урок в 8 классе по теме "Внутренняя энергия и способы её изменения"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Юсубкалиева Халамсия Науешовна

 

ТЕМА: Внутренняя энергия и способы её изменения.

Цели урока:

Образовательные:углубить и закрепить знания учащихся по данной теме, способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации;

Развивающие:развивать интерес к предмету выполнения разных заданий: практических и теоретических;

Воспитательные:продолжать формирование культуры общения.

 

Оборудование:алюминиевая проволока, свеча, коробок спичек, термометры, меховой чехол для термометра, учебные весы, стаканы с горячей водой.

Раздаточный материал:карточки с заданием для проблемного эксперимента, тесты.

 

 

Этапы урока

 

1. Оргмомент – 1мин.

2. Целеполагание – 2мин.

3. Актуализация знаний – 3мин.

4. Заслушивание результатов домашних исследовательских работ – 7 мин.

5. Проблемные эксперименты – 5мин.

6. Фронтальный опыт – 5 мин.

7. Итоги урока (тестирование) – 9 мин.

8. Информация о домашнем задании – 2 мин.

9. Подведение итогов урока – 2 мин.

 

 

Содержание урока:

I.Актуализация знаний:

Учитель:Сегодня на уроке мы с вами повторим понятие внутренней энергии и способы ее изменения. Для начала вспомним, какие виды механической энергии существует.

Ученики:Кинетическая и потенциальная энергии.

Учитель:Перед вами на партах лежат карточки с буквами П и К. Я буду называть тела, а вы поднимайте одну из этих карточек, в зависимости от того, какой энергией обладает данное тело.

Называются тела: летящая птица (К), движущийся самолет (К), поднятый над землей камень (П), текущая вода (К), сжатая пружина (П), яблоко висящая на ветке (П). Скажите, исходя из чего вы определяли какой энергией обладает тело?

Ученики:кинетическая энергия – это энергия движения, а потенциальная – взаимодействия.

Учитель:как называются частицы, из которых состоят все тела?

Ответ: молекулы.

Учитель:какую энергию называют внутренней?

Ответ: кинетическую энергию  движения и потенциальную энергию взаимодействия молекул называют внутренней энергией.

Учитель:как связаны между собой внутренняя энергия и температура?

Ученики:изменение температуры вызывает изменение внутренней энергии.

Учитель:какие способы изменения внутренней энергии существуют?

Ответ: 2 способа: совершением работы и теплопередачей.

Открывается часть таблицы на доске:

 

Способы изменения внутренней энергии

 

    
 image image

 

 

 


Совершением теплопередачей

механической работы

 

                               Теплопроводность                      Конвекция

Излучение

 

 

Учитель:с помощью приборов на столе покажите, как можно изменить внутреннюю энергию этими способами.

Ответ:

1. сгибание и разгибание алюминиевой проволоки;

2. зажечь свечу и поднести к ладони к ней;

3. потереть ладонь друг о друга;

4. зажечь спичку о коробок;

5. зажечь спичку от огня.

 

Учитель:какие способы теплопередачи существуют?

Ответ: теплопроводность, конвекция, излучение; (открывается остальная часть таблицы).

Вопрос: в каком из экспериментов, проведенных ранее, внутренняя энергия изменяется способом теплопроводности, конвекции.

Ответ: теплопроводность – зажигание спички от огня свечи; конвекция – нагревание ладоней над пламенем свечи.

 

II. Заслушивание результатов домашних исследований.

1. Наблюдение теплопроводности металлического стержня

(выполнил Умбетов Ж.), (см. приложение).

2. Сбор коллекции тел, обладающих хорошей и плохой теплопроводностью (выполнила Джумахатова Р.).

 

III. Проблемный эксперимент:

1. Проблема:Как можно нарушить равновесие учебных весов с помощью горящей свечи и с помощью льда, не прикасаясь к чашам весов?

(Объяснить получившийся результат. Какой вид теплопередачи используется?)

 

Решение: горящую свечу надо подержать под чашей весов, а лед - над  чашей.

