Главные вкладки

    Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.
    рабочая программа по физике (7 класс) по теме

    Пеньковская Татьяна Викторовна

     

       Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен  для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответствует реальному содержанию обучения.

       Курс предназначен для учащихся со средним и высоким уровнем обученности. Программа  курса основывается на современных научных представлениях о природных явлениях, законах физики, на экспериментальном доказательстве и теоретических расчетах физических явлений и процессов. Курс формирует навыки решения сложных задач и нахождения более рациональных способов решения, дает возможность подготовки учащихся к дальнейшему изучению и восприятию более сложных физических явлений в старших классах, приобретению опыта решения экспериментальных задач и использования компьютера для решения задач. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fakultativ._fizika_7_klass.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

                                  Муниципальное образовательное учреждение

                          «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»

                              Жирновского района, Волгоградской области

                                                             Составитель: Пеньковская Т. В.,

                                                              учитель физики и информатики

                       Методическая разработка практикума

                               по решению физических задач

                         повышенной сложности для 7 класса.

                         

                                                         

                                  Пояснительная записка:

     

    Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен  для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответствует реальному содержанию обучения.

    Способ структурирования учебного материала – линейный, по степени новизны – авторская программа, с использованием новых информационных технологий подачи учебного материала и решения задач, компьютерной обработки решения экспериментальных задач, компьютерных моделей физических процессов, используемых в условиях задач.

    Курс предназначен для учащихся со средним и высоким уровнем обученности. Программа  курса основывается на современных научных представлениях о природных явлениях, законах физики, на экспериментальном доказательстве и теоретических расчетах физических явлений и процессов. Курс формирует навыки решения сложных задач и нахождения более рациональных способов решения, дает возможность подготовки учащихся к дальнейшему изучению и восприятию более сложных физических явлений в старших классах, приобретению опыта решения экспериментальных задач и использования компьютера для решения задач. Курс развивает интерес к изучению физики, систематизирует новые знания, развивает логическое  мышление, навыки работы с физическими приборами и измерительными приборами.

    Курс рассчитан на 17 часов, т. е. на первое полугодие (часть 1) и 17 часов на второе полугодие (часть 2)  

    Цели и задачи:

    1. освоение знаний о первоначальном строении веществе и взаимодействии тел;
    2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, выполнять расчеты;
    3. развитие навыков решения сложных задач, развитие познавательного интереса, логического мышления, способов нахождения способов решения сложных задач;
    4. воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и техники.

         В результате изучения данного курса учащиеся должны

     

       знать / понимать:

    1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, строение вещества, взаимодействие тел;
    2. смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, вес, сила;
    3. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, всемирного тяготения;

       уметь:

    1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, возникновение сил упругости и трения;
    2. использовать измерительные приборы для измерения расстояния, времени, массы, плотности, силы, давления;
    3. приводить примеры практического использования физических знаний;
    4. осуществлять самостоятельный поиск знаний;
    5. решать простые и сложные задачи на применение изученных физических явлений.

                         Литература.

     

    Для учителя:

    1. А. В. Перышкин. Учебник. Физика. 7 класс.
    2. Л. Г. Асламазов, А. А. Варламов. Удивительная физика.  «Квант». 1998
    3. ж. «Физика в школе». №7, 13, 25, 29 1998 г.
    4. В. И. Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике. 7-8 класс. М. «Просвещение». 2005 г.
    5. Н. А. Родина, Е. М. Гутник. Самостоятельная работа учащихся по физике в 7 – 8 классах. Дидактический материал. 2000 г.
    6. Л. И. Скрелин. Дидактический материал по физике. 7 – 8 класс.2000 г.

    Для учащихся:

     

    1. А. В. Перышкин. Учебник. Физика. 7 класс.
    2. Л. Г. Асламазов, А. А. Варламов. Удивительная физика.  «Квант». 1998
    3. ж. «Физика в школе». №7, 13, 25, 29 1998 г.
    4. В. И. Лукашик. Сборник вопросов и задач по физике. 7-8 класс. М. «Просвещение». 2005 г.

    Тема занятия. (Часть 1)

    Форма занятия.

    Форма контроля.

    Введение (2 ч).

    1.

    Физические величины. Измерение физических величин

    Физический эксперимент, работа с измерительными приборами. Измерение физических величин.

    Устный опрос, практическая работа.

    2.

    Лабораторная работа №1: «Определение цены деления измерительного прибора».

      Точность и погрешность измерений.

    Лабораторная работа. Определение цены деления измерительного прибора.

      Расчет погрешности измерений.

    Устный опрос, практическая работа. Решение задач.

    Строение вещества (3 ч).

    3.

    Строение вещества. Молекулы.

    Строение вещества. Молекулы.

    Устный опрос.

    4.

    Диффузия.

