Рабочие программы по физике
рабочая программа (физика, 7 класс) по теме

Рабочие программы 7, 8 класс для обучающихся по индивидуальным программам на дому, УМК Перышкин А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_.doc175 КБ
Файл fizika.docx61.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Психрометр», «Носители электрического заряда в полупроводниках, электролитах и газах», «Полупроводниковые приборы», «Холодильник», «Динамик и микрофон». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: … влажности воздуха…» в курс включена лабораторная работа: «Измерение относительной влажности воздуха». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: …температуры остывающего тела от времени, … силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света» включены лабораторные работы: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды», «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления», «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света», «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  1. смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
  2. смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  3. смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.

Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)

№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечания
(повторение)

Тепловые явления 14 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

1

02.09

П 1, 7-9 (Ф-7)

2

Способы  изменения внутренней энергии

1

09.09

П 7-9 (Ф-7)

3

Теплопроводность Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе.

1

16.09

П 13-18 (Ф-7)

П 21- 27
(Ф-7)

4

Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем  температуры остывающей воды»

1

23.09

П 33-38 (Ф-7)

5

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

30.09

П 40-47 (Ф-7)

6

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

07.10

П 64 (Ф-7)

7

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

1

14.10

П 11,12 (Ф-7)

8

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1

21.10

Изменение агрегатных состояний 10 часов

9

Удельная теплота плавления

1

11.11

10

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и поглощение ее при конденсации Кипение.

1

18.11

11

Влажность воздуха и ее измерение. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

1

25.11

12

Удельная теплота парообразования и конденсации

1

02.12

13

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

09.12

14

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

16.02

КТ

15

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

23.12

П 12-24

16

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

30.12

Электрические явления 17 часов

17

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

1

13.01

18

Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники. Электрическое поле.

1

20.01

19

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1

27.01

20

Объяснение электрических явлений. Проверочная работа по теме «Электризация тел»

1

03.02

П 25-30

21

Электрический ток. Источники электрического тока

1

10.02

22

Электрическая цепь и ее составные части. Проверочная работа по теме «Электрический ток»

1

17.02

КЗ 31-32

23

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Действия электрического тока

24.02

24

Направление электрического тока. Сила тока

1

02.03

25

Амперметр. Измерение силы тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» 

1

09.03

26

Электрическое напряжение. Измерение напряжения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

16.03

27

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление.

1

23.03

П 37-40

28

Закон Ома для участка цепи

1

06.04

29

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом» Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника»

1

13.04

30

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»

1

20.04

31

Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников

1

27.04

 П 37,39,43

32

Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности тока в лампе»

1

04.05

33

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание.

1

11.05

34

Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток»

1

18.05

35

Повторение изученного материала

1

25.05

Содержание программы учебного предмета.

 (35 часов)

Тепловые явления (6 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества. 11 часов

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления (17 часов).

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Итоговое повторение 1 час

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Распределение письменных работ по курсу

Раздел программы

Количество проверочных работ

Количество самостоятельных работ

Количество тестов

Количество контрольных работ

Тепловые явления

1

1

1

2

Изменение агрегатных состояний

0

0

1

1

Электрические явления

3

1

2

2

Вводный контроль   

Вариант 1

  1. Вода испарилась и превратилась в пар. Как при этом изменилось движение и расположение молекул? Изменились ли при этом сами молекулы?
  2. Борзая развивает скорость до 16 м/с. Какой путь она может преодолеть за 5 минут?
  3. Найдите вес тела массой 800 г. Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.
  4. Какое давление оказывает мальчик массой 48 кг на пол, если площадь подошв его обуви 320 см2
  5. Какая работа совершается при равномерном подъеме гранитной плиты объемом 2 м3 на высоту 3 м . Плотность гранита 2700 кг/м3

Вариант 2

  1. Почему аромат духов чувствуется на расстоянии?
  2. С какой скоростью движется кит, если для прохождения 3 км ему потребовалось 3 мин 20 с.
  3. Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 1,5 т. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.
  4. На какой глубине давление воды в море равно 2060 кПа?  Плотность морской воды 1030 кг/м3
  5.  Сколько времени должен работать насос мощностью 50 кВт, чтобы из шахты глубиной 150 м откачать воду объемом 200 м3   Плотность воды 1000 кг/м3

Контрольная работа  № 1 по теме «Тепловые явления»

Вариант 1

  1. Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С)  )
  2. Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж теплоты?  (Удельная теплота сгорания угля 3 * 107 Дж/кг)
  3. В каком платье летом менее жарко: в белом или в темном? Почему?
  4. Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы нагреть 100 кг стали от 100 до 200 градусов Цельсия? Потерями тепла пренебречь. (Удельная теплота сгорания угля 3 *10 7 Дж/кг, удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С))

Вариант 2

  1. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 100 г спирта? (Удельная теплота сгорания спирта 2,7 *107  Дж/кг)
  2. Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 градусов Цельсия пошло 20,7 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С))
  3. Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и др.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?
  4. Какое количество теплоты необходимо для нагревания 3 л воды в алюминиевой кастрюле массой 300 г от 20 до 100 градусов Цельсия?  (Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), алюминия  920 Дж/(кг С),   плотность воды 1000 кг/м3)

Контрольная работа №2 по теме
«Изменение агрегатных состояний вещества»

Вариант 1

1. Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду? Ответ обоснуйте. (Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, температура кипения воды 100 градусов)

2. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг,

4.  За 1,25 часа в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время он совершил 2,3 * 10 7 Дж полезной работы. Удельная теплота сгорания бензина 4,6 *10 7 Дж / кг

Вариант 2.

1. Почему показание влажного термометра психрометра всегда ниже температуры воздуха в комнате?

2. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для плавления льда массой 400 грамм, взятого при – 20 градусах Цельсия.  Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кг С)

4. Определите полезную работу, совершенную двигателем трактора, если для ее совершения потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 * 10 6 Дж/кг, а КПД двигателя 30 %

Контрольная работа № 3  по теме «Электрические явления»

Вариант 1.

  1. Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, электрическую лампочку, амперметр.
  2. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут.  Чему равна сила тока в лампе?
  3. При электросварке в дуге при напряжении 30 В сила тока достигает 150 А. Каково сопротивление дуги?
  4. Какой длины нужно взять медный провод сечением 0,1 мм2, чтобы его сопротивление было равно 1,7 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)
  5. По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника. (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)

Вариант 2.

  1. Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сравните их сопротивления. (Удельное электрическое сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м, железа 0,1 Ом мм2/м)
  2. Напряжение на зажимах лампы 220 В. Какая будет совершена работа при прохождении по данному участку 5 Кл электричества?
  3. Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.
  4. Сопротивление никелинового проводника длиной 40 см равно 16 Ом. Чему равна площадь поперечного сечения проводника (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2 / м)
  5. Чему равна сила тока в железном проводе длиной 120 см сечением 0,1 мм2, если напряжение на его концах 36 В. Удельное электрическое сопротивление меди 0,1 Ом*мм2

Контрольная работа по теме «Постоянный ток»

Вариант 1

1 Почему вместо перегоревшего предохранителя нельзя вставлять какой-либо металлический предмет (гвоздь)

2 Сила тока в электрической лампе 0,2 А при напряжении 120В.  Найдите:

а) её сопротивление     б)мощность

в) работу тока за три минуты

3 Какой длины нужно взять медную проволоку сечением 0,5мм2, чтобы при напряжение 68В сила тока в ней была 2А?

4 Три сопротивлении по 10 Ом каждое включены как показано на рис. Показание амперметра 0,9А, вольтметра 6В. Найдите:

А)Общее сопротивление

Б) Силу тока и напряжения на каждом участке.

Вариант 2

1 Почему провода, подводящие ток к электрической плитке, не разогреваются так сильно, как спираль в плитке?

2 Сопротивление лампы 60 Ом, сила тока в ней 3,5А.

Найдите:

А) Напряжение,

Б) Мощность

В) Работу тока за 2 минуты

3 Какой длины нужно взять железную проволоку сечением 2мм2, чтобы её сопротивление было таким же как сопротивление алюминиевой проволоки длинной 1км и сечением 4мм2.

4 Три сопротивления по 20 Ом каждое соединены как показано на рис. Показание амперметра 1,5А вольтметра 15В.

