Урок№5 Лабораторная работа "Измерение размеров малых тел"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Алпатова Наталья Александровна

Лабораторная работа в 7 классе с применением рабочих листов и ЭОР (плеер)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок № 5  Тема урока:  Лабораторная работа №2  «Измерение размеров малых тел»

ФИО (полностью)

Алпатова Наталья Александровна

Место работы

МОУ СОШ №5 г. Вольск Саратовская область

Должность

Учитель  информатики и физики

Предмет

физика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

№ 5     Лабораторная работа №2  «Измерение размеров малых тел»

Базовый учебник

А.В. Перышкин, «Физика» , 7,  Дрофа, 2009

Цель  урока:

  1. познакомить учащихся со способами измерения размеров малых тел, их вычислением
  2. повторить перевод единиц измерения.

          Задачи

  1. образовательные:
  1. сформировать понятие измерения размеров малых тел, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величин;
  2. продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
  1. развивающие:
  1. сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
  2. развивать умение анализировать учебный материал;
  3. развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
  1. воспитательные:
  1. воспитать умения и навыки коллективной работы;
  2. содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

                Тип урока   лабораторная работа с применение ЭОР.

  Формы работы учащихся словесная, использование информационно-коммуникационных технологий, ЭОР, беседа, фронтальная работа

Необходимое техническое оборудование Компьютер, мультимедийный проектор; интернет, класс с ПК, рабочий лист, материал к опытам: линейка, пшено, горох, нитка, волос, иголка, тонкая проволока, плеер OMS, модуль  http://www.fcior.edu.ru/card/308/izmerenie-diametra-provoloki.html.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. (Приветствие учащихся,  проверка готовности к уроку)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнем урок.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы  проведем лабораторную работу. На столах у Вас находятся рабочие листы.

 Давайте прочитаем тему и цель лабораторной работы. Посмотрите на оборудование, проверьте, все ли на столах находится.

  1.  Выполнение работы:
  1. Выполнение тренировочных заданий. (1, 2, 3) за ПК

- Садитесь за ПК, откройте на рабочем столе заготовку рабочего листа в MS Excel. Ответьте на вопросы

1. Как с помощью линейки можно измерить диаметр волоса, нитки, тонкой проволоки. Приведите пример.
_______________________________________________________________________________
2. Стопка монет состоит из 30 штук, длина стопки составляет 32 см. Чему равна толщина монеты?(мм, см, м)
_______________________________________________________________________________
3. Сопоставьте физические величины и их единицы:

длина

температура

масса

скорость

время

площадь

объем

  1. Работа с модулем http://www.fcior.edu.ru/card/308/izmerenie-diametra-provoloki.html измерение диаметров проволоки, зерна, бумажного листа:
    1. Число витков равно______мм, _____см, _______м.
    2. Диаметр проволоки равен __________________________________________________________
    3. Нахождение диаметра зерна. Вычисления:___________________________________________
    Толщина бумажного листа. Расчеты_______________________________________________________________
  2. - Выполнив задания в таблице сохраните её и продолжаем работу дальше на рабочих заготовках.

Работа с оборудованием. 1. Определите цену деления линейки Ц.д.=_____ мм
2. Определите диаметр пшена, гороха, нитки, волоса, иголки, тонкой проволоки.
3. Для каждого вида малых тел измерения проведите не менее 2 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц.
4. Для каждого малого тела вычислите среднее значение измеряемой величины, используя формулу (1-ая величина+2-величина)/2
5. Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.

Тело

№ опыта

Кол-во частиц в ряду

Длина ряда, мм

размер частицы,
мм

среднее значение размера частицы

мм

см

м



пшено

1

2



горох

1

2



нитка

1

2


волос

1

2


иголка

1

2

тонкая проволока

1

2

  1.  - Далее рассмотрим ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

 Рассмотрите фотографию молекулы в учебнике. Определите размеры частиц, если увеличение составляет 70000 раз, количество 10 молекул и занимают они длину 2,8 см.
Количество частиц в ряду _________шт.
Длина ряда __________ мм = ______________см = ________________ м

Диаметр частицы на фото ___________мм = ___________ см = _____________ м
Увеличение при фотографировании __________ раз
Реальный размер частицы ________мм = ____________ см = ______________ м
Экспериментальное задание.
Как можно измерить толщину листа в книге?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подведение итогов.

