«Из опыта работы с одаренными детьми»
материал по физике на тему

«Из опыта работы с одаренными детьми»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

центр образования № 1985

Северо-Западный административный округ города Москвы

Р Е Ф Е Р А Т

 «Из опыта работы с одаренными детьми»

Хомич Татьяна Михайловна, учитель физики ГОУ ЦО №1985           _____________                                          

(ф. и. о., ученая степень, ученое звание, должность)                          (подпись)

30 ноября 2010г. в послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. Медведев один из основных акцентов сделал на необходимости завершения создания общенациональной системы поиска и поддержки талантливых (одаренных) детей, возможности развития способностей уже с раннего возраста и сопровождения в течение всего периода становления личности.

Тенденции к глобализации экономики и финансов, развитие в области науки и техники, различные инновации, появление новых знаний в настоящий момент кардинально меняют картину мира, что влечет за собой переоценку роли науки в развитии человечества. Отсюда вытекает потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, развитие и поддержка способных, одаренных детей.

Что же такое одаренность? Одаренность, в моем понимании, – это возможность для приобретения знаний и умений при условии, что человеку будут созданы необходимые условия. А будут ли приобретены эти знания и умения, зависит от качества обучения,  организации трудовой деятельности, в которой эти умения и навыки проявятся и закрепятся.

Обязательными условиями одаренности являются фантазия и воображение. Необходима мечта, которая поможет раскрыть творческие силы.

Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одаренных детей является настойчивая неуемная склонность к напряженной умственной деятельности, что отличает их от остальных детей. А также, психологическая готовность к труду. Важный фактор развития одаренности ребенка – устойчивый специальный интерес. Это интерес к содержанию какой-то области человеческой жизни и деятельности, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим видом деятельности. Этот интерес тесно связан с пробуждением одаренности и является ее признаком. Задача взрослых – углублять и расширять этот интерес, превращать его в стремление и склонность заниматься областью деятельности, ставшей центром интереса.

Для того, чтобы центром этого интереса стала физика, я использую в своей работе различные технологии:

  1. Развивающий метод – поиск закономерностей, использование рассуждений, правдоподобных догадок, включение творческого воображения.
  2. Проблемное обучение - решение проблемных ситуаций, обеспечивающее оптимальное сочетание самостоятельной, поисковой деятельности учащихся с усвоением готовых выводов науки.
  3. Разноуровневое обучение - организация учебного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне (А,В,С), не ниже базового, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом, творческому его применению.
  4. Решение изобретательских задач – развитие творческого воображения и мышления путем построения системы логических операций.
  5. Исследовательские методы - организация поисковой деятельности путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения, что обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в самообразовании.
  6. Дискуссии, диалог – коррекция методов и процедур мышления, приводящая к совершенствованию метода размышления всей группы учащихся и индивидуального мышления отдельного ребенка.
  7. Развитие «критического мышления» - постановка и решение новых, нетрадиционных образовательных задач - позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, формировать и развивать исследовательские, информационные, коммуникативные и другие умения учащихся.
  8. Дистанционное обучение (олимпиады) – расширение кругозора учащихся и повышение мотивации получения знаний по предмету.

Я проводила нестандартные уроки, например такие, как «Закон сохранения энергии в механике», на котором учащиеся составляли алгоритм решения задач по этой теме.

Разработала свою программу для 8 класса, которая была утверждена в МИОО. В нее включались темы 9 класса «Электромагнитное поле» и «Атомная физика». Это дает возможность в 9 классе с наиболее успешными детьми заниматься только механикой на глубоком уровне.

Одаренные дети заинтересовали меня практически сразу, как я начала работать в школе. За многие годы у меня сложился свой метод выявления одаренных детей и работы с ними. Может быть, это несколько необычно для учителя физики, но суть метода заключается в эмоциональном воздействии. Метод направлен на получение удовлетворения от мыслительной деятельности.  

        Работу с детьми начинаю с несложного приема. Когда класс впервые сталкивается с ситуацией, что никто не смог решить сложную задачу, говорю: «Дети, я уже много лет решаю задачи по физике. И мне тоже, иногда, попадаются задачи, которые я не могу решить сразу. Но я не отступаю, хожу и думаю день, два… И вдруг приходит решение! И как же я тогда начинаю себя уважать! Так и вы, решив задачу высокого уровня, поймете, что ваше мышление на порядок выше, чем у большинства окружающих вас людей. Вы можете сделать то, что не смогут делать многие другие, начнете уважать себя. Вы будете получать от этого удовольствие!».

        Способный ученик сразу привлекает внимание учителя к себе. Во что выльется этот интерес: только лишь в отличные оценки по предмету или нечто большее? Совместная работа учителя и ученика как раз и приводит к реализации этих находок «думания» вместе. Одаренных детей, выделяющихся среди сверстников нестандартным мышлением, логикой рассуждения, необходимо мотивировать на самораскрытие и самореализацию. В ходе работы над поставленной проблемой необходимо поставить одаренного ребенка в ситуацию дефицита знаний или возможности синтезировать разноплановую информацию. Одаренный ребенок способен легко переключаться с одной идеи на другую, способен совершенствовать и предавать законченный вид своей же идее.

