Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики при изучении нового материала
методическая разработка по физике по теме

 Татьяна Николаевна Макарова.

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение  эффективности обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makarova_t._n..doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование познавательных интересов

учащихся  на уроках физики

при изучении нового материала»

Макарова Татьяна Николаевна  

учитель физики МОУ СОШ №11 села Красногвардейского, Ставропольского края, высшая квалификационная  категория. Почётный работник общего  образования РФ, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2007 года. Лауреат фестиваля «Талант 2010».

                                    Содержание

I. ШКОЛЬНЫЙ КУРС ФИЗИКИ  -   один из источников формирования

познавательных интересов.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

  1. Использование обобщенных планов, как один из способов формирования у учащихся познавательной активности  и самостоятельности:

  а) (на примере изучения темы «Электрические явления 8 кл.)

  б) (на примере элемента обобщающего урока в  10 кл. «основные    положения МКТ»)

  1. блочно- лекционно-семинарско-зачетная система обучения физики в старших классах, как одно из средств повышения качества получаемых знаний и решения проблемы учета  индивидуальных способностей учащихся.

а) планирование в 10 классе темы «Основные положения МКТ»

б) разработка уроков 1 блока темы

     1-й урок. Лекция по теме «Основные положения МКТ»

     2-й урок. Семинарское занятие № 1 (в двух уровнях)

     3-й урок. Семинарское занятие № 2 (в двух уровнях)

    4 – 5 уроки – Решение задач.  (в трех уровнях)

     6-й урок. Зачет по теме «Основные положения МКТ. Масса и размер молекул. Количество вещества» (тестирование, 2 уровня).

   

    3. Коллективная (групповая деятельность) на уроках изучения нового материала

а) подготовка и проведение уроков – пресс конференций в старших классах (примерный план урока в 11 классе по теме «Ренгеновское излучение»  

б) организация самостоятельной работы с учебником и дополнительной  литературой (разработка элементов урока в 10 классе по теме « Самостоятельный газовый подряд)

в) уроки – исследования: разработка урока в 7 классе «Плавание тел» (учет индивидуальных способностей учащихся,  самостоятельная работа, фронтальный эксперимент).

г) продолжение исследовательской работы:

домашние эксперименты  -  их роль в активизации познавательной деятельности.

            4.Литература

      «Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться».

         Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает представление о научной  картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую  нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрения и убеждения, т. е. Способствует воспитанию высоконравственной личности. Это основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

        Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение  эффективности обучения.

        Нужно так строить обучение, чтобы ученик  понимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным  участником реализации этих целей  -  субъектом деятельности. В этом случае познавательный интерес ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения. Наличие у учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые в большой степени определяются деятельностью учителя, его педагогическим мастерством. Главная функция учителя  -  это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.

          Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого. Следовательно, познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания  -  теоретическим и экспериментальным, приближающимися в старших классах к  методам науки.

         Можно предложить такую схему воспитания у учащихся учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к  прочному знанию и научному поиску. На первой стадии  -  удивления и любопытства у школьников возникает ситуативный интерес, , проявляющийся при демонстрации эффективного опыта, слушание рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.п.

         Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока  -  оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке.

         По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация ряда фактов, явлений, законов происходит все большая  объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.

        Любознательность является более  совершенной ступенью познавательной направленности личности ученика. Здесь на первый план  выступает установка на познание. Поэтому проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности.

      Стадия любознательности характеризуется  стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Учителю следует так организовывать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процессов познания.

        Следующая стадия  -  наличие познавательного инстинкта  -  проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что  связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с  применением знаний на практике.

        В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем  -  возможности их объяснения; потом  -  глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящие к пониманию физической  картины мира.

       Как может учитель физики судить об уровне интереса учащихся на уроках: Можно сформулировать следующие  показатели интереса :

  1. Активное включение в учебную деятельность.
  2. Реакция на звонок с урока.
  3. Самостоятельность выводов и обобщений.
  4. Добровольное выступление с докладами.
  5. Участие по собственному желанию в анализе и дополнениях ответов товарищей.
  6. Желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие явления.
  7. Самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете и дома.
  8. Свободное чтение научно – популярной литературы в школьной библиотеке и дома.
  9. Участие во внеклассной работе по физике.

     Важно отметить, что интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса. Все это приводит к необходимости исследования «интересное учение» как качество обучения, определяемое особенностями содержания предмета, которое проявляется  в комплексе методических приемов, способствующих созданию положительного эмоционального настроя учащихся на решение учебно-воспитательные задач урока.

           Объем знаний, которыми должен владеть  современный человек, оканчивающий среднюю школу, за последние годы неизмеримо возрос, а сроки обучения практически остались неизменными. Отсюда возникает проблема «ускорения» процесса обучения и соответственно процесса учения, содержанием которого является овладение знаниями, умениями применять знания на практике и познавательными умениями  -  умениями, необходимыми для самостоятельного приобретения знаний, их углубления и расширения.

          Сейчас становится все более очевидным, что в современных условиях в процессе обучения нельзя делать ставку на механическое заучивание школьниками учебного материала. Новое содержание обучения требует разработки новой методики, которая обеспечивала бы не только сообщение учащимися все возрастающего объема знаний, но еще более быстрые темпы восприятия, переработки и усвоения научной информации, выработку умения самостоятельно пополнять и приобретать новые знания, критически осмысливать их. Наряду с принципом сознательности в обучении важен принцип познавательной активности и самостоятельности в обучении. В настоящее время остро ставится вопрос о формировании у учащихся в процессе обучения познавательной активности, рациональных приемов в учебной деятельности, умение самостоятельно работать с книгой, печатным текстом вообще, являющимся одним из основных источников знаний. Учитель не только передает методы познания путем целенаправленной работы по формированию у учащихся учебных познавательных умений и  навыков.

           В развитии интереса к предмету нельзя  полностью полагаться на содержание изучаемого  материала. Сведения истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный  материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

             В педагогических исследованиях организация и характер протекания познавательной деятельности учащихся выделены как один из стимулов формирования познавательных интересов школьников. Конкретизируя данный стимул в него включают многообразие форм самостоятельной  работы: овладение новыми способами деятельности, элементы  исследования, творческие и практические работы.

           Эти виды работ вызывают много разных переживаний у учащихся: осознание собственного роста, радость овладения  более совершенными формами учебной деятельности, удовольствии, чувство успеха, гордости за успех товарищей. Однако опыт работы преподавания убедительно свидетельствует, что выделенные стимулы оказывают действенное влияние на формирование познавательных интересов лишь при определенных условиях.

           Не всякая деятельность на уроке интересует учащихся. Они могут решать задачи, выполнять  лабораторные исследования и т.д. «по надобности», без интереса. Необходимо определить способы учебно-предметных действий, , которые обеспечили бы не только констатирующий уровень восприятия учебного материала, но и восприятие с увлечением.

         В связи с этим возникает необходимость в разработке и применении  таких методов обучения, которые способствовали бы более быстрому и сознательному усвоению учащимися научных знаний. В решении этой задачи  первостепенное значение приобретает формирование у учеников обобщенных познавательных умений  -  умений, основанных на понимании научных основ и структуры деятельности, самостоятельном определении рациональной последовательности выполнения операций, их которых она слагается. К таким умениям относятся прежде всего, умение работать с литературой (учебной и дополнительной); умение самостоятельно вести наблюдения, ставить опыты; вычислительные, графические и измерительные умения. Выявления научных принципов и структуры основных видов познавательной деятельности при активном участии в этом самих уч-ся и последующее использование ими обобщенных планов познавательной деятельности  намного ускоряет процесс обучения и способствует повышению качества знаний. Обобщенные планы деятельности представляют собой алгоритмические предписания особого рода. Обобщенные планы деятельности  -  это совокупность основных операций (действий), из которых слагается тот или иной вид учебной  деятельности, расположенных в логической  последовательности так, что каждая последующая  операция (действие) логически вытекает из предыдущей, является ее логическим продолжением. При этом  обеспечивается целенаправленная, глубоко сознательная познавательная деятельность.

