Элективный курс "Физика. Медицина. Человек"
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Семынина Наталья Михайловна

Автор предлагает вашему вниманию авторскую разработку "Физика. Медицина. Человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_fizika._medicina._chelovek.doc760.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Ростовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2

Автор:  Семынина Наталья Михайловна

Учитель высшей квалификационной категории

Рецензент: Атаманская Марина Сергеевна, к.п.н.,

 доцент кафедры математики и естественных наук

г. Красный Сулин

2006 год

Предпрофильный курс «Физика. Медицина. Человек. Познай себя»

1.Пояснительная записка……………………………………... 3

2.Содержание программы курса «Физика. Медицина. Человек.» Основные стержневые направления……………. 6

3.Учебно-тематическое планирование……………...................9

4.Методические указания по реализации программы предпрофильного курса………………………………..……….12

5.Некоторые итоги преподавания курса «Физика. Медицина. Человек.»………………………………….....................................45

6.Приложения…………………………………………………….47

Предпрофильный курс «Физика.  Медицина. Человек» - « Познай себя…»

1. Пояснительная записка.[1]

Межпредметный ориентационный курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен разрешению проблемы:

«Физика – это наука о неживой природе… Может ли физика помочь мне познать себя?»

 Курс основан на применении  знаний материала   следующих тем:

Физические величины. Их измерение.

Сила.

Механическая работа.

Колебания.

Геометрическая оптика.

Курс расширяет информационное поле ребенка за счет привлечения материала из курса биологии, медицины, информатики и информационных технологий. Программа предназначена для учащихся, собирающихся продолжать обучение в старшей школе  и определяющихся с выбором профиля обучения. В результате изучения курса учащиеся могут выбрать информационно-технологический или естественнонаучный профиль обучения.

  Программа курса рассчитана на 14 часов.

Основной целью данного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного или информационно-технологического профиля обучения.

Дидактические цели курса:

Создать условия для формирования взгляда на человека как интегрированную биологическую систему, функционирование которой подчиняется физическим законам;

Расширять и углублять представления о законах функционирования человеческого организма;

Создать условия для овладения приёмами анализа процессов, происходящих в  живом организме;

Развивать критическое мышление, познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся, в процессе выполнения экспериментальных исследований, способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике с учетом собственных интересов;

Воспитывать  убежденность в преимуществе здорового образа жизни;

 Вырабатывать навыки работы в команде,  небольшой группе и индивидуально.

Методические задачи.

Помочь учащимся познать возможности своего организма, научить правильно понимать сигналы, который подает наш организм, когда ему требуется помощь;

Научить ребят проводить измерение роста, массы тела, давления, температуры, остроты зрения, слуха, мышечной силы;

Научить правильно рассчитывать дневной рацион питания школьника с учетом энергетических затрат;

Научить представлять информацию в разных знаковых системах;

Научить использовать возможности компьютерных технологий  и мультимедийных средств для представления результатов познавательной и исследовательской  деятельности;

Продолжить работу по формированию навыков здорового образа жизни;

Создать условия для определения готовности учащихся к изучению физики на более высоком уровне.

Курс направлен на развитие у учащихся навыков

Познавательной деятельности:

проводить наблюдения и эксперимент, осуществлять измерение физических величин – длины, массы, давления, силы;

определять структуру объекта познания, поиска и выделения значимых и функциональных связей и отношений между частями целого;

творчески решать учебные и практические задачи, самостоятельно выполнять различные творческие задачи, участвовать в проектной деятельности, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

Информационно-коммуникативной деятельности:

осуществлять сбор, переработку и представление   информации по заданной теме, используя различные источники;

передавать  содержание информации адекватно поставленной цели, переводить  информацию из одной знаковой системы в другую, выбирать знаковую систему в соответствии с коммуникативной ситуацией;

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создавать презентации результатов познавательной  и практической деятельности;

участвовать в дискуссии, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

Рефлексивной деятельности:

оценивать свою деятельность,  предвидеть возможные результаты своих действий, учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки;

осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Проект рассчитан на 14 часов из расчета 1 час в неделю.

Этапы реализации программы:

Организационный этап. Мозговой штурм. Формирование групп по интересам. Выбор направлений исследований учащимися. Входной тест. (1час)

Этап реализации. По мере изучения вопросов, группы учащихся, занимающихся подготовкой выбранной темы, проводят исследования и обрабатывают полученную информацию, намечают дальнейшую работу по представлению результатов познавательной деятельности. (2-12 час)

Этап защиты и представления работ. Открытый урок для учителей, родителей и администрации школы. (2 час)

2.Содержание программы «Физика. Медицина. Человек»

 Основные стержневые направления.

Вводное занятие. (1ч.)

Знакомство с курсом и организацией работы, входное тестирование, «мозговой штурм». Формирование групп.  Обсуждение плана работы групп.

Определение параметров человеческого тела.( 2 ч.)

Нахождение длины человеческого тела. Определение массы тела с помощью медицинских весов. Расчет «индекса веса тела». Значение умения рассчитывать работу для человека. Единица работы – джоуль. Пища – источник энергии человека. Энергетическая ценность продуктов.

Практические работы:

Определение массы тела с помощью медицинских весов;

Измерение роста;

Расчет «индекса веса»;

Сердце - неутомимый труженик (3 ч.)

Кровеносная система человека. Биологический вид механической системы. Сердце - движитель крови; его строение и функции. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Законы гемодинамики. Причины нарушений кровотока (атеросклероз, тромбоз сосудов) и связанные с этими нарушениями заболевания. Приборы для исследования характеристик крови и кровеносной системы. Значение здорового образа в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

Практические работы:

Освоение процедуры измерения пульса;

Освоение процедуры измерения артериального давления тонометром.

Глаз как оптический прибор. (2 ч.)

Значение зрения в жизни человека. Строение глаза человека. Нарушения зрения. Офтальмологические приборы. Гигиена зрения.

Практические работы:

Исследование скорости адаптации глаза;

Определение остроты зрения.

Роль колебаний в жизни человека. (2 ч.)

Колебания в организме человека. Ухо и голосовые связки – естественный приемник и источник колебаний. Характеристика  и разновидности звуков, издаваемых и воспринимаемых людьми. Дефекты слуха. Применение ультразвука в медицине.

Сердце  как колебательная система. Нарушение ритмов работы сердца, их причины и способы восстановления нормального сердечного ритма.

Практическая работа:

Аудиометрия.

Заключительное занятие. (2ч.)

Выступления учащихся с сообщениями  и отчетами о результатах познавательной и исследовательской деятельности.

Презентации проектов, публикаций, WEB-сайтов, докладов  и др.

 

На первом занятии учащиеся знакомятся с темой курса, проходят входное тестирование, позволяющее выявить начальный уровень знаний, а также обозначить круг  их интересов. По результатам тестирования,  разбиваются на команды, выдвигают гипотезы исследования. Возможная форма организации деятельности – «Мозговой штурм», проблемная беседа, тестирование.

На этапе работы над темой, ученики, выбравшие подготовку проекта по теме «Антропометрия», проводят измерение роста и массы тела учащихся,   результаты фиксируются, и будут использоваться в дальнейшем при подготовке отчета о проведенной работе. Информация обрабатывается и представляется в форме сводной таблицы, графика, с разработкой рекомендаций для учащихся с недостаточной и избыточной массой тела. Информация представляется в виде презентации и подготовки статьи для школьной газеты (время реализации 2-14 ч.).

При изучении темы «Сердце - неутомимый труженик», группа учащихся проводит измерение кровяного давление у всех желающих слушателей, знакомят присутствующих с физическими основами клинического измерения давления. Информация представляется в виде презентации и подготовки статьи для школьной газеты.

Группа учащихся, заинтересованных вопросом «Глаз как оптический прибор», собирают информацию о значении зрения в жизни человека, о строении глаза, возможных дефектах зрения, гигиене зрения. Свои исследования представляют в форме презентации и оформления сайта по теме. Практическое исследование, проводимое ребятами: измерение скорости адаптации глаза, остроты зрения.

Интересна тема «Роль колебаний в жизни человека», ребята, заинтересованные данным вопросом, исследуют механизмы передачи и восприятия звука человеком, проводят аудиометрию присутствующих, готовят информацию о звучании различных музыкальных инструментов и голосов. Результаты работы представляются в виде презентации проекта, выпуска буклета с рекомендациями по гигиене слуха.

