение задания на интерактивной доске.   Разгадать кроссворд по теме «Оптика».

Вопросы кроссворда:

По горизонтали:

1. Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

2. Линия, являющаяся осью узкого светового пучка.

3. Оптический прибор, служащий для наблюдений из танков, подводных

лодок.

4. Недостаток зрения, при котором расстояние наилучшего зрения

превышает нормальное значение.

5. Изображение, в котором светлые места сфотографированного предмета

выглядят тёмными и наоборот.

По вертикали:

1. Электромагнитные волны, способные вызывать у человека зрительные

ощущения.

2. Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так

и далёком расстоянии.

3. Недостаток зрения, при котором параллельные лучи после

преломления пересекаются ближе к хрусталику.

4. Точка, в которой пересекаются после преломления в линзе параллельные

Лучи.

5. Единица оптической силы.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

1

л

и

н

з

а

 

 

б

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

2

л

у

ч

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

и

 

 

 

и

 

3

п

е

р

е

с

к

о

п

 

з

 

4

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

о

 

ф

 

п

 

 

4

д

а

л

ь

н

о

з

о

р

к

о

с

т

ь

 

 

 

1

 

 

 

д

 

 

у

 

к

 

р

 

 

 

 

с

 

 

 

а

 

 

к

 

у

 

и

 

 

 

 

в

 

 

 

ц

 

 

о

 

с

 

я

 

 

5

н

е

г

а

т

и

в

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

я

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

II часть.    Изучение нового материала (использование презентации).

1. Вступительное слово учителя.

Учитель биологии: Строение органа зрения, процессы зрительного восприятия, гигиена зрения изучаются в школе на уроках биологии и физики, но более углублённое и научное представление можно получить, если провести интеграцию этих двух предметов.

Учитель физики:  Строение и процессы, происходящие в органах зрения, всегда интересовали людей. Медленно, но настойчиво раскрывали учёные тайны одного из самых совершенных оптических инструментов природы - человеческого глаза. 

Учитель биологии:  Сегодня мы пригласили на урок: ученого физика, врача окулиста, учёного-биохимика. Предоставим им слово.

2. Ролевая игра с использованием презентации.

Учёный физик:  Хрусталик - «естественная линза» глаза. Оптическая сила линзы измеряется в диоптриях. Лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух-роговица, проходят далее через хрусталик (линзу с изменяющейся оптической силой) и создают изображение на сетчатке. Роговица, прозрачная жидкость, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему, оптический центр которой расположен на расстоянии около 5 мм от роговицы. Основная особенность глаза как оптического инструмента состоит в способности рефлекторно изменять оптическую силу глазной оптики в зависимости от положения предмета. Такое приспособление глаза к изменению положения наблюдаемого предмета называется аккомодацией. 

Врач окулист: У человека бинокулярное зрение, т.е. человек видит 2 глазами. От каждого глаза отходят зрительные нервы. Часть волокон перекрещивается между собой, сигналы от левых половин сетчаток поступают в левую часть мозга, а от правых - в правую в кору больших полушарий в затылочную часть. В восприятии образа участвуют оба полушария, каждое из которых получает информацию от правого и левого глаза. Поэтому человек различает величину, форму, объем, может оценивать расстояние до предмета.

Учёный биохимик:   В основе зрительного процесса лежат фотохимические реакции, протекающие в светочувствительных клетках - палочках и колбочках. Палочки имеют более высокую светочувствительность, но не обеспечивают различение цвета. Их называют аппаратом периферического, сумеречного и ахроматического зрения. В них происходит под действием света распад зрительного пигмента родопсина, а в темноте его синтез. Колбочки имеют низкую светочувствительность и начинают реагировать при высокой освещённости сетчатки, это аппарат дневного и цветного зрения. Они воспринимают красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета.

Учитель физики: При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое.

При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости изображения. Различают врожденную и возрастную дальнозоркость. Близорукость и дальнозоркость можно обнаружить при определении остроты зрения в кабинете офтальмолога по особым таблицам.

Учитель биологии:   Для коррекции дефектов зрения при близорукости врач окулист выписывает очки с двояковыпуклыми линзами, а при дальнозоркости с двояковогнутыми.

Физкультминутка.

«Разминка»


Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно - поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

III часть.    Закрепление. 

1. Составление памятки «Гигиена глаз». 

Учитель биологии:   Глаз - очень сложно устроенный оптический прибор, наделённый природой большими полномочиями. Наша задача, зная особенности работы и строения глаза не ухудшать его природные возможности.

Памятка «Гигиена глаз»

НУЖНО:

1. Рассматривать предмет  на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см, от экрана телевизора - 3м (экран должен находиться на уровне глаз).

2. Чтобы свет падал с левой стороны.

3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода.

4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках.

5. При  попадании  инородного  тела  протереть  глаз  чистой  влажной салфеткой.

НЕЛЬЗЯ:


1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа.

2. Смотреть телевизор непрерывно более 2-х часов.

3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения.

4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света.

5. Тереть глаза руками при попадании пыли.

2. Просмотр оптических иллюзий.

Учитель физики: Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями. Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них.

3. Выполнение тестовых заданий.

                                   Тест на тему «Линза и глаз».

I вариант.

1. Отведение пота со лба обеспечивают:

    1) веки;

    2) брови;

    3) ресницы.

2. Зрачок глаза находится в центре:

    1) радужной оболочки;

    2) роговицы;

    3) хрусталика.

