Фронтальные и демонстрационные эксперименты на уроке "Полное внутреннее отражение"
методическая разработка (физика, 11 класс) по теме

Терентьева Ольга Ивановна

Много лет при изучении темы "Полное внутреннее отражение" проводим опыты, которые очень нравятся ученикам и учителям. Опыты эффектные, всегда получаются,заставляют задуматься, помогают понять явление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_uroku.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к уроку  «Полное внутреннее отражение», 11 класс

Фронтальные эксперименты:

Оборудование: стакан с водой, пробирка, карандаш.

а) Расположите карандаш наклонно в стакане с водой, поднимите стакан выше уровня глаз и посмотрите снизу через стенку на поверхность воды.

Почему поверхность воды кажется зеркальной?

б) Опустите пустую пробирку в стакан с водой и посмотрите на неё сверху.

Почему часть пробирки, опущенная в воду, кажется зеркальной?

в) Налейте в пробирку немного воды и повторите наблюдение.

Почему исчезло ранее наблюдаемое явление?

г) Опустите в пробирку карандаш.

Что вы наблюдаете?

Оборудование: стакан с водой, закопченная пластинка (я беру жестяные пластинки, обезжириваю их бензином, затем копчу на пламени свечи),пластинка, завёрнутая в чёрную бумагу с закопчённой звёздочкой (копчу на пламени свечи с помощью трафарета).

а) Рассмотрите закопчённую пластинку. Её поверхность абсолютно чёрная, и невозможно себе представить, что она может отражать свет не хуже любого зеркала. И всё-таки может! Опустите пластинку вертикально в стакан с водой и поворачивайте вокруг вертикальной оси, глядя сбоку. При некотором угле падения чёрная поверхность заблестит, как зеркало. Поместите перед пластинкой карандаш. В «чёрном зеркале» видно его отражение.

На границе раздела каких сред  происходит полное внутреннее отражение?

б) Теперь погрузите в воду обёрнутую бумагой пластинку.

Почему бумага воспринимается чёрной? Смачивается ли бумага водой? Почему блестит звёздочка? Как её можно было получить?

Демонстрационные эксперименты

Опыты с оптической шайбой или с набором по оптике L-микро.

Возьмём пластмассовую бутылку со слабым раствором хвойного концентрата. В боковое отверстие вставлена небольшая стеклянная трубка. Сначала она закрыта пробкой. С помощью осветителя направим свет на отверстие через бутылку. Появится зелёный луч. Далее убираем пробку, наблюдаем свечение струи и видим светлое пятно в месте падения струи.  (С помощью зеркала показываем это аудитории) На данном опыте мы увидели, что свет  может быть «заперт» в струе воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР на уроках физики для проведения демонстрационного эксперимента по теме" Электрический ток"

Подборка ЭОР для  осуществления  демонстрационного эксперимента на уроках по разделу  «Электрический ток»...

Методическая разработка демонстрационного эксперимента по физике «Исследование сопротивления проводника» 8 класс

Из года в год при ответе на простой вопрос, что будет с сопротивлением проводника, если силу тока (напряжение) увеличить в 2 раза, достаточно большое число учащихся пытаются применить закон Ома для уч...

демонстрационный эксперимент

демонстрационный эксперимент...

Наглядные примеры проведения демонстрационных экспериментов на уроках физики с использованием школьного осциллографа и других приборов

Данная презентация содержит краткое руководство по использованию такого прибора, как школьный осциллограф. Помимо блока принципиальных схем руководство содержит краткие видеообзоры, где наглядно наблю...

Презентация. Демонстрационный эксперимент по физике на тему "Механика"

Набор "Механика" из серии оборудования  L- микро предназначен для проведения демонстрационных экспериментов  при изучении   механики. В набор входит программное обеспечение. Программа L...

Возможность компьютера для демонстрационного эксперимента

Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических процессов и явлений, направленное на повышен...