Параллельно с изучением тем, учитель консультирует группы по содержанию и оформлению отчетов. Заключительное занятие курса  проходит в форме открытого мероприятия ( приглашаются родители, администрация школы и учителя), все участники награждаются грамотами, дипломами , им выдается свидетельство об успешном прохождении курса, выдают красочно оформленные буклеты с указанием ВУЗов, где они могли бы продолжить обучение, если будут изучать предмет на профильном уровне.

3.Учебно-тематическое планирование.

Таблица 1


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

1.1

«Мозговой штурм»,  входное тестирование.

2.

Антропометрия и физика

2

2.1

Нахождение длины человеческого тела. Определение массы тела с помощью медицинских весов.

Демонстрации:

Правила пользования медицинскими весами

2.2

 Самый лучший вес

Практические работы:

Расчет «индекса веса»;

Определение массы тела с помощью медицинских весов;

Измерение роста;

3

Сердце - неутомимый труженик

3

3.1

Кровеносная система человека. Биологический вид механической системы. Сердце - движитель крови; его строение и функции. Работа сердца. Пульс.

Практическая работа:

Освоение процедуры измерения пульса;

3.2

Кровяное давление. Законы гемодинамики. Причины нарушений кровотока (атеросклероз, тромбоз сосудов) и связанные с этими нарушениями заболевания. Приборы для исследования характеристик крови и кровеносной системы.

Практическая работа:

Освоение процедуры измерения артериального давления тонометром.

3.3

Значение здорового образа в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

4

Глаз как оптический прибор

2

4.1

Значение зрения в жизни человека. Строение глаза человека.

Практическая работа:

Исследование скорости адаптации глаза;

4.2

  Нарушения зрения. Офтальмологические приборы. Гигиена зрения.

Практическая работа:

Определение остроты зрения.                                                                                                                                                                                                                                   

5

Роль колебаний в жизни человека

2

5.1

Колебания в организме человека. Ухо и голосовые связки – естественный приемник и источник колебаний. Характеристика  и разновидности звуков, издаваемых и воспринимаемых людьми. Дефекты слуха. Применение ультразвука в медицине.

Практическая работа:

Аудиометрия.

5.2

Сердце  как колебательная система. Нарушение ритмов работы сердца, их причины и способы восстановления нормального сердечного ритма.

6

Заключительные занятия

2

6.1

Итоговое занятие «Я и мой выбор»

6.2

Защита проектов группами учащихся

Всего

12

4.Методические рекомендации к урокам.

Вводное занятие

Цели урока:

Образовательные: выявить начальный уровень подготовки учащихся, создать условия для  осуществления учащимися осознанного выбора направления исследования, актуализировать знания по рассматриваемой проблеме, помочь учащимся определиться с планом проведения дальнейшей работы;

Воспитательные: приучать учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самооценке;

Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать, выделять главное, обобщать изученный материал, развивать умение осуществлять выбор способов учебной деятельности, умение проводить рефлексию своей деятельности.

Урок построен по методу социального взаимодействия и рефлексивной технологии.[2] Учитель стремится обеспечить активную мыслительную деятельность каждого ученика, самоконтроль и рефлексию (через рабочие карты и показатели оценки), мотивацию познавательной деятельности (через самореализацию и персонализацию ребенка), высокий эмоциональный уровень. С этой целью используются индивидуальные или групповые рабочие карты, где указаны тема, цель, виды деятельности и время работы.

План урока.

Организационный этап (ознакомление с планом урока, постановка цели занятия).

«Мозговой штурм».

Входной тест.

Работа в группах по разработке плана проведения исследований.

Домашнее задание и рефлексия.

Стихотворное вступление

Тема нашего курса «Физика. Медицина. Человек. Познай себя…»

Перед началом любой работы очень важно правильно сформулировать цель, так как «правильно поставленная цель – половина успеха»! Итак, подумайте,  какую цель может поставить перед собой каждый из вас, начиная изучение этого курса!?

Дать немного времени на формулирование собственных целей, а затем обсудить несколько вариантов, предложенных ребятами, попросить записать собственную цель изучения курса  в тетрадь. Прописать: «Что именно я ожидаю от изучения предлагаемого курса?» 

Человек… Часть мира, часть общества, часть природы…А можем ли мы сказать, что знаем себя, свои возможности, можем ли мы правильно понимать свой организм, знаем ли мы как сохранить и развить способности, данные нам от природы?

Человека всегда интересует он сам, его организм, все , что его окружает. Думаю, не ошибусь, предположив, что,  находясь в возрасте 3-5 лет, вы столько задавали вопросов своим родителям,  что вас называли «почемучками». Но теперь вы стали гораздо взрослее и вопросы ваши тоже «повзрослели»:

Что изучает оптика?

Какие оптические приборы бывают?

Можно ли считать глаз человека оптической системой?

Можно ли увидеть звук?

Почему мы слышим не все звуки?

Кто самый неутомимый труженик в нашем организме?

Как можно измерить  кровяное давление?

Сколько энергии необходимо нашему организму и как рассчитать дневной рацион питания?

Что общего между маятником и голосовыми связками человека?

 А можно ли вообще  использовать законы физики для описания процессов, происходящих в организме человека?

 Физика – это наука о природе, о наиболее общих, фундаментальных законах природы. Может ли физика помочь мне познать себя?

 

Далее можно представить вниманию учащихся презентацию курса «Физика. Медицина. Человек. – Познай себя…»[3] 

После того, как поставлены цели изучения курса, обозначены  траектории развития темы, можно переходить к входному тестированию.

Чтобы определить, какой вопрос интересен вам больше других, предлагаю вам ответить на предложенные вопросы. Эта работа также поможет нам разделиться на группы. [4]

 Предложить проверить тест, пользуясь ключом. Кроме того, можно попросить ребят поставить баллы за каждый вопрос, оценив по 5-ти балльной системе интерес, который вызвал данный вопрос. После обработки результатов, можно начинать работу по формированию групп. Деление по группам может быть таким:

Максимальные баллы за вопрос

2,3 «Глаз как оптический прибор»

4,8 «Роль колебаний в жизни человека»

5,6 «Сердце – неутомимый труженик»

7,9, 10 «Антропометрия»

Итак, я уверена, что  вместе с вами мы сможем так построить нашу работу, что каждый из вас проявит максимум своих способностей, приложит все усилия для успешного изучения выбранных тем. У нас сформировались группы по интересам, и дальнейшая работа будет проводиться в группах. Перед вами примерное содержание материала, выбранных вами тем. Вам необходимо сейчас ознакомиться с перечнем вопросов, дополнив его вопросами, интересными для вас.

Дальнейшая работа учителя направлена на организацию последующего изучения материала. Учитель помогает сформулировать проблему, придумать план проверки гипотез,  выработать тактику дальнейших действий. Учитель знакомит ребят с формами отчета, предлагая, советуя наиболее оптимальные исходя из уровня подготовки группы, особенностей представляемой информации,  требованиями к оценке проектов, отчетов, презентаций и т.д.

В течение всего курса, ученики, наиболее активно принимающие участие в работе будут получать «сердечки», в результате это принесет дополнительные очки, при оценке работы групп и выявления самой активной группы и её участника.

Учитель объясняет учащимся, что будет оцениваться также вклад каждого в работу группы.[5]

В заключение первого занятия, попросить учащихся  прописать в тетради ответы на следующие вопросы:

Ваши первые впечатления от выбранного курса?

Оправдались ли ваши ожидания?

Наметили ли вы план своих дальнейших действий по изучению учебного материала?

Какая реальная польза от понимания, изучения и использования полученных знаний может быть получена?

В результате проведения первого, установочного занятия, у учащихся должно появиться четкое представление о том, чем им предстоит заниматься  на занятиях курса, какие требования предъявляются к участникам учебно-воспитательного процесса, в какой форме будет проводиться оценка достижений и с чего нужно начинать работу для получения высокой оценки за изучение курса.

Домашнее задание: начать сбор информации по выбранной теме, разработать  план проведения исследований, продумать возможные формы отчета.

2.Антропометрия и физика.

2.1-2.2 Нахождение длины человеческого тела. Определение массы тела с помощью медицинских весов. «Индекс веса тела».