Найдите: а) Общее сопротивление   б)напряжение и силу тока на каждом участке.

Контрольная работа №5 по теме «Оптика»

Вариант 1.

1. По рисунку 1 определите, какая среда 1 или 2 является оптически   более плотной.

2.        Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько  уменьшилось расстояние между ним и его изображением?

3.        На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1—3.  Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.

4.        Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в  собирающей линзе, если расстояние  между  линзой  и  предметом  больше  двойного фокусного.

5.        Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу  параллельно главной оптической оси?

 

                                                                      1             2

 Среда 1                                                                                     3

  Среда 2

                          Рис. 1                                                 Рис.  2

Вариант  2.

  1. На рисунке 1 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую  поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный  ход преломленного луча.
  2. На рисунке 2 изображены два параллельных луча света,  падающего из стекла в воздух. На каком расстоянии из рисунков а---в  правильно изображен примерный ход этих лучей?
  3. Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое  изображение с помощью собирающей линзы?
  4. Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от  собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.
  5. Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние  линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?

                                                     

  воздух                                       стекло

                                                     воздух

    вода                                               А                    Б                             В

                    Рис. 1                                                            Рис. 2

Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

1. Зачем в железнодорожных вагонах-ледниках, служащих для перевозки фруктов, мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов, промежутки между двойными стенками заполняют войлоком или несколькими слоями каких-либо пористых веществ, а снаружи вагоны окрашивают в белый или светло-желтый цвет?

2. В паспорте амперметра написано, что его сопротивление равно 0,1 Ом.

Определите напряжение на зажимах амперметра, если он показывает силу тока 5 А

3. Какое количество теплоты выделится в никелиновом проводнике длиной 2 м и сечением 0,1 мм2 при силе тока 2 А за 5 минут?

4. В железной кастрюле массой 500 г нужно нагреть 2 кг воды от 20 до 100 градусов Цельсия. Сколько для этого потребуется сжечь каменного угля?

(Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кгС),  удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кгС), удельная теплота сгорания угля 3*107 Дж/кг)

5. Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится в двойном фокусе. Охарактеризуйте полученное изображение.

Вариант 2

1. Как по внешнему виду собирающих линз, определить у какой из них большая оптическая сила?

2.  Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе вентилятора за 2 минуты, если он включен в сеть напряжением 220 В, а сила тока равна 0,5 А.

3. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2 при напряжении 220 В сила тока 5 А. Какова длина проволоки? (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2/м)

4. Какая масса дизельного топлива потребуется для непрерывной работы двигателя трактора мощностью 95 кВт в течение 2 часов, если его КПД 30%. Удельная теплота сгорания дизельного топлива 4,2*107 Дж/кг

5. Постройте изображение предмета в рассеивающей линзе, если предмет за двойным фокусом. Охарактеризуйте полученное изображение

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Перечень демонстрационного оборудования:

Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.

Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.

Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.

Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр. Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике.



Предварительный просмотр:

Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №23 II,IV и VI видов

«Согласовано»

Руководитель МО

Кушнарева Е.И.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Данилюк Л.Е.

«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната №23

А.Е.Годин

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

Рабочая программа

по предмету «Физика»  в 7 классе

очно-заочного отделения

надомная форма обучения

на 2010 – 2011 учебный год

Составитель:

Н. С. Федосеенко,

учитель физики

второй квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Асторономия. 7-11 классы./ Составитель: В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2010 г.

Программа соответствует учебнику Перышкина А.В. Физика 7: Учебник для 7 классов средней школы. – М.: Дррофа, 2010 г.

Структура документа

Рабочая  программа по физике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; норма оценок по предмету; перечень учебно-методического обеспечения.

Преподавание ведется по надомной форме обучения – 1 час в неделю, всего 35 часов.