            На своем опыте я убедилась, что те учащиеся, которые овладели обобщенными познавательными умениями, намного меньше затрачивают времени на выполнение классных и домашних  самостоятельных работ, при этом качество этих работ, как правило, значительно выше по сравнению с работами учащихся, не овладевшими обобщенными познавательными умениями.

            В своей работе я применяю обобщенные планы деятельности по изучению явлений величины, законов, теорий, выполнению опытов, работы с таблицами физических величин.

            Обобщенными планами начинаю пользоваться с первого года изучения физики. Первый обобщенный план даю к изучению физического явления, обращаю внимание учащихся на вопросы, которые составят содержание этого плана.

  1. Внешние признаки явления.
  2. Условия, при которых протекают явления.
  3. Сущность явления и механизм его протекания.
  4. Определение явления
  5. Связь данного явления с другими.
  6. Использование явления на практике.
  7. Способы предупреждения вредного действия явлений.

         На первых этапах подробно разбираем  каждый пункт плана, находим ответы в учебнике. Все это проходит под руководством учителя. Начинаем с изучения инерции, диффузии, механическое движение и т.д.

         Следующий план даю к изучению физических величин.

          Во 2-ом полугодии учащиеся 7 класса приобрели уже навыки работы с планами, и я уже доверяю им самостоятельно работать с учебником и отвечать на вопросы плана, например в 7 классе при изучении  барометра – анероида учащимся  предлагаю задание, которое необходимо выполнить на уроке

  1. Прочитать параграф 42 учебника.
  2. Ответить на вопросы и выполнить  задания:

а) Для измерения величины предназначен барометр – анероид.

б) В каких единицах проградуирована верхняя и нижняя шкалы барометра – анероида, изображенного на рисунке 121 учебника.

в) Определить нижний предел измерения барометра.

г) Определить нижний предел измерения барометра

д) Цена деления прибора.

          Следующим этапом работы уч-ся будет работа дома, они готовят рассказ  о барометре – анероиде по плану «Что нужно знать о  приборе»

           В 8 классе продолжаю формировать и закреплять навыки работы с обобщенными планами, как одну из форм формирования умения самостоятельно работать с учебной и самостоятельной литературой.

           Покажу на примере изучения темы.

              Электрические явления.

         При изучении этой темы изучаем такие физические величины: сила тока, напряжение, сопротивление, работа тока, мощность.

         После изучения нового материала, например «Сила тока. Единицы силы тока», для закрепления данного материала, я даю учащимся самостоятельно используя учебник и записи в тетрадях, ответить на вопросы, используя план изучения величины

  1. Какое явление или свойство тел характеризует данная величина

  1. Определение величины.

  1. Определительная формула

  1. Какая величина (скалярная или векторная)
  2. Единица измерения (наименование, размерность, физический смысл)
  3. Способ измерения.
  1. Характеризует электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за 1 секунду.
  2. Сила тока равна отношению электрического  заряда q, а проходя сечение проводника, ко времени его прохождения t.

                  q

I =     t    , I -    сила тока

                    q -   заряд

                          t  -   время 

4.Скалярная

                                       1кл

5. А (ампер)    1А =    1 с

6. Силу тока измеряют амперметром

           При изучении темы «Амперметр. Измерение  силы тока» «Вольтметр. Измерение напряжения». Я поступаю так: К этому времени восьмиклассники уже приобрели навыки работы с планами и учебником, поэтому прочитав параграф № 38или 41, посмотрев демонстрационный эксперимент они самостоятельно отвечают на вопросы:

  1. Назначение прибора
  2. Принцип действия прибора
  3.  Схема прибора (его основные части, их назначение).
  4. Правила пользования прибором.
  5. Области применения прибора.
  6. Обозначение на схеме прибора.

           Для проверки усвоения материала «Закон Ома для участка цепи» прошу ответить на вопросы плана  изучения закона. Учащиеся дают письменные ответы на вопросы, используя учебник и тетрадь. На уроке по теме «Расчет сопротивления проводника удельное сопротивление параграф № 45 когда обращаем внимание учащихся к таблице 8 стр. 105. Используем обобщенный план работы с таблицами физических величин. Я задаю вопросы, учащиеся, пользуясь таблицей 8, дают ответы (Такую работу я предлагаю еще в 7 классе при изучении  темы «Скорость», таблица 1 стр. 37 и плотности вещества таблицы 2,3,4, стр.50-51).

Вопросы:

 1. Выяснить, значения каких величин приведены в таблице.

Ответ:  В ней приведены значения удельного  сопротивления некоторых величин

  1. Выяснить, что характеризует данная величина.

Ответ: Она характеризует сопротивление из данного вещества длиной 1м и площадью 1 квадратный метр.

  1. Выясните, в каких единицах выражены величины.

                       Ом   мм    

Ответ:  1          м

  1. Найти вещество с наименьшим значением данной величины, где это вещество применяется.

Ответ: Это серебро с удельным сопротивлением 0,016 Ом   мм  /м

            И медь  -  с 0,017 Ом  мм  /м, это лучшие проводники электричества, при проводе электрических цепей используют медные провода.

  1. Найти вещество с наибольшим значением данной величины, где это вещество применяется.

Ответ: Это фарфор и эбонит, их удельные сопротивления:

Поэтому они почти не проводят электрический ток, их используют в качестве изоляторов.

         

         Затем учащиеся находят в таблице вещества, с которыми приходится иметь дело в повседневной жизни, это медь, алюминий, вольфрам, нихром, выясняют, где эти вещества применяются.

        Считаю, что такая работа с таблицами  физических величин способствует расширению политехнического кругозора. Сама руководствуюсь планами обобщенного характера при объяснении явлений, изучения приборов, величин, законов, ориентирую учащихся на использовании их при  построении ответов в классе и при подготовке домашних заданий (обобщенные планы записаны в тетрадях учащихся на уроках, когда необходимо , они записаны на откидных досках). Т.к. такую работу провожу с 7 класса, то в 9 классе использование данных планов становится правилом для учащихся, и они руководствуются ими без моего напоминания.

         В старших классах эти планы становятся несколько объемнее, например при изучении явления  добавляю такие пункты, как : «Сущность явления (его объяснение на основе современных научных теорий) и величины, характеризующие явления.

  1. Каким образом был открыт закон, на основе анализа опытных данных или теоретически.
  2. Опыты, подтверждающие справедливость закона, сформулированного как следствие из теории.
  3. Границы применимости закона.

           В 10 классе ввожу обобщенный план изучения теории, обосновав каждый из его пунктов. Эту работу начинаю в процессе изучения темы «Основные положения молекулярно-кинетической теории» При изучении этой темы обращаю внимание учащихся на накопление опытных фактов, которые послужили основанием для создания теории, что на их основе были введены понятия «атом» и «молекула», а затем уже сформулированы основные положения молекулярно- кинетической теории. Следующим положением создан математический аппарат теории. Затем, как на основе молекулярно-кинетической теории объясняются тепловые явления. И только на заключительном уроке ввожу обобщенный план изучения теории учащихся уже подготовленный к его построению. Привожу  план изучения теории и возможные ответы учащихся. Сначала я даю учащимся план и самим самостоятельно дать ответы, предварительно разбив класс на группы, чтобы учащиеся имели возможность обсуждать пункты плана и ответы на них.

1.Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории

  1. Основные понятия теории

  1. Основные положения теории

  1. Математический аппарат теории (основные уравнения).
  2. Круг явлений, объясняемых теорией

  1. Следствие из теории

  1. Границы применимости  теории

1.Делимость вещества, парообразование, сжимаемость веществ, диффузия, броуновское движение, смачивание, склеивание

2.Молекула, атом, размер и масса молекул, средняя квадратическая скорость молекул, идеальный газ, тепловое равновесие

3.Вещество состоит из молекул. Молекулы находятся в непрерывном движении. Молекулы взаимодействуют друг с другом

4.