Цели урока:

Образовательные: актуализировать знания учащихся об измерении физических величин, единиц измерения физических величин,  выявить  уровень подготовки учащихся по теме «Физические величины и их измерение», создать условия для  осуществления учащимися осознанного выбора направления исследования, помочь учащимся определиться с планом проведения дальнейшей работы;

Воспитательные: приучать учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самооценке;

Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать, выделять главное, обобщать изученный материал, представлять информацию в различных знаковых системах, развивать умение осуществлять выбор способов учебной деятельности, умение проводить рефлексию своей деятельности.

Таблица 2

Этапы организации работы.

группа 1

группа 2

группа 3

группа 4

Организационный момент. Целеформирование. Интеллектуальная разминка.

Мини-лекция "Антропологические исследования и физика"

Подготовка опорного конспекта по материалам лекции

Выполнение тестового задания с проверкой по ключу

Составить рассказ по готовому опорному конспекту

Самостоятельная работа с мультимедийной презентацией по данной теме

Рассказать по своему опорному конспекту тему учащимся группы 2

Активное слушание и оценивание работы группы 1

Работают совместно с группой 4, озвучивание опорного конспекта

Работают вместе с группой 3, проверяют озвучивание опорного конспекта и добавляют интересные моменты из презентации лекции

Выполнение практического задания: «Измерение роста человека с помощью ростомера или линейки»

Урок - практикум 2.2

Самый лучший вес.

Организационный момент. Целеформирование.

Выполнение практической работы «Измерение роста человека» с  помощью маятника ( оформление записей на выбор учащихся)

Выполнение практической работы   «Измерение массы тела» с помощью медицинских и напольных весов (можно рассчитать погрешность измерения этих двух типов весов)

Работая в группах, учащиеся рассчитывают «индекс веса»

Фрагмент урока – конференция  «Консультации специалистов»

Подведение итогов и планирование дальнейшей работы. Консультации по оформлению результатов исследований

Ход урока.

Удивительная вещь- ВОЛЯ и ТРУДОЛЮБИЕ. Вот только некоторые примеры, подтверждающие данное положение: отец Чарльза Дарвина, считая, что его сын бездарен, нередко говорил:  «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для себя и своей семьи». Несмотря на столь мрачные прогнозы, Чарльз, как известно, стал великим ученым. Фундаментальный труд,  над которым он работал более двадцати лет, принес ему мировую славу.

Также известно, что замечательный немецкий композитор Вагнер овладел нотным письмом лишь к 20 годам. Это не помешало ему, однако, стать великим композитором. Успеху способствовали исключительная трудоспособность Вагнера и упорство в достижении цели.

Тема нашего сегодняшнего занятия перед вами,  подумайте, какую цель вы ставите перед собой на этот урок? Чему каждый из вас хочет научиться сегодня? Что этот вопрос значит именно для вас?

В процессе диалога, формулируются цели урока, создается позитивный настрой на дальнейшую работу. Можно использовать листы активности учащегося, например, в таком виде:

Таблица 3

Темы занятий

Личная цель

Оптимальный вид

 деятельности

Планируемый результат

Определение параметров тела человека

Подготовлю выступление, проведу измерение роста и массы

Научиться …

Узнать…

Применить…

Сердце - неутомимый труженик

Глаз человека как оптическая система

Колебания в организме человека

Заключительное итоговое занятие

Работа по заполнению листка активности ведется на протяжении изучения всей темы.  Это поможет ребенку развить свои рефлексивные умения, поскольку он будет продумывать к каждому занятию не только цели  и планируемый результат, а также виды деятельности, которые являются наиболее эффективными именно для него.

Чтобы настроить ребят на быструю смену видов деятельности, сконцентрировать внимание, способствовать развитию быстроты реакции,  скорости и гибкости мышления,  придать дух соревновательности, можно предложить  учащимся необычную разминку.

Перед началом разминки ученикам дается установка примерно такого содержания:

Ребята, вам будет предложена серия довольно простых вопросов. Однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушав очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ.

После этого работа должна проходить в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать и хором, не поднимая рук (цель: кто быстрее). Каждый вариант решения оценивается учителем, обращается внимание на ошибки, неточности, вскрываются причины их возникновения. Обучение должно быть победным: негативные оценки давать не следует, наоборот, нужно вселять уверенность в том, что все препятствия преодолимы. Возможные варианты вопросов:

Какой сегодня день недели?

Сколько дней в нынешнем месяце? А в июле столько же?

Как зовут папу вашей мамы?

Какой по счету в году нынешний месяц?

Сколько концов у двух палок?  А у двух с половиной?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

Кто становится выше, когда садится?

Кто говорит на всех языках?

Что бывает с козлом после шести лет?

До каких пор волк в лес бежит?

Быстро назовите 5 имен мальчиков.

Даны числа 50, 25, 40, 15, 10. Каждое из них уменьшите на пять. Уменьшите в пять раз. Быстро произнесите ответ.

После разминки, используя систему вопросов, учитель выявляет субъектный опыт учащихся, создает условия для обогащения его  новыми сведениями,   в этой работе актуализируются знания учащихся об измерении физических величин и об использовании измерительных приборов, необходимые для выполнения дальнейшей работы. Работа ведется в форме диалога с элементами мини-лекции. При изложении используется презентация «Антропометрия и физика»[6]

На мой взгляд,  умение отразить информацию в сжатой форме, в виде опорного конспекта имеет большое значение для успешного овладения новыми знаниями, поэтому я стремлюсь всячески поощрять деятельность ребят по составлению и озвучиванию опорных конспектов. Нелишне   напомнить учащимся о том, какое же значение в жизни человека имеет физика и ее открытия. Предлагаемая схема «родилась» в учебном диалоге с учащимися 9  класса:

Схема 1

Следующим этапом работы является работа в группах. Каждая группа получает свое задание, она должна с ним справиться за определенное время.

Первая группа получает распечатку с материалами лекции.  Учащимся дается задание изложить материал в виде опорного конспекта. Это учит ребят выделять главное, обобщать, переводить материал из одной знаковой системы в другую, кроме того, позволяет закрепить новое. Учащиеся должны представить свой опорный конспект на листе ватмана.

 Вторая группа выполняет тестовое задание. Проверка осуществляется по ключу, предложенному ребятам. Это помогает научиться осуществлять самоконтроль и рефлексию своей деятельности.   При выполнении задания учащиеся закрепляют навыки нахождения цены деления шкалы, актуализируют знания о физических величинах и единицах их измерений.[7]

Третья группа, составляя рассказ по готовому опорному конспекту, учится разворачивать учебную информацию, учащиеся развивают умение синтезировать материал.

Схема 2

В это же время четвертая группа работает с мультимедийной презентацией по данной теме или с электронным пособием «Готовимся к ЕГЭ» под редакцией Ханнанова Н.К., знакомясь с вопросами, не вошедшими в лекцию учителя. У ребят развивается навык самостоятельной работы  по получению знаний, навык работы на компьютере.

По окончании отведенного времени, происходит смена вида деятельности:

Теперь первая группа озвучивает свой опорный конспект учащимся группы 2, которая  выступает в роли активных слушателей, в роли учителей, давая оценку рассказам учащихся из первой группы, дополняя их рассказы, внося предложения в написание опорного конспекта по этой теме.

Учащиеся из третьей группы находят себе партнера из четвертой группы, продолжая работать над опорным конспектом, озвучивая его, работая в парах. Их рассказ дополняют ребята, изучавшие материал с помощью компьютера.

По окончании этой работы, продолжается совместная работа всех учащихся класса. Ученики, успевшие подготовить сообщения о проведении антропологических исследований, знакомят с ними  собравшихся (в том числе и с тем, как рассчитать собственный индекс веса).

По окончании работы, учитель просит оценить работу каждого участника группы в соответствии с требованиями, изложенными в карте показателей оценки  работы ученика в группе.

Карта показателей  оценки работы ученика в группе.

Если ученик был активен и предлагал правильные ответы, вносил предложения по организации  и проведению исследований, активно участвовал в подборе информации – оценка «5»

Если были ошибки в суждениях, не всегда одинаково активно принимал участие в работе группы – оценка «4»

Если ученик был мало активен при обсуждении или неуверен в знаниях – оценка не ставится.

Следует отметить, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он скоро закомплексует.

