Рабочая программа по физике 7 кл к учебнику А.В.Перышкина
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование и тексты контрольных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 7_klass_rabochaya_programma.zip70.44 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по физике для 7 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классах (из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  1. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004   № 1312);
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс/ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. М.: Дрофа, 2010. – 334 с. (Физика. 7-9 классы. Автор программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.)
  3. учебниками (включенными в Федеральный перечень):
  1. Перышкин А.В. Физика.7 кл.: учеб. для  общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин.– М.: Дрофа, 2008-2011.-192 с.
  1. сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
  1. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008. – 240с.
  2. Москвина Е.Г, В.А. Волков. Сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: ВАКО, 2011. – 175с.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс/ сост. Зорин Н.И.. – М.: ВАКО, 2011. – 79с.

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  1. общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви тии общества, способствует формированию современного на учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части обще го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромаг нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо сти; применять полученные знания для объяснения раз нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше ния физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис пользованием  информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания при роды, в необходимости разумного использования дости жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече ловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь зования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педаго гических технологий, учета местных условий.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики  7 класса ученик должен знать/понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
  2. смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
  3. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране ния импульса и механической энергии
  4. уметь:
  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе дневной жизни:
  9. для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  10. контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  11. рационального применения простых механизмов;

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего – 70  ч., в том числе резерв- 2 часа

Сроки

(примерные)

Тема

Кол-во

часов по автор. программе

Кол-во

часов по программе

Кол-во

лабораторных

работ по авт. программе

Кол-во

лабораторных

работ по программе

Кол-во

контрольных

работ

2.09 – 14.09

Введение

4

4

1

-

16.09 – 30.09

Первоначальные сведения о строении вещества

5

5

1

1

5.10 – 21.12

Взаимодействие тел

21

21

7

5

2

23.12 – 23.03

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

23

3

3

2

2.04 – 16.05

Работа, мощность, энергия

13

13

2

2

1

18.05 – 30.05

Резерв

4

4

Всего

70

70

14

12

6

Внесены изменения: с учетом авторской программы А.В Перышкина, вместо лабораторной работы «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» проводится Лабораторная работа «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины», а так же включены новые лабораторные работы «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» и «Измерение давления твердого тела на опору».

№ урока

№ урока в разделе

Тема урока

Дата

Домашнее задание

Введение (4 ч)

1

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание  физических явлений.

2.09

§ 1 – 3, вопросы

2

Физические величины и их измерение. Физические приборы. Погрешности измерений. Международная система единиц.

7.09

§ 4 – 5, вопросы

3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

9.09

4

Физика и техника

14.09

§ 6, вопросы.

 Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч.)

1

Строение вещества. Молекулы.

16.09

§ 7-8, вопросы

2

 Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

21.09

§ 1 (доп.чтение)

3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Взаимодействие частиц вещества

23.09

§ 9-10, вопросы

упр. № 2(1,2).

4

Агрегатные состояния вещества

28.09

§ 11,12 Повтор§ 7-10

5

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

30.09

Взаимодействие тел (21 ч)

1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

5.10

§ 13,14 вопросы

2

Скорость. Единицы скорости

7.10

§ 15,

упр 4(1,5)

3

Расчет пути и времени движения

12.10

§ 16, упр. 5 (4,5)

4

Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение»

14.10

§ 16, (Л)

№ 110, 111

5

Явление инерции. Взаимодействие тел

19.10

§ 17-18, вопросы

6

Масса тела. Единицы массы.

21.10

§ 19 - 20

 Упр 6(1,2)

7

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

26.10

повторить  § 19, 20

8

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.

28.10

§ 21,22  

упр 7(4,5)

9

Лабораторная работа №4  «Определение объема  тела»

9.11

Упр 8 (1,2)

10

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

11.11

Упр 8 (3,4)

11

Повторение. Обобщающий урок по теме «Масса тела. Плотность вещества»

16.11

Повторить § 13 – 22.

12

Контрольная работа №2 по теме «Масса тела.  Плотность вещества»

18.11

Повторить § 13 – 22.

13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

23.11

§23,24,

вопросы.