5.Тепловые явления, законы поведения идеальных газов, опыт Интернета.

Уравнение состояния идеального газа, законы.

Справедлива только для разряженных газов

          В наиболее подготовленном классе даю задание ученикам, используя обобщенные планы, которыми пользовались ранее, попытаться самим составить подобный план для изучения теории, затем вместе с  учителем они корректируют его.

          В дальнейшем работа с этим планом продолжается при изучении электромагнитной теории, теории света,  квантовой теории света, теория строения атома и ядра.

         Учащиеся знают, что планы называются обобщенными, так как они могут пользоваться ими не только при изучении физики, но и других учебных предметов естественного цикла. Обобщенные планы выполняют не только функцию ориентировочной основы в процессе  познавательной деятельности, а они выполняют обучающую и организующую функции, так как они вооружают учащихся знанием общих методов изучения вопросов определенного класса, методов исследования.

         На своем опыте работы я убедилась, что знание  и умение пользоваться планами позволяет учащимся самостоятельно осуществлять самоконтроль за своей познавательной деятельностью, а учителю  -  самоконтроль за полнотой и логикой изложения учебного  материала и более объективный, целенаправленный контроль за усвоением знаний учащимися.

ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКО-ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ.

         

        Всем известно, что научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Очень важно на уроке не столько передать знания, сколько сформировать у ученика  потребность черпать сведения из разнообразной литературы, и в первую очередь из учебника. И в первую  очередь, что нужно сделать, чтобы поднять результативность урока, это увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся. Свои уроки стараюсь построить так, чтобы ученики впервые знакомились с текстом параграфа не при выполнении домашнего задания, а прорабатывали учебный материал на уроке.

        Оправдывает себя и планирование, и проведение уроков в системе с многократной проработкой учащимися всей учебной темы на нескольких занятиях, объединенным единой логикой и общими учебно-воспитательными целями. Темы нужно давать крупными блоками, объединяющими несколько вопросов, рассчитанными на 5 – 6 часов. Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема опять-таки рассматривается  в целом, но от занятия к занятию все более  углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, однако, каждый раз подходят к нему по новому  и глубже. Это позволяет, во-первых, воспринять единую изучаемую картину явлений, во-вторых, как следует понять, усвоить и закрепить входящие в нее вопросы, в третьих - осознали связь между ними, проявляющиеся при анализе  материала с разных точек зрения. Здесь я также решаю проблему индивидуальных  особенностей учащихся, т.е. дифференцированное обучение физики. Вот уже несколько лет в своей работе я применяю лекционно-семинарско-зачетную систему обучения физики  в старших классах.

       На первом занятии по теме объясняется ее содержание в целом  -  это развернутое изложение материала. Урок проводится в форме лекции, ее цель  -  общий обзор темы: основных понятий, законов, теорий, рассмотренных в ней.

         На этом уроке я дважды объясняю материал: сначала кратко знакомлю с главным и планом лекции, а затем подробно, сопровождая рассказ демонстрациями. Привлекаю внимание учащихся к учебнику, даю общую ориентировку в тексте параграфов, связываю новое с ранее изученным. При первоначальном объяснении ученики только слушают меня, не рассеивая внимание на ведение записей, лучше понимают и легче усваивают материал. Вторая часть урока более сложная для учителя, необходимо выбрать самое главное, самое основное.

         В конце урока в течение 7 – 8 минут еще раз повторяю содержание в виде кратких выводов, отмечая, что ученики должны записать в тетрадь.

        Вслед за лекцией (второй этап) проводится сериал  семинарских занятий, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, изучают материал, выполняют упражнения, закрепляющие  полученные знания. Ориентация на то, чтобы учить на уроке всех абсолютно одинаково, не верна: она наносит вред. Равные для всех требования подавляют слабых и обкрадывают сильных, лишая их пищи для ума. Надо помнить: одни слабы в одном, другие в другом, так что равные для всех требования не дают каждому оптимальных возможностей развития в том, к чему они наиболее способны. Разумная постановка требует  дифференциации и индивидуального подхода к ученикам, что позволит каждому проявить себя с хорошей стороны и утвердиться, как личность.

         Поэтому возникла необходимость разделить учебный материал и изучать его на трех уровнях.

         Первый обязательный для всех минимум,  доступный  абсолютному большинству учащихся и включающий самое существенное. Второй уровень  -  дополнительный материал предназначен слабым только для ознакомления, а сильным и интересующимся физикой  -  для овладения.

        Третий  -  материал адресуется только сильным, осуществляется на факультативных занятиях.

          Все это предоставляет ученику возможность самому выбирать ту глубину изучения физики, которая его устраивает, обеспечивая индивидуализацию обучения и гарантированный минимум знаний по предмету у всех, а так же более глубокие и прочные знания у тех, кто в этом заинтересован.

         Семинар целиком базируется на материале пре предыдущего урока  -  лекции, а дифференциация  достигается двумя заданиями разной степени сложности. Первая программа направлена на полное овладение физическим материалом и приемами учебной работы; она поднимает ученика на уровень осознанного, творческого применения знаний. Оценка за овладения знаниями –«отлично».

       Второй вариант программы  -  ученик должен научиться воспроизводить изученный материал и репродуктивно его использовать, за это оценка  -  «удовлетворительно».

         На семинарских занятиях учащиеся получают задания, затем они начинают читать учебник и записи в тетради, советоваться друг с другом, консультироваться с учителем.

        Изучение материала происходит посредством составления схем, таблиц, ответов на  вопросы, работы с обобщенными планами.

         В конце урока 10 минут  -   контролирующий этап семинарского занятия в письменной  или устной форме ( без помощи учебника или тетради). Таким образом, на семинаре работают все ученики, работают целенаправленно, добывая и усваивая знания.

         Третий этап  -  лабораторные работы. Это уроки формирования, экспериментальных умений и навыков, на которых ученики учатся собирать установки по  схеме, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчет и делать выводы.

        Решение задач по теме  -  четвертый этап. Его цель  -  углубление и развитие знаний. Занятия по решению задач провожу также как и семинарские занятия, учитывая индивидуальные способности учащихся. Класс условно разделен на три группы. Первую группу составляют сильные и интересующиеся физикой учащиеся, таких в классе 5 – 6 учащихся, вторая группа  -  учащиеся, успевающая на хорошо. Слабо успевающие учащиеся составляют третью группу. Учитель руководит  работой уч-ся, консультирует их, подходит к ним по их просьбе. Так, как лекционно-семинарская система обучения применяется в старших (10, 11) классах. У учащихся к этому времени уже сформировались навыки по решению задач, они знакомы  со способами решения задач (традиционным, полусамостоятельным и самостоятельным, алгоритмическим), знают этапы решения задач. Считаю, чтобы учащийся научился решать задачи, он должен сам искать пути и способы ее решения, чтобы у него возникал «азарт» (смогу ли я?). 

        Дифференцированно провожу и зачеты по теме – (пятый этап). В начале урока минут 10 выявляем вопросы те, которые  вызвали затруднения или сомнения в ходе домашней подготовке к зачету. Затем непосредственно контроль знаний по блоку.

        Проверяю усвоение теоретического материала, иногда включаю задачи.

Применяю: тестирование, заполнение таблиц, составление схем, чтение графиков, сравнительную характеристику явлений, теорий, работу с обобщенными планами.

          Почти все контрольные работы  разноуровневые.

       Приведу планирование в 10 классе  по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».

           БЛОК 1.

Урок 1. Лекция: Основные положения молекулярно-кинетической теории.

                            Масса и размер молекул

  2.  Семинар № 1. Оценка массы и размеров молекул.

                                       Опыты и гипотезы МКТ.

 3.  Семинар № 2.  Броуновское движение. Взаимодействие молекул.          

