Статья о межпредметной связи физика- культура бурятского народа
статья по физике (8 класс) по теме

Жамбалова Соелма Жалсаповна

 

Мы считаем, что курс физики в общеобразовательных учебных заведениях должен быть гуманитарным, призванным решать познавательные и воспитательные задачи обучения. Ведь физика является важнейшей составляющей культурологического образования человека. Не случайно многие деятели культуры разделяют мнение известного английского писателя и ученого-физика Ч.Сноу, который называет тех, кто не владеет основами физики, людьми “эпохи неолита”  для такого курса физики, построенного на культурологических принципах, мы используем термин “гуманитарная физика”, чтобы противопоставить его традиционному технократическому. Этот термин не имеет отношения к  “физике для гуманитариев”. Речь идет о физике, необходимой всем ученикам, независимо от их будущей специальности.

Известный американский физик И. Раби сказал однажды, что физика — сердцевина гуманитарного образования нашего времени. На наш взгляд, это глубокая мысль, но она не получила еще развития в методической науке и практике преподавания.

Наша задача разрешить данную проблему через  введение интегрированного курса, интегрированных уроков, элективных курсов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_buryatskiy_yazyk.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Жамбалова Соелма

МОУ «Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

Межпредметная  связь «физика — культура бурятского народа»

Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.

Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При их использовании исключается формализм при изучении материала. Учащиеся с удовольствием обосновывают физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.п. Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокому пониманию материала.

Предлагаем ряд межпредметных связей на  уроках «Культура бурятского народа» в средней школе   по учебнику под редакцией В.Д. Бабуевой «Материальная и духовная культура бурят».

Первое, при изучении главы 2 учебника «Материальная культура бурят» на занятиях  по теме «Дерево в  культуре бурят» предлагаем  продемонстрировать  по  электронному учебнику по физике фрагмент фильма по теме «Явление диффузии в веществах», которая  изучается в  школьном курсе  в 7 классе. Очевидно, что на основе знаний о свойствах молекул легко проникать в друг в друга, т.е   диффузии легко  объясняется  окраска кожи в коричнево-красный, золотисто- желтый и даже в зеленый цвета. Данные технология крашения основана на эмпирических познаниях нашими предками свойств коры деревьев, и доказывается  обоснованное применение явления диффузии в жизни и быту. Смешивание же компонентов краски именно при высокой температуре объясняется следующим образом: Диффузия, самопроизвольное смешивание молекул вещества, происходит быстрее при высокой температуре. Чем выше температура окружающей среды, тем скорость движения молекул больше, тем диффузия быстрее. Здесь же можно повторить и ещё раз убедиться в взаимном проникновении частиц вещества в друг друга: Дымление шкур – диффузия в газе, выдержка кожи в растворах,  пропитка березовым соком – диффузия в твердом теле. Таким образом, объяснение материала на основе знаний по физике, способствует более прочному усвоению знаний по культуре бурятского народа,  формированию познавательного интереса культуре народов мира. Далее в этой же  теме следует объяснять применение бурятами в качестве емкости для хранения пищевых продуктов берестяных туесков. Берестяной туесок – это тот же термос. Зная устройство термоса, легко можно понять назначение туеска в качестве кухонной утвари. Обратить особое  внимание на качественную  работу народных умельцев в   процессе изготовления туеска из бересты.

Во вторых, при изучении «Пища как часть культуры народа» с точки зрения молекулярно – кинетической теории обосновать и подтвердить получение 5 видов молочной водки архи, арза, хорзо, шарза, дунза – по шкале крепости. Знание темы по физике «Способы теплопередачи»  станут  опорой при объяснении разных способов приготовления тарбаганьего мяса – зажимание, прессование и завязывание. Тепло от горячих камней передается к кусочкам мяса, таким образом, термическая обработка происходит с меньшим количеством потери тепла. Понятия  «сублимация» является основной при объяснении способа консервации мяса (приготовлении борсо), использование в быту сухого помета скота - аргала. Старожилы рекомендуют использовать «аргал», собранный зимой в самые морозные дни. Вероятно, буряты на жизненном опыте выявили способ получения пористого аргала (сухого навоза) на основе свойства воды расширяться при замерзании. Среднемесячная температура зимой в Забайкалье –250 С, а среднемесячная температура  весной -160С. Отсюда следует, что зимой объем расширяемой воды  больше чем весной. При испарении льда из зимнего  аргала – сублимации – в нем получаются более крупные по объему  поры, чем в весеннем аргале, где расширение воды меньше и поры меньших объемов.   Зимний аргал более порист, чем весенний.  