Для учета  рекомендую использовать листы учета:

Таблица 4

Вид деятельности

Самооценка

Оценка консультанта

Работа в группе

Итог

Составление ОК

Озвучивание ОК

Работа с ЭП

Инициатива

Наиболее активные ученики и наиболее сплоченная группа получают жетоны.

На заключительном этапе урока осуществляется рефлексия. Вопросы, предлагаемые учащимся:

 Подумайте и назовите три достижения в работе вашей группы

Определите, что может улучшить работу вашей группы?

Каков план ваших дальнейших действий?

Какая помощь вам может потребоваться?

Учитель был внимателен к тебе?

Учащимся сообщается тема следующего урока и домашнее  задание:

продумать какие цели может достичь, и какие задачи может решить каждый для себя, занимаясь на следующем уроке.

Группе «Антропометрия и физика» подготовить сообщения по выбранным вопросам

Проведение таких занятий обеспечивает активное участие в работе каждого ученика. Много раз, проговаривая материал, ребята закрепляют его, обогащая новыми сведениями; работа в группе, как большой  (4-5 человек), так и в малой (2 человека), обеспечивает каждому «слушателя», это учит ребят общаться, помогать друг другу, повышает ответственность перед участниками группы за результат деятельности.

 

Урок-практикум «Самый лучший вес»

Цели урока:        

Образовательные: создать условия для развития умений детей выполнять практические задания, создать условия для  осуществления учащимися осознанного выбора направления исследования, помочь учащимся определиться с планом проведения дальнейшей работы;

Воспитательные: приучать учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, воспитывать волю к победе и развивать умение добиваться поставленной цели; воспитывать убежденность в преимуществах здорового образа жизни;

Развивающие: развивать у учащихся умение обобщать изученный материал, представлять информацию в различных знаковых системах, развивать умение осуществлять выбор способов учебной деятельности, умение проводить рефлексию своей деятельности.

Урок основан на проведении  исследовательской работы учащихся в группах.

Этапы урока.

Организационный момент, целеформирование, выявление личностного опыта учащихся;

Актуализация знаний учащихся; расширение информационного поля ребенка;

Групповая работа по выполнению практических заданий;

«Консультации специалистов»

Подведение итогов, рефлексия, планирование дальнейших действий.

Ход урока.

«Закройте глаза, освободите уши, напрягите слух, и от нежнейшего дуновения до самого дикого шума, от простейшего звука до высочайшей гармонии, от самого мощного  страстного крика до самых коротких слов разума – все это речь природы, которая обнаруживает свое бытие, свою силу, свою жизнь…» - так писал о природе немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте.

Физика – наука о природе. А человек – дитя природы. И он должен уметь с ней разговаривать. Но как? На каком языке?

Природа – это храм, где камни говорят,

Хоть часто их язык бывает непонятен.

Вокруг – лес символов, тревожен, необъятен,

 И символы на нас с усмешкою глядят.

Шарль Бодлер

Сегодня я вместе с вами  хочу перенестись в нашу лабораторию и продолжить наш  путь познания языка природы с познания человека   как части природы.

Давайте вместе вспомним, какие опыты, исследования нам приходилось проводить на уроках физики?

Какие опыты вам понравились больше других?

Что вам хотелось бы проделать еще раз?

Ребята, а  кому знания законов физики помогли в жизни?

Мы с вами неоднократно изучали окружающие тела с помощью линейки, весов, термометра  и других измерительных приборов, а сегодня мы будем использовать наши умения для измерения параметров человеческого тела.

А надо ли знать какой у тебя рост, вес, может ли это для чего-то пригодиться или это лишние сведения? Почему это нужно знать современному человеку? А кто уже сейчас может сказать, что свой вес он знает и даже знает нормальный это вес для него или избыточный? Зависит ли здоровье человека от его веса?

На эти и другие вопросы мы будем сегодня вместе искать ответы.

Выступление учащегося с сообщением:

Прежние предписания для размеров и веса в последние годы были перечеркнуты. То, что раньше считалось избытком веса, теперь бывает не только нормально, но иногда и желательно. К такому мнению пришли специалисты. Вопреки собственным ожиданиям, они установили, что как раз люди с некоторым превышением веса имеют лучшие жизненные показатели. Раньше «идеальным весом» считался вес на 15% ниже физиологической нормы  у женщин и на 100% у мужчин.

Медики пришли к выводу, что самое разумное – рассчитывать «индекс веса». Он исчисляется следующим образом: берут рост ( в метрах) в квадрате, свой реальный вес делят на получившееся число. Если результат не меньше 19 и не больше 26, вес соответствует норме. Избыток веса – от 26 до 30, ожирение- выше 30. Это медицинское показание, к тому, что нужно худеть. Если индекс меньше 19, то имеется угроза для здоровья из-за недостатка веса.

Чтобы хорошо себя чувствовать и хорошо выглядеть нужно, поддерживать тот вес, который является «весом наилучшего самочувствия», то есть вес, гарантирующий человеку высокую работоспособность и наибольшую вероятность оставаться здоровым.

Для оценки состояния организма необходимо научиться методу расчета индекса веса, но для этого потребуется значение роста и веса человека.

Как мы организуем нашу деятельность, чтобы все овладели навыками практического определения показателей организма? Ваши предложения, ребята? (Совместно приходим  к выводу, что лучше работать в группах)

  Группы формируются по желанию: ребенок сам осуществляет свой выбор порядка проведения работ, может рассчитывать на помощь товарищей и учителя. Цель такой деятельности не оценить знания ребенка, а поддержать его в стремлении познать себя, свой организм. Группы выбирают практическую работу, которую они будут выполнять, а также вариант ее выполнения:

«Измерение роста человека». Работа выполняется в двух вариантах: с помощью линейки или с помощью маятника (на выбор учащихся);

Выполнение практической работы по  «Измерению массы тела» с помощью медицинских и напольных весов (можно рассчитать погрешность измерения этих двух типов весов)

Чтобы работа была выполнена за короткие сроки, следует подготовить бланки отчетов по проведенной практической работе, а также рекомендации к ее выполнению для учащихся, которым трудно самостоятельно планировать проведение исследования.[8]

Организация работы может быть примерно такой:

Схема 3

 После выполнения необходимых измерений, все желающие рассчитывают свой «индекс веса» и оценивают его значение с принятыми показателями. Выявляются ребята, которым необходимо больше внимания уделять своему здоровью, разработать план борьбы с лишним или недостаточным весом.

 Со своими рекомендациями выступают «специалисты»: «врачи-диетологи», «фитнес-тренеры», «врачи-терапевты», которые знакомят ребят с возможными нарушениями в работе организма, способами преодоления себя, о плюсах и минусах диет и других средств для похудания. (Сообщения ребята готовят дома к этому уроку.)

Результаты  проведенных измерений собираются группой ребят, занимающихся подготовкой проекта о применении  знаний курса физики для определения параметров тела человека. В дальнейшем, результаты будут обработаны и представлены в итоговой работе (форма представления выбирается самими учениками)

Подводятся итоги, определяются группы и ребята, особенно активно участвующие в работе, им даются жетоны; в форме диалога выясняется, достигли ли ребята поставленных  вначале урока целей  или для этого нужно еще сделать что-то.

Домашнее задание: найти в литературе комплекс упражнений для утренней зарядки, а также упражнений для снятия напряжения мышц. Пересмотреть организацию своего учебного дня с целью выделения времени на спортивные упражнения.

Доволен ли ты, как прошел урок?

Ты был активен на уроке?

Ты будешь с удовольствием выполнять домашнее занятие?

Мог ли ты воспользоваться помощью учителя, одноклассников?

3. Сердце - неутомимый труженик.

3.1 Сердце- движитель крови.

Цели урока:        

Образовательные: создать условия для формирования взгляда на человека как интегрированную биологическую систему, функционирование которой подчиняется фундаментальным физическим законам, для овладения приемами анализа процессов, происходящих в живом организме, помочь учащимся определиться с планом проведения дальнейшей работы;

Воспитательные: приучать учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи; воспитывать убежденность в преимуществах здорового образа жизни;

Развивающие: развивать у учащихся умение обобщать изученный материал, представлять информацию в различных знаковых системах, развивать умение осуществлять выбор способов учебной деятельности, умение проводить рефлексию своей деятельности.