Ответьте на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:
1. Какое значение имеют размеры малых частиц точное или приближенное? Почему?
2. От чего зависит точность измерения размеров малых тел?

- Сделайте вывод своей работы.

Вывод работы: 
V.  Сдайте рабочие листы. Урок закончен.





Предварительный просмотр:

7 класс
Рабочий лист к интерактивной лабораторной работе
Определение размеров малых тел.
Оборудование: линейка, пшено, горох, нитка, волос, иголка, тонкая проволока.
Тренировочные задания и вопросы:
1. Как с помощью линейки можно измерить диаметр волоса, нитки, тонкой проволоки. Приведите пример.
_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Стопка монет состоит из 30 штук, длина стопки составляет 32 см. Чему равна толщина монеты?(мм, см, м)
____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3. Сопоставьте физические величины и их единицы:

длина

температура

масса

скорость

время

площадь

объем


Слова для справок: кг, с, м, м/с, м2 , м3 ,◦C.
План работы:
I.Работа с модулем http://www.fcior.edu.ru/card/308/izmerenie-diametra-provoloki.html измерение диаметров проволоки, зерна, бумажного листа:
1. Число витков равно______мм, _____см, _______м.
2. Диаметр проволоки равен __________________________________________________________
3. Нахождение диаметра зерна. Вычисления:___________________________________________
Толщина бумажного листа. Расчеты_______________________________________________________________
II.Работа с оборудованием. 1. Определите цену деления линейки Ц.д.=_____ мм
2. Определите диаметр пшена, гороха, нитки, волоса, иголки, тонкой проволоки.
3. Для каждого вида малых тел измерения проведите не менее 2 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц.
4. Для каждого малого тела вычислите среднее значение измеряемой величины, используя формулу (1-ая величина+2-величина)/2
5. Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.

Тело

№ опыта

Кол-во частиц в ряду

Длина ряда, мм

размер частицы,
мм

среднее значение размера частицы

мм

см

м



пшено

1

2



горох

1

2



нитка

1

2


волос

1

2


иголка

1

2

тонкая проволока

1

2


ВЫЧИСЛЕНИЯ:_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

6. Рассмотрите фотографию молекулы в учебнике. Определите размеры частиц, если увеличение составляет 70000 раз, количество 10 молекул и занимают они длину 2,8 см.
Количество частиц в ряду _________шт.
Длина ряда __________ мм = ______________см = ________________ м

Диаметр частицы на фото ___________мм = ___________ см = _____________ м
Увеличение при фотографировании __________ раз
Реальный размер частицы ________мм = ____________ см = ______________ м
Экспериментальное задание.
Как можно измерить толщину листа в книге?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:
1. Какое значение имеют размеры малых частиц точное или приближенное? Почему?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

2. От чего зависит точность измерения размеров малых тел?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Вывод работы: ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Оценка: _________Дата:__________Работу проверил(а):___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа №2 "Измерение размеров малых тел"

Цель работы: научиться выполнять измерения способом рядов....

урок по теме: Определение размеров малых тел

В данном разделе представлен материал для проведения урока лабораторной работы по физике в 7 классе по теме: "Определение размеров малых тел". Презентация для учеников , подробный план урока, самоанал...

урок по теме: Определение размеров малых тел

В данном разделе представлен материал для проведения урока лабораторной работы по физике в 7 классе по теме: "Определение размеров малых тел". Презентация для учеников , подробный план урока, самоанал...

Лабораторная работа "Измерение размеров малых тел", 7 класс

Описание лабораторной работы "Измерение размеров малых тел" разработано для обучающихся 7 класса, изучающих предмет  "Физика" по программе А.В.Перышкина...

Лабораторная работа.Измерение размеров малых тел.

Разработка проведения и оформления лабораторной работы в 7 классе с акцентом на определение погрешности измерения....

урок физики в 7 классе по теме "Измерение размеров малых тел"

Представлена полная разработка урока, включающая в себя: план-конспект урока, презентацию к уроку....