Урок "Законы Ньютона"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Туманова Татьяна Васильевна

Цели урока: 1) Обобщить, закрепить знания , полученные по теме.

                        2) научить видеть проявления изученных         закономерностей в окружающей жизни;

                         3) совершенствовать навыки решения качественных и     расчетных задач;
                          4) расширить кругозор учащихся;

                          5) развить коммуникативные способности.

 

 

Оформление:

Плакат с  эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.

 

 

Подготовка к уроку:

Ребята делятся на две  команды, равные по силам, выбираются капитаны команд. Перед уроком каждая команда изучает литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносит книги на урок.

 

Сделал, что мог, пусть другие

 сделают лучше.

                                                              Исаак Ньютон (1643-1727)

 

Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камушек, чем другим:  но океан неизвестного лежит передо мной.  Исаак Ньютон(1643-1727)

                                               Ход урока

I.                 Вступительное слово учителя:

Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи».Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.

 

 

 

 

II.               Конкурс «Доверяй, но проверяй» (Задание для первой команды)

Положите на стакан открытку. Поставьте на открытку прищепку, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкните по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону. Повторите это несколько раз.

Иногда прищепка падает в стакан в своем прежнем положении, а иногда, падая, переворачивается. Почему?

(Ответ: щелкая пальцем по открытке, вы прилагаете к ней силу. Открытка сдвигается с места так быстро, что не успевает увлечь прищепку за собой. Прищепка падает вниз благодаря силе тяжести, потому что открытка больше не поддерживает ее. Если вы толкнете открытку с недостаточной силой, она потащит прищепку за собой, а сила тяготения потянет верхушку прищепки вниз, в результате чего она перевернется).

 

Конкурс «шарик, танцующий в воздухе» (задание для второй команды)

Примерно за 100 лет до нашей эры александрийский ученый Герон проделал такой опыт:  на конец изогнутой трубки он поместил легкий шарик и затем начал нагнетать в трубку воздух. Шарик, поднявшись над концом трубки, как бы плясал в воздушной струе, не отлетая в сторону.

Такой опыт можно повторить, если вы поместите мячик от пинг-понга в струю воздуха, выходящего из работающего пылесоса.

Этот же опыт можно показать и с водой. Соедините один конец резиновой трубки с водопроводным краном, другой наденьте на стеклянную трубку концом вверх. Над трубкой укрепите небольшое кольцо, в которое поместите деревянный шарик. Постепенно открывайте кран водопровода. Струя поднимает шарик.

(Ответ: если вода обтекает шарик равномерно, он будет держаться на определенной высоте. Если же шарик выйдет из равновесия, то произойдет следующее: одна часть шарика потеряет точку опоры, на другую же вода продолжает давить с прежней силой. Таким образом, шарику сообщается вращательное движение).

 

 

 

III   Конкурс «Колесо истории»

В этом конкурсе участвует весь класс. Учитель задает вопросы, касающиеся истории жизни и деятельности Ньютона. Верный ответ приносит балл в «копилку» команды и в личную «копилку» отвечавшего.

Вопросы:

1.    Назовите дату рождения Исаака Ньютона(25 декабря 1642года по старому стилю, 4 января 1643 года по новому стилю)

2.    В каком университете (и колледже)  учился Ньютон с 1661 г.? (Кембриджский университет, колледж святой Троицы)

3.    Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета?

(27 лет. С тех пор Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры, на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученых)

4.    В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности?

(Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа темсиона-рефлектора, открыл явление дисперсии).

5.    В 1696 г. Министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил привлечь его к делу оздоровления финансов стран. Какое предложение получил от него Ньютон?(15 марта 1669 г. Он получил официальное извещениеот  Монтега о назначении его хранителем Монетного двора, начался последний лондонский период- период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненной славы)

6.    В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы?

(1687г. «Математические начала натуральной философии». Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед).

7.    От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит грандиозному обобщению. Какому?

( в 1667 г. Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики)

     8 .Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни?

      (В 1705 г. Королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, был богат и окружен вниманием своей племянницы).

8.   Где похоронен Ньютон? (Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. )

 

 

 

Надпись на памятнике Ньютона:

Пусть смертные радуются, что существовало  такое украшение человеческого рода

 

 

 

На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий»

 

 

 

 

III.            Конкурс «Головоломки»

 

В этом конкурсе участвуют два лучших игрока от каждой команды, которые получают задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они должны будут представить решение головоломок. Лучший приносит победу команде , а докладчик получает балл в личную «копилку»

 

 

IV.           Игра «Интересные вопросы»

Команды задают друг другу интересные вопросы, подготовленные заранее. Дается время на обсуждение (1-2 минуты). За правильный ответ команде дается 1 балл, баллы в личном зачете присуждает капитан команды.

 

Возможные вопросы

1.    Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила , с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперед?

( Сила , действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно , почему телега катится в сторону лошади)

2.     Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар, но точно такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?

(Яблоко и земля  действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с, а земному шару – во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара  в  неимоверное число раз больше массы яблока, и поэтому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.)

 

3.    История о том, как «Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?

 

… Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад,

А щука тянется в воду.

 

 

   ( Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Они направлены под углом друг к другу, следовательно,  их равнодействующая не может равняться нулю.)

 

 V. Блиц-турнир                      

Каждой команде задается по пять вопросов, на обсуждение каждого вопроса дается 10 с. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос, тот и победил. За победу присуждается балл. Участник правильно и быстро ответивший на вопрос получает балл в свою личную «копилку».

 

        Вопросы для первой команды

 

_ Как движется тело, если на него не действуют другие тела?

_ Тело движется прямолинейно и равномерно. Меняется ли при этом его скорость?

_ Как читается первый закон Ньютона (в современной формулировке)

_ Инерциальна  ли система отсчета, движущаяся с ускорением  относительно какой-либо инерциальной системы?

_ Что является причиной ускоренного движения тел?

     

        Вопросы для второй команды

 

_ Как читается второй закон Ньютона?

_ Как читается третий закон Ньютона?

_ Какие системы отсчета называются инерциальными?

_ Какие системы отсчета называются неинерциальными?

_ Выразите единицу силы через единицы массы и ускорения.

 

V.                Подведение итогов. Награждение победителей

 

VI.             Заключительное слово учителя

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика- отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.

Разбужденного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"

Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Исаак Ньютон

Материалы презентации можно использовать на уроках в 9, 10 классах...

10 класс. Законы Ньютона. тест

Два варианта по 7 заданий....

Урок-игра по теме " Законы Ньютона".

Методическая разработка урока представлена в игровой форме, которая позволит  обобщить, закрепить знания обучающихся  по теме «Законы Ньютона».Научить видеть проявления изученных закон...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАКОНЫ НЬЮТОНА"

Презентация подготовлена учащимися в качестве зачетной работы по предмету...

Ачык дәрес "Ньютон иленә сәяхәт"

9 класста "Әйләнә-тирәбездә физика" электив курсының йомгаклау занятиесе...