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

В задачи обучения физике входят:

  1. развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  2. овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  3. усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  4. формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

При преподавании используются:

  1. уроки – лекции, комбинированные уроки
  2. Лабораторные и практические занятия – 9
  3. Контрольные работы – 4
  4. Срезы знаний в виде самостоятельных работ
  5. Применение мультимедийного материала.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  1. Познавательная деятельность
  2. 1. Использование методов научного познания, таких как наблюдение, измерение, эксперимен моделирование.
  3. 2. Формирование умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории.
  4. 3. Овладение алгоритмическими способами решения задач.
  5. Информационно - коммуникативная деятельность
  6. 1. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
  7. 2. Использовать для решения учебных задач различные источники информации.
  8. Рефлексивная деятельность
  9. 1. Владение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности.
  10. Построение курса отличается от традиционного. Обучение физике в основной школе рассматривается как этап непрерывного физического образования, начинающегося в основной школе и заканчивающегося в старших классах, и основывается на социально-личностном подходе.
  11. В соответствии с этим подходом выделяются 4 группы целей.
  12. 1. Усвоение опыта предшествующих поколений: формирование знаний основ физики: факта понятий, законов, элементов физических теорий; формирование знаний об экспериментальном метод познания в физике и представлений о роли эксперимента и теории в познании; формирование представлений о логике научного познания, знаний о применении физических явлений и законов в техник экспериментальных умений, умений объяснять явления, применять знания к решению практических) теоретических задач; формирование представлений о значении физики для техники и других наук.
  13. 2.  Развитие функциональных механизмов психики ребенка: восприятия, памяти, речи, мышления
  14. 3. Формирование обобщенных типовых свойств личности: самостоятельности, эстетического восприятия мира, умения оценивать достижения науки, осознавать место нравственных проблем в науке и экологии; развитие общих умственных способностей.
  15. 4. Формирование индивидуальных свойств личности: развитие способностей, интереса к физике; формирование мотивов учения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание программы

Кол.

часов

Кол-во

лаб.раб

Кол-во

контр.

раб.

I

Введение

2

II

Первоначальные сведения о строении вещества.

4

1

III

Взаимодействие тел.

10

4

1

IV

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

10

1

2

V

Работа и мощность. Энергия

5

1

1

VI

Повторение

3

2

Итого: 5 тем

35

9

5

СОДЕРЖАНИЕ ПРАГРАММЫ

I.  ведение (2ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

 Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (4 часов.)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.

.

III.Взаимодействие тел. (10 час)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

 Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. 

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (10 час)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила.  Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия. (5 часов.)

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по опи санию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру,  массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстоя ние, промежуток времени,.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические законо мерности:

— изменения координаты тела от времени;

— силы упругости от удлинения пружины;

— силы тяжести от массы тела;

—— массы вещества от его объема.

1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:

— смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;

— большую сжимаемость газов;

— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел.

1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

— положение тела при его движении под действи ем силы;

— удлинение пружины под действием подвешен ного груза.

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2.2. Описывать:

— физические явления и процессы;

— изменения и преобразования энергии.

2.3. Вычислять:

— равнодействующую силу;

— кинетическую энергию тела при заданных мас се и скорости;

— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъяв лять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

3.1.  Приводить примеры:

— относительности скорости и траектории движе ния одного и того же тела в разных системах отсчета;

— изменения скорости тел под действием силы;

— деформации тел при взаимодействии;

— проявления закона сохранения энергии  в при роде и технике.

3.2. Читать и пересказывать текст учебника.

3.3. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.4. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.5. Конспектировать прочитанный текст.

3.6. Определять:

— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

— по графику зависимости координаты от време ни: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двига лось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающей ся скоростью; промежутки времени действия силы.

НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ФИЗИКЕ В 7 КЛАССЕ
Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕПЕЧЕНИЯ

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. – М.: «Дрофа», 2010 г.
  2. Физика 7 кл. Учебник для общеобразовательных школ.. / А.В. Перышкин -  М.: Дрофа, 2010
  3. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. / В.А. Волков, С.Е. Полянский – М.: ВАКО, 2010


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Элемен ты допол-нительного содер-жа ния

Наглядность, ИКТ

Кол-во часов

Дата про ведения

План

Факт

I

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ  ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

2

1

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физи ки. Что изучает физи ка. Физика - наука о природе. Понятие фи зического тела, веще ства, материи, явле ния, закона

Комби ниро ванный урок

Физика - наука о природе. Наблюде ние и описание фи зических   явлений. Физические   прибо ры. Физические ве личины и их изме рение.     Междуна родная      система единиц.