                                 Строение газообразных жидких и твердых тел.

4 – 5.  Решение задач по вопросу. Определение массы молекулы, числа

                                         молекул, количества вещества.

6. Зачет по теме:   Основные положения молекулярно-кинетической

                                           теории.      

           БЛОК 2.

Урок 1. Лекция:  Идеальный газ. Давление идеального газа. Основное

                              уравнение МКТ.

2.  Семинар занятия «Скорость движения  молекул. Модель «Идеальный газ».

3. Решение задач по теме: «Основное уравнение МКТ  идеального газа».

  1. Зачет по теме «Идеальный газ».

        БЛОК № 3.

  1. Лекция «Температура. Энергия теплового движения».
  2. Семинарское занятие: «Определение температуры. Абсолютная  температура. Скорость движения молекул. Связь между энергией и температурой»
  3. Решение задач по вопросу: «Температура  -  мера средней кинетической энергии молекул».

        БЛОК № 4.

  1. Лекция «Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы»
  2. Семинарское занятие: «Уравнение состояния. Изобарный, изохорный, изотермический процессы.»
  3. Решение задач по вопросу: «Уравнение состояния идеального газа»
  4. Зачет по теме: «Уравнение состояния идеального газа».

БЛОК № 5.

  1. Урок Лекция «Взаимные превращения жидкостей и газов»
  2. Семинарское занятие № 1. «Насыщенный пар. Зависимость давления пара от температуры кипения. Влажность.»
  3. Семинарское занятие № 2. «Поверхностное натяжение жидкостей. Капиллярность. Смачивание.»
  4. Решение задач по вопросу: «свойство жидкостей».

             БЛОК № 6.

  1. Лекция. «Твердые тела. Кристаллы и амфорные тела. Деформации. Закон Гука.»

2.  уроки Решение задач по вопросу. «Механические свойства твердых тел».

3. Задачи по темам: «Основные свойства жидкостей и твердых тел».

Повторение материала    -      2 урока.

Контрольная работа        -      1 урок.

               При разработке семинарских занятий и уроков решения задач, как и во всей работе применяю уровневую дифференциацию. Применяю трехуровневую методику обучаемости ( по Третьякову). Третий уровень  -  высокий уровень обучаемости, второй, средний уровень обучаемости, первый уровень обучаемости.

Лекция к первому блоку.

            Основной материал: тепловое явление, значение теплового движения. Основные положения молекулярно кинетической теории. Масса и размер молекул.

         План лекции:

  1. Беседа с учащимися о выявлении знаний, об основных характерных чертах механической формы движения материи. Отличие теплового движения от механического. Атомистические представления о составе вещества древних, М.В. Ломоносова.
  2. Понятие  -  микроскопическое тело.
  3. Молекулярно-кинетическая теория (МКТ)  -  определение.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКТ.

Гипотезы

         

1.Вещество состоит              2. молекулы (атомы)           3.Молекулы

из частиц (атомов,                всех тел находятся               (атомы) взаимо-

молекул).                               в непрерывном                      действуют между

                                                неупорядоченном                 собой.

                                                движении                        

         

 опытные факты                     опытные факты                         опытные факты

делимость вещества          диффузия, броуновское            существование

парообразование, раст      движение, зависимость            жидкостей и твердых

воримость, сжимае-          процесса испарения от              тел, склеивание,

мость                                   температуры                              смачивание 4.

  1. Оценка размеров молекул (два способа)

а) пленочный

б) ионный микроскоп

  1. Оценка массы молекулы.
  2. Необходимость введения относительная молекулярная масса. Примеры практического способа ее определения.
  3. Количество вещества, единица.
  4. Введение постоянной величины  -  число Авогадро.
  5. Молярная масса. Оценка массы молекулы.
  6. Зависимость числа молекул от массы вещества и молярной массы.
  7. Повторное объяснение основного материала лекции и пример решения задачи № 1-3, стр 159-160.

Домашнее задание:

                                  Параграф № 57-62,прочитать.

                             

                                  Стр. 146 отв. на вопр. 1 – 3 письменно

                                  Стр. 146,отв. на вопр. 4 письменно для сильных учащихся

Семинарское занятие №1, целью которого является систематизация имеющихся знаний о молекулах и атомах и расширении этих знаний. На этом уроке идет проработка теоретического материала, полученного на   предыдущем уроке, подготовка учащихся к решению задач. Задания дифференцированы.

        Задания для первой группы уч-ся

.

  1. В чем отличие теплового движения от механического?
  2. Какое значение имеют тепловые явления для человека нашей планеты, как влияют изменения температуры на свойства вещества?
  3. В чем состоит цель МКТ
  4. Какие гипотезы лежат в основе МКт.
  5. Оцените размер молекулы.
  6. Необходимость введения относительной атомной (молекулярной) массы вещества. Пользуясь таблицей Менделеева, определить, чему равна атомная масса азота, кислорода, воды серной кислоты. Что за вещество, если его атомная масса 56, 9, 1.
  7. В чем разница между молярной массой и относительной молекулярной массой вещества.
  8. Записать зависимость N (M1, NA).
  9. Что показывает постоянная Авогадро. В каких единицах она выражается, ее физический смысл.
  10. Зная постоянную Авогадро, найти массу молекулы кислорода, углекислого газа.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СИЛЬНО УСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ.

  1. Указать, что изучает молекулярная физика, назвать методы описания тепловых явлений, сформулировать положения МКТ.
  2. Обосновать, что данные положения важны для изучения явлений окружающего мира; выделить, какое значение в становлении МКТ опыты, подтверждающие явление диффузии.
  3. Используя рассказ о способах измерения диаметра молекул пар. №1 заполните таблицу (таблица на доске).

Способ

Вещество

Известные величины

Известная связь

Что выявлено

Пленочный

Ионный

Микроскоп.

  1. Зная постоянную Авогадро и молярную массу, найти массу молекулы воды и сравнить ее со значением, приведенным на стр.9 (формула 1.1.) В чем различие данных СПОСОБОВ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ.
  2. Оценить число атомов в образце из твердого материала (известно вещество), дана линейка. Предложить план работы и два метода определения количества атомов.
  3. В конце урока за 5 – 7 минут взаимопроверка работы, включая и домашнее задания (они предварительно записаны на откидных досках)

              Дома упр. 11 стр159№ 1,2.

Семинарское занятие № 2. Целью его является активизация  самостоятельной работы с учебником, учащиеся должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия, научиться применять знания о строении вещества к объяснению и анализу окружающего мира,  расширить знания о дискретности вещества и хаотичности движения частиц.

            После проверки домашнего задания перед учащимися ставится задача:

  1. Что служит доказательством теплового движения молекул, т.е. второго основного положения МКТ?
  2. Согласно второму основному положению МКТ атомы находятся  в непрекращающемся движении. Тогда почему тело не распадается на отдельные частицы?
  3. Как МКТ дает возможность понять, почему вещество может находиться в газообразном, жидком и твердом состоянии?

     Т.к. этот материал идет как повторение, углубление и обобщение материала, я предлагаю его учащимся для самостоятельного изучения, без предварительного объяснения учителя.

     Материал не сложный, на этом семинаре я особо не выделяю работу для сильных и слабых учащихся.

     Прочитать параграф 60 заполнить таблицы и ответить на вопросы.

  1. Броуновское движение, Р. Броун, 1827г.

Схема движения броуновских частиц.

Броуновская

частица

Причина

движения

Характер

движения

Движение

подтверждает

Вопросы: сильным учащимся: Какое значение в становлении МКТ имели опыты, подтверждающие броуновское движение

  1. Ответить на вопросы после прочтения (для сильных учащихся)
  1. Объяснить возникновение других сил в телах при деформации (сжатии или растяжении)
  2.  Почему при деформации иногда происходит  разрушение тел?
  3. Почему можно сравнительно легко изменить форму и трудно изменить ее объем?