Интегрированный урок, объединяющий предметы: физику, биологию, литературу. Способствует развитию вариативного мышления учащихся.  Учащимся предлагается посмотреть на сердце человека с разных позиций: сердце глазами биолога, сердце глазами физика и сердце глазами поэта. Работа организуется по  группам, учащиеся защищают свои проекты, в результате интегрируются знания биологии, физики и литературы.

Этапы урока.

Организационный момент, целеформирование, выявление личностного опыта учащихся;

Групповая работа по выполнению мини-проектов;

Защита проектов

Подведение итогов, рефлексия, планирование дальнейших действий.

Ход урока.

Урок начинается с фрагмента песни Ю.Савичевой «Если в сердце живет любовь…»

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? Кто является самым неутомимым тружеником в организме человека? О чем слагают стихи и пишут песни, что заставляет нашу кровь быстрее бежать по венам, что является предметом изучения и биологов, и медиков, и физиков?

Конечно,  о нашем сердце! Мир настолько сложен, что рассматривать его только с позиций физика, биолога или лирика просто невозможно! Это как мозаика - только когда соберешь все фрагменты, можно получить единую картинку!  Поэтому мы с вами должны стремиться к изучению любого явления с различных точек зрения, вот тогда мы сможем  сказать «Я понимаю, о чем говорю!»

Итак, сегодня я предлагаю вам провести не совсем обычное исследование: мы вместе с  вами «посмотрим» на сердце человека глазами биолога, физика и поэта. Подумайте, какая точка зрения вам может быть интересна больше других? Разделимся на группы, каждая группа получит свое задание и материалы для проведения исследования, а затем каждая группа представит свое видение вопроса.

Схема  4

Группа 1

Сердце как «средоточие»  души.

Материалы для изучения: сборники стихов, альбомы исполнителей, загадки, сборник цитат и афоризмов.

Группа 2

Сердце как движитель крови.

Если сердце – это насос, то можно рассчитать его  механическую работу. Частота сердечных сокращений. Пульс человека. (Литература, интерактивный курс по биологии, по физике.)

Группа 3

Сердце как биологическая система.  

Кровеносная система человека – биологический вид механической системы. Строение сердца, его функции. (Литература по биологии, справочники, интерактивный курс по биологии)

Учащимся следует сообщить, как будет оцениваться их работа, в какой форме будет приниматься отчет, например, устное выступление членов группы. Оцениваться работа будет самими участниками занятия: они отдают свое «сердечко» за материал, наиболее понравившейся им, более ценностно-значимый, удивляющий. Побеждает команда, собравшая наибольшее количество «сердечек». Для организации такого оценивания всем участникам раздают заранее заготовленные «сердечки» (по три  каждому)

Данная технология носит название «Обучение в команде», она разработана в университете Джона Хопкинса, США, Р.Славиным, в 1989году.

Особое внимание уделяется успеху всей группы, который достигается только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами группы при работе над темой, подлежащей изучению.

Задача каждого состоит в том, чтобы познать что-то вместе и чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

После завершения работы проходит представление результатов своих исследований.

Таблица  5

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Во время выполнения задания обращает внимание на то, как члены группы участвуют в работе, как члены группы справляются с заданием, как относятся друг к другу, если требуется помощь – оказывает ее.

Задание выполняется каждым по частям, при этом, выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

Предлагает группам отчитаться о  выполненной работе. Предоставляет право выбора в форме отчетности.

 Докладывают классу о выполнении задания

После заслушивания выступлений групп, предлагается тест на проверку понимания и усвоения нового материала.

Таблица  6

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Раздает тесты, сложность которых дифференцирована

Выполняют тест индивидуально вне группы

 Тест проверяется «оценщиками», выбранными учителем, учитель помогает им в работе, если возникают трудности. «Оценщики» проверяют тест в соответствии с ключом, выставляют оценки за работу ( в баллах за каждое задание), баллы суммируются и выставляется общая оценка.

Таким образом, и сильный, и слабый ученик может принести своей группе одинаковые баллы; каждый соревнуется не сильный со слабым, а каждый со своими результатами.

Биологи рассматривают вопросы, связанные со строением сердца и его функциями.

Выступление  группы физиков:

Гипотеза: если  сердце это насос, тогда мы можем рассчитать его работу, пользуясь законами физики. Показатели работы сердца можно выразить количественно.

Изучив литературу, мы узнали следующее: при проведении операций на сердце, которые требуют его временного выключения из системы кровообращения, пользуются специальными аппаратами искусственного кровообращения. Этот аппарат является сочетанием искусственного сердца (насосная система) и искусственными легкими (система, обеспечивающая насыщение крови кислородом).

Движение крови обуславливается работой сердца благодаря последовательному  чередованию сокращений и расслаблений сердечной мышцы. Кровь движется по сосудам также за счет  разницы давлений при выходе крови из сердца и в венах при возвращении ее в сердце. Во время сокращения желудочков сердца кровь под давлением нагнетается в аорту и легочный ствол; давление самое высокое- 150 мм. рт. ст. Давление снижается по мере продвижения крови по артериям до 120 мм. рт. ст., а в капиллярах до 20 мм. рт. ст. Разница  давлений в различных отделах кровеносной системы и вызывает движение крови: из области более высокого давления в область более низкого.

Кровь из желудочков выбрасывается порциями, а непрерывность ее течения обеспечивается эластичностью стенок артерий. В момент сокращения желудочков стенки артерий растягиваются, а затем под действием сил упругости возвращаются в исходное состояние. Ритмичные сокращения стенок артериальных сосудов называется пульсом.

Пульс определяется пальпацией и оценивается по следующим показателям: частота, ритм, наполнение, напряжение и скорость. Обычно считают число пульсовых волн за 10, 15, 20, 30 секунд и полученную цифру умножают на 6, 4, 3, 2.

 У здорового человека в состоянии покоя частота пульса 60-80 ударов в минуту. Частота пульса зависит от возраста: у новорожденных 130-140 в 1 мин., 3-5 лет 95-100, 7-10 лет 85-90, к 25 годам пульс замедляется до 60-80 ударов в 1 мин. У женщин на 5-10 ударов больше, чем у мужчин, у тренированных людей реже, чем у обычных.

Далее учащиеся учатся определять частоту пульса  в состоянии покоя. Желающим убедиться в том, что она меняется при выполнении физических упражнений, предлагается выполнить 20 приседаний, затем опять считают пульс. Делают вывод, как зависит  частота пульса от вида деятельности.

С наибольшей скоростью кровь течет в аорте 0,5 м/с, в артериях 0,25 м/с, в капиллярах 0,5 мм/с.

Общая длина капилляров 100 тыс. км, а общая площадь 6300 м2

Работа,  совершаемая сердцем, затрачивается на преодоление сил давления и сообщение крови кинетической энергии. За одно сокращение в состоянии покоя  А=1 Дж,  за сутки 86 400 Дж, мощность сердца за время одного сокращения  N= A/t=3,3 Вт, ударный объем крови 60 мл.

После подведения итогов, осуществления рефлексии, учащимся предлагается провести домашнее исследование: провести измерения частоты пульса у всех членов семьи. Сделать вывод, о значении частоты сердечных сокращений в зависимости от возраста.

Учащимся дается задание подготовить материал к следующему уроку. В качестве врача, медсестер, выступают учащиеся группы «Сердце как движитель крови»

На этапе рефлексии ученикам задают вопросы:

Что понравилось на уроке?

Что ты предлагаешь изменить?

Что тебе особенно понравилось?

Какая форма работы тебе понравилась больше других?

3.2 Кровяное давление. Приборы для исследования характеристик кровеносной системы.

Цели урока:        

Образовательные: создать условия для формирования взгляда на человека как интегрированную биологическую систему, функционирование которой подчиняется фундаментальным физическим законам, для овладения приемами анализа процессов, происходящих в живом организме, создать условия для овладения учащимися умением измерять давление с помощью тонометра, помочь учащимся определиться с планом проведения дальнейшей работы;

Воспитательные: приучать учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи; воспитывать убежденность в преимуществах здорового образа жизни;

Развивающие: развивать у учащихся умение импровизировать, умение обобщать изученный материал, представлять информацию в различных знаковых системах, развивать умение осуществлять выбор способов учебной деятельности, умение проводить рефлексию своей деятельности.

Урок - ролевая игра «В кабинете кардиолога». Учащиеся играют роли врача-кардиолога, медсестер, студентов медицинского института, пациентов, страдающих различными нарушениями сердечной деятельности.