В разделе  «Бурятское жилище» для объяснения процесса катания войлока, его  качества и цвета необходимо обратиться к повторению изучаемого в курсе 8 класса темы «Теплопроводность различных веществ». Чем пушистее войлок, тем меньшей  теплопроводностью он обладает, тепло от тела человека, спящего на войлочном матраце, сохраняется дольше,  или  как мы говорим «спать на нем теплее». Иными словами войлок плохой проводник тепла. Отсюда,  применение  наших современников  войлочных стелек, матрацев, потника под верховое седло, чепраков и  попоны коня и т.д.   является не просто  использованием  войлока по традиции, а как применение физических знаний  в быту.  Азиаты, в том числе и буряты, имели особое отношение к белому войлоку, потому что его труднее получить, необходимы особые условия и тщательная переработка. Механическая переработка шерсти с точки зрения  физики невозможна без знаний понятия инерции, свойств  поверхностного натяжения воды. Как отмечает В.Д. Бабуева «При изготовлении войлока производились следующие операции: сначала собранную и рассортированную шерсть взбивали прутиком».  Сортировка необходима потому что,  разные куски шерсти  имеют разные массы из-за разности  длины шерсти, что в свою очередь зависит от возраста и от упитанности животного. Известно, что чем тяжелее тело, тем инертность меньше, а тело более легкое – имеет большую инертность. И если не сортировать , то разные кусочки будут по-разному приобретать скорости и войлок может получиться кочкообразным. При взбивании прутиками одинаковым кусочкам сообщается  почти одинаковые скорости. «При этом», - читаем дальше «предпочитали сухую солнечную погоду, чтобы она не пропиталась атмосферной влагой».   Применение  белого цвета войлока в качестве крыши объясняется свойством белого цвета отражать все лучи. Белый войлок  обладает большим светоотражающим свойством, что  особенно ценно летом под палящим солнцем. Все знания по теме «Статика»  объясняют конструкцию  юрты. «Тооно» можно рассмотреть с точки зрения астрономии как гномон и объяснить основы определения времени и метода летоисчисления у монголов. Устойчивость юрты против ветра за счет полусферической формы и невысокой высоты, сейсмобезопасность – за счет подвижной конструкции стен. Отдельно можно рассмотреть применение колючих волосяных веревок. Покрытая  войлоком юрта затягивалась по периметру поясами, свитыми из конского волоса. Такие веревки  не деформируются. Кожаные веревки от влаги растягивались, а, высохнув на солнце и ветру, наоборот деформировали войлок.  Волосяная колючая веревка протягивалась также по нижнему краю юрты, чтобы не заползали твари. Диаметр волос очень маленький,  площадь опоры малый, а давление производит большее при малой силе давления, иными словами можно легко уколоться. Змеи и другие твари могут уколоться,  боятся, не заползают в жилище.

 В следующем, хочется отметить, что в главе 7 по теме «Бурятский костюм» осуществима связь с темой по физике «Давление твердых тел». Буряты носили обувь на плоской подошве, загнутыми носами. С точки зрения физики такая обувь производит меньшее давление, чем обувь на каблуках, где площадь опоры меньше, а давление больше. Чем острее каблук или носок, тем площадь опоры меньше давление больше.  Высокая  экологическая культура бурят (обувь с загнутыми носами меньше ранят землю) заставляла их носить  обувь   с малым давлением на опору, с загнутыми «носами».  

Виды меховой одежды можно рассматривать с точки зрения: чем больше ворсинок и воздуха между ворсинками, тем теплопроводность хуже, тем больше «греет» шуба. А  летний тэрлиг сохраняет мало тепла, потому что шьется в основном из шелка, у которого большая теплопроводность, чем у меха и тепло тела легко передается в окружающую среду. Применение способов сохранения теплоты в зимой в холодное время, передачи- в жаркое время года, обеспечивает человеку комфортное состояние в любое время года.

Рассмотрим главу  9 по теме «Лошадь в традиционной культуре» . Волосяные ковры – тары довольно колючие применяются для защиты от насекомых, змей. В Монголии до сих пор используют волосяные веревки при устройстве ночлега в степи: очищенную площадку опоясывали толстой волосяной веревкой и спокойно спали в центре круга.  Острые концы волосяных веревок имеют малую площадь, вследствие чего оказывают большее давление, тем самым отпугивают змей своими «уколами».

Подобные примеры следует анализировать на уроках. Полезно проводить интегрированные уроки физики и литературы, физики и истории. Целесообразно использовать в обучении пословицы и поговорки с физическим содержанием.

Мы считаем, что курс физики в общеобразовательных учебных заведениях должен быть гуманитарным, призванным решать познавательные и воспитательные задачи обучения. Ведь физика является важнейшей составляющей культурологического образования человека.

Таким образом, введение интегрированного курса, интегрированных уроков, в преподавание предмета «культура бурятского народа», отражение содержания национально-регионального компонента  на уроках физики способствует повышению качества образования, формированию ключевых компетентностей, повышению познавательного интереса учащихся школы.

Литература

  1. В.Д. Бабуева «Материальная и духовная культура бурят». Учебное пособие.- Улан –Удэ, Центр сохранении и развития культурного наследия Бурятии, 2004.
  2. Программа по физике для общеобразовательных программ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи физики и химии, как одно из средств повышения мотивации учащихся.

В статье излагается опыт использования МПС физики и химии. Приложен ряд материалов межпредметного содержания....

Статья: «Реализация межпредметных связей и роль химического эксперимента при изучении химического равновесия в 11 классе»

Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышен...

статья «Использование межпредметных связей на уроках математики»

Считаю, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая сист...

Формирование представления о целостной картине мира путем осуществления межпредметных связей физики с другими науками

Статья Трифоновой Е.В. посвящена актуальной теме межпредметных связей, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний, повышению заинтересованности учащихся в обучении, общении. В статье ...

Изучение бурятского языка через приобщение учащихся к традиционной культуре бурятского народа

Статья из сборника материалов НПК "Научное наследие Э.Р. Раднаева и современное бурятоведение"...

Естественнонаучное образование. Межпредметные связи Физика-Математика

Тезисы выступления на семинаре. Естественно-научное образование....

Межпредметные связи физики и биологии на уроках физики

Одна из главных задач обучения физике — это развитие у учащихся представлений о современной физической картине мира, которая в свою очередь является частью научной картины мира. Развитие предста...