ВОПРОСЫ ДЛЯ СЛАБЫХ УЧАЩИХСЯ:

  1. Почему вещество не распадается на отдельные частицы?
  2. Почему тело нельзя сжать до  размеров одной молекулы?
  3. Когда действуют силы притяжения, отталкивания.
  4. Какова природа межмолекулярных сил?

  1. после прочтения параграфа  заполнить таблицу:

Агрегатное состояние вещества

ТВЕРДОЕ

ЖИДКОЕ

Газообразное

Расстояние между частицами

Взаимодействие частиц.

Характер

Движения

Порядок расположения

Сохранение формы и объема

Энергия движения и энергия взаимо-

действия.

   (Сравнивают энергию сильные учащиеся)

         В классе заполняют только для одного состояния  -  дома за 5- 6 минут до конца урока контроль за работой. (Ученики обмениваются тетрадями, под руководством учителя идет фронтальная проверка. Ученики помечают неправильные ответы, которые подлежат исправлению дома. Когда беру тетради для проверки зачетов, я учитываю все  самостоятельные работы и оценку за весь блок я ставлю с учетом работы на семинарских занятиях и решение задач)

               Дома  1. Заполнить таблицу № 2

                          Повторить параграф № 57-62, записи лекции и сем. Занятия № 1.

      РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ.

          Цель этих занятий углубление и развитие знаний, развитие творческих способностей. Повторить и закрепить основные формулы.

        При решении задач, как и при  выполнении контрольных работ, класс делю на 3 группы: Слабоуспевающие по физике

                                 Хорошо успевающие

                                 Сильные учащиеся, интересующиеся физикой.

( Деление условное, учащиеся могут попытаться решать задачи более  сложные, чем я им предлагаю, тогда я  меняю задание, и они переходят во вторую или третью группы)

          Перед решением задач основные  формулы записываем на доске. Система Менделеева в кабинете висит на стене.

         

          В зависимости от темы на уроке пользуюсь «Сборником задач по физике». А.П. Рымкевич. Тульчинский «Качественные задачи и по физике», целым рядом дидактических материалов.  Если все задачи, которые подбираю на урок, есть в задачниках, то на доске записываю только номер задач и страницу, если нет, то даю карточки с записанными заданиями.

         Решать задачи пытаюсь самостоятельно, если возникают затруднения, учитель оказывает помощь, если класс не многочисленный, до 20 человек, использую групповой метод работы.

          Приведу подборку задач по этой теме:

Задачи для первой группы (первый уровень)

  1. Какова масса 50 молей углекислого газа.
  2. Рассчитать массу 2 на 10 (23) молекул
  3.  Какое количество вещества составляет 5,4 на 10 (26) молекул
  4. Чему равна масса молекулы кислорода (О2)
  5. Определить количество вещества в 6 кг водорода

Второй, средней группе предлагаю задачи:

  1. За 20 суток из стакана испарилось 0,2 кг воды. Сколько молекул вылетело с поверхности воды за 1сек.
  2. Масса водорода в сосуде 2г. Сколько примерно молекул водорода в сосуде.
  3. Какой объем займет водород, содержащий такое же количество вещества, какое содержится в азоте объемом 2 м куб.
  4. Сравнить массы и объемы двух тел, сделанные из олова и свинца, если в них содержатся равные количества вещества.
  5. На поверхность воды выливают 0,08 оливкового масла, образовалась пленка площадью 200 см кв. Оценить диаметр молекулы, если плотность масла 0,930 кг/м куб.

Третьей группе: (высокий уровень)

  1. На изделие, поверхность которого 20 см кв., нанесли слой серебра 1 мкм. Сколько атомов серебра содержится в покрытии, если плотность серебра 1050 кг/м куб.
  2. Сравнить число атомов, из которых состоят серебряная и алюминиевая ложки  равного объема. Плотность серебра 1050 кг/м куб., алюминия 2700 кг/м куб.
  3. Предельно допустимая концентрация молекул ртути (Нq) в воздухе 3 на 10 (16) м куб, а ядовитого газа хлора (Cl2) – 8.5 на 10 (18) м куб. Найти, при какой массе каждого из веществ в одном кубическом метре воздуха появляется опасность отравления.
  4. В озеро, имеющее среднюю глубину 10 м и площадь поверхность 20 км кв. бросили кристаллик поваренной соли массой 0,01г. Сколько молекул этой соли оказалось бы в  наперстке воды объемом 2 см кв., зачерпнутой из озера, если полагать, что соль, растворившись, равномерно распределилась по всему объему воду озера.
  5. Зная постоянную Авогадро NА, плотность  данного вещества и его молярную массу М, вывести формулу для расчета числа молекул в единице массы данного  вещества; в единице объема; в теле массой m; в теле объемом V.

          Разделение задач по степени сложности вводится для дифференцированного подхода к организации учебного процесса, позволяет каждому учащемуся раскрыть свои индивидуальные способности,  формирует у них практические умения и навыки, снимает дискомфорт на уроке.

         Домой задания тоже разделены по степени сложности:

         

        Следующий  этап изучения темы  -  зачет,  на котором проверяется усвоение всеми учебного материала.

        Зачет по теме «Основные положения МКТ»

        По этой теме зачет – тест. Тест двухуровневый: Обязательная часть, отражающая усвоение образовательной программы не ниже минимального (1 уровень).  Простое отображение материала или несложные расчеты на уровне узнавания, воспроизведения. Дополнительная часть, свидетельствующая об успешном освоении образовательной программы на  повышенном уровне (2 уровень). Более сложные задания на 2 – 3 логических шага. Их решение требует более широких знаний по курсу и позволяет выявить умение учащихся применять знания в знакомых ситуациях.

            ЧАСТЬ 1.

  1. Какая из приведенных ниже величин  соответствует порядку значения массы молекулы

  1. Какая из приведенных  величин соответствует порядку значения размера атома.

  1. Тепловое движение молекул присуще  А  -  покоящимся телам.  Б  -  движущимся телам,  В  -  независимо от того движется или покоится тело Г. среди ответов нет правильного.

  1. Привести примеры физических явлений, подтверждающих, что все молекулы (атомы) беспорядочно движутся.

  1. Привести примеры физических явлений, подтверждающих, что вещество состоит из молекул (атомов).

  1. Привести примеры физических явлений подтверждающих, что частицы взаимодействуют между собой?

      Ответы на вопросы 4 – 6.

     А - делимость вещества,  Б  -  диффузия, В  -  парообразование, Г  -  смачивание, склеивание,  Д  сжимаемость веществ..

  1. Так как массы молекул малы, то в расчетах удобно пользоваться

А Отношение массы молекулы (или атома) то данного вещества к ½ массы углерода то с Б не абсолютные значения масс, а относительные.

В.  сумму относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекулы

Г. молярную массу вещества

  1. При каком условии между молекулами действуют силы притяжения?

А.  Расстояние между молекулами меньше сферы молекулярного действия.

Б.  Расстояние между молекулами больше сферы молекулярного действия.

В. расстояние между молекулами равно сфере молекулярного действия.

Г. расстояние между молекулами не зависит от сферы молекулярного действия.

  1. В каком состоянии вещество имеет дальний порядок расположенных атомов?
  2. В каком состоянии вещество имеет ближний порядок расположения атомов?
  3. В каком состоянии отсутствует порядок расположения атомов?

Ответы на вопросы 9 – 11.

А. В газообразном,  Б твердом, В жидком Д. Состояние, в котором находится вещество, не зависит от порядка расположения атомов.

  1. Чем обусловлено броуновское движение

А. Столкновение молекул жидкости (или газа) друг с другом

Б. Столкновение частиц, взвешивание в жидкости (или газе)

В. Столкновение молекул жидкости (или газа) с частицами, взвешенными в ней (нем)

Г. ни одной из указанных причин

  1. По какой формуле определяют массу одной  молекулы?

  1. Сколько молекул в одном моле водорода?

