Методические разработки к урокам ( физика)
тест по физике (9 класс) по теме

Галанова Елена Аркадьевна

 В материале составлены:

1. комплект по учебнику Громова для 7 класса ( календарно - тематическое планирование, пояснительная записка)

2. входная контрольная работа  по физике для 8а,8б класса

3. входная контрольная работа по физике для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методический  комплекс  к  программе  С.В.Громова

для преподавания физики в 7 классе

МКОУ № 10   г. Ревда Свердловская область

Составитель: Галанова Елена Аркадьевна,

учитель физики

1. Рабочая программа по физике для 7 класса.

2. Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков  

    физики в 7 классе.

3. Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе

    на 2011-2012 учебный год.

4. Учебно-методический комплект преподавания физики в 7 классе.

Рабочая программа по физике  для 7 класса.

          Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы С.В.Громова, опубликованной в сборнике  «Программы основной школы. Физика. 7-9 классы./ Под редакцией Громова С.В.// Программы общеобразовательных учреждений: Физика и астрономия. 7-11 классы./  Составитель Ю.И.Дик, В.А.Коровин.– М.; Дрофа, 2004 г

Программа рассчитана на 70 часов за год, по 2 часа в неделю.

Темы,  выделенные курсивом, не включаются в контрольные работы.

            Физика и физические методы изучения природы (6 ч)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы

1.Определение цены деления шкалы измерительного прибора .

2.Измерение объема жидкости и твердого тела.

Время проведения лабораторной работы - 45 минут.

Лабораторные опыты

            1.Измерение длины.

2.Измерение температуры.

           Время проведения лабораторного опыта – 10 -15 минут.

         

           Механические явления (57 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Графики зависимости пути и скорости от времени.

Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

        Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

        Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести. Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Условия равновесия тел.

Работа. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения  работы и мощности.

Давление. Давление газа. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром -анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Лабораторные работы

            3.Измерение массы.

4.Измерение плотности твердого тела.

5.Измерение плотности жидкости.

6.Измерение силы динамометром.

7.Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.

8.Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

            9.Исследование условий равновесия рычага.

10.Вычисление КПД наклонной плоскости.

12.Измерение архимедовой силы.

13.Изучение условий плавания тел.

Лабораторные  опыты

3.Измерение скорости равномерного движения.

4.Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении.

5.Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

6.Исследование силы трения скольжения.

7.Измерение мощности.

            Тепловые явления (7 ч)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

                                                                 Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

 

Пояснительная  записка

к  календарно – тематическому  планированию

по  физике  на  2011 – 2012  учебный  год

в  седьмом   классе

               

                   Изучение учебного предмета «Физика» осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1.  Закон Российской Федерации об образовании.

2.  Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении концепции                                              

     модернизации российского образования на период до 2010 года».

3.  Приказ МО РФ от 05. 03. 2004 г. « Об утверждении федерального компонента  

     государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и  

     среднего (полного) общего образования».

 4  Методическое письмо Департамента государственной политики в области образования  

     МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263 «О примерных программах по учебным  предметам  

     Федерального базисного плана».

5.  Приказ МОиН РФ от 7.12.2005  №302  «Об утверждении федеральных перечней учебников,  

     рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в

     образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего

     образования на 2006/2007 учебный год».

6.  Письмо МОиН РФ от 7.12.2005  №03-2265  «О федеральных перечнях учебников на

2006-2007 учебный год».

7.  Учебный план МКОУ № 10 на 2011-2012 учебный год.

8.   Сборник нормативных документов. Физика./ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.::

       Дрофа, 2004. – 111/1/ с. ISBN 5-7107 -8657 -8.

9.  Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

      (письмо Департамента государственной политики в образовании от 06.07.2005 № 03- 1263,

      сайт Минобрнауки России http: / www/ gov. ru /.)

               Изучение курса осуществляется по программе С.В.Громова, опубликованной в сборнике  «Программы основной школы. Физика. 7-9 классы./ Под редакцией Громова С.В.// Программы общеобразовательных учреждений: Физика и астрономия. 7-11 классы./  Составитель Ю.И.Дик, В.А.Коровин.– М.; Дрофа, 2004 г. и  «Примерной программе основного общего образования по физике 7-9 классы» составленной под руководством  В.А.Орлова и О.Ф.Кабардина, 2005 г.                      

               Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями:

Для учащихся:

1. Громов С.В.  Физика: учебник для 7 кл. -М.: Просвещение, 2005.- 158 с.

2. Мартынов Н.К.  Рабочая тетрадь по физике. 7 кл. – М.: Просвещение, 2004.- 96 с.

3. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда: Прил. к учеб. физики для 7 кл.-М.:  

    Просвещение, 2001.- 48 с.

4. Марон А.Е.  Сборник вопросов и задач по физике: для 7-9 кл. общеобразовательных  

    учреждений/ А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон.- М.: Просвещение, 2005.- 253 с.: ил.

Для учителя:

1.  Мартынова Н.К.  Физика, 7-9: Книга для учителя: Для общеобразовательных учреждений.- М.:

   Просвещение, 2003.- 136 с.

3. Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7, 8, 9  кл.: Книга  

    для  учителя,- М.:  Просвещение, 2003 .- 127 с.

4. Шилов В.Ф.  Техника безопасности в кабинете физики.- М.: «Школьная Пресса», 2002.- 80 с.

5. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7 –9 кл.-М.: Просвещение, 2002.- 79 с.

6. Тулькибаева Н.Н.  Тестовые задания по физике: 7-9 кл.: Кн. для уч-ся.- М.: Просвещение,  

    2003.- 240 с.- (Проверь свои знания)

7. Сборник нормативных документов. Физика./ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.:

     Дрофа, 2004. – 111/1/ с. ISBN 5-7107 -8657 -8.

                       Данный курс направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, на развитие мышления учащихся и  формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять  знания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                   В   инвариантной части ОБУП на учебный предмет федерального значения,  «Физика», который входит в образовательную область «Естествознание»,  в 7 классе выделено 2 часа в неделю, что составляет 70 часов за год.

                   Календарно-тематическое планирование определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем.  При этом календарно-тематическое планирование позволяет реализовать собственный подход в части структурирования учебного материала. Так, например, в примерной программе на раздел «Механические явления» отводится 57 часов и это количество часов используется в 7 классе полностью, а на оставшиеся темы, которые изучаются в 8 классе, часы берутся из резерва. На раздел «Тепловые явления», в примерной программе, отводится 33 часа. Для 7 класса,  берётся 7 часов, остальные темы рассматриваются в 8 классе.

                  Количество часов распределено следующим образом:

№ п/п

Название раздела

Количество часов

По программе

По КТП

1

Физика и физические методы изучения природы

6

6

2

Механические явления:

57

57

1. Движение и взаимодействие тел

24

24

2. Работа и мощность

11

11

3.Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

22

22

3

Тепловые явления

7

7

                   

                    Лабораторные работы и опыты  направлены на формирование и развитие специальных учебных умений и навыков у учащихся, на применение знаний, полученных в процессе теоретической подготовки. Всего запланировано лабораторных работ и опытов – 19. Количество лабораторных работ -12, что соответствует программе.

Все лабораторные работы оцениваются, и каждая  рассчитана на один учебный час.

№ п/п

№ урока

№ работы

Название работы

1

3/3

1

 Определение цены деления шкалы измерительного прибора

2

5/5

2

Измерение объёма жидкости и твёрдого тела

3

16/10

3

Измерение массы

4

18/12

4

Измерение плотности твёрдого тела

5

19/13

5

Измерение плотности жидкости

6

22/16

6

Измерение силы динамометром

7

26/20

7

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины

8

28/22

8

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела

9

37/7

9

Исследование условий равновесия рычага

10

39/9

10

Вычисление КПД наклонной плоскости

11

57/16

11

Измерение  архимедовой силы

12

60/19

12

Изучение условий плавания тел

                   

Также предусмотрены 7 безоценочных лабораторных опытов, которые выполняются при изучении нового материала, рассчитанные на 10-15 минут.

п/п

урока

опыта

Название лабораторного опыта

1

4/4

1

Измерение длины  

2

4/4

2

Измерение температуры

3

10/4

3

Измерение скорости равномерного движения

4

12/6

4

Изучение зависимости пути от времени при равномерном движении

5

23/17

5

Сложение сил направленных вдоль одной прямой

6

29/23

6

Исследование силы трения скольжения

7

33/3

7

Измерение мощности

                   

                  После каждого раздела предусмотрена тематическая контрольная работа, которая проверяет уровень сформированных  знаний и умений, полученных при изучении данной темы. Для составления этих контрольных работ использовался дидактический материал:

1. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7 –9 кл. - М.: Просвещение, 2002.- 79 с.;

 2. Тулькибаева Н.Н.  Тестовые задания по физике: 7-9 кл.: Кн. для уч-ся.- М.: Просвещение,  

    2003.- 240 с.

   Всего  тематических контрольных работ – 4.

                    Для реализации национально-регионального компонента в календарно-тематическом планировании предусмотрено 10% от учебного времени, с целью расширения и углубления основных базовых компонентов содержания физического образования. В темах  НРК  рассматривается содержание курса «физика» с использованием исторического, культурного, национального, географо-демографического, этнического, природно-экологического своеобразия Уральского региона. А также, анализ состояния развития основных отраслей народного хозяйства региона и прогноз их развития.

                   Содержание национально-регионального компонента отражено в календарно-тематическом планировании диффузно, с учётом соответствующих тем, положений базового компонента программы и распределения учебного времени при изучении курса физики в  7 классе.

                     Реализация регионального компонента осуществляется с помощью пособий:

1. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда: Прил. к учеб. физики для 7 кл.-М.:  

    Просвещение, 2001.- 48 с.

2. Наш дом – Металлургический район, фотоальбом. – Ч.: фирма «Гаро», 1996 г., 98 с.