        Поисковые исследовательские умения необходимые в процессе работы:

умение выдвигать гипотезы, умение самостоятельно генерировать идеи, умение сравнить несколько вариантов решения проблемы и остановиться на лучшем из них, умении устанавливать причинно-следственные связи, умение находить недостающую информацию и другие.         

        За время своей работы я убедилась, что основное отличие одаренных детей, которое позволяет им решать задачи высокого уровня, состоит в том, что физическое явление, описанное в задаче, они способны увидеть совсем по-другому, нежели обычные люди. Вот яркий пример. В задачнике Рынкевича А.П. предлагается задача, в которой нужно вычислить какую самую дальнюю цель сможет обнаружить локатор, антенна которого поднята на высоту 8 метров над поверхностью земли. Когда я впервые прочитала условие, решала эту задачу довольно долго. Размышляла так. Вот поверхность моря, вот антенна локатора, вот далекая цель…  

Делаю рисунок:

Если цель очень далекая, то угол α стремится к 0. Нахожу в таблице Брадиса тангенс самого маленького угла и решаю треугольник, вычисляю расстояние до цели.

        Когда я предложила решить эту задачу ученику 11 класса Куракину Алексею, то он взглянул на эту ситуацию из космоса. Нарисовал Земной шар, над ним возвышается антенна, а самая дальняя цель - там, где волна, посланная локатором, касается поверхности Земли. Далее он  провел радиусы Земли и решил треугольник. Результат тот же самый. И это через 5 минут после того, как прочитал условие задачи!

        Способность по-другому взглянуть на ситуацию помогает одаренным детям при решении задач повышенной сложности, в то время как для обычных людей это тупик.

        После того, как ребенок испытает удовлетворение, гордость от решения сложной задачи, ему хочется повторить этот успех. Задача учителя поддержать его в этот момент, разделить с ним его радость. И тогда он становится трудоголиком.

        Однажды, в разгар летних каникул, мне нужно было позвонить родителями ученика Кукушкина Леонида. Пообщавшись с ними, в конце разговора, спросила, чем занимается их сын.  «Задачи по физике решает», - услышала я в ответ.

        Или на уроке в 8 классе обращаюсь к Дряженкову Андрею: «Андрюша, ты почему не решаешь предложенные задачи? Решил задачи достаточного уровня, переходи на высокий». «А я уже дома все решил», - слышу от ученика. Работать с такими детьми интересно и не просто. Для них всегда должны быть подготовлены задачи олимпиадного уровня, чтобы на уроке не скучали.         Приобщая их к самообразованию, внушаю мысль о том, что, когда идешь за кем-то вслед, дорога не запомнится, а та, что сам искал, никогда не позабудется.

        Конечно, учитель, работающий с такими детьми, должен быть влюблен в свой предмет, должен сам гореть, чтобы зажечь учеников своей любовью. «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» (Плутарх). Тогда, хотя бы у  некоторых из них будет возникать мысль: если учитель делает это с таким увлечением, значит в этом что-то есть! Это интересно!

        Я готова заниматься с теми, кто хочет работать и ни разу не пожалела о потраченных усилиях. Для учителя работа с одаренными детьми полезна потому, что помогает сохранять свои интеллектуальные возможности. Заставляет много читать, решать рудные задачи, осваивать новые области знаний.

        Учитель должен совершенствовать свои умения в решении задач высокого уровня. Если к концу 11 класса ученик начинает решать задачи лучше учителя, то к этому надо относиться позитивно: хороший ученик должен превзойти своего учителя.

        Важной формой работы с одаренными детьми являются олимпиады разных уровней. Работу по подготовке к олимпиадам провожу в течение всего года не только на уроках, но и на элективном курсе «Методы решения физических задач».

        Стараюсь не решать много задач на доске. Даю задачи для самостоятельного решения, а сама хожу по классу и индивидуально работаю с учениками: кого-то хвалю, кому-то подсказываю путь решения, кому-то указываю ошибки. Это заставляет ученика решать, а не спать на уроке. Не люблю на уроке полной тишины, она нужна только во время объяснения. Пусть будет рабочий шум и обмен мнениями. Л.С. Выгодский писал, что мышление всегда возникает из затруднений, что нужно создавать больше затруднений для ребенка, как отправных точек для его мысли.

        Кроме решения нестандартных задач, совместно с учениками создаем различные проекты, пишем исследовательские работы. В 2006-2007 и 2007-2008 учебных годах работали в проекте «Построение ядерно-водородной энергетики». Результатом работы стало участие в выставке «Молодежная  ЭКСПО – 2007 на Северо-Западе Москвы: интеграция науки, промышленности и образования» (Приложение 1 к описанию работы - Диплом Правительства Москвы Северо-Западного административного округа за активное участие в проекте «Построение ядерно-водородной энергетики»).

