Урок "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона"
план-конспект урока физики (10 класс) на тему

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».

Задачи урока:

 1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые двигатели».

2. Воспитательные: формирование системы взглядов на мир.

3.Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_fiziki_10_klass.doc80.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 10 классе.

Тема:   «Тепловые  двигатели  и  охрана  окружающей  среды  Ноябрьского региона»

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».

Задачи урока:

 1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые двигатели».

2. Воспитательные: формирование системы взглядов на мир.

3.Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

Решая проблему формирования современного мышления учащихся средствами учебного предмета «Физика», я считаю, что нужно, прежде всего, уделить внимание вопросам экологии. Я с этой целью провожу в X классе урок «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона». Он посвящается изучению нового материала. Учащиеся образуют 5 групп, в каждой из которых назначен консультант; он проверяет знания других по определенным вопросам (их составляет учитель), помогает им готовиться к ответу по теме и плану, предположенным данной группе.

Учащиеся работают на уроке самостоятельно с учебником, справочниками, интернет-ресурсами, дополнительной научно-популярной литературой. После того как ребята подготовятся, начинаются их сообщения и обсуждение докладов. От каждой группы выступает один ученик.

Я подвожу общий итог, заостряя внимание на том что:

  1. решение   экологических   проблем   жизненно   важно   для   каждого человека;
  2. организация охраны окружающей среды требует усилий в масштабе
    земного шара;
  3. сознание у людей должно быть другим, готовым к охране природы,
    нацеленным на это.

Оборудование: карточки с заданиями для проверки домашней работы, карточки с заданиями для новой самостоятельной познавательной деятельности в группах, проектор (для обобщения результатов работы),  презентации «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды», модель ДВС, паровой турбины.

План урока:

  1. Организация класса - 1 минута.
  2. Проверка знаний учащихся (в группах с помощью консультантов -
    5 мин.
  3. Самостоятельная работа учеников по предложенным темам и планам -
    15 мин.
  4. Выступления представителей групп - 20 мин.
  5. Подведение итогов работы - 4 мин.

Ход урока.

 Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 8 класс / Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества / 2.8. Принципы работы тепловых двигателей). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-6 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП).

Вопросы для проверки усвоения пройденного: (они записаны на карточках, вручаемых каждой группе):

  1. Какие двигатели называют тепловыми?
  2. Сколько существует типов тепловых двигателей?
  3. Что служит рабочим телом в тепловых двигателях?
  1. -    Какой принцип положен в основу работы ДВС?
  2. -    Какова формула, по которой можно определить КПД реального теплового двигателя?
  3. -    Может ли КПД современных тепловых двигателей быть 100%и более?
  4. -    По   какой   формуле   рассчитывают  КПД  идеальной  тепловой машины?
  5. -    Что такое паровая машина?
  6. -    Как она устроена и работает?
  7. -    Каков примерно КПД современной паровой - турбины?
  8. -    Как работает карбюраторный двигатель внутреннего сгорания?
  9. -    Как действует тепловой двигатель-дизель?
  10. Каковы пути повышения КПД тепловых двигателей?
  11.      Изучение нового материала.
  12.  Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 8 класс / Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества / 2.13. Экологические проблемы использования тепловых машин). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-8 ЭП).
  1. Вопросы для изучения нового материала, над которыми самостоятельно работают учащиеся по группам.
  2. Для 1 группы: значение тепловых двигателей в народном хозяйстве. План ответа: Тепловые электростанции. Двигатели внутреннего сгорания на автомобильном транспорте. ДВС на железнодорожном транспорте. ДВС на водном транспорте и военных кораблях. ДВС в авиации.
  3. Для 2 группы: применение тепловых двигателей на предприятиях региона.
  1. План ответа: ДВС на мотоциклах. ДВС на тракторах. ДВС на автомобилях. (При подготовке ответа указать количественный состав используемой техники и мощность двигателей).
  1. Для 3 группы: влияние тепловых двигателей на окружающую среду. План ответа: Повышение температуры на земле вследствие работы ДВС и ТЭС. Выброс в атмосферу работающими двигателями внутреннего сгорания вредных для растений, животных и человека веществ. ДВС и вибрации, шумы; их воздействие на человека. Паровые турбины электростанций и отчуждение земель под пруды для охлаждения отработанного пара. Потребность тепловых двигателей в топливе и воде.
  2. Для 4 группы: пути преодоления обществом вредных последствий работы тепловых двигателей для окружающей среды и меры их предупреждения.
  3. План ответа: Рост экономичности двигателей и ТЭС.
  4. Использование новых сортов топлива и новых технологий их сжигания. Утилизация отходов. Способы снижения шума и вибраций.
  5. Для 5 группы: Постановления правительств о неотложных мерах экологического оздоровления обстановки.
  6. Подведение итогов работы в группах, оценивание учащихся.

Использованная на уроке литература:

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Просвещение 2010.

2.Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся - М.: Просвещение, 1993. Таблица 166-177.

3.Интернет-ресурсы.

4. Инновационный учебно-методический комплекс «Физика. 7–9 классы» : Методические рекомендации для учителя. 8 класс / В.Г. Кадышевский, Ю.А. Панебратцев, И.Д. Ванков, М.И. Димитрова, И.А. Ломаченков, В.В. Белага. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира"

Практикум в 10 классе с использованием электронных таблиц Excel...

Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс

Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...

обобщающий урок по теме "Регионы России"

Данный урок являетя заключительным при изучении раздела "Регионы России". Форма проведения повторительно-обобщающиающего урока "Урок-путешествие".Предполагает работу в группах.Планируется по...

Проверочная работа по Западному региону

Работа представлена в двух вариантах, хорошо подходиит для лиицейских классов и как тренировочный материал для подготовки к ЕГЭ...

Урок английского языка в 9 классе по теме "Газеты нашего региона"

работа с газетой, выявление достоинств и недостатков современных газет...

Практическая работа "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира"

Практическая работа по ресурсообеспеченности для 10 класса...

Визитная карточка региона.Карибский регион.

Визитная карточка-это одно из домашних заданий творческого характера после изучения темы Латинская Америка...