3. Вдержки из средств массовой информации:

    Наука и жизнь. №7, 2002 г.,  Знамя. №11, 2001 г.,   Маяк-инфо. №9, 1999 г., №8. 1998 г.,  №2,  

   1996 г., №11 2000 г.

 4. Сайт Интернета  Phys.Web. ru.

                     Школа работает по теме «Внедрение технологий интегрированного обучения детей с особенностями развития в условиях общеобразовательной школы». Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения  у  учащихся с особенностями развития, из-за быстрой утомляемости, недостаточности абстрактного мышления, недоразвития пространственных представлений. Поэтому особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и организации эксперимента, который развивает умение  пользоваться простейшими приборами, анализировать данные. Важно также использовать межпредметные связи, так как учащиеся нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в неоднократном повторении и закреплении полученных  знаний и практических умений. Для эффективного усвоения учащимися, с особенностями развития, учебного материала по физике в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: ряд вопросов излагается в виде обзора, часть материала изучается в ознакомительном плане, предусмотрена индивидуальная работа при выполнении  некоторых лабораторных работ, а также увеличение времени на их выполнение.

                    В ознакомительном плане рассматриваются темы:

  1. Погрешность измерений.
  2. Относительность движения.
  3. Графики зависимости пути и скорости от времени.
  4. Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой..
  5. Момент силы.
  6. Условия равновесия тел.
  7. Давление в жидкостях.
  8. Атмосферное давление.
  9. Гидравлические машины.
  10. Плавание судов.
  11. Строение вещества.
  12. Тепловое движение атомов и молекул.
  13. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

        Изучаются обзорно следующие темы:

  1. Работа силы.
  2. Коэффициент полезного действия простых механизмов.
  3. Давление газа.
  4. Взаимодействие частиц вещества.
  5. Объяснение свойств вещества на основе моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.  

                При составлении программы VII вида использовались рекомендации НИИ дефектологии  «Об изменении в программе обучения детей с особенностями развития», опубликованных в журнале «Дефектология»,  № 1, 1999 г., Москва.

                     Одним из направлений над которым работает школа является валеологизация, поэтому  вводится информация о здоровом образе жизни, о способах защиты от вредных влияний окружающей среды на организм. Это позволяет формировать у учащихся здоровьесберегающее поведение. В курсе 7 класса на   уроках  рассматривается  валеологический компонент.

№ п/п

№ урока

Тема урока

Валеологический  компонент

1

27/21

Сила тяжести.

Перегрузки и их влияние на организм человека.

2

29/23

Сила трения.

Опасность травматизма во время гололёда. Меры предосторожности.

3

34/4

Простые механизмы.

Распределение нагрузки при подъёме и переноске тяжестей.

   4

45/4

Давление газа.

Меры безопасности при использовании сжатого воздуха.

6

49/8

Атмосферное давление.

Изменение самочувствия человека при изменении атмосферного давления.

7

50/9

Измерение атмосферного давления.

Влияние загрязнённого воздуха на здоровье человека.

8

54/34

Гидравлические машины.

Влияние качества питьевой воды на здоровье человека.

9

55/14

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

Изменение состояния человека при его погружении в воду.

10

59/18

Условия плавания тел.

Правила поведения на воде.

11

66/3

Диффузия.

Осторожность при работе с легко испаряемыми  веществами.

 

                   Реализация  валеологического компонента осуществляется с помощью пособий:

  1. Касаткин В.Н. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов/ Под  

     редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2003.-446 с.: ил.

2.   Петленко В.П. Валеология человека. 1-5 том./ В.П.Петленко. Санкт-Петербург, 1996 г.        


Календарно-тематическое планирование уроков физики

в  седьмом  классе

на  2011 - 2012 учебный год

п/п

Сроки изучения

Тема  урока

Требования к уровню подготовки учащихся

(ФКГС)

Практическая

часть

Национально-

региональный компонент

Программа

VII    вида

Домаш -нее

задание

план

факт

Физика и физические методы изучения природы  -  6 часов

1/1

1- 9.09

Физика-наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

Знать/понимать:

 смысл понятий: Физическое явление, физический закон, вещество;

Уметь:

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: длины, объёма жидкости и твёрдого тела; выражать резуль-таты измерений  в еди-ницах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электри-ческих, световых явлениях;использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Демонстрация механических, тепловых , световых и электрических явлений.

Физические явления и процессы, проис-ходящие в окружа-ющей среде г.Челябинска.

Физика-наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

§ 1

2/2

1- 9.09

Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.

Демонстрация  действия различных физических приборов,  и их  шкалы.

Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погреш-ности измерений. Между-народная система единиц.

(Погрешность - в ознакомительном плане).

§ 2, стр.135 №2

3/3

11-16.09

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»

Лабораторная работа №1«Определение це-ны деления шкалы из-мерительного прибора

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»

Стр.135

№ 4

4/4

11-16.09

Физический эксперимент и  физическая теория. Физические модели.

Лабораторный опыт №1 «Измерение дли-ны»,  Лабораторный опыт №2  «Измерение температуры».

Физический эксперимент и  физическая теория. Физические модели.

