Силы в природе, работа и мощность
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Аксенова Наталья Петровна

Обеспечить в ходе урока в игровой форме повторение и закрепление изученного материала, основных понятий и определений. Содействовать в ходе урока формированию умений выделять главное, сравнивать, умение классифицировать понятия по какому - либо признаку.Способствовать развитию у обучающихся самостоятельности мышления, в ходе урока создавать ситуации радости победы, используя разноуровневые задания.

Материал содержит презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Силы в природе. Работа и мощность».

(урок – обобщение знаний, 7 класс)

Разработала: Аксенова Наталья Петровна, учитель физики, МБОУ «ООШ № 100 им. С.Е.Цветкова», г. Новокузнецк.

Цели и задачи урока:

Образовательные: Обеспечить в ходе урока в игровой форме повторение и закрепление изученного материала, основных понятий и определений. Выявить типичные пробелы в знаниях учащихся.

Воспитательные: Содействовать в ходе урока формированию умений выделять главное, сравнивать, умение классифицировать понятия по какому - либо признаку.

Развивающие: Способствовать развитию у обучающихся самостоятельности мышления, в ходе урока создавать ситуации радости победы, используя разноуровневые задания.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, динамометр с закрытой шкалой, набор грузов по 100г, рычажные весы с набором грузов – 2 шт., тела различной массы, небольшая картофелина, большая мензурка, песочные часы.

Оформление доски:

  1. Запись темы урока, дата проведения.
  2. Запись этапов урока:
  1. Разминка – «Найди верную дорогу»
  2. Практическое задание.
  3. Составь формулу.
  4. Домашнее задание.
  5. Вопросы капитанам.
  6. Рисунки с «изюминкой».
  7. Найди ошибку.
  1. Название команды и их полученные баллы.

Класс заранее делится на три команды, которые получают «домашнее задание» - подготовить интересный материал по изученной теме, подобрать к нему картинки (в данной  презентации используется тот материал, который  был предложен моими учениками).

У каждой команды на столе лежат чистые листы бумаги для выполнения заданий.

Ход урока:

Учитель:

 - Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим материал по теме: «Силы в природе. Работа и мощность». Наш класс состоит из трёх команд … (команды представляются, выдвигают своего капитана).

- А в помощники я себе беру … (называется  ФИ ученика, возможно и старшеклассника), он (-она) будет проверять ваши ответы и записывать баллы на доске. Итак, начнём.

Задание первое – Разминка: «Найди правильную дорогу»

На экране слайд № 2. В три столбика вписаны обозначения физических величин, их единицы измерения, их названия. Необходимо стрелками соединить каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием.

Задание второе – «Практическое»

На экране слайд № 3. Представители от команд выбирают на столе учителя необходимое оборудование для выполнения своего практического задания. Затем объясняют своё решение.

Задание третье – «Составь формулу»

На экране слайд № 4. Команды составляют формулы из предложенных знаков на слайде. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее составит большее количество формул.

Задание четвёртое – «»Домашнее задание»

На экране слайды № 5 – 14. За каждое сообщение команда получает балл.

Задание пятое – «Вопросы капитанам»

На экране слайд № 15. Капитаны команд получают задание и сразу же на него отвечают.

(ответы:1).  Вес, реакция опоры, сила тяжести;    

               2). Сравнить плотность предложенного образца с табличным значением;

               3). Чем ближе к центру Земли, тем больше значение g, т.к. Земля сплюснута у полюсов, тогда на полюсе g >>, чем на экваторе (gэ ≈ 9,78 м/с2, gп ≈ 9,83м/с2 ).

 Задание шестое – «Рисунки  с «изюминкой»

На экране слайд № 16. Объясните, глядя на эти рисунки, какие ошибки допустил художник?

Задание седьмое – «Найди ошибку»

На экране слайд № 17. Каждая команда определяет лишнее слово в предложенном варианте. Возможный вариант задания: Каждая команда работает по всем трём вариантам.

Подведение итогов урока.