3. Луч света проходит через оптическую систему глаза, которая представлена следующей последовательностью:

    1) роговица – радужная оболочка – хрусталик – стекловидное тело;

    2) радужная оболочка – роговица – хрусталик – стекловидное тело;

    3) хрусталик – роговица – стекловидное тело – радужная оболочка.

4. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 15˚. Чему равен угол отражения?

   1) 30˚;

   2) 40˚;

   3) 15˚ .

5. Оптическая сила линзы  5 дптр. Чему равно фокусное расстояние линзы?

  1) 5м;

  2) 0,2м;

  3) 2м.

II вариант.

1. Движение глаз достигается сокращением мышц, число их пар равно:

    1) двум;

    2) трем;

    3) четырем.

2. Светочувствительные рецепторы - палочки и колбочки - находятся в:

    1) белочной оболочке глаза;

    2) сосудистой оболочке глаза;

    3) сетчатке глаза.

3. Главным источником информации об окружающей среде у человека является:

    1) зрение;

    2) вкус;

    3) слух.

4.Угол между падающим и отражённым лучом составляет 40˚. Чему равен угол падения луча?

  1) 20˚;

  2) 40˚;

  3) 80˚.

5.Человек стоит  на расстоянии 2м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит своё изображение?

  1) 2м;

  2) 1м;

  3) 4м.

IV часть.    Домашнее задание.

Разгадать  кроссворд по теме «Оптика»;  учебник  физики  8 класс  стр. 185  & 6, 7.

По вертикали:

1. Частично освещённое пространство.

2. Попадание небесного объекта в тень другого объекта.

4. Пространство, в которое не попадает свет от источника.

По горизонтали:

3. Наука (раздел физики) о природе и свойствах света.

5. Восприятие организмом света.

6. Направление в пространстве.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

п

 

4

 

 

з

 

 

 

 

 

 

3

о

п

т

и

к

а

 

 

 

 

 

 

 

л

 

е

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

у

 

н

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

т

 

ь

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

н

 

 

 

5

з

р

е

н

и

е

6

л

и

н

и

я

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить ребус на тему «Линза и глаз»; учебник биологии 8 класс  стр. 244-252 & 49, 50.

V часть.    Итог (конец занятия).

Учитель подводит итоги занятия; провожает обучающихся.

Используемая литература:

Методическая  и учебная литература:

1.  Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. - М.: Аванта+, 1999 г.

2.  Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. - М.: Наука, 1986 г.        

3.  Громов С. В., Родина Н. А. «Физика-9», М.: Просвещение, 2003 г.
4.  Залесский М. Занимательная анатомия. - Росмен, 2000 г.

5.  Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2006 г. 

6.  Орлова  Н. «Про глаза от «А» до «Я», 2007 г.

7.   Перельман Я. И. Занимательная физика. 2 книга.-  М.: Наука, 1986 г.

8.   Перышкин  А. В. «Физика-8», М.: Дрофа, 2007 г.
9.   Перышкин А. В., Чемакин В. П. «Факультативный курс физики», М.: Просвещение, 1980 г.

Медиаресурсы:

1.   Большая детская энциклопедия. ЗАО «Новый диск», 2004 г.

2.   Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004. www.NVS.ru.

3.   Биология. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Диск 1, 2. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2003 г.

4.   Биология. Сферы. Человек. Культура здоровья. Электронное приложение 8 класс. «Просвещение», 2009 г.

5.   Биология.  Человек.  8  класс.  «Вентана-Граф»,  ЗАО «1 С», ООО «1 С Паблишинг», 2007 г.

6.   Виртуальная лаборатория «Живая физика»- М.: Институт новых технологий образования, 2002 г.

7.   Издание электронной библиотеки «Просвещение»: Мультимедийное учебное пособие нового образца / CD-диск: Физика. Основная школа 7-9 классы: часть 1.

8.   Интерактивная энциклопедия. ЗАО «Новый диск», «Dorling Kindersley», 1997-2006 г.

9.   Интерактивная  энциклопедия.  Моё  тело.  Анатомия  и  физиология человека. «Dorling Kindersley», 1997-2006 г. Моё тело. Как оно устроено?

10. Козел С. М. Образовательная коллекция «Открытая физика 1.1». - ООО «Физикон», 2002. www.physicon.ru.

11. Тесты. Биология. 6-8 класс. «Учитель», 2008.

12. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 8 класс.- М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006 г.

13. Физика. 7-11 класс. - М.: ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение», 2003. www.ravnovesie.ru.

Интернет-ресурсы:

http://s39.radikal.ru/i083/1104/e5/1a1b23955d18.jpg

http://s50.radikal.ru/i130/1104/64/06fa34468cb9.jpg

http://s46.radikal.ru/i113/1104/bb/953120cf9349.jpg

http://i059.radikal.ru/1104/e5/c07a67fd14ad.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.

При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....

интегрированный урок физика + биология 8 класс "Глаз человека - оптическая система"

Урок проводится в завершении изучения раздела "Оптика" в 8 классе...

интегрированный урок(физика+биология) . Тема "Электрические явления"

Разработка интегрированного урока (физика+биология) для 8 класса по теме "Электрические явления"...

Интегрированный урок (физика + биология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания и волны".

Урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. На уроке учащиеся узнают, что является источником звука, что такое звуковые колебания, причины их возникновения и некоторые практические применения звука в н...