§ 3, стр.135

№7,9

5/5

18-23.09

Лабораторная работа №2 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела».

Лабораторная работа №2 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела».

Лабораторная работа №2 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела».

Стр. 136 №10

6/6

18-23.09

Физика и техника. Роль математики в развитии физики. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Физика и техника. Роль математики в развитии физики. Физика и развитие представлений о материальном мире.

§ 4

Механические явления – 57 часов

1. Движение и взаимодействие тел – 24 часа

7/1

25-30.09

Механическое движение.

Знать/понимать:

 смысл понятий:

взаимодействие, механическое движение;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, объём, сила;

Уметь:

описывать и объяснять физические явления:

равномерное прямолинейное движение, инерция;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;

представлять результаты измерений

с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпириические зависимости:

пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений  в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников:

учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Демонстрации различных видов  дви-жения, относитель-ности движения.

Механическое движение.

(Понятие относительности в ознакомительном плане)

§ 5, стр.135, №5,6

8/2

25-30.09

Траектория. Путь.

Траектории мела на доске.

Траектория. Путь.

§ 5,стр. 135, №8

9/3

2-7.10

Прямолинейное равномерное  движение.

Демонстрации равно-мерного прямолиней-ного движения

Прямолинейное равномерное  движение.

§ 6

10/4

2-7.10

Скорость равномерного прямолинейного движения.

Лабораторный опыт № 3 «Измерение скорости равно-мерного движения».

Скорость равномерного прямолинейного движения.

§ 6, стр. 136

№ 12,13

11/5

9-14.10

Расчёт скорости, пути при прямолинейном равномерном движении.

Расчёт скорости, пути при прямолинейном равномерном движении.

(Упрощённый тип задач).

Стр. 136

№ 17,19,20

12/6

9-14.10

Графики зависимости пути и скорости от времени.

Лабораторный опыт №4 «Изучение зави-симости пути от вре-мени при равномер-ном движении».

Графики зависимости пути и скорости от времени.

(В ознакомительном плане)

№ 94, 96 (М)).

13/7

16-21.10

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Демонстрации измерения времени, расстояния.

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Стр. 137,

№ 22

14/8

16-21.10

Явление инерции.

Опыт с тележкой (явление инерции).

Явление инерции.

(Связь с практикой).

§ 7

15/9

23-28.10

Масса тела. Методы измерения массы.

Взвешивание тел различной массы на рычажных весах.

Масса тела. Методы измерения массы. (Тела с массой, равной целому числу).

§ 8, стр. 137

№ 26,27

16/10

23-28.10

Лабораторная работа №3 «Измерение массы».

Лабораторная работа №3 «Измерение массы».

Лабораторная работа №3 «Измерение массы».

(Индивидуальная работа)

Стр. 137

№28, 29

17/11

30.10-

3.11

Плотность вещества. Методы измерения плотности.

Измерение плотности тела с помощью мензурки и весов.

Плотность вещества. Методы измерения плотности.

§ 9

18/12

30.10-

3.11

Лабораторная работа №4 «Измерение плотности твёрдого тела».

Лабораторная работа №4 «Измерение плот-ности твёрдого тела».

Лабораторная работа №4 «Измерение плотности твёрдого тела». (Увеличение времени выполнения работы).

Стр. 138

№34, 35

19/13

13-18.11

Лабораторная работа №5 «Измерение плотности жидкости».

Лабораторная работа №5 «Измерение плотности жидкости».

Лабораторная работа №5 «Измерение плотности жидкости». (Увеличение времени выполнения).

Стр. 138,

№ 38,39

20/14

13-18.11

Взаимодействие тел.

Демонстрация взаимодействия тел, с помощью тележек.

Взаимодействие тел.

§ 10

21/15

20-25.11

Сила. Методы измерения силы.

Устройство и действие динамометра.

Сила. Методы измерения силы.

§ 11

22/16

20-25.11

Лабораторная работа №6

« Измерение силы динамометром».

Лабораторная работа №6

« Измерение силы динамометром».

Лабораторная работа №6

« Измерение силы динамометром».

§ 15 стр.139,

№ 51, 52

23/17

27.11-

2.12

Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой.

Лабораторный опыт №5 «Сложение сил направленных вдоль одной прямой».

Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой.

(Тема даётся в ознакомительном плане).

§ 13, №281, 282 (М)

24/18

27.11-

2.12

Решение задач на применение правила сложения сил.

Решение задач на применение правила сложения сил.

Стр. 140 №55,56

25/19

4-9.12

Сила упругости.

Демонстрация растяжения и сжатия,

зависимости силы упругости от удлинения пружины.

Деформация плодо-родного слоя почвы тяжёлыми сельхоз-машинами на полях Челябинской области.

Сила упругости.

§ 14

Стр. 139

№ 47,48

26/20

4-9.12

Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины».

Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины».

Применение деформации в кузнечно-прессовом цехе ОАО ЧМК.

Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины».

(Увеличение времени).

Стр. 139  

№ 50

27/21

11-16.12

Сила тяжести.

Способ измерения силы тяжести.

Сила тяжести.