        В 2008-2009 учебном году ученик 8 класса Кротов Глеб выполнил исследовательскую работу «Зависимость удельной теплоемкости воды от концентрации растворенных в ней веществ» и выступил на окружном конкурсе «Искатели» проектных и исследовательских работ «Будущее северо-запада» (Приложение 2 к описанию работы – Грамота Окружного методического центра Северо-Западного окружного управления образования).  

        Важнейшей формой работы с одаренными детьми является участие в олимпиадах разного уровня. Первые победители олимпиад появились у меня в 1996-1997 годах на Дальнем Востоке, где я работала в связи с прохождением мужем воинской службы. Учащиеся стали призерами районной олимпиады по физике Амурского района Хабаровского края. К сожалению, в маленьком поселке Эльбан невозможно было сделать ксерокопию дипломов. Там же многие мои ученики успешно поступили в ведущие ВУЗы Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Владивостока на факультеты, профильным предметом которых является физика. Это подтверждается тем, что в 1997 и 1998 годах, благодаря своим ученикам, я дважды получила звание Соросовский учитель. Диплом Соросовского учителя представлен в описании работы.

        В 1998 году я переехала в город Рыбинск Ярославской области в связи с окончанием срока службы мужа. За время работы в лицее №2 г. Рыбинска  мои ученики ежегодно были победителями и призерами городских олимпиад по предмету, а также победителями и призерами областной олимпиады в г.Ярославле.  В описании работы представлены благодарность, грамота и благодарственное письмо департамента образования Администрации Ярославской области за подготовку победителей областных олимпиад по физике.        

        В 2005 году меня пригласили работать в Москву в центр образования №1985 в Куркино, где я проработала 5 лет до выхода на пенсию. В результате целенаправленной работы с одаренными детьми, появились призеры олимпиад. Первым был Тагунов Николай, который в 2008 году занял 3 место на олимпиаде по ядерно-водородной энергетике, проходившей в  Российской научном центре им. Курчатова И.В. Диплом за 3 место в окружной олимпиаде школьников представлен в описании работы.  

В 2009 и 2010 годах призеров олимпиад было достаточно много. В описании работы представлены дипломы победителей.

Мои ученики принимали также участие в XXX Турнире им. М.И. Ломоносова в МГУ и окружном конкурсе «Интеллектуальный марафон», где также успешно выступили (Приложение 3 к описанию работы - Грамота Узунян Саргису за успешное выступление на Турнире). 

За все время работы в школе, я регулярно преподавала физику в 11 классах. Благодаря моей системе работы с учащимися, выпускники показывали высокие результаты, поступали в ведущие ВУЗы страны, такие как МФТИ, МИФИ, МГУ, МГТУ им.Баумана, МАИ, МГСУ, МТУСИ, МАДИ, МГАПИ, МЭСИ, СпГУ, МИСИ, ЛАТИ, СпГТИ, ЯГУ, ЯПУ, ЯХТИ, РГУ нефти и газа им. Губкина, МИИС, МИГА и успешно там обучаются. Список учащихся приведен в описании работы.        

        Ежегодно, работая в 11 классах, много внимания уделяла подготовке медалистов по физике. Систематическая работа с данными учащимися дала позитивные результаты. Список медалистов (35 человек), выпущенных мною с 2003 года, приведен в описании работы.

               Обеспечивая вовлечение каждого обучающегося в процесс активного учения, стимулируя внутреннюю мотивацию, у некоторых учащихся интерес к физике удалось сформировать уже после 9 класса: в школу Колмогорова при МГУ поступили на физико-математическое отделение Добротина Елена (2003г.) и Рогачева Алена (2009г.).

        В физико-математический класс при МФТИ в центе образования № 1840 поступил Журавлев Владислав(2009г.). Портнова Любовь (2010г.) поступила, минуя 10 класс, из 9 сразу в 11 школы при МФТИ.

        За время моей работы в школе учащиеся трижды сдавали ЕГЭ по физике в 2005г. в г.Рыбинск и в 2009 и 2010г. в Москве. Было отмечено, что результаты центра образования № 1985 на уровне школ с углубленным изучением физики. Из результатов ЕГЭ видно, что большинство учащихся, за редким исключением, берутся за решение задач части С, хотя одаренными не являются. В 2010г. Федченко Игорь, являющийся одаренным ребенком, имел результат 100 баллов. Результаты ЕГЭ представлены в Приложении 4 к описанию работы.

        В 2009г. управление образования СЗАО г.Москвы провело мониторинг по проверке знаний по физике в 10 классах в центре образования 1985. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что знания учащихся по физике стабильны и соответствуют высокому уровню подготовки по предмету. Результаты мониторинга представлены в Приложении 5 к описанию работы.

        В развитии ребенка, в том числе и одаренного, роль семьи очень велика. Симбиоз семьи и учителя – идеальный вариант. В Приложении 6 описания работы представлены отзывы родителей учеников.

        20 августа 2010г. я уволилась из центра образования № 1985 в связи с тем, что нельзя было оставлять в Рыбинске одну престарелую мать. В данный момент нахожусь на пенсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

"Из опыта работы с одаренными детьми"

Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...

Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...