Знать: смысл поня тия «вещество». Уметь:     использо вать     физические приборы и измери тельные инструмен ты для измерения физических    вели чин. Выражать результа ты в СИ

Погреш ности  измере ний

Презентация «Физика – наука о природе

1

2

Физические величины. Измерение физиче ских величин. Система единиц

Л    Л.р  №1 «Определение    цены деления шкалы изме рительного прибора»

Комби ниро ванный урок

У

Физический эксперимент и фи зическая     теория. Физика и техника

Презентация «Физические величины»

1

II

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

3

1

5

Строение вещества. Молекулы.  Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Комби ниро ванный урок

Урок

практикум

Строение вещества

Знать смысл поня тий: вещество, взаи модействие,     атом (молекула).

Презентация «Из истории строения вещества»

1

2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость дви жения молекул и тем пература тела

Комби ниро ванный урок

Диффузия. Тепло вое движение ато мов и молекул. Бро уновское движение

Уметь: описывать и объяснять   физиче ское явление: диф фузия

Презентация «Диффузия»,

1

3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Комби ниро ванный урок

Взаимодействие частиц вещества

1

4

Три состояния вещества. Различие в молеку лярном строении твердых тел, жидко стей и газов

Комби ниро ванный урок

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел

Презентация «Три состояния вещества»

1

III

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

10

1

Механическае движе ние. Понятие матери альной точки. Чем отличается путь от пе ремещения

Урок изучения новых знаний

Механическое дви жение. Траектория. Путь. Прямолиней ное равномерное движение

Знать:

- явление инерции, физический   закон, взаимодействие; -   смысл   понятий: путь, скорость, мас са, плотность. Уметь: - описывать и объ яснять равномерное прямолинейное дви жение; - использовать фи зические    приборы для измерения пути,

времени,      массы, силы; - выявлять зависи мость: пути от рас стояния, скорости от времени,  силы  от скорости; - выражать величи ны в СИ

Относи тель ность движе ния. Система отсчета

Презентация «Механическое движение»,

1

2

Скорость тела. Рав номерное и неравно мерно Расчет скорости, пути и времени движения е движение.

Комби ниро ванный урок

Скорость прямоли нейного равномер ного движения

диск «Живая физика» - виды движения

1

3

Инерция. Взаимодействие тел

Комби ниро ванный урок

Неравномерное движение. Взаимодействие тел

Знать,   что   мерой любого  взаимодей ствия тел является сила. Уметь     приводить примеры

Презентация «Инерция»

1

4

Масса тела. Единицы массы. Лабораторная работа №3 «Измерение массы вещества на рычаж ных весах»

Комби ниро ванный урок

Масса тела. Плот ность вещест Методы измерения массы и плотности

ва.

Знать: - определение массы; - единицы масс. Уметь   воспроизве сти   или   написать формулу. Умение работать с приборами при на хождении      массы тела

Презентация Масса тела»

1

6

Плотность вещества.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объ ема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

Комби ниро ванный урок

Знать определение плотности   вещест ва, формулу. Уметь  работать  с физическими вели чинами, входящими в данную формулу. Умение работать с приборами (мензур ка, весы)

Вес тела

Презентация «Плотность вещества»

1

7

Расчёт массы и объёма вещества по его плотности.

Комбинированный  урок

Методы измерения массы и плотности

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахож дения массы веще ства

1

8

Контрольная работа №1 «Механическое движение. Плотность вещества.»

Урок контроля

Методы  измерения массы и плотности

Уметь воспроизво дить и находить физические величи ны: масса, плот ность, объем веще ства

1

9

Сила. Сила - причина изменения скорости.

Явление тяготения. Сила тяжести.

Сила упругости. Единицы силы. Связь между силой и массой тела. Графическое изобра жение силы. Сложе ние сил. Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике

Комби ниро ванный урок

Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Единицы       силы. Связь между силой и массой тела. Правило   сложения сил. Сила трения.