§ 12

28/22

11-16.12

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела».

Стр.138

№ 45,46

29/23

18-23.12

Сила трения.

Лабораторный опыт №6  «Исследование силы трения скольжения».

Вред от использо-вания песчанно-со-левой смеси против гололёда на улицах г.Челябинска.

Сила трения.

(Больше внимание на проявление силы трения в природе, технике, быту).

§ 16, 17

30/24

18-23.12

Контрольная работа №1 по теме «Движение и взаимодействие тел».

Контрольная работа №1 по теме «Движение и взаимодействие тел».

(Упрощённый вариант).

  2.  Работа   и   мощность – 11 часов

31/1

25-30.12

Работа силы.

Знать/понимать:

смысл физических величин: работа, мощность, момент силы, коэффициент полезного действия;

Уметь:

выражать результаты измерений  в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников:

учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: рационального применения простых механизмов.

Сравнение  работы при подъёме бруска на 1 м и перемещении его на 1м.

Работа силы.

(Изучается обзорно).

§ 18

Стр. 140

№ 58,60

32/2

25-30.12

Мощность.

Мощность.

§ 19

33/3

15-20.01

Методы измерения работы и мощности.

Лабораторный опыт № 7 «Измерение мощности».

Методы измерения работы и мощности.

Стр.141

№ 66

34/4

15-20.01

Простые механизмы.

Демонстрация раз-личных типов простых механизмов:

рычаг, наклонная плоскость,блок, ворот.

Экологическая безо-пасность различных механизмов, их при-менение на промы-шленных предпри-ятиях г.Челябинска.

Простые механизмы.

(Уделить больше внимание на практическое применение простых механизмов).

§ 20, 21

Стр.141

№68

35/5

22-27.01

Условия равновесия рычага.

Демонстрация равновесия рычага.

Условия равновесия рычага.

§ 22

36/6

22-27.01

Момент силы.

Момент силы.

(В ознакомительном плане).

§ 23

№ 788, 789 (М)

37/7

29.01-3.02

Лабораторная работа № 9 «Исследование условий равновесия рычага».

Лабораторная работа № 9 «Исследование условий равновесия рычага».

Лабораторная работа № 9 «Исследование условий равновесия рычага».

(Увеличить время выполнения работы).

Стр.142

№70,72

38/8

29.01-3.02

Коэффициент полезного действия простых механизмов.

Коэффициент полезного действия простых механизмов.

(Изучается обзорно).

§ 24

Стр.143

№75

39/9

5-10.02

Лабораторная работа № 10 «Вычисление КПД наклонной плоскости».

Лабораторная работа № 10 «Вычисление КПД наклонной плоскости».

Лабораторная работа № 10 «Вычисление КПД наклонной плоскости».

(Увеличить время выполнения работы).

№ 795, 797 (М)

40/10

5-10.02

Условия равновесия тел.

Условия равновесия тел.

(В ознакомительном плане).

Стр.143

№74

41/11

12-17.02

Контрольная работа №2 по теме «Работа и мощность».

Контрольная работа №2 по теме «Работа и мощность».(Задачи на знание основных формул).

3. Давление  твёрдых  тел ,  жидкостей  и  газов – 22 часа

42/1

12-17.02

Давление твёрдых тел.

Знать/понимать:

смысл физических величин: давление;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

Уметь:

описывать и объяснять физические явления:

передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: давления;

выражать результаты измерений  в единицах Международной системы;

решать задачи на применение изученных физических законов и формул: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, выталкивающей силы;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников:

учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, её обработку и представление в разных формах: словесно, с помощью математических символов, рисунков;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: контроля  за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.

Демонстрация зависимости твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Давление твёрдых тел.

§ 32

43/2

19-24.02

Давление в природе и технике.

Демонстрация различных приспособ-лений и механизмов, в которых используется зависимость давления от силы и площади опоры.

Давление на почву тракторов и других сельхозмашин на полях Челябинской области.

Давление в природе и технике.

§ 33

44/3

19-24.02

Решение задач на вычисление  давления твёрдых тел.

Использование режущих автомати-ческих линий при формировании катаных листов стали на ОАО ЧМК.

Решение задач на вычисление  давления твёрдых тел.

Стр.143

№ 80, 81

45/4

26.02-3.03

Давление газа.

Опыты, показывающие от каких величин зависит давление газа.

Давление газа.

(Изучается обзорно)

§ 34,35

46/5

26.02-3.03

Закон Паскаля.

Опыт с шаром Паскаля, доказывающий закон Паскаля.

Закон Паскаля.

§  36

47/6

5-10-.03

Давление в жидкостях.

Демонстрация давления газа на различной глубине.

Нарушение природ-ного равновесия при строительстве водохранилищ в Челябинской области.

Давление в жидкостях.

(В ознакомительном плане).

§ 37,38

48/7

5-10.03

Расчёт  давления жидкости на дно и  стенки сосуда.

Расчёт  давления жид-кости на дно и  стенки сосуда. (Запоминание основной формулы).

