Главные вкладки

    Роль интеграции при изучении курса физики в средней школе.
    статья по физике по теме

     

    Роль интеграции при изучении курса физики

     в средней школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_integracii_pri_izuchenii_kursa_fiziki.docx20.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль интеграции при изучении курса физики

     в средней школе.

    «Сегодня важнее серьезно задуматься над тем, какие задачи должна решать система образования, чем обсуждать те или иные ее конкретные стороны».

    Виктор Садовничий (ректор МГУ им. М .В.Ломоносова)

    Школьное образование  в России всегда являлось неким якорем. Якорем в хорошем смысле. Но сейчас возникает такая ситуация, когда якорная цепь начинает надрываться, корабль далеко уходит вперёд, а якорь поднимается еле-еле.

    Раньше, как известно, школа была основным поставщиком информации. Но произошла информационная революция: телевидение, газеты, радио и, конечно, Интернет. Невозможно переварить столько разрозненной информации, сколько идёт в единицу времени. Мир дифференцировался. И у школы изменилась функция: если раньше школа определяла 80-90% выбора профессии, то теперь выбор определяет семья или информация о том, какие профессии престижны.

    Нынешняя школа осознаёт  свою роль в изменяющемся так быстро мире – мире новых информационных и технических технологий. Приходит понимание того, что учебные заведения, кроме основных традиционных образовательных и воспитательных задач, должны на современном этапе решать проблемы адаптации  детей в окружающем их жизненном пространстве. И, главным вопросом становится  не только вопрос: «Чему мы учим?», но и «Для чего?».

    Постепенно школа занялась расширением своих позиций: не только представлять отдельную (предметную) информацию, а  уже в школе помочь ученикам участвовать в этом сложном и многообразном мире…

    Очевидно, что реформирование системы образования должно быть направлено на ориентиры, удовлетворяющие потребностям третьего тысячелетия: формирование высокообразованной, технически и интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, происходящих в нём.

    Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ, разработки современных методик и технологий обучения.

    Несомненно, что методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В том числе и в методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.

     Предметная система преподавания ряда дисциплин в школе (в частности, физики) в целом обеспечивает возможность формирования у учащихся определённой системы научных знаний и умений. Но несогласованность школьных учебных программ по физике, химии, биологии, географии, отсутствие взаимосвязанности, преемственности и единой интерпретации понятий, законов и теорий приводит к отрывочности знаний школьников, отсутствию единой научной картины мира и понимания закономерностей его развития и, как следствие, к неспособности комплексно применять знания и практические навыки, полученные при изучении основ естественных наук в школе. В преодолении этих недостатков важную роль играет одна из современных методик - интеграция учебных предметов.

    От философии к физике

    В реализации интегрированного  подхода к школьному образованию наряду с другими дисциплинами велико значение курса физики, поскольку именно физика как наука о природе дает учащимся представление о целостности мира, взаимосвязанности и взаимообусловленности происходящих в ней процессов, причинно-следственных связях природных явлений, формирует научную картину мира и понимание необходимости регулирования взаимодействия общества и природы с целью сохранения между ними равновесия, роли научно-технического прогресса в историческом развитии общества, позволяет рассмотреть с учениками конкретные экологические и связанные в какой-то мере с ними экономические ситуации, показать им важность в этом отношении науки и техники.

    Загадочные формулы, таинственные знаки, сложные механизмы взаимодействия, объясняющие всё – от зарождения нашей Вселенной до разрушения межатомных связей. Только мир физики охватывает столь широкий диапазон знаний, и именно это делает его таким привлекательным для изучения.

    Ученые Древней Греции были первыми из известных человечеству, кто сделал попытку тщательного исследования Вселенной: они проводили систематический сбор знаний, получаемых посред ством человеческого восприятия. Те, кто начал этот рациона листический поиск понимания без участия интуиции, вдох новения, озарений или других нерациональных источников информации, называли себя «философами» (это слово в гре ческом языке буквально означает «любители мудрости»).

    Слово «естественный» (natural) имеет латинское происхожде ние, таким образом, термин «естественная философия» (natural philosophy), который состоит наполовину из латинского и наполо вину из греческого, обычно подвергался нападкам «борцов за чи стоту терминологии». Греческое слово, означающее «естествен ный», — hysikos. Таким образом, то, что мы привыкли называть современной наукой, более точно может быть описано термином «физическая философия».

    Термин «физика» являлся просто краткой формой термина «физическая философия», или «естественная философия», и в его оригинальном значении включал в себя всю науку.