Этапы урока.

Организационный момент, целеформирование;

Актуализация знаний;

Ролевая игра;

Проведение исследования давления с помощью тонометра;

Подведение итогов, рефлексия;

Ход урока.

После организационного момента, выступают учащиеся, сообщающие о результатах измерения частоты пульса у членов семьи. Учащиеся делают вывод, что частота пульса и его наполнение могут изменяться в зависимости от возраста, тренированности человека и отклонение его значения  от нормального может являться признаком нарушений сердечно-сосудистой деятельности.

Класс на время превращается  в кабинет врача-кардиолога. (белые халаты, тонометры)

Сюжет игры: врач-кардиолог проводит занятие для студентов мединститута, пациенты сообщают врачу о своих жалобах, врач ставит диагноз заболевания и рассказывает о методах лечения и профилактики.

Рассмотрены признаки заболеваний: стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт, вегето-сосудистая дистония,  гипертония.

Врач знакомит с принципом измерения кровяного давления с помощью тонометра по методу Н.С.Короткова, медсестры измеряют давление присутствующим. Результаты измерений будут сведены в таблицу, представленную в проекте на защиту.

Медсестры демонстрируют способы оказания первой помощи при кровопотерях.

На этапе рефлексии учащихся просят ответить на вопросы:

Что нового Вы узнали о работе сердца?

Какие знания  могут пригодиться в жизни?

Какие методы профилактики заболеваний вы запомнили?

Сумел ли ты показать свои знания?

Домашнее задание: подготовить сообщение о мерах профилактики заболеваний, провести опрос родственников о наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Подготовить комплекс упражнений для укрепления сердечной мышцы.

Я выбираю здоровье.

Цели:

Образовательные: создать условия для формирования у учащихся знания симптомов заболеваний сердечно-сосудистых заболеваний, о способах профилактики, формирования умения самостоятельно обращаться за медицинской помощью, ответственного отношения к посещению врача.

Воспитательные: воспитывать убежденность в том, что лучший способ защиты от болезни - это профилактика заболевания, воспитывать привычку своевременного обращения за медицинской помощью.

Развивающие: развивать умение осуществлять выбор способов учебной деятельности, умение проводить рефлексию своей деятельности.

Методическое оснащение: карточки с названиями опасных сердечно-сосудистых заболеваний (гипертония, гипотония, тахикардия, брадикардия,  стенокардия, инсульт, инфаркт миокарда), плакат с телефонами и адресами городских и районных медицинских учреждений, анкета «Что я делаю для сохранения своего здоровья?»

Ход занятия.

Вводная часть. Целеформирование. Актуализация знаний учащихся об отклонениях в сердечной деятельности.

Специализация врачей.

Факторы риска и их влияние на сердечно-сосудистую деятельность.

Способы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Обсуждение высказывания «Быть откровенным, как с врачом»

Дискуссия  «Что такое врачебная тайна?»

Работа по группам, выполнение упражнения «Инопланетянин» (Учащиеся представляют себя инопланетянами, которые побывали на Земле, они должны рассказать в своем отчете о наиболее серьезных заболеваниях сердца, угрожающих землянам, объяснить, как можно защититься от этих заболеваний.

Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов работы групп.

Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Я выбираю здоровье". Вы уже, наверное, догадались, о чем мы  с вами сегодня поговорим? Подумайте, пожалуйста, какую цель может поставить перед собой каждый на сегодняшнее занятие? (Несколько наиболее часто прозвучавших целей записывают на доске, каждый записывает свою цель в тетрадь).

Забота о своем здоровье и о здоровье окружающих- это одна из первоочередных задач современного образованного человека. А что может сделать для сохранения своего здоровья каждый из нас уже сегодня?

Давайте вспомним, какие сигналы подает нам наш организм, когда ему необходима помощь?

Изменение давления;

Изменение частоты пульса;

Боль;

Затруднение дыхания.

О каких заболеваниях могут говорить такие нарушения? Кому приходилось сталкиваться с подобными проблемами? Слышали ли вы о таких заболеваниях, как гипертония, стенокардия, инсульт, инфаркт миокарда, атеросклероз?

К кому обратиться за помощью, в случае наблюдения таких симптомов? Какие специальности врачей вам известны? Для чего нужны различные специальности врачей?

А знаете ли вы, что многих заболеваний можно было бы избежать, если устранить факторы риска? Что относится к таким факторам? Давайте послушаем наших «специалистов».

Артериальная гипертония.

Гипертония – повышенное кровяное давление. Оно приводит к изменениям в сосудах: повреждаются  их стенки,  увеличивается их проницаемость. Тем самым создаются условия для отложения жировых веществ – в форме бляшек скапливается холестерин, что может привести  атеросклерозу.

Изменяется биохимический состав крови: усиливается образование гормонов, влияющих на сердце и сосуды.

Постоянное измерение кровяного давления поможет вовремя установить нарушение. Рекомендуется также избавиться от лишних килограммов, бросить курить, отвести время регулярным занятиям спортом, рационально питаться.

Высокое содержание холестерина в крови;(сообщение)

Курение;(сообщение)

Нервно-психическое напряжение;(сообщение)

Малоподвижный образ жизни;(сообщение)

Избыточный вес;(сообщение)

Многие факторы вам были известны и раньше, а всегда ли мы уделяем им должное внимание?

В определенных случаях помочь человеку, попавшему в беду, может только специалист. Наша же задача предоставить как можно больше информации  о состоянии здоровья  врачу.

Предлагаю обсудить такое высказывание «Быть откровенным, как с врачом». Причем, следует подчеркнуть, что врач несет профессиональную ответственность за конфиденциальность информации, ответственность перед родителями за здоровье несовершеннолетних пациентов.

Далее, учащимся предлагается разделиться на группы. Каждая группа получает сценарий возможной  жизненной ситуации, предлагается обыграть ее и предложить возможный вариант разрешения проблемы. (выбирается группа, наиболее удачно справившаяся с заданием)

Обсуждаем, куда можно обратиться в различных случаях нарушения здоровья. Даются реальные адреса, телефоны медицинских учреждений, в том числе психологической помощи.

В заключительной части занятия учащимся можно предложить упражнение «Инопланетянин», в ходе которого им нужно представить себя в роли инопланетянина, побывавшего на Земле. В своем отчете они должны описать опасное сердечно-сосудистое заболевание, угрожающее землянам, объяснить, как можно его предотвратить.

В конце урока, подводим итоги работы, останавливаясь на обсуждении достижения поставленных на этот урок целей.

Вопросы, предлагаемые ученикам:

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Домашнее задание: заполнить анкету «Что я делаю для сохранения здоровья?»

6. Итоговые занятия «Я и мой выбор»

Цели: формирование позитивного  образа будущего, подведение итогов деятельности, развитие умения осуществлять осознанный выбор дальнейшего направления жизни, развивать умение представлять результаты своей работы, создавать положительную мотивацию для дальнейшего успешного обучения, воспитывать убежденность в преимуществах здорового образа жизни.

Ход игры.

Ведущий: время всегда есть, но его нельзя потрогать, увидеть, вернуть… Мы существуем в пространстве и во времени, причем в пространстве можно пройти вперед и вернуться назад, а во времени можно двигаться только вперед: прожитую минуту не вернешь. Сегодня мы попробуем заглянуть в будущее и вернуться обратно.

Под звуки школьного вальса открывается занавес, сцена оформлена как во время выпускного бала: цветы, шарики, плакаты. На одном из плакатов написана дата, когда должен состояться выпускной вечер класса. Звучат напутственные слова. Занавес закрывается, на нем табличка «Выхода нет!»

Звучит на фоне звуков метронома: «Время - это река, которая течет только в одном направлении - из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не возвращается и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его по-другому».

Звучит фонограмма звуков вокзала: шум колес поезда, гудки. Ведущий: назад дороги нет, идти можно только вперед. Перед вами миллион дорог. Вы как будто на вокзале, от того, куда вы пойдете, какой путь выберете, зависит вся ваша будущая жизнь. Учащимся предлагается по кругу ответить на вопрос: «Какие чувства испытываешь ты, находясь на этом вокзале?»

Ведущий предлагает учащимся представить, что позади выпускные экзамены и теперь они взрослые люди, которые могут делать все, что им захочется. На следующем этапе ассистенты предлагают выбрать один из вариантов жизни, рекламируя каждый из них.