Оценивается работа  каждой команды, выявляется самый (-ая) активный участники урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИЛЫ В ПРИРОДЕ. РАБОТА и МОЩНОСТЬ. Учитель физики: Аксёнова Наталья Петровна г. Новокузнецк – 2011 г. МБОУ «ООШ № 100 им. С.Е.Цветкова»

Слайд 2

Задание – разминка: «НАЙДИ ПРАВИЛЬНУЮ ДОРОГУ» V м/с Плотность ρ Дж Сила m м 3 3 Работа A Вт Масса F кг/м 3 Объём ν кг Мощность N Н Скорость

Слайд 3

2. Задание – практическое: Группа № 1. «Определи плотность» Задание : Предложите способ определения плотности картофеля. Оборудование : подберите сами. Группа № 2. «Определите массу» Задание: Определите массу предложенного тела и объясните принцип работы весов. Оборудование: рычажные весы, набор гирь и тело. Группа № 3. «Сделай сам» Задание: Предложите способ градуировки динамометра. Объясните принцип работы динамометра. Оборудование: динамометр без шкалы, набор гирь.

Слайд 4

3 . Задание - «Составь формулу» ρ ν t s m V F g A N P / = x

Слайд 5

4. Задание - «Домашнее задание»

Слайд 6

Без трения нельзя представить ни технику, ни природу. Благодаря трению действуют все тормоза (автомобильные, железнодорожные). Благодаря трению ящерицы ползают почти по отвесным склонам, а горные козлы легко прыгают по скалам.

Слайд 7

Из-за притяжения к Земле все тела обязательно либо давят на свою опору, либо растягивают свой подвес. А так как они поддерживают тело, не давая ему падать, т.е. действуют на него, то при этом возникает сила упругости. Следовательно , сила упругости существует внутри всех тел, окружающих нас

Слайд 8

Невесомость тел можно наблюдать около одной минуты, если тело будет свободно падать с высоты нескольких километров. Это делают в специальном самолёте. Поднявшись до высоты 5-10 км, пилот выключает силу тяги двигателей, и самолёт начинает падать. В этот момент пассажиры испытывают состояние невесомости: они могут «летать» внутри салона.

Слайд 9

Растения «чувствуют» действие силы тяжести, из – за чего главный корень всегда растёт вниз, к центру Земли, а стебель вверх. Это явление называется геотропизмом ( с греческого: «гео» – Земля, «тропос» – направление)

Слайд 10

На Луне сила тяжести примерно в 6 раз слабее, чем на Земле. Значит, там, каждый из нас, смог бы поднять целый автомобиль! На Юпитере – в 2,5 раза сильнее, чем на Земле. В таких условиях гиря в 10 кг будет казаться нам в 25 кг !

Слайд 11

Трение не только вредно, но и полезно. Если бы не было трения, то по асфальту ходить было бы так же скользко, как по льду. Предметы «съезжали» бы с места при малейшем прикосновении. В руках бы мы не смогли ничего удержать, всё бы выскальзывало бы из них. Благодаря трению не скользят на дорогах шины автомобилей и колёса поездов.

Слайд 12

В живой природе, как и в технике ведётся борьба с трением. Например, наше сердце снаружи покрыто слизью, которая служит «смазкой» для уменьшения его трения о лёгкие и грудную клетку. А наш язык тоже не бывает никогда сухим – слюна уменьшает трение при пережёвывании пищи и разговоре.

Слайд 13

Благодаря силе тяжести облик Земли непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины, оползни и сели; обрушиваются камнепады, выпадают дожди и текут реки с холмов на равнины, можно любоваться водопадом.

Слайд 14

Морские киты, выброшенные волной на берег, очень быстро погибают под тяжестью своего веса. Лишь действие силы Архимеда позволяет китам в море «разорвать оковы» силы тяжести и свободно плавать.

Слайд 15

5. Задание - «Вопросы капитанам» 1). Назовите, какие силы изображены на рисунке? 2). Как определить, имеются ли в теле пустоты? 3). Где, на экваторе или на полюсе Земли сила тяжести, действующая на одно и тоже тело больше? Почему? а) б) в)

Слайд 16

6. Задание – «Рисунки с «изюминкой» алюминий олово А) В) ν 2 ν 1 Р Б) 2 Н 2 Н Г)

Слайд 17

7. Задание – «Найди ошибку» Группа № 1: «Физические явления» Молния, инерция, радуга, падение тел, тяготение, движение, момент силы, нагревание, трение, скорость. Группа № 2: «Физические приборы» Весы, динамометр, блок, барометр, термометр, спидометр, жидкость, мензурка, рычаг, инерция. Группа № 3: «Физические величины» Объём, масса, плотность, сила, скорость, механическая работа, вес, газ, длина, время, давление, мощность, рычаг.

Слайд 18

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Слайд 19

ЖЕЛАЮ ДАЛЬНЕЙШИХ УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