    Однако поскольку области исследований науки расширялись и углублялись и объём собранной информации все возрастал, то те философы, которые охватывали более пространные обла сти изучения, вынуждены были специализироваться, выбирая какой-то один сегмент в качестве точки приложения научных усилий. Эти сегменты получили свои собственные имена и со временем стали отделять себя от общего универсального доме на физики.

    Таким образом, изучение абстрактных взаимоотношений фор мы и чисел стало называться «математикой»; изучение положений и движения небесных тел - «астрономией»; изучение физических особенностей земли, - «геологией»; изу чение состава и взаимодействия материалов - «химией»; изуче ние структуры, функций и взаимосвязи живущих на Земле орга низмов - «биологией» и так далее.

    Термин «физика» в те времена стал использоваться для описа ния особенностей изучения тех частей природы, которые оста лись после отделения перечисленных выше наук. По этой причи не слово «физика» должно было охватить довольно разнотипную и неоднородную область изучения природы, и соответственно его четкое определение довольно сложно.

    «Оставшееся» включает в себя такие явления, как движение, теплота, свет, звук, электричество и магнетизм. Все они являют ся формами «энергии». Таким образом, изучение физики может счи таться прежде всего рассмотрением взаимосвязей между энергией и материей.

    Данное определение может интерпретироваться или узко, или широко. Если интерпретировать его достаточно широко, то границы физики могут быть раздвинуты так, что эта наука бу дет включать в себя значительную часть из «соседних» с ней.

    Но  трудность  представляет  встраивание   интегрированных курсов именно в школьную программу. На сегодняшний день  нет  ещё  достаточного количества разработанных  программ,  учебников, методических рекомендаций, а  интеграция  в  обучении  приобретает  широкий размах и популярность.

    Выход из создавшейся ситуации видится в разработке новых учебных планов и программ, ликвидации многопредметности за счет интеграции родственных учебных дисциплин. Интеграция учебных дисциплин не может быть сведена к простому суммированию отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенной переработки структуры и содержания учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепций.

    Поэтому одним из пунктов целевой ориентации современных педагогических технологий является интегрирование предметов не формально, а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, что помогает формировать у школьников «целостную картину мира».

    Но главной  проблемой при  определении  жизнеспособности  идеи  интеграции  в современной школе остаётся проблема подготовки кадров.  Невозможно,  видимо, даже мечтать о том,  что  нынешняя  система  подготовки  специалистов  может взять на себя груз забот  об  универсальном  образовании  педагога,  который сможет в своей практической деятельности применять интегративные  подходы  к учебно-воспитательному процессу.

    В общеобразовательной школе изучение математики и естественных дисциплин происходит параллельно, и таким образом, математика часто используется в физике и в определённой мере даже определяет ход физического образования. Преподавание физики и математики необходимо строить на взаимном использовании элементов математики в курсе физики и физических представлений при изучении алгебры и начала анализа. Это способствует решению трех главных дидактических задач:

    1. повышение научности последовательности учебной информации;
    2. стимулированию познавательных интересов и активного отношения

        школьников к усвоению знаний и вследствие этого ускорение их  

        умственного развития;

    1. формирование у учащихся научного мировоззрения.

    Но важно отметить тот факт, что злоупотребление  интеграцией  может привести  к  нежелательным  результатам.   Поэтому  необходимо  знать,   что интеграция возможна только при ряде условий: родстве  наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости  объекта  изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

    Таким образом, можно отметить, что интеграция  предметов  в  современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности,  а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы

    Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук...

    Принцип симметрии в курсе физики средней школы

    С помощью принципа симметрии можно среди огромного множества физических явлений выявить основные структуры, свести все разнообразие физического мира к небольшому числу фундаментальных физических закон...

    Методика формирования умения решать вычислительные задачи в процессе изучения курса физики основной общеобразовательной школы

    В статье предствалены общие подходы к решению задачи, т.к.  процесс обучения учащихся умению решать физические задачи основывается на сознательном формировании у них знаний о средствах...

    Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

    Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...

    Статья по теме: изучение звуковых явлений в курсе физики основной школы

    Изучение звуковых явлений в курсе физики основной школы. Разработка урока по теме "Ультразвук и инфразвук" для учащихся 9-х классов. Теория и контрольные вопросы....

    Практические работы и их роль при изучении химии в средней школе.

    Статья:" Практические работы и их роль в процессе изучения химии в средней школе" Конспект урока 9 класса. Практическая работа №2. "Экспериментальное решение задач по Теории электролитической диссоци...