§ 39

Стр.144,

№ 86,88

49/8

12-17.03

Атмосферное давление.

Опыт по обнаружению атмосферного давления

Миграции воздушных потоков над Челябинской областью.

Атмосферное давление.

(В ознакомительном плане).

§ 40

Стр.145

№94, 97

50/9

Измерение атмосферного давления.

Опыт с магдебург-скими полушариями.

Диффузия газовых выбросов в верхних слоях атмосферы над г.Челябинском.

Измерение атмосферного давления.

§ 41

51/10

12-17.03

 Барометр – анероид.

Демонстрация барометра-анероида: устройство и действие.

 Барометр – анероид.

( Измерение атмосферного давления с помощью барометра-анероида).

§ 42

Стр.145

№ 98

52/11

19-21.03

 Методы измерения давления.

Применение очис-тительных соруже-ний газовых выб-росов на ОАО ЧМК.

 Методы измерения давления.

№ 876, 877 (М)

53/12

29-31.03

 Манометры.

Устройство и действие жидкостного и безжидкостного манометров.

 Манометры.

§ 43

54/13

2-7.04

Гидравлические машины.

Демонстрация действия гидравлического пресса.

Применение прессов на АО ЧМК.

Гидравлические машины.

(В ознакомительном плане).

§ 44, 45

55/14

2-7.04

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

§ 46

56/15

9-14.04

Закон Архимеда.

Демонстрация опыта , подтверждающего закон Архимеда.

Образование нефтяной и масля-ной плёнки на по-верхности водоёмов Челябинской области.

Закон Архимеда.

(Проявление закона в природе, быту).

§ 47

57/16

9-14.04

Лабораторная работа №11   «Измерение  архимедовой силы».

Лабораторная работа №11   «Измерение  архимедовой силы».

Лабораторная работа №11   «Измерение  архимедовой силы».

(Индивидуальная работа).

Стр.146

№107, 108

58/17

16-21.04

Вычисление выталкивающей силы.

Вычисление выталкивающей силы.

Стр.146

№110

59/18

16-21.04

Условие плавания тел.

Демонстрация условий плавания тел.

Условие плавания тел.

(Изучается обзорно).

§ 48, 49

60/19

23-28.04

Лабораторная работа №12  «Изучение условий плавания тел».

Лабораторная работа №12  «Изучение условий плавания тел».

Лабораторная работа №12  «Изучение условий плавания тел». (Увеличение времени на выполнение работы).

Стр.147

№113, 114

61/20

23-28.04

Плавание судов.

Плавание судов.

(В ознакомительном плане).

§ 50

62/21

30.04-5.05

Воздухоплавание.

Опыт с воздушным шаром, подтверждающим

условие плавания тел.

«Вклад» аэрофлота в процесс разруше-ния озонового слоя атмосферы над г.Челябинском.

Воздухоплавание.

(Изучается обзорно).

§ 51

63/22

30.04-5.05

Контрольная работа № 3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

Контрольная работа № 3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

Тепловые   явления  –  7 часов

64/1

7-12.05

Строение вещества.

Знать/понимать:

смысл физических понятий: вещество;

Уметь:

описывать и объяснять физические явления:

диффузию;

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Опыт с расширением металлического шара при нагревании.

Строение вещества.

(В ознакомительном плане).

§ 25

65/2

7-12.05

Тепловое движение атомов и молекул.  Броуновское движение.

Модель броуновского движения.

Распространение вредных веществ в воздух, воду, почву, выброшенных про-мышленными пред-приятиями Метал-лургического рай-она г.Челябинска.

Тепловое движение атомов и молекул.  Броуновское движение.

(В ознакомительном плане).

§ 26

№1160. 1168 (М)

66/3

14-19.05

Диффузия.

Демонстрация диффузии в газах, жидкостях.

Опасность непра-вильного примене-ния и хранения ми-неральных удобре-ний в Челябинской области.

Диффузия.

(Проявление явления в природе , быту).

§ 27

67/4

14-19.05

Взаимодействие частиц вещества.

Демонстрация явления смачивания и несмачивания.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Явление несмачи-вания оперения во-доплавающих птиц водой и смачивания нефтью, обитающих на водоёмах Челя-бинской области.

Взаимодействие частиц вещества.

(Изучается обзорно).

§ 28, 29

68/5

21-26.05

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

Модели молекул некоторых веществ, модель хаотического движения.

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

(В ознакомительном плане).

§ 30

№ 1147, 1149 (М)

69/6

21-26.05

Объяснение свойств вещества на основе моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

Демонстрация сжима-емости газов, сохра-нения объёма жид-кости при изменении формы сосуда.

Объяснение свойств вещества на основе моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

(Изучается обзорно).

§ 31

№ 1152, 1154 (М)

70/7

28-31.05

Контрольная работа № 4 по теме «Тепловые явления».

Контрольная работа № 4 по теме «Тепловые явления».

(Задачи на проявление изученных явлений в природе и быту).