  1. Единицей измерения какой величины является 1 МОМ

А. Количества вещества.   Б массы.   В  объема,    Г  молярной массы.

  ЧАСТЬ 2

Установите соответствие:

  1. Энергия взаимодействия частиц много больше кинетической энергии их теплового движения.

  1.  Кинетическая энергия теплового движения частиц сравнима с потенциальной энергией их взаимодействия.

  1. Кинетическая энергия теплового движения молекул много больше потенциальной энергии их взаимодействия.

                   А твердое,  Б  жидкое,   Г   газообразное

  1. Определить число молекул в 10 (-13) кг воды.

  1. Сколько молекул воздуха содержится в комнате объемом 60 м куб ? Молярная масса  воздуха=0.029 кг/моль.

КОЛЛЕКТИВНАЯ (ГРУППОВАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

            На опыте своей работы я убедилась, что не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную деятельность. Под разнообразием форм учебных занятий понимают применение различных организационных приемов, которые активизируют школьников путем представления им  возможности участвовать в различных видах деятельности. Основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на  новый вид деятельности. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов учащихся.

          При восприятии нового материала я  уделяю большое внимание  коллективной деятельности. В процессе коллективного труда могут  быть созданы наиболее благоприятные возможности для интериоризации знаний и для наиболее полного психического развития каждого школьника. Кроме того, работа учащихся в группах учит школьников деловому общению. Коллективная познавательная  деятельность предполагает вместо традиционной формулы обучения «учитель  -  ученик» более сложное соотношение: учитель  -  коллектив  -  ученик».   Групповую работу учащихся при изучении нового материала провожу в трех направлениях:

  1. Организация самостоятельной работы учащихся с учеником и дополнительной литературой..
  2. Подготовка и проведение уроков – семинаров и уроков – конференций.
  3. Самостоятельная постановка  эксперимента с последующим теоретическим обсуждением его результатов (уроки -  исследования).

         Покажу использование групповой работы на примере уроков пресс – конференций, уроков – исследований и групповой работы с учебником.

         Задаче формирования активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умений получать их самостоятельно, как нельзя лучше удовлетворяют уроки в форме пресс – конференций. Необычные по форме, они вызывают интерес учащихся, значительно активизируют их познавательную деятельность, помогают развитию творческих способностей.

         Особенно важно то, что на таких уроках создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями, делового общения учеников, предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной  речи учащихся. Провожу уроки-конференции с целью изучения нового материала, их провожу в 11 м классе. Основанием служит не только лучшая практическая подготовка старшеклассников, но их часто уже сформировавшиеся интересы к определенному виду деятельности. Вот уже несколько лет в своей работе использую уроки – конференции при изучении тем. Рентгеновские лучи «Фотоэффект», «Лазеры» в 11 классе.

          За несколько дней до такого урока класс делю на несколько групп: физики – теоретики, экспериментаторы, инженеры, историки, медики, археологи, криминалисты, журналисты (представители прессы). Каждая группа получает задание, с журналистами обсуждаем вопросы, которые они будут задавать участникам конференции. Привожу пример урока пресс-конференции на тему «Рентгеновские лучи»

Целью которого является: расширить представление о физической картине мира на примере рентгеновских лучей, доказательство познаваемости мира, развитие у учащихся умений сравнивать и обобщать изучаемые факты и явления.

ХОД УРОКА.

         За столом пресс-центра ученики, играющие роли инженеров, физика-теоретика, физика-экспериментатора, астрофизика, врача-рентгенолога, историка физика, библиографа. На специальных подставках надписи, например:

«Доктор исторических наук»…!  Или «Профессор кафедры прикладной физики…» На столах  сотрудников газет и журналов тоже флажки с названием в журнал «Здоровье», «Земля и Вселенная» передача «Вопросы физики» и т.д.

  1. Вступительное слово учителя о необходимости дальнейшего изучения шкалы электромагнитных волн и места в ней рентгеновского излучения.
  2. Затем следуют вопросы прессы (заранее  с ними учитель обсуждает, в какой последовательности следует задавать вопросы)

          Я корреспондент журнала «Наука и жизнь». К нам поступил вопрос «Когда и кем и как были открыты рентгеновские лучи? (доклад историка)

          Затем вопрос от журнала  «Вопросы истории естествознания и техники».  У меня вопрос к доктору исторических наук…Читателей нашего журнала интересует биография ученого.

          Поочередно вопросы к «Физику – теоретику» о природе рентгеновских лучей. О свойствах рентгеновских лучей рассказывает «физик-экспериментатор»

         О применении рентгеновских лучей рассказали: медики, астрофизики, криминалисты, агрономы, биологи.

         Журналисты выслушивают ответы, делают записи. Потом тут же они пишут заметку в свой журнал или газету. Получается экспресс-выпуск газеты. Подразумевается, что вторые экземпляры они высылают в свои редакции. Такие уроки учат самостоятельности мышления, вырабатывают умение  выступать перед аудиторией, работать с литературой, воспитывают чувство ответственности, кроме этого позволяют за небольшой промежуток времени изучить обширный материал.

         Второе направление групповой работы  при изучении нового материала  -  организацию самостоятельной работы с учебником и другой литературой я начинаю применять в 8 классе при  изучении темы «Примеры теплопередачи в природе и технике» в 10 классе при изучении тем «Виды деформаций твердых тел», «Различные типы самостоятельного разряда и техническое применение», в 11 классе  -  при изучении тем «Производство и использование электрической энергии», «Распространение радиоволн» «методы измерения скорости света» «Виды спектров»,  «Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц» «Свойства радиоактивного излучения».

       Темы различные,  но общий план урока  приблизительно таков.

  1. Постановка учителем познавательных задач урока.
  2. Инструктаж о последовательности работы, дополнительной литературы для урока.
  3. Групповая работа:

а) распределение заданий консультантам

б) выполнение задания

в) обмен информацией, подготовка к отчету.

  1. Отчеты групп. Вопросы  к выступающим.
  2. Анализ выполнения познавательной задачи.
  3. Общее задание на дом.

         Покажу на примере урока в 10 классе

«Различные типы самостоятельного разряда».

         Цели этого урока  -  ознакомление учащихся с природой, свойствами и техническим применением различных видов газового разряда,

 - развитие навыков работы учащихся с дополнительной литературой (выделение главного, составление плана)

 - воспитание любознательности, применение навыков коллективной работы и взаимопомощи.

         После постановки учителем задачи урока, инструктажа о последовательности работы, раздаче литературы,  учащиеся приступают к работе: каждая группа получает задание подробно: ознакомиться с дуговым, искровым, тлеющим и коронным разрядами, используя общий план (который записан на доске).

  1. Вид разряда и явления его сопровождающее.
  2. Природа разряда.
  3. Свойства разряда
  4. Условие возникновения.
  5. Техническое применение.
  6. Место данного разряда в природе.

После групповой работы и отчета групп я предлагаю самостоятельно заполнить следующую таблицу.

разряд

рисунок

Условие возникновения

Техническое

применение

тлеющий

Напряжение между электрода

Ми несколько сот вольт;

Низкое давление

Трубки для реклам, лампы дневного света

                    При наличии времени взаимопроверка заполнения таблицы.

        Подведение итогов урока. Оценки.

              Возможности коллективной деятельности учащихся на уроке заключаются прежде всего  в активизации их познавательной деятельности. Причиной этого является выступление в качестве субъекта познавательной деятельности не только отдельного ученика, но и  ученического коллектива в целом. Это приводит к изменению мотива деятельности членов коллектива, главным из которых является чувство моральной ответственности перед своим коллективом. У учащихся, даже слабо успевающих, появляются успехи в учении, так как в результате взаимопомощи выполняются пробелы в знаниях, развивается упорство и настойчивость в работе. Вот поэтому среди коллективных форм работы наиболее, как мне кажется, групповая работа на уроке. В группах создается творческая обстановка, повышается умственная активность каждого ученика. Наиболее сильные учатся формулировать вопросы,  овладевая умственными операциями, а слабые чаще дают осмысленные ответы на вопросы. Усиливается интеллектуальное наполнение урока.  

