Главные вкладки

    Урок "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона"
    план-конспект урока физики (10 класс) на тему

    Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».

    Задачи урока:

     1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые двигатели».

    2. Воспитательные: формирование системы взглядов на мир.

    3.Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uroki_fiziki_10_klass.doc80.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок физики в 10 классе.

    Тема:   «Тепловые  двигатели  и  охрана  окружающей  среды  Ноябрьского региона»

    Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.

    Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».

    Задачи урока:

     1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые двигатели».

    2. Воспитательные: формирование системы взглядов на мир.

    3.Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

    Решая проблему формирования современного мышления учащихся средствами учебного предмета «Физика», я считаю, что нужно, прежде всего, уделить внимание вопросам экологии. Я с этой целью провожу в X классе урок «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона». Он посвящается изучению нового материала. Учащиеся образуют 5 групп, в каждой из которых назначен консультант; он проверяет знания других по определенным вопросам (их составляет учитель), помогает им готовиться к ответу по теме и плану, предположенным данной группе.

    Учащиеся работают на уроке самостоятельно с учебником, справочниками, интернет-ресурсами, дополнительной научно-популярной литературой. После того как ребята подготовятся, начинаются их сообщения и обсуждение докладов. От каждой группы выступает один ученик.

    Я подвожу общий итог, заостряя внимание на том что:

    1. решение   экологических   проблем   жизненно   важно   для   каждого человека;
    2. организация охраны окружающей среды требует усилий в масштабе
      земного шара;
    3. сознание у людей должно быть другим, готовым к охране природы,
      нацеленным на это.

    Оборудование: карточки с заданиями для проверки домашней работы, карточки с заданиями для новой самостоятельной познавательной деятельности в группах, проектор (для обобщения результатов работы),  презентации «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды», модель ДВС, паровой турбины.

    План урока:

    1. Организация класса - 1 минута.
    2. Проверка знаний учащихся (в группах с помощью консультантов -
      5 мин.
    3. Самостоятельная работа учеников по предложенным темам и планам -
      15 мин.
    4. Выступления представителей групп - 20 мин.
    5. Подведение итогов работы - 4 мин.

    Ход урока.

     Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 8 класс / Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества / 2.8. Принципы работы тепловых двигателей). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-6 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП).

    Вопросы для проверки усвоения пройденного: (они записаны на карточках, вручаемых каждой группе):

    1. Какие двигатели называют тепловыми?
    2. Сколько существует типов тепловых двигателей?
    3. Что служит рабочим телом в тепловых двигателях?
    1. -    Какой принцип положен в основу работы ДВС?
    2. -    Какова формула, по которой можно определить КПД реального теплового двигателя?
    3. -    Может ли КПД современных тепловых двигателей быть 100%и более?
    4. -    По   какой   формуле   рассчитывают  КПД  идеальной  тепловой машины?
    5. -    Что такое паровая машина?
    6. -    Как она устроена и работает?
    7. -    Каков примерно КПД современной паровой - турбины?
    8. -    Как работает карбюраторный двигатель внутреннего сгорания?
    9. -    Как действует тепловой двигатель-дизель?
    10. Каковы пути повышения КПД тепловых двигателей?
    11.      Изучение нового материала.
    12.  Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 8 класс / Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества / 2.13. Экологические проблемы использования тепловых машин). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-8 ЭП).
    1. Вопросы для изучения нового материала, над которыми самостоятельно работают учащиеся по группам.
    2. Для 1 группы: значение тепловых двигателей в народном хозяйстве. План ответа: Тепловые электростанции. Двигатели внутреннего сгорания на автомобильном транспорте. ДВС на железнодорожном транспорте. ДВС на водном транспорте и военных кораблях. ДВС в авиации.
    3. Для 2 группы: применение тепловых двигателей на предприятиях региона.
    1. План ответа: ДВС на мотоциклах. ДВС на тракторах. ДВС на автомобилях. (При подготовке ответа указать количественный состав используемой техники и мощность двигателей).
    1. Для 3 группы: влияние тепловых двигателей на окружающую среду. План ответа: Повышение температуры на земле вследствие работы ДВС и ТЭС. Выброс в атмосферу работающими двигателями внутреннего сгорания вредных для растений, животных и человека веществ. ДВС и вибрации, шумы; их воздействие на человека. Паровые турбины электростанций и отчуждение земель под пруды для охлаждения отработанного пара. Потребность тепловых двигателей в топливе и воде.
    2. Для 4 группы: пути преодоления обществом вредных последствий работы тепловых двигателей для окружающей среды и меры их предупреждения.
    3. План ответа: Рост экономичности двигателей и ТЭС.
    4. Использование новых сортов топлива и новых технологий их сжигания. Утилизация отходов. Способы снижения шума и вибраций.
    5. Для 5 группы: Постановления правительств о неотложных мерах экологического оздоровления обстановки.
    6. Подведение итогов работы в группах, оценивание учащихся.

    Использованная на уроке литература:

    1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Просвещение 2010.

    2.Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся - М.: Просвещение, 1993. Таблица 166-177.

    3.Интернет-ресурсы.

    4. Инновационный учебно-методический комплекс «Физика. 7–9 классы» : Методические рекомендации для учителя. 8 класс / В.Г. Кадышевский, Ю.А. Панебратцев, И.Д. Ванков, М.И. Димитрова, И.А. Ломаченков, В.В. Белага. – М., 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практическая работа "Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира"

    Практикум в 10 классе с использованием электронных таблиц Excel...

    Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс

    Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...

    обобщающий урок по теме "Регионы России"

    Данный урок являетя заключительным при изучении раздела "Регионы России". Форма проведения повторительно-обобщающиающего урока "Урок-путешествие".Предполагает работу в группах.Планируется по...

    Проверочная работа по Западному региону

    Работа представлена в двух вариантах, хорошо подходиит для лиицейских классов и как тренировочный материал для подготовки к ЕГЭ...

    Урок английского языка в 9 классе по теме "Газеты нашего региона"

    работа с газетой, выявление достоинств и недостатков современных газет...

    Практическая работа "Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира"

    Практическая работа по ресурсообеспеченности для 10 класса...

    Деловая игра. «Решение экологической проблемы региона».

    Урок «Решение экологической проблемы региона» проводится в «лесхозе», как   совещание на которое пришли «врачи», изучающие экологическую обстановку в регионе, «инженеры» решающие экологическ...