Физика

7

70

(2)

Программа основной школы Физика. 7 – 9 кл. / Под ред.  Громова С.В.// Программы для общеобразовательных учреждений: Физика и астрономия.7-11 кл./Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин.- М.: Дрофа, 2004.- С. 36-43

Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы./  рук. Орлов В.А., Кабардин О.Ф., Пурышева Н.С., - http://www/mon.gov.ru/.

Громов С.В. Физика: учебник для 7 кл. -М.: Просвещение, 2005.- 158 с.

Мартынов Н.К. Рабочая тетрадь по физике. 7 кл. – М.: Просвещение, 2004.- 96 с.

Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда: Прил. к учеб. физики для 7 кл.-М.: Просвещение, 2001.- 48 с.

 Марон А.Е.  Сборник вопросов и задач по физике: для 7-9 кл. общнобразоват. Учреждений/ А.Е. марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон.- М.: Просвещение, 2005.- 253 с.: ил.

О преподавании учебного предмета «Физики» в основном образовании школьников Челябинской области. 2001 – 2002 уч. год: Методические рекомендации.- Челябинск: ИДПОПР, 2001.- 26 с.

Мартынова Н.К.  Физика, 7-9: Кн. для учителя: Для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2003.- 136 с.

Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7, 8, 9  кл.: Кн. для учителя,- М.:  Просвещение, 2003 .- 127 с.

Шилов В.Ф.  Техника безопасности в кабинете физики.- М.: «Школьная Пресса», 2002.- 80 с.

Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7 –9 кл.-М.: Просвещение, 2002.- 79 с.

Тулькибаева Н.Н.  Тестовые задания по физике: 7-9 кл.: Кн. для уч-ся.- М.: Просвещение, 2003.- 240 с.

Сборник нормативных документов. Физика/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2006.- 111 с.

                                                                                          Учебно-методический комплект преподавания  физики в 7 классе

Составитель Галанова Елена Аркадьевна, учитель физики МКОУ № 10  г. Ревда Свердловская область



Предварительный просмотр:

Входная контрольная работа в 8-а классе

1 вариант

1. Какая из перечисленных единиц является единицей измерения работы?
А. Джоуль.         Б. Ватт.    В. Ньютон.         Г. Килограмм.

2. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А. Вправо Б. Влево В. Вертикально вниз.

3. Каким способом можно ускорить процесс засолки огурцов? Объясните это явление.
А. Быстрее в горячей воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
Б. Быстрее в холодной воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
В. Увеличить количество соли.

4. На тело по одной прямой действуют две силы, равные 20 Н и 30 Н. Изобразите эти силы графически, выбрав удачный масштаб, если их равнодействующие равны 10 Н и 50 Н

5. Определите силу тяжести, действующую на шарик. Одного учащегося можно вызвать к доске, остальные в тетради изобразить силу тяжести графически (в масштабе 1см – 5Н).Смотри рисунок.


Входная контрольная работа в 8-а классе

2 вариант

1.По какой формуле можно рассчитать мощность двигателя?
А.          Б.          В.          Г. 

2. Что называют траекторией?

А. Линией, по которой движется тело.

Б. Длину линии, по которой движется тело.

В. Изменение положения тела относительно других тел.

3. В стакан воды упала капля краски. Через некоторое время вся вода оказалась окрашенной, Какое явление послужило причиной этому?
А. Испарение.         Б. Конденсация. В. Диффузия.

4. Снежинка, не торопясь, равномерно падает на Землю. Чему равна равнодействующая сил, приложенных к ней? Почему снежинка не торопится? (Проявите смекалку, чувство юмора.)

А) 0Н; Б) 9.8 Н; В) 10Н.

5. В туристическом походе мальчик массой 50 кг нёс за спиной рюкзак массой 10 кг. С какой силой он действовал при этом на Землю? Определите  силу тяжести и вес тела, изобразите силы графически.

А) 400 Н; Б) 60 Н; В) 600 Н.

Входная контрольная работа в 8-б классе

1 вариант

1. Какая из перечисленных единиц является единицей измерения работы?
А. Джоуль.         Б. Ватт.    В. Ньютон.         Г. Килограмм.

2. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А. Вправо Б. Влево В. Вертикально вниз.

3. Каким способом можно ускорить процесс засолки огурцов? Объясните это явление.
А. Быстрее в горячей воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
Б. Быстрее в холодной воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
В. Увеличить количество соли.

4. На тело по одной прямой действуют две силы, равные 20 Н и 30 Н. Изобразите эти силы графически, выбрав удачный масштаб, если их равнодействующие равны 10 Н и 50 Н

5. Определите силу тяжести, действующую на шарик. Изобразить силу тяжести графически (в масштабе 1см – 5Н).

6.Первую треть трассы велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч, вторую треть - со скоростью 16 км/ч.

Найдите среднюю скорость велосипедиста на протяжении всего пути.

           Входная контрольная работа в 8-б классе

2 вариант

1.По какой формуле можно рассчитать мощность двигателя?
А.          Б.          В.          Г. 

2. Что называют траекторией?

А. Линией, по которой движется тело.

Б. Длину линии, по которой движется тело.

В. Изменение положения тела относительно других тел.