      Третьим направлением групповой работы, применяемой мною на практике, являются уроки-исследования, на которых я использую индивидуальные способности уч-ся, прививаю любовь к физике.

      В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть»: установить закон плавления тел, исследовать зависимость сопротивления проводника от температуры, законы плавления тел и т.д.

       В процессе опытов проявляется самостоятельная мыслительная деятельность. Им приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях. Активный поиск решения поставленный учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересованности. В этом случае интерес к цели, результату совпадает с интересом к достижению этой цели, и учащиеся вдохновенно работают в течение всего урока, проявляя непроизвольное внимание. При таком внимании деятельность привлекает сама по себе, тогда как при произвольном внимании они должны заставить себя заниматься данным предметом.

      Опыт показывает, что приохотить учащихся к учению гораздо важнее, чем приневолить. В  этом плане фронтальные опыты, представленные учащимися как их первые научные исследования, имеют особенно большое значение. Ученика надо приобщить к радости  умственного труда, дать ему испытать  удовлетворение от творчества, открытия победы. Чем чаще учитель будет предоставлять ученику такие возможности, тем глубже будет его интерес к предмету. Ученику интересно, когда изучение физики представляется для него как решение конкретной задачи, как постоянная работа мысли, но нужно помнить, что важным условием воспитания на уроке интереса к предмету является доступность и посильность выполнения задания.  Всегда нужно четко поставить задачу и объяснить цель проведения опытов. В конце урока  очень важным является обсуждение результатов самостоятельных опытов учащихся. Однако нужно учитывать, что ответы учащихся будут не всегда верными, сравнение правильных и неправильных понятий приведут к более прочному усвоению знаний. Ребята чувствуют себя почти первооткрывателями, приобретают вкус к науке.

          В своей работе я часто использую фронтальный эксперимент при изучении нового материала, особенно в 7 – 8 классах, считаю, что необходимо заинтересовать учащихся физики с самого начала ее изучения. Покажу на примере урока в 7-м классе при изучении темы «Плавание тел». Здесь использую дифференцированный подход к учащимся, исследовательский характер заданий, групповую работу учащихся. Использование на уроке занимаемых опытов создают атмосферу творческой работы учащихся.

Разработка урока  «Плаванье тел» 7 кл.

Задачи урока. Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе. Развивать умение учащихся определить архимедову силу с помощью динамометра и мерного стакана, делать выводы по результатам экспериментальных заданий. Показать исследование условий плавания тел в технике, в народном хозяйстве.

        Развивать творческую активность, творческую способность учащихся.

Оборудование:  сосуды с водой, маслом, набор тел разной плотности, деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров, клубень картофеля, пробирки с поваренной солью, пластилин, пробирки с песком, прямоугольный параллелепипед из пенопласта (плот), динамометр, цилиндр измерительный, гири.

 ХОД УРОКА.

           Учитель.   На предыдущем уроке мы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в нее. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

          Ученик: Архимедова сила.

          Учитель: Как направлена эта сила?

          Ученик: Сила направлена вертикально вверх.

          Учитель: от чего зависит архимедова сила?

          Ученик: Архимедова сила зависит от объема тела и от плотности жидкости.

          Учитель: А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?

           Ученик: Тогда для подсчета архимедовой  силы надо использовать формулу FA = Pж q V, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.

         Учитель: Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

         Ученик:   Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, ее вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамита при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе. Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела можно вычислить архимедову силу.

        Учитель:  итак, мы знаем, что всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Почему: Сегодня мы выясним это. Запишите в тетради тему урока  -  «Условия плавания тел».

     Попробуем все сведения об условиях плавания тел получить из опыта. Мы с вами уже так поступали при изучении силы трения. Только тогда все выполнили одинаковые опыты  -  одни  и те же задания, а сегодня каждая группа получит свое задание. После выполнения  заданий,  мы обсудим полученные результаты, и выясним условия плавания тел. Откройте учебники на стр.50-51. (Физика 7 кл.А.В.Пёрышкин), где помещены таблицы плотностей разных веществ. Они вам пригодятся  во время работы. На выполнение опытов отводится 15 минут. Внимательно прочитайте свои задания, постарайтесь не отвлекаться. Все результаты записывайте в тетрадь.

(Ребята получили карточки с заданиями и оборудование для их выполнения  -  7 вариантов. Варианты заданий не одинаковы по уровню  трудности: первое  -  наиболее простое, шестое и седьмое  -  сложное. Они даются соответственно уровню подготовки учащихся).

Первый вариант: пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы

Плотность жидкости.

Плотность вещества.

Тонет или нет

          Для выполнения этого задания нужен сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочки свинца, алюминия, стекла, пенопласта, пробки, парафина. (Название веществ указаны).

Второй вариант:  сравнить глубину  погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров: выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

         Для проведения опыта нужны два сосуда  (с водой и маслом), деревянный и пластмассовый кубики.

         

Третий вариант:  сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки, сделать вывод на основании результатов опытов.

         При выполнении этого задания используется мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

Четвертый вариант:  заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.

          Для выполнения задания используется сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

Пятый вариант: добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.

         Для выполнения задания нужны сосуд с  водой и кусок пластилина.

Шестой  вариант:   выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки в воду, если:

а) пластилин положить внутрь пробирки

б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.

Седьмой вариант:  выяснение  условий плавания тел. Для выполнения задания нужны сосуд с водой, пробирки с песком (3 шт), одинакового объема, но разный вес, динамометр.

        (Пока учащиеся выполняют задания, учитель наблюдает за их работой, оказывает необходимую помощь).

Учитель: Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим  к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а  какие  -  тонут.  (отвечают ребята, которые выполнили первое задание. Один из них называет те тела, которые тонут в воде, другие  -  тела, которые  плавают, третий сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды. )После этого  все вместе делают вывод:

          Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет. А если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавают. (Выводы записываем на доске и в тетради).

  1. 1.  Если    р   вещества  больше   р  жидкости, то тела тонут.
  2. Если   р  вещества  меньше  р жидкости, то тела всплывают на поверхность жидкости.

Что произойдет с телом, если плотность жидкости и вещества будут равны?

         Этот вопрос мы пока оставим открытым, а несколько позже вернемся к нему.

  1. Если  р  вещества = р  жидкости, то …?

       Посмотрим, как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Ребята рассматривали, как ведут себя тела, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости. Что они заметили?

        Ученик: Глубина погружения  тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.

       Ученик: Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды, масла?

       Ученик: В масле глубже брусок погружался, чем в воде. (Ученик показывает рисунки.

                Вода                              масло                            вода

            1000 кг/м куб               910 кг/м куб                 1000 кг/м куб

       Учитель:  Таким образом, глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости и плотности самого тела. Запишем этот вывод.

      Теперь выясним, можно ли заставить плавать, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину или пластилин. Посмотрим опыт. Бросим эти тела в воду. Что вы наблюдаете?

        Ученик: Они тонут в воде.

        Учитель: А вот у ребят они в воде плавают. В чем же дело?

        Ученик:  Чтобы заставить картофелину плавать, я насыпал в воду побольше соли.

        Учитель: Что же произошло:

        Ученик: У соленой воды увеличилась плотность и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла и архимедова сила стала больше.

        Учитель.  Правильно. А у ребят, выполнявших задание с пластилином, соли не было. Каким образом вам удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде?

        Ученик:  Я сделал из пластилина лодочку, она имеет большой объем и поэтому плавает.

        Учитель: Не совсем верно, не просто большой, а больший, чем у куска пластилина.

        Итак, чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, что нужно сделать?

        Ученик:  Можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела.

        Учитель: Правильно при этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело. Как вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между силой тяжести и архимедовой силой для плавающих тел?

