Открытый урок по физике в 7 кл
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Прокопенко Галина Анатольевна

Урок по физике  "Сила трения" в 7классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._sila_treniya.doc497.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Тимоновская средняя общеобразовательная школа».

        

        

        

        Подготовила:

Прокопенко Г.А.,

учитель математики и физики

2009 – 2010 уч. г.

- создавать условия для усвоения учащимися понятия сила трения; -- определение места видов  трения в природе;

- закрепить полученные знания о силах в природе;

- развивать гипотезу и подтверждать её опытом, логическое

  мышление;

- воспитывать стремление к познанию через связь с другими

   предметами.

   

                Динамометр; 2-3 деревянных бруска разной массы; тележка; набор грузов; песок.

Силы трения покоя, скольжения, вязкое трение.

Сравнение сил трения скольжения и качения.

Зависимость силы трения от веса тела.

I.Организационный момент. (1мин.)

II. Актуализация знаний учащихся. (5мин.)

Давайте кратко вспомним материал прошлых уроков.

И.А. Бунин.

                                  Отлив.

В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила, -

Её уж тянет, тянет Сила

Всходящей за морем луны.

Во тьме кокосовых лесов

Горят стволы, дробятся тени –

Луна глядит – и, в блеске, в пене,

Спешит волна на тайный зов.

? О какой силе говорит поэт в данном отрывке?

- Какой прибор измеряет силу?

- Чем отличается сила тяжести от веса тела?

- Есть ли различия между весом и массой тела?

     

III. Изучение новой темы. (25 мин.)

Постановка проблемы.

На железной дороге.

18 августа 1851 года император Николай I совершил поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчёркивало то обстоятельство, что императорский поезд  первым пройдёт по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учёл одного обстоятельства…

 Паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы.

Зачем ? Что не учёл генерал?

Ответить на эти вопросы нам поможет  тема сегодняшнего урока. Итак, тема урока:

                              «Сила трения в природе и технике».

Перед вами на столах находятся демонстрационные приборы. Продемонстрируйте перемещения бруска по опоре при помощи динамометра с постоянной скоростью.

Данный опыт нам помогает прийти к пониманию возникновения новой силы, которая препятствует движению тел.

Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой трения.

О силе трения знают все. Всем  известно как трудно ехать на несмазанном велосипеде или тащить санки по насыпанной песком дорожке. Значит, трение препятствует движению.

Продемонстрируйте это, пожалуйста, используя нужные приборы.

Трение нужно преодолевать, чтобы поддерживать движение.  

Но разве трение только препятствует движению?

Трение удерживает все стоящие на столе и на полу предметы. Так  вредно оно или полезно? В  отношении Природы подобные вопросы неуместны. Трение есть и с этим нужно считаться.

Когда же оно возникает? Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

Существуют различные виды трения.

Запишите в тетрадях по центру: (схема заполняется по ходу урока)

Виды трения.

        сухое        вязкое

                          (твёрдое с твёрдым )           (твёрдых тел в жидкостях)

        зависит

        покоя        качения

        скольжения        формы тела        скорости

                                                                                                           движения тела        

                                                                                   рода жидкости

                                                                                     

1.Трение  покоя.

Чтобы сдвинуть тело с опоры нужно приложить силу. Эта сила уравновешивает силу трения. На наклонной опоре сила трения удерживает тело.

Человека при ходьбе толкает сила трения покоя. Если она мала, то ноги человека скользят, и он не может идти.

2. Трение скольжения.  

        

Когда тело начинает двигаться по опоре, возникает сила трения скольжения, направленная в сторону, противоположную движению.

Вопрос:

Как вы думаете, в чём причина возникновения силы трения?

Причины

        от        от шероховатости трущихся

        материала,        тел

из которого изготовлено  

             тело

? Как  вы думаете: что нужно для того, чтобы уменьшить силу трения?

( На гладкие поверхности наносят жидкую смазку).

Проведите опыт с гладкими, хорошо притёртыми стеклянными пластинами, перемещая, их друг относительно друга.

Почему между гладкими пластинами, не имеющими шероховатостей, возникает большая сила трения?

Вывод: между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения, которые и являются причиной трения. Если тела хорошо отполированы, то сила трения может стать очень большой.

На примере демонстрации движения брусков разной массы, можно показать, что сила трения тем больше, чем больше вес тела.

3. Трение качения.

Когда необходимо уменьшить трение, то трение скольжения заменяют трением качения. Оно намного меньше трения скольжения.

Трение качения обусловлено преодолением колесом впадины, которая возникает при давлении тела на опору.

В отдельных случаях для уменьшения трения применяют «воздушную подушку». Уменьшение трения происходит за счёт того, что между поверхностью тела и опорой создают воздушную область повышенного давления. При этом машина не касается опоры. На этом принципе перемещаются суда на воздушной подушке.

Вязкое трение.

Величина вязкого трения зависит от…(перечислить)

В технике очень часто необходимо уменьшать трение, чтобы увеличить срок службы деталей. В этих случаях трение скольжения заменяют  при помощи подшипников трением качения, либо наносят смазку на трущиеся части.

IV. Доклад.   (3мин.)   «Трение скольжения и трение качения.»

V. Обобщение пройденного материала. (9мин.)

Ребята, с каким новым явлением мы познакомились сегодня на уроке?

 ( с силой трения.)

А сейчас послушайте отрывки из стихотворений и ответьте на мои вопросы.

А.С.Пушкин

                            Евгений Онегин.

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд…

                                            Почему коньки хорошо скользят по льду?

Цзан Кэцзя

                           Плеть.

Башмак железный у осла

Отполирован добела.

                                 Вследствие чего подковы у животного

                             становятся отшлифованными, стачиваются?

А.А.Блок

                            Двенадцать.

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок,

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!..

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

- Уж мы плакали, плакали…

Поскользнулась

И – бац  - растянулась!

Ай, ай!

Тяни, подымай!

                                 Почему лёд скользкий?

Людвиг Уланд

                                    Жница.

Прошло уже стадо, и время косцам расходиться.

Но, косу, продолжает Мария трудиться.

Вот звёзды зажглись, засверкали вечерние росы,

Запел соловей, и сильнее запахли покосы.

Мария не слушает пенья, без отдыха косит,

Без отдыха косу над влажной травою заносит.

                                            Почему легче косить, если трава влажная?

Если останется время предложить учащимся объяснить ряд поговорок о трении:

- не помажешь – не поедешь;

- пошло дело как по маслу;

- угря в руках не удержишь;

- что кругло – легко катится;

- лыжи скользят по погоде;

- колодезная верёвка сруб перетрёт;

- ржавый плуг только на пахоте очищается.

VI. Рефлексия. (1мин.)

Давайте вернёмся к задаче, которая прозвучала в начале нашего урока, и вспомним вопросы, которые были поставлены перед вами. Можете ли вы ответить на эти вопросы?

Ответ:

Клейнмихель забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающем трение.

Жандармы посыпали песком покрашенные рельсы для увеличения силы трения.

VII. Итоги урока. (1мин.)

Выставление оценок в дневники и в журнал.

VIII. Д/з.   § 30 – 33. Если время не останется на уроке для обсуждения

                                           поговорок, то можно задать вспомнить их учащимся

                                           и на следующем уроке обсудить.