Объясните: Теплый воздух над свечой, расширяясь, поднимается вверх и нарушает равновесие весов. Холодный воздух тяжелее теплого и опускается вниз, нарушая равновесие весов. Вид теплопередачи - конвекция.

 

2.Проблема:Возьмите два одинаковых термометра. Шарик одного из них закоптите.

Выставьте термометры на солнце. Одинаковую ли температуру будут показывать термометры? Ответ объясните.

Решение: Термометры будут показывать разную температуру: с закопченным шариком большую температуру, т.к. темная поверхность лучше излучает и поглощает энергию. Вид теплопередачи излучение.

 

IV.Фронтальный опыт:

Оборудование:стакан с горячей водой, термометр.

 

Ход опыта

 

1.Измеряют температуру воздуха в непосредственной близости обоснования стакана, сбоку дают обоснованный ответ на вопрос: «Какой вид теплопередачи имеет место при таком измерении»?

Ответ:Излучение, т.к. между термометром и стаканом имеется воздух, обладающий плохой теплопроводностью, и теплопроводности быть не может. Конвекция же происходит снизу вверх.

2.Измеряют температуру воздуха над стаканом, на расстоянии около 5 см. дают обоснованный ответ на вопрос: «Какой вид теплопередачи имеет место в данном случае»?

Ответ:Конвекция, т.к. тепло от горячей воды передается потоками воздуха снизу вверх.

3.Измеряют температуру воды в стакане и дают ответ на вопрос: «Какой вид теплопередачи имеет место в данном случае»?

Ответ: Теплопроводность, т.к. теплопередача происходит при непосредственном контакте.

Учитель:Мы с вами применили все виды теплопередачи для измерения температуры воздуха и воды.

 

 

 

V. Тестирование:

1. В каком из ниже перечисленных  случаев энергия от одного тела к другому передается  в основном излучением?

а) при поджаривании яичницы на горячей сковородке;

б) при нагревании воздуха в комнате от радиатора центрального отопления;

в) при нагревании земной поверхности Солнцем;

2.При погружении части металлической ложки в стакан с горячим чаем

не погруженная  часть ложки вскоре стала горячей. Каким способом осуществилась энергия в этом  случае?

а) теплопроводностью;

б) излучением;

в) конвекцией;

г) работой;

3.В каком из перечисленных ниже случаев энергия передается  телу в основном теплопроводностью:

      а) от нагретой поверхности Земли верхним слоям атмосферы;

       б) человеку, греющемуся у костра;

       в) от горячего утюга к разглаживаемой рубашке;

4.В каких телах теплопередача не может происходить путем конвенции:

       а) в воде;

       б) в песке;

        в) в воздухе;

        

VI. Домашнее задание:

          1) повторить материал в учебнике;

          2) № 984, № 985б,  №986 - задачник Лукашина;

          

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя энергия и способы её изменения

Раздел:  Молекулярная физика и термодинамика.   Тема:  Основы термодинамики.   Тема урока: Внутренняя энергия и способы её изменения.   Вид урока: Комбинированны...

Урок по физике на тему "Внутренняя энергия и способы ее изменения"

Урок по физике на тему: «Внутренняя энергия и способы ее изменения» для 1 курса по всем специальностям технического профиля, преподавателя высшей категории Н.А.Малышевой. Содержание материала даёт воз...

Урок 8 классе. Способы изменения внутренней энергии.

Авяснить условия, при которых внутренняя энергия изменяется. Дать понятие теплопередачи....

Анисимова В. В. Презентация к уроку физики 8 класса "Внутренняя энергия и способы ее изменения"

Разработка урока физики для 8 класса по теме "Внутренняя энергия тела и способы ее изменения"....

Презентация по теме "Внутренняя энергия и способы ее изменения"8кл

В работе представлен наглядный материал к уроку в 8классе по теме "Внутренняя энергия и способы ее изменения"...

Презентация к уроку по теме "Внутренняя энергия и способы ее изменения" 8класс

В работе представлен наглядный материал  к уроку в 8классе по теме "Внутренняя энергия и способы ее изменения"...

Тест по физике 8 класс "Внутренняя энергия и способы её изменения"

Тест для уроков физике для закрепления пройденного материала....