Знать определение силы, единицы ее измерения и обо значения, силы упругости, силы трения. Уметь      привести примеры

Презентация «Сила»

1

10

Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил дина мометром»

Урок-практи кум

Метод    измерения силы

Уметь работать с физическими при борами. Градуирование шкалы при бора

1

I     IV

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ,    ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

10

1

Давление. Способы уменьшения и увели чения давления. Давление газа.

ИДП

Давление

Знать определение физических вели чин: давление, плотность вещест ва, объем, масса

Презентация «Давление твёрдых тел», Давление газов»

1

2

Закон Паскаля

Комбинированный

урок

Давление. Закон Паскаля

Знать смысл физи ческих законов: за кон Паскаля. Уметь: - объяснять переда чу давления в жид костях и газах; выражать величины в СИ

Гидрав лические машины

Презентация «Закон Паскаля»

1

3

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и

стенки сосуда

Комбинированный

урок

1

4

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла

ИДП

Сообщающиеся 6о-

суды.  Применение.

Устройство шлюзов,

водомерного стекла

-

Презентация «Сообщающиеся сосуды»

1

5

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Причина появления

атмосферного давления. Измерение атмосферного давления.

Комбинированный

урок

Атмосферное

давление

Презентация «Атмосферное давление»

1

6

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах

Манометры

Комбинированный

урок

Комбинированный

урок

Методы  измерения

атмосферного давления

Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

-использовать   физические    приборы для измерения давления

1

Л.

7

Действие жидкости и газа на погруженное в

них тело. Архимедова сила

»

Комбинированный

урок

Закон Архимеда

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

Уметь:

- объяснять переда чу давления в жид костях и газах; - использовать фи зические    приборы для измерения дав ления; - выражать величи ны в СИ; - решать задачи на закон Архимеда

Условия

плавания тел

-

Презентация «Закон Архимеда»

1

Л. р. №7 «Определение вытал кивающей силы, действующей на погру женное в жидкость тело

Урок-практикум

Закон Архимеда

решать задачи на закон Архимеда

Условия

плавания тел

9

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание

Комби ниро ванный урок

Закон Архимеда

Презентация «Плавание тел», «Воздухоплавание»

1

10

Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Урок контроля

1

V

МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ

5

1

Работа. Мощность

Урок изучения новых знаний

Работа. Мощность

Знать определение работы,   обозначе ние физической ве личины и единицы измерения. Знать определение мощности,   обозна чение   физической величины и едини цы измерения

Презентация «Работа и мощность»

1

2

Рычаги. Момент силы Лабораторная работа №8 «Выяснение условий равновесия рычага».

Комби ниро ванный урок

Простые     механизмы.

Методы  измерения

работы,   мощности,

энергии

Знать    устройство рычага .Уметь    изобразить на  рисунке распо ложение сил и най ти момент силы. Уметь: - проводить экспе римент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; - работать с физи ческими приборами

Презентация «Простые механизмы»

1

1

3

Блоки. Золотое правило механики.

Лабораторная работа

№9

«Определение КПД

при подъеме тележки

по наклонной плоскости»

Комбинированный

урок

Знать    устройство

блока   и   золотое

правило   механики,

объяснять на примерах. Знать определения

физических    вели-

чин:  работа,  мощность,

КПД, энергия

Презентация «Блоки»

диск

1

4

Энергия. Потенциальная и кинетическая

энергия. Закон сохранения энергии

Превращение одного

вида механической

энергии в другой

Комбинированный

урок

Кинетическая энергия. Потенциальная

энергия. Закон сохранения механической энергии.

Знать:

-  определения физических    величин:

энергия;

- единицы измерения энергии;

- закон сохранения

энергии, приводить примеры

механической энергии и ее превращения

Презентация «Механическая энергия»

1

5

Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия»

Урок контроля

Знать формулы нахождения   физиче ских величин: рабо та, мощность, КПД, энергия

1

 V

ПОВТОРЕНИЕ

3

1

Строение веществ, их свойства

Базовые

 понятия

 (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахо ждение изученных величин

1

2

Взаимодействие тел

Урок обобще ния     и система тизации знаний

Базовые понятия (Стандарт)

Знать определения, обозначение, нахо ждение изученных величин

1

3

Итоговая контрольная работа № 5

Урок контроля

Знают базовые по нятия (Стандарт)

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...