Продолжить образование, стараясь избегать факторов риска;

Веселый и интересный: можно ни в чем себе не отказывать, допоздна смотреть телевизор, и т. д.;

Наконец-то можно не думать о том, что хорошо, что – плохо;

На основе выбора учащихся формируются три  группы.

На следующем этапе, учащимся предлагается из «Атласа будущей жизни» выбрать дела (карточки), соответствующие выбранному варианту жизни.

1 группа:

посещение лекций, участие в научных конференциях, научная работа, занятия допоздна. Первые публикации, полезные знакомства.

2 группа:

  громкая музыка, пирожные, сладости, люблю вкусно поесть, можно смотреть телевизор допоздна, зарядка- это пустая трата времени. Концерты современной музыки, поездки с друзьями на отдых.

3 группа:

можно не бояться, что меня заметят, когда я курю, иногда можно позволить себе спиртного. Жизнь одна и нужно успеть все попробовать. Свидания, романтические свидания, поклонники, поклонницы.

Ассистенты  должны внимательно следить, чтобы выборы вариантов соответствовали выбранному способу жизни, и всячески подчеркивали, что нельзя вернуться назад и изменить свой прежний выбор. Затем составляется план на неделю, исходя из выбранных карточек из «Атласа».

Прошло пять лет. Ребята рассказывают,  с каким «багажом» они выходят из стен института, например:

приглашения на работу в престижную фирму;

много друзей, веселые воспоминания;

сложившаяся семейная жизнь.

Ведущий говорит о достоинствах и недостатках каждого выбора, например:

вас называют слишком правильным, у вас исчезли эмоции, у вас снизилось зрение, и испортилась осанка из-за чрезмерных зрительных нагрузок и малоподвижного образа жизни. Вам проще найти общий язык  с компьютером, чем с живым человеком Не боитесь ли вы, что в конце жизненного пути вы будете отчаянно жалеть о скучно прожитой жизни?

С годами вы чувствуете, что друзья начинают отдаляться от вас, у них свои интересы. Вас мучает одышка, из- за пристрастия к жирной пищи и сладостям ваш вес намного больше допустимого, ваши мышцы потеряли упругость, так как выполнение физических упражнений не является вашей привычкой. Все чаще вам приходиться прибегать к помощи таблеток.

Вы все чаще покашливаете, количество выкуриваемых сигарет все время увеличивается, от выпитого вами пива у вас вырос живот, а под глазами появились мешки, вас все чаще беспокоят боли в области сердца. Ваши дети вынуждены расти, видя пример курящего отца (матери), они все чаще болеют простудными заболеваниями.

Затем ведущий предлагает тем, кто недоволен  достигнутыми результатами, вернуться на «вокзал мечты» и поменять свой жизненный маршрут. Обратить внимание, что в реальной жизни такой возможности не будет.

После этого учащиеся выбирают свои жизненные цели с учетом сделанных изменений. Учащиеся делятся на группы с учетом своих выборов. Ведущий предлагает им посмотреть на тех, кто оказался рядом, и подумать над тем, что жизнь часто сводит вместе людей, которые по-разному начинали свой путь.

На заключительном этапе, участники с позиций взрослых людей  должны дать напутствие себе, нынешним школьникам.

На этапе рефлексии, учащимся предлагается ответить на вопросы:

Что было трудно в игре?

Что было легко?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что вы предлагаете изменить в игре?

Как может знание физики пригодиться к будущей жизни?

 Следующим этапом заключительного занятия является презентация проектов учащихся «Наши успехи и достижения сегодня». (Защита творческих проектов является предпрофильной пробой, наглядно демонстрирующей успехи учащихся при овладении курсом)

После презентации учащимся вручаются свидетельства о прохождении курса «Физика. Медицина. Человек.»  Лучшие работы отмечают грамотами.

5.Некоторые итоги преподавания курса.

В настоящее время занятия предпрофильного курса еще не подошли к своему логическому завершению, однако уже сегодня можно отметить, что у учащихся значительно возрос интерес к изучению физики, ребята активно участвуют в работе над проектами. Опросы, проведенные  среди учащихся и их родителей, показали, что большинство учащихся при выборе будущего направления учебного профиля выбирают естественно - научный профиль, с увеличением числа часов, отведенных на изучение физики и информатики.

  Тестирование, проведенное на промежуточном этапе показало, что уже сегодня у учащихся повысился уровень развития умения анализа, синтеза, степень овладения пользовательскими навыками возросла. Учащиеся стали более внимательно относиться к своему здоровью.

 Темы свои проектов учащиеся выбрали в соответствии со своими интересами и успешно с ней справляются.

На сегодняшний день проведено 8 занятий курса. Конструкция уроков такова, что позволяет учесть особенности восприятия материала учащимися с различными каналами восприятия информации: аудиалов, визуалов и кинестетиков.

При проведении уроков используется преимущественно интерактивный подход к обучению, непрерывное общение преподавателя и учащихся,  а также постоянная оптимизация образовательной среды, что способствует  повышению эффективности процесса обучения.

Учащиеся стали более свободно выражать свои мысли, охотно делятся со сверстниками материалом, который они хорошо усвоили. Особенно нравится ребятам перевоплощаться, играя различные роли: специалистов, фитнес-тренеров, врачей.

Учащимся был предложен повторно тест, составленный по вопросам входного теста. Результаты показали, что даже на промежуточном этапе, абсолютное большинство более успешно справились с заданиями. (таблица в приложении). Положительным фактом является также тот факт, что 4 ученика всерьез увлеклись медициной, планируя продолжить дальнейшее изучение по этому профилю. Родители отмечают развитие навыков пользования медицинскими приборами: весами, тонометром.

Кроме того, мною проведена презентация своего предпрофильного курса «Физика. Медицина. Человек.» перед учащимися 8-ых классов и их родителями. Отзывы показали, что большинство учащихся признают данную тему не просто интересной, но важной для изучения. По предварительным опросам данный курс будет выбран учащимися на следующий учебный год.

На промежуточном этапе  было проведено анкетирование среди слушателей (Приложение 9) с целью определения развития качеств личности и получения информации об оценке курса с точки зрения учеников. По итогам построен график приобретенных качеств и умений, который наглядно демонстрирует достижение развивающих и воспитательных целей курса и оценку курса детьми.

Приложение №1

Входной тест.

Можно ли использовать законы физики для описания процессов, происходящих в организме человека?

Нет, так как в живых организмах действуют законы биологии

Только для некоторых процессов

Да, ведь в организме человека протекают физические процессы

Можно ли считать глаз человека оптической системой?

Да, так как в нем происходит преломление света

Нет, зрение – это результат протекания химических процессов

Не могу ответить

При какой освещенности лучше всего работают палочки?

При всякой

Слабой

Сильной

Может ли человек слышать ультразвук?

Да

Нет

Не знаю

Кто самый неутомимый труженик в нашем организме?

Мозг

Сердце

Легкие

С помощью какого прибора можно измерить   кровяное давление?

Манометра

Тонометра

динамометра

Сколько энергии необходимо нашему организму и как рассчитать дневной рацион питания?

Я хорошо осведомлен по этому вопросу

Не знаю точно

Хотелось бы знать об этом больше

Что общего между маятником и голосовыми связками человека?

Это колебательные системы

Ничего общего

Что характеризует  «индекс веса»?

Отношение массы к росту человека

Отношение роста к массе

Показывает, во сколько раз вес превышает норму

Одинаковы ли энергетические затраты спортсмена на тренировке и ученика на уроке?

Да, если они одинакового возраста

Нет,  у спортсмена затраты больше

Нет, у ученика затраты больше

Приложение №2

Лист оценивания презентации учащегося

Оцените представленные Вашему вниманию презентации, по следующим  параметрам, используя 5 балльную систему:

Содержание отражает цели самостоятельной работы учащегося

В презентации четко сформулирована проблема исследования

Материал содержит результаты исследования, выполнен их анализ

Хорошо подобран иллюстрированный материал

Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки

Использована научная терминология

Информация полезна и актуальна

Дизайн не противоречит содержанию

Изображения привлекательны и соответствуют содержанию

Текст легко читается, фон хорошо сочетается с графическими элементами

Списки и таблицы размещены корректно

Все ссылки работают

Учащиеся коммуникабельны, проявляют уважение к другим участникам проекта

Приложение №3

Лист оценивания публикации учащегося.