      Взаимное притяжение и отталкивание молекул

    Практическая работа, решение задач.

    Практическая работа, решение задач.

    5.

    Три состояния вещества.

      Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

    Решение качественных задач.

    Решение задач.

    Защита реферата.

    Взаимодействие тел (12 ч).

    6.

    Механическое движение.

      Скорость. Единицы скорости.

    Практическая работа, решение задач.

    Практическая работа, решение задач.

    7.

    Расчет пути и времени.

    Решение задач.

    Решение задач.

    8.

    Инерция.

    Решение качественных задач.

    Устный опрос.

    9.

    Взаимодействие тел.

      Масса тела.

    Практическая работа, решение задач.

    Практическая работа, решение задач.

    10.

    Лабораторная работа №2: «Измерение массы тела на весах».

    Практическая работа.

    Практическая работа.

    11.

    Плотность вещества.

      Расчет массы и объема.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Защита реферата. Практическая работа, решение задач.

    12.

    Сила. Явление тяготения.

    Лекция с элементами беседы, решение задач.

    Устный опрос. Решение задач.

    13.

    Сила упругости. Закон Гука.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Защита реферата. Практическая работа, решение задач.

    14.

    Вес тела.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Защита реферата. Практическая работа, решение задач.

    15.

    Единицы силы. Динамометр.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Устный опрос. Практическая работа, решение задач.

    16.

    Сложение сил.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Устный опрос. Практическая работа, решение задач.

    17.

    Сила трения.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Тестирование. Практическая работа, решение задач.

    Тема занятия. (Часть 2)

    Форма занятия.

    Форма контроля.

    Давление твердых тел, жидкостей и газов (10 ч).

    1.

    Давление. Единицы давления.

    Физический эксперимент, работа с измерительными приборами. Измерение давления.

    Устный опрос, практическая работа.

    2.

    Давление газа.

    Лабораторная работа. Решение задач.

    Устный опрос, практическая работа. Решение задач.

    3.

    Давление в жидкости.

    Лабораторная работа. Решение задач.

    Устный опрос, практическая работа. Решение задач.

    4.

    Расчет давления на дно и стенки сосуда.

    Практическая работа. Решение задач.

    Устный опрос, практическая работа. Решение задач.

    5.

    Сообщающиеся сосуды.

    Практическая работа, решение задач.

    Практическая работа, решение задач.

    6.

    Атмосферное давление.

      Измерение атмосферного давления.

    Решение качественных задач.

    Решение задач.

    Защита реферата.

    7.

    Атмосферное давление на различных высотах.

    Практическая работа, решение задач.

    Задание по карточкам.

    8.

    Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

      Архимедова сила.

    Практическая работа, решение задач.

    Практическая работа, решение задач.

    9.

      Плавание тел.

      Плавание судов.

    Решение задач.

    Семинар.

    Решение задач.

    Защита реферата.

    10.

    Воздухоплавание.

    Решение качественных задач.

    Устный опрос.

    Работа и мощность. Энергия (7 ч).

    11.

    Механическая работа.

    Практическая работа. Решение задач.

    Практическая работа. Решение задач.

    12.

      Мощность.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Защита реферата. Практическая работа, решение задач.

    13.

    Простые механизмы.

    Лекция с элементами беседы, решение задач.

    Устный опрос. Решение задач.

    14.

      Момент силы.

    Применение закона равновесия рычага к блоку.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Защита реферата. Практическая работа, решение задач.

    15.

    «Золотое правило» механики.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Устный опрос. Практическая работа, решение задач.

    16.

      Коэффициент полезного действия.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Устный опрос. Практическая работа, решение задач.

    17.

    Энергия.

    Семинар. Практическая работа, решение задач.

    Тестирование. Практическая работа, решение задач.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса «Методы решения физических задач повышенной сложности» для учащихся 10-х-11-х классов

    Пояснительная записка.Настоящий курс рассчитан на преподавание в 10-м, 11-м классах в объёме 68 часов(1 час в неделю).Целью данного элективного курса является изучение и применение  на практике м...

    кружок по математике "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" 9 класс

    Данная программа предназначена для работы с обучающимися 9 класса. Имеет основную цель - подготовка к успешной сдачи экзамена в формате ГИА "сильных" учеников. Рассчитан на 34 часа в год....

    ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 11 КЛАССА ПО ТЕМЕ: "РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ".

    Изучение физики предполагается на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. За основу приняты федеральные программы. Данное заня...

    Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс

    Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс...

    Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс

    Элективный курс Решение генетических задач повышенной сложности, 10 класс...

    Рабочая программа элективного курса по физике "Решение физических задач повышенной сложности"

    Программа курса по физике содержит материал по более уг­лубленному изучению в школьной программе разделов: законы сохранения в механике и законы сохранения в разделе «Электриче­ство»....