         Ученик:  Мы погружали в воду две пробирки с песком  -  одна  полегче, другая  потяжелее, и обе они плавали в воде. Мы определили, что архимедова сила в том и другом случае примерно равна силе тяжести. (Показывает вычисления).

         Учитель.  Молодцы. Значит, если тело плавает, то Fa = Fтяж  (записывает на доске).  А   если тело тонет в жидкости.

         Ученик:  То сила тяжести больше архимедовой силы.  (Показывает расчеты).

          Учитель: А если всплывает?

         Ученик: Тогда архимедова сила больше  силы тяжести.

        Дома для каждого из этих  случаев сделайте рисунок. А теперь  рассмотрим изменится ли  глубина погружения пробирки в воду, если пластилин вынув из пробирки, прикрепить ко дну снаружи.

        Ученик: Да, глубина погружения  изменится, так как сила тяжести в обеих случаях одинакова, а архимедова сила разная, во втором случае больше, т.к. объем увеличился из-за прикрепленного пластилина.

        Учитель: Итак, мы получили условие плавания тел Fa = Fтяж  . Но оно не связано с плотностью тела и плотностью самой жидкости. Можно ли выразить условие плавания тел? Давайте попробуем.

        Мы знаем, что если тело плавает, то Fa = Fтяж   (записи на доске)

                   

                    Fa = Fтяж      - тело плавает,

                р  вещества = р  жидкости.

            Значит,  условия плавания тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества. Где в технике учитываются эти условия?

        Ученик:  При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде.

        Учитель:  Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде.

         Ученик:  С ними поступают так, как  поступили  с пластилином, увеличивают объем, архимедова сила становится  больше, и они плавают. Еще делают понтоны и подводные лодки.

         Учитель:  Итак, в судостроении используют тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости:

         Ученик: Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадка судов.

        Учитель: О плавании судов, а так же о плавании человека мы поговорим подробнее на следующих уроках. А сейчас давайте повторим все то, что мы изучили. (Учитель и ученики обращаются к записям на доске и в тетрадях).

        Учитель: проверим ваши знания, откройте свои учебники стр. 122. Ответим на вопросы № 1-7(устно)

(учащиеся читают условия качественных задач, рассматривают рисунки, затем отвечают.

         Задание на дом: парагр.50, стр. 120-123,  экспериментальное задание стр. 123.

        Если позволит время, учитель дает задание: написать на листочках, что нового и интересного я узнал сегодня на уроке. (В конце урока листочки сдаются)

        По итогам урока учитель ставит оценки.

         В 7-ом классе аналогично провожу уроки по темам «Строение вещества; Взаимодействие молекул; Давление и сила давления; Сила трения, сила тяжести; Действие  жидкости на погруженное в него тело; Диффузия».

          Проведение этих и других уроках показывает большое преимущество фронтальных наблюдений учащихся перед аналогичным демонстрационным экспериментом. Также вижу, что задачи исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что и приводит к глубокому и прочному усвоению материала. Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развить их самостоятельность привела к использованию практических работ в качестве источника новых знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемный  вопрос учителя. Умственная активность сопровождается эмоциональным настроением, что приводит к развитию интереса к знаниям.

       Я считаю, что выполнение учащимися  опытов и наблюдений в домашних условиях  является важным дополнением ко всем  видам экспериментальных и практических работ, проводимых в школьных кабинетах. Особое значение домашние опыты и наблюдения имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников.  Выполнение домашних опытов и наблюдений играет  особенно важную роль в подростковом возрасте, так как в этом возрасте перестраивается характер учебной деятельности школьника. С одной  стороны возраст подростка требует новых путей получения знаний, а с другой  -  курс физики располагает большими возможностями удовлетворить и  и развить этот интерес.

    Начиная с 7 класса, я всегда задаю учащимся на дом выполнять экспериментальные задания, помещенные в учебнике, особенно заинтересованы в этом учащиеся 7 и 8 классов, они всегда выполняют их с большим интересом и удовольствием, особенно по темам «Давление, Атмосферное давление, Сила Архимеда, Плавание тел, Тепловые  явления, Эликтризация тел».

       Я никогда не забываю о контроле за выполнением этих заданий. В классе обсуждаем  результаты, что является одним из важных моментов в проведении домашних опытов. Я требую пересказа содержания опыта и его результатов, что способствует развитию логического мышления и получает их к анализу фактов. По возможности дети приносят оборудование в класс и показывают опыты, что доставляет им огромное удовольствие продемонстрировать перед одноклассниками свои результаты. Работая году по учебникуА.В.Пёрышкин, кроме заданий по темам «скорость, плотность, сила тяжести, диффузия, давление,  давление газа, закон Паскаля, гидростатическое давление, измерение атмосферного давления, плавание тел, плавание животных и человека», которые учащиеся выполняют с большим интересом (кстати домашних экспериментов больше, чем в прежних  учебниках, и на мой взгляд они более  интересны по содержанию), я  предлагаю учащимся  еще ряд опытов: при изучении атмосферного давления «тяжелая газета», яйцо в графике, «деформация флакона», при плавании тел «плавающая сеча, картезианский водолаз» и другие.      

         В 8-ом классе, кроме заданий, помещенных в  учебнике, даю задания при изучении электрических явлений следующие опыты: электризация деревянной линейки, водопроводной воды, электризация воздушного шарика.

        В 9 классе, изучая свободное падание, предлагаю учащимся несколько экспериментальных заданий, например:

  1. один лист бумаги смять, а другой нет. Одновременно бросить их на пол. Объяснить результат.
  2. бросить одновременно одинаковые по размеру кружок бумаги и монету;
  3. положить бумагу на монету и бросить вниз. Прошу сделать  общий вывод из всех этих опытов..

Учащиеся не только выполняют дома те опыты и наблюдения, которые рекомендует им учитель, но и те, которые прочли в дополнительной литературе (художественной, научно-популярной) увидели по телевизору, просят объяснить увиденное или прочитанное, значит все это дает возможность расширить область связи теории с практикой, развивает интерес к физике и технике, рождает творческую мысль, развивает способность к изобретательству, приучает учащихся к самостоятельной исследовательской работе. В своей работе использую домашние экспериментальные работы такого характера, которые направлены на физическое осмысливание личного опыта, приобретенного при обращении с предметами домашнего обихода (приборами, игрушками, инструментами, бытовой техникой). Например в 7 классе : Определить и записать предел измерений и цену деления мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для молока. Определите  объем той посуды, которой вы пользуетесь. Назовите какие измерительные приборы у вас есть дома, для чего они предназначены ?

 В 8 классе : Определить мощность электрического прибора (утюга, фена, тостера) с помощью счетчика электрической энергии, часов с секундной стрелкой. Сравнить ее с паспортными данными этого прибора. По параметрам, написанным на баллоне электрической лампы, определите номинальное сопротивление ее спирали.

      Систематическое выполнение домашних экспериментальных заданий логически увязывает теоретические знания с повседневным жизненным опытом учащихся, способствует осознанному переносу знаний из одной ситуации в другую, развивает познавательные способности, формирует техническое мышление, развивает воображение и расширяет сферу применения знаний в процессе повседневного обращения к подручным средствам в целях теоретических построений.

Литература

1.Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы под редакцией В.П.Орехова и А. В. Усовой.

2.Урок физики и его структура при комплексном решении задач обученияАвтор: Ерунова Л.И.Издательство: Просвещение Год: 1988

3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.

4.  Иванова Л.А. Проблема познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала.: Учебное пособие. – М.: МГПИ, 1978. – 110 с.

 5.  Карпова. Развитие познавательной активности учащихся при изучении физики.//Физика в школе – 1984. - № 5. – с. 42.

6.  Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации и повышение познавательного интереса на уроках физики

Эта работа сделана на курсах повышения квалификации в МИОО....

Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий

Доклад на метод объединение учителей естественно-математического цикла на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий."...

Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий

Метод объединение учителей естественно-математического цикла. Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий"...

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....