Информационные технологии на уроках физики
статья по физике на тему

Костюнина Ольга Анатольевна

Физика – наиболее поддающийся компьютеризации предмет. Информационные технологии можно использовать для изучения теоретического материала, тренинга, в качестве средства моделирования и визуализации и т.д. Выбор зависит от целей, задач и этапа урока (объяснение, закрепление, повторение материала, проверка знаний и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ikt_na_urokah.docx25.63 КБ
Файл informacionnye_tehnologii_na_urokah_fiziki.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Костюнина О.А., учитель физики МОУ «Средняя школа №3 п.Советский»


Информационные технологии на уроках физики

Среди всех учебных дисциплин физика – наиболее поддающийся компьютеризации предмет. Информационные технологии можно использовать для изучения теоретического материала, тренинга, в качестве средства моделирования и визуализации и т.д. Выбор зависит от целей, задач и этапа урока (объяснение, закрепление, повторение материала, проверка знаний и др.).

Обучая детей физике, мы наблюдаем понижение интереса к предмету, а вместе с этим понижение уровня знаний. Эту проблему я объяснила недостаточностью наглядного материала, отсутствием оборудования, сложностью самого предмета. Возникшие проблемы связаны и с бурно и непрерывно растущим объемом человеческих знаний. В условиях, когда каждые несколько лет объем информации удваивается, классический учебник и преподаватель неизбежно становятся поставщиками устаревших знаний.  Но также я отметила и то, что число детей, умеющих пользоваться компьютером, стремительно растет, и эта тенденция будет ускоряться независимо от парадигмы школьного образования. Для меня встал вопрос, а почему бы не использовать новые педагогические возможности компьютера  как средства обучения.  

Компьютер для обучающихся – как источник получения новой информации и как инструмент интеллектуальной и в целом – познавательной деятельности. Работа на компьютере может (и должна) развивать также такие личностные качества, как рефлексивность, критичность к информации, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, наконец, толерантность и креативность, коммуникативные умения.

Компьютер для учителя – современное средство решения дидактических задач организации новых форм развивающего обучения.

Отметим общее значение  компьютеров в образовательном процессе. Они:

  1. Вписываются в рамки традиционного обучения.
  2. Используются с успехом на различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях.
  3. Способствуют активному включению обучаемого в учебно-воспитательный процесс, поддерживают интерес.

Дидактические особенности компьютера:

  1. Информационная насыщенность.
  2. Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы.
  3. Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов.
  4. Показ изучаемых явлений в развитии, динамике.
  5. Реальность отображения действительности.
  6. Выразительность, богатство выразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

Такое богатство возможностей компьютера позволяет внимательнее отнестись к изучению его в роли нового дидактического средства.

При проведении уроков физики могут применяться следующие виды ИКТ:

  1. мультимедиа презентации,
  2. видеоролики и видеофрагменты,
  3. анимации, моделирующие физические процессы,
  4. электронные учебники,
  5. обучающие программы,
  6. программы-тренажеры (для подготовки к ЕГЭ),
  7. работа с интернет-сайтами
  8. физическая лаборатория L-micro.

При проведении уроков самой распространенной формой применения ИКТ является мультимедиа презентация. Этот вид сопровождения урока позволяет акцентировать внимание на самых главных элементах изучаемого материала, включить анимации и видеофрагменты. Кроме того мультимедиа-презентации применяются обучающимися, при выступлении с докладами и сообщениями или при защите исследовательских работ. При подготовке презентации к уроку необходимо учитывать следующие особенности:

  1. презентация должна быть наглядная, слайд не должен содержать много текста, текст должен быть крупным и удобночитаемым;
  2. презентация должна быть иллюстрирована: содержать рисунки, фотографии, схемы;
  3. количество слайдов должно быть ограничено (15-20 слайдов);
  4. презентация не должна вызывать неприятных ощущений, вызванных динамическим воспроизведением и сменой кадров, или цветового дискомфорта;
  5. самая важная информация должна быть размещена на первых и последних слайдах.

При создании презентации следует помнить, что она является сопровождением выступления, доклада, или урока, а не заменяет его. Нередко обучающиеся при выполнении презентаций пытаются разместить в ней всю информацию, роль учителя в данной ситуации заключается в том, чтобы корректировать содержание презентации и ее восприятие. Это является наиболее актуальным при защите проектов, конкурсных и исследовательских работ. Во всех конкурсах при оценивании работы учитывается наглядность, которая в большинстве своем представляет мультимедиа презентацию.

Другим видом ИКТ применяемым при обучении физике является использование электронных пособий. Электронные учебники и обучающие программы целесообразнее использовать при выполнении домашних работ и самостоятельной работе обучающихся, как и при работе с любой учебной литературой, в этом случае необходимо тщательно продумать и конкретизировать задания для обучающихся.

Программы-тренажеры выступают как самостоятельный продукт, который позволяет отработать изученный материал, выявить проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются при изучении теоретического материала.

Особую роль онлайн-тесты играют в подготовке к государственной итоговой аттестации. Ученик видит результат практически сразу и реально оценивает свои возможности.

Важным элементом применения ИКТ в преподавании физики является работа с интерактивными моделями, которые представлены в таких продуктах как «Живая физика», «Открытая физика». Практически все модели позволяют показывать опыты при объяснении нового материала. Работа с такого рода программами позволяет заглянуть вглубь явления, рассмотреть процессы, которые невозможно наблюдать в «живом» эксперименте. При использовании моделей для демонстраций можно в качестве помощника привлечь кого-нибудь из обучающихся, так как работать за компьютером и одновременно давать необходимые пояснения классу достаточно сложно. Кроме того, самостоятельная работа обучающихся с этими программами способствует развитию познавательной активности.