3. В стакан воды упала капля краски. Через некоторое время вся вода оказалась окрашенной, Какое явление послужило причиной этому?
А. Испарение.         Б. Конденсация. В. Диффузия.

4. Снежинка, не торопясь, равномерно падает на Землю. Чему равна равнодействующая сил, приложенных к ней? Почему снежинка не торопится? (Проявите смекалку, чувство юмора.)

А) 0Н; Б) 9.8 Н; В) 10Н.

5. В туристическом походе мальчик массой 50 кг нёс за спиной рюкзак массой 10 кг. С какой силой он действовал при этом на Землю? Определите  силу тяжести и вес тела, изобразите силы графически.

А) 400 Н; Б) 60 Н; В) 600 Н.

6. Первые три четвертых пути поезд шел со скоростью U1 = 80км/ч, а остальной участок пути со скоростью U2 = 40км/ч. Какова средняя скорость движения поезда на всем пути?



Предварительный просмотр:

Входная контрольная работа в 8-а классе

1 вариант

1. Какая из перечисленных единиц является единицей измерения работы?
А. Джоуль.         Б. Ватт.    В. Ньютон.         Г. Килограмм.

2. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А. Вправо Б. Влево В. Вертикально вниз.

3. Каким способом можно ускорить процесс засолки огурцов? Объясните это явление.
А. Быстрее в горячей воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
Б. Быстрее в холодной воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
В. Увеличить количество соли.

4. На тело по одной прямой действуют две силы, равные 20 Н и 30 Н. Изобразите эти силы графически, выбрав удачный масштаб, если их равнодействующие равны 10 Н и 50 Н

5. Определите силу тяжести, действующую на шарик. Одного учащегося можно вызвать к доске, остальные в тетради изобразить силу тяжести графически (в масштабе 1см – 5Н).Смотри рисунок.


Входная контрольная работа в 8-а классе

2 вариант

1.По какой формуле можно рассчитать мощность двигателя?
А.          Б.          В.          Г. 

2. Что называют траекторией?

А. Линией, по которой движется тело.

Б. Длину линии, по которой движется тело.

В. Изменение положения тела относительно других тел.

3. В стакан воды упала капля краски. Через некоторое время вся вода оказалась окрашенной, Какое явление послужило причиной этому?
А. Испарение.         Б. Конденсация. В. Диффузия.

4. Снежинка, не торопясь, равномерно падает на Землю. Чему равна равнодействующая сил, приложенных к ней? Почему снежинка не торопится? (Проявите смекалку, чувство юмора.)

А) 0Н; Б) 9.8 Н; В) 10Н.

5. В туристическом походе мальчик массой 50 кг нёс за спиной рюкзак массой 10 кг. С какой силой он действовал при этом на Землю? Определите  силу тяжести и вес тела, изобразите силы графически.

А) 400 Н; Б) 60 Н; В) 600 Н.

Входная контрольная работа в 8-б классе

1 вариант

1. Какая из перечисленных единиц является единицей измерения работы?
А. Джоуль.         Б. Ватт.    В. Ньютон.         Г. Килограмм.

2. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А. Вправо Б. Влево В. Вертикально вниз.

3. Каким способом можно ускорить процесс засолки огурцов? Объясните это явление.
А. Быстрее в горячей воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
Б. Быстрее в холодной воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
В. Увеличить количество соли.

4. На тело по одной прямой действуют две силы, равные 20 Н и 30 Н. Изобразите эти силы графически, выбрав удачный масштаб, если их равнодействующие равны 10 Н и 50 Н

5. Определите силу тяжести, действующую на шарик. Изобразить силу тяжести графически (в масштабе 1см – 5Н).

6.Первую треть трассы велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч, вторую треть - со скоростью 16 км/ч.

Найдите среднюю скорость велосипедиста на протяжении всего пути.

           Входная контрольная работа в 8-б классе

2 вариант

1.По какой формуле можно рассчитать мощность двигателя?
А.          Б.          В.          Г. 

2. Что называют траекторией?

А. Линией, по которой движется тело.

Б. Длину линии, по которой движется тело.

В. Изменение положения тела относительно других тел.

3. В стакан воды упала капля краски. Через некоторое время вся вода оказалась окрашенной, Какое явление послужило причиной этому?
А. Испарение.         Б. Конденсация. В. Диффузия.

4. Снежинка, не торопясь, равномерно падает на Землю. Чему равна равнодействующая сил, приложенных к ней? Почему снежинка не торопится? (Проявите смекалку, чувство юмора.)

А) 0Н; Б) 9.8 Н; В) 10Н.

5. В туристическом походе мальчик массой 50 кг нёс за спиной рюкзак массой 10 кг. С какой силой он действовал при этом на Землю? Определите  силу тяжести и вес тела, изобразите силы графически.

А) 400 Н; Б) 60 Н; В) 600 Н.

6. Первые три четвертых пути поезд шел со скоростью U1 = 80км/ч, а остальной участок пути со скоростью U2 = 40км/ч. Какова средняя скорость движения поезда на всем пути?