14

Сила упругости. Закон Гука.

25.11

§ 25

15

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр

30.11

§ 26- 28

упр 9 (3,4,5)

16

Лабораторная работа №6  «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины»

2.12

Упр 10

17

Правило сложения сил. Равнодействующая сил.

7.12

§ 29  

упр 11(1,2)

18

Сила трение. Трение скольжения. Трение покоя.

9.12

§ 30-32 вопросы

19

Лабораторная работа №7  «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

14.12

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел. Силы»

16.12

(Л) № 413 – 416.

21

Контрольная работа №3 по теме «Взаимодействие тел. Силы»

21.12

повт § 23 - 32

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)

1

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения, увеличения давления.

23.12

§ 33, 34

упр 12(1,3,4)

2

Решение задач на расчет давления, силы давления и площади поверхности.

11.01

(Л) № 453 – 455.

3

Лабораторная работа №8 «Измерение давления твердого тела на опору»

13.01

4

Давление  газа. Закон Паскаля.

18.01

§35, 36, зад 7

упр 14(1)

5

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

20.01

§ 37,38

Упр 15(1,2)

6

Решение задач  по теме «Давление в жидкости и газе»

25.01

 (Л)

№ 490 – 492.

7

Решение задач  по теме «Давление в жидкости и газе»

27.01

(Л)

№ 524,526

8

Сообщающиеся сосуды.

1.02

§ 39,  зад 9(3)

9

Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды»

3.02

(Л)  540, 542

10

Вес воздуха. Атмосферное давление.

8.02

§ 40 – 41,

 Задание 10

11

Опыт Торричелли.

10.02

§42, упр19(5)

12

Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.

15.02

§ 43, 44, 45, упр 21

13

Решение задач по теме «Атмосферное давление. Манометры»

17.02

14

Гидравлические машины. Решение задач

22.02

§ 46,47,(Л)

№ 598 – 500

15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, в жидкости и газе»

24.02

№ 584 – 586.

16

Контрольная работа №4 по теме  «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

29.02

повторить формулы

из  § 35-47

17

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда.

2.03

§ 48, 49

Упр 24(3,4)

18

Лабораторная работа №9  «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

7.03

Задание 14

19

Плавание тел.

9.03

§50, вопросы

20

Лабораторная работа №10  «Выяснение условий плавания тел»

14.03

Упр 25 (3,4)

21

Повторение и обобщение материала, решение задач по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

16.03

(Л) № 636 – 637

22

Контрольная работа №5 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

21.03

23

Плавание судов. Воздухоплавание.

23.03

§51,52, упр26

Работа. Мощность. Энергия (13 часов)

1

Механическая работа. Мощность

2.04

§ 53, 54 упр 28(4), 29(5,6)

2

Решение задач по теме «Работа. Мощность»

4.04

 (Л)

№ 710 – 712.

3

Решение задач по теме «Работа. Мощность»

6.04

(Л)

№720, 724

4

Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге. Момент силы

11.04

§ 55, 56, 57

вопросы

5

Решение задач по теме «Простые механизмы»

13.04

(Л) № 751.

6

Лабораторная работа №11 «Выяснение условия равновесия рычага»

Рычаги в технике, природе и быту.

18.04

§ 58 (сам)

Повт. § 55, 56, 57

7

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики

20.04

§ 59,60,  

Упр 31 (1,2)

8

КПД механизмов. Решение задач

25.04

§ 61,  (Л)

№ 788 – 790.

9

Лабораторная работа №12 «Вычисление КПД наклонной плоскости»

27.04

10

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

2.05

§ 62, 63, 64 вопросы

11

Решение задач по теме «Энергия»

4.05

(Л) № 822, 826.

12

Повторение. Обобщающий урок по теме «Работа. Мощность. Энергия»

11.05

Упр 32, повт формулы

13

Контрольная работа №6 по теме  «Работа. Мощность. Энергия»

16.05

Повторение (4 ч)

Повторение. Механическое движение

18.05

Повторение. Взаимодействие тел

23.05

Повторение. Давление твердых тел, жидкостей и газов

25.05

Повторение. Работа. Мощность. Энергия.