Оцените представленные Вашему вниманию публикация, по следующим  параметрам, используя 5 балльную систему:

Тематика публикации интересна для меня

Публикация демонстрирует способность учащегося интерпретировать полученную информацию

Публикация демонстрирует понимание поставленных задач

Материал оформлен в соответствии с выбранной темой

Рисунки хорошо иллюстрируют собранный материал

Публикация содержит собственные выводы, они интересны аудитории

После ознакомления с публикацией у меня возникло желание продолжить изучение данного вопроса

Приложение №4

Карта показателей  оценки работы ученика в группе.

Если ученик был активен и предлагал правильные ответы, вносил предложения по организации  и проведению исследований, активно участвовал в подборе информации – оценка «5»

Если были ошибки в суждениях, не всегда одинаково активно принимал участие в работе группы – оценка «4»

Если ученик был мало активен при обсуждении или неуверен в знаниях – оценка не ставится.

Приложение №5.

Измерение физических величин.

Для определения цены деления шкалы нужно:

 (13+1)/5

 (13+1)/4

(25-1)/8

(13-1)/4

Что объединяет перечисленные приборы: часы, линейка, термометр, динамометр, весы?

Это измерительные приборы

У них есть шкала с делениями

Ничего общего

Это физические приборы

Единицей измерения длины в СИ является:

Километр

Сантиметр

Миллиметр

Метр

Единицей измерения какой величины является 1 кг?

Силы

Массы

Длины

Плотности

Прибор для измерения силы называется:

Метроном

Динамометр

Весы

Амперметр

Весы служат для измерения:

Силы

Массы

Плотности

Объема

Для измерения какой величины служит прибор, если на его шкале стоит обозначение «Н»?

Массы

Плотности

Объема

Силы

Приложение №6

Опорный конспект по теме «Антропометрия и физика»

   

Приложение №7.

Практическая работа «Определение роста человека  с помощью часов»

Приборы и материалы: часы с секундной стрелкой (или секундомер), металлический шарик малого диаметра со сквозным отверстием по центру, длинная нитка ( около 2 метров), штатив с муфтой и кольцом.

Идея опыта: взять нить, отложить на ней отрезок, равный росту человека, а потом длину нити рассчитать на основе формулы периода колебаний математического маятника.

Выяснение теории:

Каким образом маятник может стать измерителем длины? (Колебания шарика на длинной нити при небольших углах отклонения от положения равновесия можно рассматривать как колебания математического маятника. Его период зависит от длины нити и ускорения свободного падения и определяется формулой:

T=2π l/g откуда  l=T2g/4π2

Какие величины нам известны? (g и π)

Что предстоит найти? (T)

Как можно определить период? (Если отсчитать число колебаний за определенное время, то период найдется как отношение времени к числу колебаний T=t/n )

Какой окончательный вид с учетом этого приобретает формула для расчета длины? ( l=t2g/4π2n2)

Ход работы (предложен классом)

Привязать шарик к нити.

Попросить соседа отмерить такую длину нити, чтобы она была равна моему росту. Для этого на свободном конце нити сделать в нужном месте метку-узелок.

На стол поставить стул, а на стул – штатив с кольцом. К кольцу привязать нить так, чтобы точка подвеса совпала с меткой, - нужной длины маятник изготовлен.

Отклонить маятник от положения равновесия на 5-10 см и отпустить его.

Измерить время 20-ти полных колебаний.

Повторить измерения времени не менее 5 раз, не меняя условий опыта, и найти среднее значение времени.

Используя эти данные, рассчитать длину нити по формуле, приняв ускорение свободного падения 10 м/с2. Значение l – это и есть мой рост.

Оценить погрешность работы.

Рассчитать среднее значение роста учеников в группе и сравнить свой рост со средним значением.

Оформить результаты работы в удобной для меня форме.

Приложение №8.

«Что я делаю сегодня для сохранения здоровья?»

Таблица 7

Высказывание

Практически всегда

Иногда

Почти никогда

1

Я питаюсь хорошо сбалансированной качественной пищей

2

1

0

2

Продолжительность моего сна соответствует норме

2

1

0

3

Я не злоупотребляю жирной и жареной пищей

2

1

0

4

Я веду активный образ жизни

2

1

0

5

Я не курю

2

1

0

6

Если меня беспокоит мое самочувствие, я немедленно обращаюсь к врачу

2

1

0

7

Я должным образом реагирую на стресс

2

1

0

8

Мой вес соответствует норме

2

1

0

9

Я регулярно выполняю физические упражнения

2

1

0

Сумма баллов:

Интерпретация результатов

18-20 Вы делаете все, возможное чтобы не болеть. Вы почти не подвержены факторам риска.

14-17 Вы делаете много для предотвращения заболеваний, однако, вам есть над чем работать.

13 и менее Скорее всего, вы относитесь безответственно к своему здоровью. Имейте ввиду, что здоровье вашего сердца под угрозой. Вам нужно  срочно что-то менять в своей жизни!

Приложение №9.

Анкета для учащихся 9 класса, которые прошли обучение по предпрофильному курсу.

Какие качества, на Ваш взгляд, развил в Вас предпрофильной курс «Физика. Медицина. Человек. Познай себя…»? Подумайте и оцените по десятибалльной шкале, какие из приведенных качеств вы приобрели или развили в себе в процессе изучения курса.

Интуиция            

Воображение              

Познавательная

 активность    

Логика

Образное

мышление

Самостоятельность  

Самоанализ  

Коммуникативность            

Подумайте и оцените по десятибалльной шкале Ваше отношение к курсу в целом.

        


Схема 5

Мышечная сила  F Н

Мышечная сила  F Н

Пульс число ударов в минуту

динамометр

секундомер

Пульс число ударов в минуту

1                  13                25

тонометр

весы

Линейка, ростомер

Давление p  Па

Масса тела m кг

Рост (длина тела) L метр

Измерительные приборы

Физические величины

метрео-

измеряю

Антропо-

человек

динамометр

секундомер

тонометр

весы

Линейка, ростомер

Давление p  Па

Масса тела m кг

Рост (длина тела) L метр

Измерительные приборы

Физические величины

метрео-

измеряю

Антропо-

человек

Антропометрия

Первая группа выполняет измерение роста с помощью маятника (в качестве консультантов выступают несколько ребят из группы «Антропометрия»

В это время, вторая группа учащихся находит массу своего тела с помощью весов ( консультанты – ребята из группы «Антропометрия»)

Смена групп

Смена групп

Физика и человек

Для человека

В человеке

…Создают устройства и приборы

Помогает понять процессы, протекающие в организме человека

Для исследований

Для улучшения жизни

Для лечения

Сердце глазами биолога

Сердце глазами поэта

Сердце глазами физика

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

Антропометрия

Мышечная сила  F Н

Пульс число ударов в минуту

динамометр

секундомер

тонометр

весы

Линейка, ростомер

Давление p  Па

Масса тела m кг

Рост (длина тела) L метр

Измерительные приборы

Физические величины

метрео-

измеряю

Антропо-

человек

Антропометрия


[1] сборник нормативных документов «Примерные программы основного общего образования» составители- Водянский А.М., Гара Н.Н.,Дик Ю.И.

[2] Н.П.Капустин. Педагогические технологии адаптивной школы.- М.: Academia, 1999

[3] См. электронное приложение на CD

[4] См. приложение к работе (входной тест)

[5] См. приложения карта «Показатели оценки работы ученика в группе»

[6] См. электронное приложение «Антропометрия и физика»

[7] См. тестовое задание в приложении

[8] См. приложение описание работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Физика человека"

Содержится программа элективного курса "Физика человека" и рабочая тетрадь к нему....

Элективный курс "Права человека и их защита"

Элективный курс "Права человека и их защита" для 10-11 классов...

Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....

Программа элективного курса "Экология человека"

Программа элективного курса "Экология человека"  для 9 класса. Включает пояснтительную записку и КТП....

Сборник "Экология человека" к авторскому элективному курсу "Экология человека"

Программы к элективным курсам не редкость, а вот материалы у уроку - большая проблема. Даже если нравится программа, то сколько труда необходимо для того, чтобы подготовиться  к уроку по замыслу ...

Программа элективного курса «Медицина и врачевание» для учащихся 9-10 классов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма элективного курса для 9 класса «Я и мое здоровье»  составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общ...