Особый интерес вызывает у обучающихся проведение на уроках физики виртуальных лабораторных работ. Обучающиеся могут ставить необходимые компьютерные эксперименты для проверки собственных соображений при ответе на вопросы или решении задач. Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента - выбор начальных условий, установка параметров опыта и т. д.

Одну из ключевых ролей в преподавании физики играет физическая лаборатория L-micro. Применение компьютера как измерительного инструмента позволяет расширить границы школьного физического эксперимента и проводить физические исследования.

При подготовке к урокам физики необходимо помнить о стремительном развитии науки и техники. Владея новой информацией о достижениях современной физики в той или иной области, учитель не только подчеркивает актуальность и необходимость изучения физики в школе, но и развивает познавательную активность школьника. При этом целесообразно поручить обучающимся поиск информации о современных достижениях в данной области физики. Как правило, школьники творчески подходят к процессу поиска и нередко, увлекаясь сбором информации, увлекаются и самой проблемой, что может перерасти в самостоятельное исследование. Однако следует обратить внимание школьников на поиск достоверных источников информации. Одним из таких Интерент-источников является популярный сайт о фундаментальной науке elementy.ru.

Интернет-сайт может быть не только источником информации, но и самостоятельным обучающим продуктом. Так сайт elementy.ru, кроме информационных разделов содержит и интерактивные плакаты, при работе с которыми учащиеся имеют возможность не только увидеть схемы сложнейших технических устройств, но и «заглянуть» вовнутрь, изменять условия работы и изучить теоретические основы процессов. Работа с такими плакатами позволяет показать практическую значимость изучаемых на уроках физики законов.

Включая в процесс обучения физике элементы ИКТ, учитель не только развивает познавательную активность обучающихся, но и самосовершенствуется. Для активного применения ИКТ на уроках учителю необходимо овладеть определенными умениями:

  1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов;
  2. создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентаций (MS PowerPoint), продемонстрировать презентацию на уроке;
  3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  4. организовать работу с электронным учебником на уроке;
  5. осуществлять поиск информации в сети Интернет в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  6. организовывать работу с обучающимися по поиску необходимой информации в глобальной сети непосредственно на уроке;
  7. работать на уроке с материалами Web-сайтов.

В заключении отмечу, что в современных условиях возникает педагогическая задача противостоять чрезмерному внедрению ИКТ в процесс преподавания физики, чтобы красочными иллюстрациями и моделями не затмить истинный экспериментальный характер физической науки, не забыть «живой» эксперимент.

Литература

  1. http://shishkina.websib.ru/p14aa1.html
  2. http://21415s07.edusite.ru/sites/prohorov/p10aa1.html
  3. http://teach-shzz.narod.ru/pag/phusik.html

Начало формы



Конец формы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационные технологии на уроках физики Костюнина Ольга Анатольевна учитель физики МОУ «Средняя школа №3 п.Советский»

Слайд 2

Компьютер для обучающихся источник получения новой информации и как инструмент интеллектуальной и в целом – познавательной деятельности

Слайд 3

Компьютер для учителя современное средство решения дидактических задач организации новых форм развивающего обучения

Слайд 4

a Использование интерактивных моделей Работа c виртуальными лабораториями, практикумами Средство коммуникаций и организации интеллектуального досуга Организация учебно-поисковой, проектной, исследовательской работы обучающихся Работа с «белой доской» Тестирование, диагностика

Слайд 5

Общее значение компьютеров в образовательном процессе вписываются в рамки традиционного обучения; используются с успехом на различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях; способствуют активному включению обучаемого в образовательный процесс, поддерживают интерес.

Слайд 6

Дидактические особенности компьютера информационная насыщенность; возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы; возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов; показ изучаемых явлений в развитии, динамике; реальность отображения действительности; выразительность , богатство выразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

Слайд 7

Виды ИКТ мультимедиа презентации, видеоролики и видеофрагменты, анимации, моделирующие физические процессы, электронные учебники, виртуальные лабораторные работы, программы-тренажеры (для подготовки к ЕГЭ), работа с интернет-сайтами физическая лаборатория L-micro .

Слайд 8

Мультимедиа презентация презентация должна быть наглядная; презентация должна быть иллюстрирована: содержать рисунки, фотографии, схемы; количество слайдов должно быть ограничено (15-20 слайдов); презентация не должна вызывать неприятных ощущений; самая важная информация должна быть размещена на первых и последних слайдах.

Слайд 9

Мультимедиа презентация Р Т 3 1 2

Слайд 10

Электронные учебники

Слайд 11

Программы-тренажеры

Слайд 12

Программы-тренажеры

Слайд 13

Интерактивные модели

Слайд 14

Виртуальные лабораторные работы

Слайд 15

Поиск информации

Слайд 16

Поиск информации

Слайд 17

Информационные технологии

Слайд 18

Информационные технологии на уроках физики Костюнина Ольга Анатольевна учитель физики МОУ «Средняя школа №3 п.Советский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии на уроке физики.

В этих методических рекомендациях я делюсь опытом работы с таким компонентом информационных технологий как компьютерные модели курса "Открытая физика 2.5" ч.1 и ч.2 ("Физикон") Предлагаются варианты и...

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Повышение эффективности образовательной деятельности через использование интерактивных информационных технологий на уроках физики и информатики

Данный материал представляет собой методическую статью по теме, который можно использовать при проведении семинара или мастер-класса....

Применение новых информационных технологий на уроках физики

С появлением компьютеров в учебных заведениях начал меняться стиль преподавания, все больше стала использоваться проектная форма учебной деятельности. Компьютер со специальным пакетам программ помогае...