30.05

  1. (Л) - Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008. – 240с.

4. содержание образования

I. Ведение (4 часа)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения.  Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Школьный компонент

Спутниковая информация для изучения загрязнения атмосферы и окружающей среды. Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду. Взаимосвязь природы и человеческого общества.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (5 часов)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.

Школьный компонент 

Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах. Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой. Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду Белгородской области.

III.Взаимодействие тел. (21 час)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.  Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Центр тяжести тела. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.

7. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

 Школьный компонент 

Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ. Вредное трение и проблема энергоснабжения.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23 часа)

Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила.  Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

8. Измерение давления твердого тела на опору

9.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

10.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Школьный компонент 

Водоисточники, качество питьевой воды. Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности. Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта. Единый мировой воздушный и водный океаны.

V. Работа и мощность. Энергия. (13 часов)

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.  Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

11.Выяснение условия равновесия рычага.

12.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Школьный компонент 

Понятие равновесия в экологическом смысле. Экологическая безопасность различных механизмов. Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением. Использование энергии рек и ветра.

Резерв (4 часа)

5. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

          В ходе изучения курса физики 7 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

       Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем,  в соответствии с инструктивно – методическим письмом БелРИПКППС  «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2011 / 2012 учебном году» равно 6.

Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение  самостоятельных и тестовых работ, занимающих  от 10 до 25 минут.

Система оценивания.

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

2. Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки,(при этом допустимо при оформлении работы не записывать приборы и материалы, а так же не)

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

  4. Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Приложения

Контрольная работа №1

«Первоначальные сведения о строении вещества»

Вариант 1

  1. Какая из частиц входит в состав другой частицы?
    1) атом;         2) молекула.
    А. 1.                 Б. 2.                 В. никакая.
  2. Воздух состоит из молекул различных газов, движущихся беспорядочно. Что происходит при столкновении этих молекул?
    А. Соединение молекул.         Б. Разрушение молекул.
    В. Превращение одних молекул в другие.
    Г. Изменение скорости и направления движения молекул.
  3. Как взаимодействуют между собой молекулы вещества?
    А. Притягиваются.            Б. Отталкиваются.        

 В. Притягиваются и отталкиваются.          Г. Не взаимодействуют.

  1. Благодаря чему твёрдое тело можно разломать на множество кусочков?
    А. Между молекулами действуют силы отталкивания.

Б. Молекулы движутся.        В. Между молекулами действуют силы притяжения.
Г. Тела состоят из молекул, разделённых промежутками.

  1. Одинаковы ли объём и состав молекул у разных веществ?
    А. Да. Б. Нет.  В. Одинаковый объём, но разный состав молекул.
  2. Молекулы газа движутся со скоростями порядка нескольких сот метров в секунду. Почему в воздухе запах пролитого бензина не распространяется мгновенно?
    А. Молекулы, сталкиваясь друг с другом, меняют свою траекторию движения.

Б. Молекулы испытывают сопротивление.    В. Молекулы замедляют свою скорость.

  1. Каким способом можно ускорить процесс засолки огурцов?
    А. Быстрее в горячей воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
    Б. Быстрее в холодной воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
    В. Увеличить количество соли.
  2. Можно ли сказать, что объём газа в сосуде равен сумме объёмов его молекул?
    А. Можно, т.к. в сосуде содержится определённое число молекул.
    Б. Нельзя, т.к. между молекулами есть промежутки.
    В. Нельзя, т.к. молекулы не имеют объёма.
  3. Почему дым от костра по мере его подъёма перестаёт быть видимым?
    А. Молекулы разлетаются в пространство.

Б. Молекулы испаряются.       В. Молекулы оседают вниз.

  1. Можно ли, ударяя молотом деталь, сделать её как можно малой?
    А. Да.                    Б. Нет, т.к. между молекулами действуют силы отталкивания.
    В. Да, т.к. молекулы уменьшаются.

  1. Могут ли свинец, ртуть и золото находиться в газообразном состоянии? Почему.
  2. Почему резиновый мячик после его сжатия руками, возвращает себе форму?
  3. Кусок олова нагрели, и оно перешло в жидкое состояние. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно друг друга?
  4. Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что можно сказать о взаимодействии между частицами этих веществ?

