ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по физике 7 класс "Давление газа"
план-конспект урока физики (7 класс) на тему

Загидуллин Нурсиль Нурисламович

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.rar16.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________

(Тема урока)

Загидуллин Нурсиль Нурисламович

МБОУ «Мало-Лызинская СОШ»

Учитель физики и информатики

Физика

7 класс

        «Давление газа» №41

Физика 7 класс. Перышкин А.В. Дрофа- Москва 2008.

  1. Цель  урока: В ходе изучения данной темы учащиеся будут знать что давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызываются ударами молекул газа. Давление газа зависит: от числа молекул, от их размера, от температуры и степени сжатия газа
  1. Задачи:

Образовательная:
• побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических         величин.
Воспитательная:
• продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску        знания;
• сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир.

Развивающая:
• развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы;
• развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов;
• проводить мыслительный эксперимент.

  1. Тип урока: изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование:

компьютер, интерактивная доска;

дидактический материал на карточках (2-3 вида);

ручной насос, колба с пробкой, воздушные шарики, резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), пластиковые бутылки;

на парты учащимся раздаются шприцы для фронтального эксперимента.

  1. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный

Подготовить психологически учащихся к обучению

Обеспечивает благоприятный настрой

Настраиваются на работу

1 мин

2

Проверка домашнего задания

Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала.

  1. http://kokvik.ru/p65aa1.html

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы.

5 мин

3

Определение целей совместной деятельности

Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока

Вступление:

Ребята!

В руках у меня надутый воздушный шарик вопрос?

Что же будет объектом нашего изучения?

 А чем наполнен шарик?

Чем еще кроме воздуха можно заполнить воздушный шар?

Делаем вывод, что речь пойдет не только о воздухе, но и о газах вообще.

Предлагаю вам  попробовать сжать шарик.

Что вам мешает при сжатии?

Что действует на оболочку шарика?

Что  по вашему мнению мы будем изучать?

После вариантов ответов обобщаем: Газ давит на оболочку т. е. создает давление. Изучение давления газа и будет нашей задачей. Итак, сегодня на уроке, мы будем выяснять причины и факторы вызывающие давление, объясняющую давление газа. Это важная тема, задание по этой теме встречаются на ГИА. Открываем тетради записываем число, тему урока

Ответ ученика (воздушный шарик)

Ответ ученика (воздухом)

Ответ ученика

(гелием, водородом)

Ребята пробуют сжать приготовленные воздушные шары и отвечают на вопросы.

При сжатии нам мешает воздух находящийся в шарике.

На оболочку шарика действуют молекулы воздуха.

Сегодня на уроке мы будем изучать давления  воздуха, и других газов.

Целью нашего урока будет изучение давления газа.

3 мин

4

Актуализация

Создать ситуацию «успеха» путем проверки усвоения учебного материала прошлых уроков.

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b51-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf

Задает вопросы

Вопросы:

Отвечают на вопросы

Ответы:

4 мин

5

Определение целей совместной деятельности

Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока

Задает вопрос

Есть ли отличие в оказании давления?

 Что необычного?

Но ведь в газе тоже молекулы - все они притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твердого тела на опору ? (проблемная ситуация).

ЭКСПЕРИМЕНТ    Перед классом три ученика с шариками. В один из шариков наливаем воду, во второй мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем.

Ответы учеников. Отличие есть – в случае давления жидких и твердых тел мы видим, что давит вниз из-за притяжения к Земле.

Причиной же давления газа является действие всех молекул на стенки сосуда, оно и создает давление газа.

3 мин

Изучение нового материала

Создать условия (способствовать деятельности учащихся) для самостоятельного  выяснения причины возникновения давления газа и от каких физических величин оно зависит.

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf

 ЭКСПЕРЕМЕНТ.

Под колокол воздушного насоса помещаем завязанный воздушный шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачивают воздух из под колокола. Оболочка шарика постепенно раздувается и принимает форму шара. Почему? Что происходит?

Итак можно сделать вывод, почему возникает давление газа?

Теперь я предлагаю, на практике установить от чего зависит давление газа? В тетради записываем давление газа зависит?

Сравним удары по «стенке» маленькими шариками и большими.

ЭКСПЕРЕМЕНТ.

Насосом накачиваем шарик. Или просто надуваем что происходит?

Чем больше количество молекул, тем выше давление.

ЭКСПЕРЕМЕНТ.

На горлышко бутылки надеты воздушные шарики. Одну бутылку поливаем горячей водой, а другую холодной. Что происходит?

ЭКСПЕРИМЕНТ. Берем шприц без иголки. Прикроем отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружите увеличение давления. Ответьте на вопрос: В чем причина увеличения давления? Ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?(создание проблемной ситуации)

В каждую точку теперь попадает больше молекул, и получается, что они теперь чаще ударяются. Видим одно, что изменение объема, приводит к тому что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов.

Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.

Ответы учеников.

Из под колокола откачиваем воздух, значит, число молекул под колоколом становится меньше. В шарике же число молекул остается прежним, их число не изменяется. Поэтому число ударов молекул о внешние стенки оболочки становится меньше, чем число ударов о внутренние стенки. Воздух  в шарике будет стремиться занять весь предоставленный объем. Так как под колоколом создается разряжение.

Ответ учеников. Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул.

Записывают в тетради

При ударах большими шариками давление больше.

При накачивании насосом шарик надувается быстрее, так как число молекул вдуваемых насосом больше.

На бутылке , которую поливают горячей водой шарик начинает надуваться. Так как воздух в бутылке нагревается, молекулы начинают быстрее двигаться расстояние между молекулами увеличивается. Давление становится больше

Ответ: Уменьшается объем.

Чем больше сжатие,  тем выше давление и наоборот

15 мин

7

Контроль и самопроверка (подведение итогов, рефлексия)

Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Закрепление материала

Отвечают на вопросы

6 мин

8

Закрепление

Провести анализ теста.

Задает дополнительные вопросы

Отвечают на вопросы

6 мин

9

Домашнее задание (необходимая информация по домашней работе)

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Задает и поясняет домашнее задание

Понимают и записывают домашнее задание, задают вопросы.

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока

________________Давление газа__________________________

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

3.

4.

Тест 17а. Давление твёрдых тел и газов.

Первоначальные сведения о строении вещества.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Опыты, подтверждающие существование давление газа.

Опыт, показывающий зависимость давления газа от объема.

Опыт, показывающий зависимость давления газа от температуры.

Интерактивная модель зависимости давления газа от температуры, объема и количества молекул в сосуде.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Видеоучебник по физике

Текстовый материал с иллюстрациями.

Иллюстрационные

материалы с движущимися моделями.

Материал для тестирования.

Тест.

Иллюстрация

Иллюстрация

Модель.

Модель.

Модель.

Модель.

Тест.

http://kokvik.ru/p65aa1.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b51-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_3.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физике "Закон Ома"

План-конспект урока по физке "Закон Ома"...

план- конспект урока по физике на тему"Сила тяжести.Вес тела".

план- конспект урока с использованием интерактивной доски для 7 класса....

Развёрнутый план - конспект урока по физике в 8 классе "Кипение"

План - конспект урока по физике 8 класс "Кипение" составлен как отчётный материал после прохождения курсов по применению ЭОР на уроках физики в основной школе. Материал представляет собой документ с п...

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

План-конспект урока по физике (9 кл.) на тему: Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный газовый разряд

Формирование представлений учащихся о природе электрического тока в газах, обоснование природы газового разряда на основе электронных представлений...

План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.

Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...

План-конспект урока:"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс Физика

План-конспект урока"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс...