Элективный курс "Мой первый физический прибор"
статья по физике (7 класс) по теме

Кутузова Светлана Николаевна

В данной статье описана работа учителя над проектом по созданию первого физического прибора по физике учащимися 7 класса ,которые только приступили к изучению предмета. Продолжительность проекта - 3 месяца ,количество часов - 12.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О развитии сферы мыслительных операций и практических умений учащихся в ходе реализации проекта «Мой первый физический прибор».

Ещё от древних греков и римлян к нам пришёл афоризм: человек рождён для мышления и для действия.

     Проанализировав свою многолетнюю педагогическую деятельность, я расчленила её на три вида по мыслительным и деятельностным процедурам: 1)рождать идеи и реализовывать их самой; 2) рождать идеи  под чью-то реализацию, например, коллег, учеников и других людей; 3) заимствовать идеи и адаптировать их под себя в своей деятельности.

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ

                   +        

            СD -ДИСК

ПАСПОРТ

              ДЕТАЛИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА

АНАЛИТИЧЕСКАЯ  КАРТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА

       ПРИБОР

      В данной статье я хотела бы поделиться тем, как реализовала  третий пункт  в организации занятий элективного курса «Мой первый физический прибор» с учащимися седьмых классов. Название темы курса я заимствовала у коллеги, а программу и  планирование составляла на основе советов раздела 4 из 1 книги Э. М. Браверман  «Учимся и учим действовать» серии «Развивающее обучение» и своих целей и задач.

    Прежде всего, учеников заинтриговало название курса. Им было совсем непонятно, что и как они смогут сделать. Но те, кто записались на занятия, доверились учителю. И мне необходимо было их доверие и надежды оправдать.

 Рис.1 Схема  систематизации материала в папку выпускника слушателя элективного курса.

     

      Вся моя работа по достижению главной цели: создать продукт деятельности учащегося в ходе  реализации трёхмесячного  проекта,  была выстроена на основе их мотивирования, сотрудничества, личностно-ориентированного подхода.

На первом занятии учащиеся посетили лаборантскую кабинета физики и увидели ,что множество приборов расположено в шкафах и на полках с тематическими надписями. Они сделали вывод о том, что это очень удобно. Потом я показала им папки с документами на приборы, тоже разложенными по темам. И в заключение занятия мы совершили виртуальную экскурсию в музей истории физики МГУ – посмотрели презентацию, выполненную на основе моих фотографий, сделанных во время участия во  Всероссийском съезде учителей физики этим летом. Я акцентировала их внимание на том, что именно эти приборы помогли учёным сделать те открытия, которые обогатили нашу науку  и которые предстоит  изучить в курсе школьной физики.

      На втором занятии учащиеся получили несколько приборов и паспортов к ним. Задача заключалась в том ,чтобы они усвоили ,какие пункты содержит паспорт прибора и внимательно рассмотрев прибор ,попытались о нём что-то рассказать друг другу.

Следующие занятия были посвящены тому, как действовать и что делать, то есть аналитическая и технологическая части. Затем  мы обсуждали какие приборы ученики смогут сделать сами и как оформить результаты в пакет документов (смотрите схему систематизации  материала в папку).

Ученики выбрали для изготовления следующие приборы: психрометр, автопоилка, электроскоп, перископ, электромагнит и другие. С этого момента началась практическая и оформительская работа, в ходе которой мы применили серию мыслительных операций, работу на компьютере и с инструментами и материалами.

С каждым учеником индивидуально провели анализ того, какие потребуются детали, материалы и инструменты. Когда они  всё необходимое принесли и положили перед собой на парте, это был синтез. Теперь предстояла систематизация – собрать из деталей целое – простой, но самодельный и самый первый в своей жизни физический прибор. И с этой задачей ребята справились. Затем мы сфотографировали наши приборы, каждого ученика со своим прибором и все ученики с приборами в руках сфотографировались с учителем.

      Завершили работу мои ученики оформлением материала в папку, которая и явилась объектом систематизации нашей деятельности в единое целое. Папка учащегося состоит из шести файлов.

Это:

  1. Титульный лист со всеми атрибутами школы и ученика, и фото ученика с прибором
  2. Информационная карточка
  3. Аналитическая карточка
  4. Технологическая карточка
  5. Паспорт прибора, оформленный в виде буклета
  6. Текст вступительного слова к защите проекта
  7. CD – диск с материалами папки в электронном виде.

     Таким образом, мои юные ученики приобрели опыт мыслительной, практической, оформительской и публичной деятельности в ходе реализации проекта «Мой первый физический прибор».

     Помощником по применению мыслительных операций: анализ, синтез, систематизация  ученикам, кроме учителя, служил стенд (рисунок 2), который вот уже четыре года «работает» на всех моих учеников и который появился благодаря моей работе с материалами книг серии «Развивающее учение»  под редакцией Э. М. Браверман.

Рис.2

Как учитель, я систематизировала все материалы в свою педагогическую папку.

С.Н. Кутузова, учитель МОУ СОШ № 1 г.п.п. Чистые Боры Костромской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок .Физический прибор. Электрическая лампочка.

Тема :«Электрическая лампочка»   Задачи: 1формировать  знания об устройстве и применении                  э...

Проект Самодельные физические приборы

Лучший способ познать тот или иной закон физики - провести опыт  . Но порою демонстрационных приборов для такой работы либо не хватает, либо нет вообще. Но ведь некоторые из них можно изготовить ...

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...

Проект "Физические приборы вокруг нас".

Физика наука экспериментальная и создание приборов своими руками способствует лучшему усвоению материала....

"Физические приборы вокруг нас"

Измерительный прибор — средство измерений, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины .Общее у всех измерительных приборов-шкала. В презентации приборы для и...

Квест «Путешествие в страну физических приборов»

Квест  «Путешествие в страну физических приборов»...