Контрольная работа №1

«Первоначальные сведения о строении вещества»

Вариант 2

  1. Что состоит из атомов?
    1) вода;         2) воздух;         3) звук.
    А. Только 1.                Б. Только 2.             В. Только 3.           Г. 1 и 2.
  2. Каким способом можно увеличить скорость беспорядочного движения молекул воздуха, находящегося внутри мяча?
    1) Бросить мяч с большой скоростью.     2) Нагреть мяч.
    А. 1.                 Б. 2.                 В. 1 и 2.
  3. Что происходит с молекулами при нагревании тела?
    А. Движутся медленнее.         Б. Движутся быстрее.

В. Останавливаются.          Г. Ничего не происходит.

  1. Почему газы можно сжать больше, чем жидкости?
    А. Расстояние между молекулами больше, чем в жидкости.
    Б. Молекулы в газах притягиваются сильнее.
    В. Потому, что жидкость обладает текучестью.
  2. Одинаковы ли объём и состав молекул одного и того же вещества?
    А. Да.            Б. Нет.    В. Одинаков состав молекул, но объём разный.
  3. Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул горячей, от молекул водяного пара?
    А. Отличаются размерами.   Б. Отличаются составом молекул.   В. Не отличаются.
  4. В каком состоянии вещество принимает форму сосуда?
    А. В твёрдом.         Б. В жидком.          В. В газообразном.     
  5. В каком состоянии вещество не имеет собственной формы и не сохраняет объем?
    А. В твёрдом.         Б. В жидком.         В. В газообразном.
  6. В стакан воды упала капля краски. Через некоторое время вся вода оказалась окрашенной, Какое явление послужило причиной этому?
    А. Испарение.         Б. Конденсация.          В. Диффузия.  
  7. Что общего в характере движения молекул газа, жидкости и твёрдых тел, в чём отличие?

А. Молекулы движутся беспорядочно, в твёрдых телах и жидкостях колеблются около положения равновесия.
Б. Молекулы в газах движутся, а в твёрдых телах и в жидкостях находятся в покое.

  1. Могут ли азот и кислород находиться в твердом состоянии? Почему.
  2.  Почему для разделения листов бумаги, смоченных водой, требуется значительно большее усилие, чем при перелистывании сухих страниц книга?
  3. Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?
  4. В каком состоянии при комнатной температуре находятся следующие вещества: вода, сахар, воздух, олово, спирт, лед, кислород, алюминий, молоко, азот? Ответы впишите в таблицу, начертив ее в тетради.

Состояние

Твердое

Жидкое

Газообразное

Контрольная работа №2

 «Масса тела. Плотность вещества»

Вариант 1

«3»

  1. Плотность золота 19300 кг/м3. Выразите плотность в г/см3.
  2. Тело, объёмом 2 м3, состоит из вещества плотностью 5 кг/м3. Какова масса тела?
  3. Чугунный шар имеет массу 800 г при объёме 125 см3. Сплошной это шар или полый?
  4. Объем свинцовой дроби 0,2 см3. Какова ее масса? 

«4»

  1. На рисунке изображены три сплошных кубика, имеющие одинаковую массу. Какой имеет наибольшую плотность? Почему?

  1. Масса тела объёмом 5 м3 равна 500 г. Какова плотность вещества?
  2. В аквариум 40×20×20 см3 налили до краев воду. Определите массу воды?
  3. Грузовой автомобиль за один рейс может увезти 3 т песка плотностью 1500кг/м3. Сколько рейсов он должен сделать, чтобы перевезти 10 м3 песка?

«5»

  1. Два сплошных тела: кубик и шарик положили на чашки уравновешенных весов. Кубик перетянул. Почему?
  2. Во сколько раз масса 1м3 золота больше, чем масса 1м3 железа?
  3. Сколько потребуется мешков, чтобы перевезти 1,6 м3 алебастра? Плотность алебастра 2500кг/м3. Мешок вмещает  40 кг.
  4. Масса одного оконного стекла 25 кг. Сколько листов стекла находится в упаковке, если ее объем 0,1 м3?
  5. Определите вместимость сосуда, если масса пустого сосуда равна 600г, а наполненного керосином – 2 кг.

