Формирование учебно-исследовательской компетентности учащихся на уроках физики
статья по физике по теме

Дашидондоков Базарсадо Сандакович

здесь даны рекомендации для учителя по формированию учебно-исследовательской компетентности учащися на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uchebno.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ

«Судунтуйская средняя общеобразовательная школа»

«Формирование учебно-исследовательской компетентности

учащихся на уроках физики»

Дашидондоков БС.С.,

учитель физики МОУ

«Судунтуйская СОШ»

2011г.

Тема: «Формирование учебно-исследовательской компетентности

учащихся на уроках физики»

         Новая образовательная программа как стиль мышления данной исторической эпохи вносит коррективы в традиционную трактовку целей и содержания образования, определяя в качестве приоритетной компетентную модель. В соответствии с требованиями современного поликультурного мира формирование  ключевых компетенции  в своей совокупности становятся главной целью не только высшего, но и среднего образования. Среди этих компетенций учебно-исследовательская деятельность представляет одну из важных и системообразующих, т.к. является не только образовательной целью, но и средством развития личности.

        Природа учебно-исследовательской компетентности такова, что она хотя и является продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а выступает, скорее, следствием целостной самоорганизации и синтеза своего деятельностного и личностного опыта. Учебно-исследовательская компетентность рассматривается нами как способ успешного воплощения содержания образования в деятельность, предполагающая овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, научной литературой. В процессе учебно-исследовательской деятельности происходит интеграция познавательной, исследовательской и проектировочной деятельности.

        Ряд исследователей выделяют различные функции учебных исследований учащихся:

дидактические  ( открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков, систематизация и обобщение знаний);

развивающие ( развитие мышления, самостоятельности мышления, исследовательских и творческих способностей, умение выдвигать и проверять гипотезы и пр.);

рефлексивные ( умение анализировать собственную деятельность объективно оценивать уровень сформированности своих знаний, умений и навыков).

     При этом основными принципами организации учебно-исследовательской деятельности являются:

принцип организации учебно-исследовательской деятельности «в зоне ближайшего развития» школьника;

принцип постепенного освоения этапов исследовательской деятельности;

принцип оптимизации обучающей, развивающей и диагностирующей функции.

       Анализ большинства учебников по физике позволил констатировать, что в них все еще делается упор на освоение школьниками готовой информации, а не на освоение и преобразование готовой действительности физическими методами.

        Основы исследовательской деятельности можно закладывать в начальной школе. Таким образом на старшей ступени обучения учащиеся готовы к формированию учебно-исследовательской компетентности. Для этого можно использовать: учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера, индивидуальное учебное исследование, творческие экспериментальные задания. Эти формы организации учебных занятий реализуются через проблемно-поисковый, экспериментально-исследовательский и исследовательские методы обучения.

          При изучении темы: « Сила трения. Сила трения скольжения» учащиеся 9 класса выполнили экспериментально-исследовательскую работу на тему: измерение силы трения скольжения и сравнение ее с весом тела.

         Над исследованием работали 3 группы по 4 человека. Каждая группа определила свою цель и гипотезу исследования.

       Один из вариантов, составленный учащимися.

Время работы над исследованием 2 недели.

Характер исследования: комбинированный ( теоретический и эмпирический).

Цель исследования: измерить силу трения скольжения и сравнить с весом тела.

Гипотеза: изменение силы трения при изменении веса тела.

Объект исследования: каретка, движущаяся по направляющей рейке.

Предмет исследования: сила трения.

При подготовке ребята использовали не только учебник, но и различные журналы, книги, справочники и, конечно, Интернет.

Тема: « Измерение силы трения скольжения и сравнение ее с весом тела».

Оборудование: направляющая рейка, каретка, набор грузов, динамометр.

Выполнение работы:

Повторить основные сведения о силе трения, силе упругости и весе тела.

Подготовить таблицу:

№ опыта

Вес каретки, Н

Вес груза, Н

Вес каретки с

грузом, Н

Сила трения, Н

Подвесьте каретку к динамометру и измерьте ее вес.

На направляющую рейку положите каретку и прицепите к ней динамометр. Придерживая одной рукой направляющую рейку, в другую руку возьмите динамометр и потяните за него так, чтобы он и каретка стали бы равномерно перемещаться вдоль рейки. Величина силы, которую при этом покажет динамометр, будет равна величине силы трения между поверхностями рейки и каретки. За показание динамометра следует брать среднее значение из двух крайних положений указателя.

Занесите в таблицу результаты измерений.

Измерьте вес одного груза.

Вычислите и занесите в таблицу общий вес каретки с грузом.

Установите груз на верхней поверхности каретки и повторите опыт и занесите в таблицу измеренное значение силы трения.

Подвесьте к динамометру два груза и определите их общий вес.

Оба груза установите на каретке и определите силу трения для каретки с двумя грузами.

Вычислите, во сколько раз вес каретки с двумя грузами больше веса с одним грузом, а также во сколько раз сила трения, действовавшая на каретку с двумя грузами, больше той, которая действовала на каретку с одним грузом. Сравните изменение  веса каретки с изменением силы трения.

Повторите вычисления для каретки с двумя грузами.

Сделайте вывод о том, как меняется сила трения при изменении веса тела.

При предоставлении отчета о проделанном исследовании ребята создали электронную презентацию, составили и познакомили учащихся класса со списком полезных сайтов по теме.

Но кроме этого учащиеся провели эксперимент, выполнили необходимые измерения и наблюдения, которые требовали терпения и аккуратности, зафиксировали их, оценили точность измерений, проанализировали полученные результаты, сформулировали выводы, провели рефлексию. Осмыслив итоги эксперимента с точки зрения достижения цели исследования, наметили направления последующего исследовательского поиска. Не все ребята справились полностью с данной задачей до конца, за отведенное время.

Таким образом, под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность учащихся , связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими , сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Поэтому к творческим, исследовательским следует отнести те задания, в которых ученик может открыть новые, неизвестные для него закономерности. Несомненными преимуществами использования исследовательской работы являются высокая степень активности и самостоятельности учащихся при выполнении эксперимента, выработка умений работы с физическими приборами и навыков обработки результатов наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента или наблюдения по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самими учащимися. Ключевым моментом является то, что на ступени работы проводится рефлексия.

              Дети радуются своим успехам. Им интересно видеть, как другие увлеченно что-то решают, исследуют. Совсем необязательно, чтобы тема исследования учащихся имела глобальное значение. Важен характер исследования. Таким образом, систематически используя исследовательские задачи разного характера, можно сформировать учебно-исследовательскую компетентность учащихся. Значимость включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность предполагает развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.

                   

                                                             

Литература:

Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М. 2002г.

Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии понимания, помощь, противодействие, конфликт. М. Просвещение, 2000г.

Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. / Под редакцией А.П. Тряпицыной. 2005г.

Хуторская А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителей. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно - исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Учебно-исследовательская работа на уроках химии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять ...

" Эффективность обучения учащихся через учебно- исследовательскую и внеклассную деятельность по физике".

В работе описываются примеры внеклассных работ по физике, для формирования познавтельных интересов к предмету....

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В последние годы в условиях непрерывной модернизации образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного ...

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...

Презентация к педсовету "Нормативно-правовая база по формированию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уровне ООО"

Анализ существующих законов и регламентирующих документов по теме «Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уровне ООО»....

Технологическая карта урока "Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики"

Технологическая карта урока по формированию естественно-научной грамотности (ЕНГ) при разборе заданий формата международного тестирования PISA.Разбор задания PISA по ЕНГ, «Кто дальше и кто ...