Контрольная работа №2

 «Масса тела. Плотность вещества»

Вариант 2

«3»

  1. Плотность чугуна ρ =7 г/см3. Выразите ее в  кг/м3.
  2. Тело объёмом 5 м3 имеет массу равную 20 кг. Какова плотность вещества?
  3. Стальная деталь для машины имеет массу 780 г. Определите её объём.
  4. Объем тела массой 2 кг равен 5 м3. Из какого вещества оно состоит?

«4»

  1. Массы сплошных шаров одинаковы. Какой шар сделан из вещества с наименьшей плотностью? Почему?

  1. Тело объёмом 0,2 м3 состоит из вещества плотностью 5 г/см3. Какова масса тела?
  2. Размеры пробкового бруска 20×10×72 см3. Масса – 0,096 кг. Определите плотность.
  3. В одну цистерну вмещается 60 т нефти. Сколько цистерн потребуется, чтобы перевезти 750 м3 нефти?

«5»

  1. На рисунке изображены весы, с помощью которых сравнили плотности шаров. Какой вывод можно сделать?
  2. Размеры оконного стекла 60×20 см, толщина – 5 мм. Какова его масса?
  3. Сосуд вмещает 272 г ртути. Сколько граммов керосина поместится в этом сосуде?
  4. Во сколько раз объем 1 кг золота меньше объема 1кг серебра?
  5. Автомобиль за один рейс увозит 3 м3 бетона. Сколько рейсов должен сделать автомобиль, чтобы увезти 13,8 т бетона?

6. Перечень учебно-методических средств обучения

I. ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)

Программы:

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс/ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. М.: Дрофа, 2010. – 334 с. (Физика. 7-9 классы. Автор программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.)

Учебник:

Перышкин А.В. Физика.7 кл.: учеб. для  общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин.-15-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2011-192 с.: ил.

Сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов:

  1. Важеевская Н.Е. ГИА 2010. Физика: Тематические тренировочные задания: 7-9 класс/ Н.Е. Важеевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзеева, М.Ю.Демидова. – М.: Эксмо, 2010. – 160 с.
  2. Волков В.А. Тесты по физике: 7-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224 с.
  3. Контрольно измерительные материалы. Физика: 7 класс/ сост. Н.И. Зорин. – М.: ВАКО, 2011. – 80 с.
  4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 23-е изд. –М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
  5. Московкина Е.Г., Волков В.А. Сборник задач по физике. 7 – 9 классы/ Авт. – сост.  Московкина Е.Г., Волков В.А. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.
  6. Орлов В.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7 – 9 класс) / Орлов В.А., Татур А.О. – М.: Интеллект-Центр, 2009 – 128 с.

Дополнительная литература:

  1. Дик Ю.И и др. Физика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Ю.И. Дик, В.А. Ильин, Д.А. Исаев и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.-735 с.
  2. Щербанова Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы / сост. Ю.В. Щербанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2010. – 192 с.
  3. Тихомирова С.А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах. – М.: Новая школа, 2002. – 144 с
  4. Трофимова Т.И. Физика от А до Я (справочник школьника)/ Т.И. Трофимова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 299с..

II ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ

Перечень лабораторного оборудования для 7 класса:

Класс

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

7 класс

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

· Измерительный цилиндр (мензурка) –1

· Стакан с водой – 1

· Небольшая колба – 1

· Три сосуда небольшого объёма

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел».

· Линейка – 1

· Дробь (горох, пшено) – 1

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

· Весы с разновесами – 1

· Тела разной массы – 3

Лабораторная работа №4

«Определение объема тела».

· Мензурка – 1

· Нитка – 1

· Тела неправильной формы небольшого объема – 3

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела».

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1

· Нитка - 1

Лабораторная работа №6  «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины»

· динамометр – 1

· грузы по 100 г – 4

· штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1

Лабораторная работа №7  «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

· Деревянный брусок – 1

· Набор грузов – 1

· Динамометр – 1

· Линейка – 1

Лабораторная работа №8 «Измерение давления твердого тела на опору»

· Деревянный брусок – 1

· Набор грузов – 1

· Динамометр – 1

· Линейка – 1

Лабораторная работа №9 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

· Динамометр – 1

· Штатив с муфтой – 1

· Лапкой и кольцом – 1

· Тела разного объема – 2

· Стакан – 2

Лабораторная работа №10 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Пробирка-поплавок с пробкой – 1

· Сухой песок – 1

Лабораторная работа №11 «Выяснение условия равновесия рычага».

· Рычаг на штативе – 1

· Набор грузов – 1

· Линейка -1

· Динамометр – 1

Лабораторная работа №12 «Определение КПД при подъеме тела  по наклонной плоскости».

· Доска – 1

· Динамометр – 1

· Измерительная лента (линейка) – 1

· Брусок – 1

· Штатив с муфтой и лапкой – 1

Демонстрационное оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Экран;
  3. Графопроектор;
  4. Мультимедиапроектор;
  5. Интерактивная доска;
  6. Термометр электронный;
  7. Набор тел равного объёма и массы;
  8. Тела неравной массы;
  9. Модель ракеты;
  10. Столик подъёмный;
  11. Комплект посуды и принадлежностей к ней;
  12. Лабораторный комплект по механике;
  13. Лабораторный комплект по термодинамике;
  14. Динамометры демонстрационные с принадлежностями;
  15. Трубка для демонстрации конвекции в жидкости;
  16. Цилиндры свинцовые;
  17. Прибор для демонстрации процесса диффузии в жидкостях и газах;
  18. Желоб длиной 140 см;
  19. Машина волновая;
  20. Маятник в часах;
  21. Модель 4-х тактного двигателя;
  22. Сосуд для воды с прямоугольными стенками;
  23. Комплект по механике поступательного прямолинейного движения;
  24. Тележки лёгкоподвижные.

Таблицы:

  1. Таблица «Международная система единиц  (СИ)»;
  2. Таблица «Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц»;
  3. Таблица «Физические постоянные»;
  4. Таблица «Тепловые двигатели»;
  5. Таблица «Влажность воздуха»;
  6. Таблица «Измерение объёма с помощью мерного цилиндра»;
  7. Таблица «Этапы решения физических задач»;
  8. Таблица «Механическое движение»;
  9.  Таблица «Изменение внутренней энергии».

Электронное учебное оборудование (мультимедийное):

  1. Лабораторные работы по физике для 7 класса. Виртуальная физическая лаборатория. ООО «Дрофа», 2006.
  2. Физика-7. Мультимедийное приложение к учебнику Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важеевской. ООО «Дрофа», 2006.
  3. Физика. Интерактивные творческие задания для 7-9 кл. ЗАО «Новый диск», 2007.
  4. Физика 7-11 классы, практикум. ООО «Физикон», 2004.
  5. 1С образовательная коллекция. Открытая физика 1.1 (Под редакцией профессора С.М. Козела). ООО «Физикон». 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике 9 класс УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник

В рабочей программе 9 класса даны пояснительная записка, примерное планирование на учебный год...

Рабочая программа по физике 7 класс, УМК А.В.Перышкина

Рабочая программа по физике базовый уровень 7 класс 2013-2014 учебный год, составитель Корчагина Т.А., учитель физики МБОУ СОШ №4 г. Дзержинска Нижегородской области...

рабочая программа по физике 8 класс учебник А.В.Перышкин

Рабочая программа по физике 8 класс, учебник А.В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 7-9 классы А.В. Перышкин

Данная рабочая программа соответствует курсу основной школы и базируется на учебнике А.В. Перышкина...

Рабочая программа по физике 8 класс учебник Перышкина

Рабочая программа по физике 8 класс   учебник Перышкина...

Рабочая программа по физике для 9 класса, А.В. Перышкин, 2 часа в неделю

При данной программе на изучение курса физики в объёме обязательного минимума содержания основного общего образования требуется в 9 классе 70 часов в год. Курс, соответствующий этой программе, изложен...