"Физические явления языком литературы" (в рамках общешкольного проекта "Слово в итегрированом пространстве изучаемых наук")
презентация к уроку по физике по теме

Сыромятникова Елена Константиновна

Для эмоциональной насыщенности урока, для показа красоты изучаемого явления, для лучшего восприятия материала на уроках физики должна звучать поэзия, должна присутствовать художественная литература. И тогда физика будет восприниматься не как сухая, скучная, непонятная наука, где много формул, определений, а как элемент современной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykom_literatury_-2.pptx290.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ Проект: «СЛОВО В ИНТЕГРИРОВАННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИЗУЧАЕМЫХ НАУК»

Слайд 2

Физику принято относить к точным наукам. Считается, что, если прозвенел звонок на урок, то все постороннее – литература, искусство, поэзия – должно уступить место точному эксперименту и строгому доказательству. Но и физика, и литература отражают один и тот же реальный мир, хотя и различными средствами. Физика – в понятиях, законах, теориях, литература – в образах, что зачастую ближе и понятнее ученикам.

Слайд 3

В своем сообщении я постараюсь проиллюстрировать примерами некоторые возможности, которые дает применение литературных произведений в процессе преподавания физики. ПОЧЕМУ ЖЕ примеры из литературных произведений могут быть полезны при изучении физики?

Слайд 4

Художественный текст: может служить великолепной, почти «наглядной» иллюстрацией физического явления. создает особый эмоциональный настрой, провоцирует и обостряет интерес к изучаемому физическому явлению. с лужит для осознания возможности разных подходов при рассмотрении одного и того же физического явления. не только открывает нам совершенство и закономерность физического бытия, но и помогает увидеть красоту природы, языка, художественного слова.

Слайд 5

Все преподаватели физики прекрасно знают, что при изучении темы «Интерференция света» уделяется большое внимание получению когерентных источников и интерференционной картины, поэтому урок выходит обычно весьма сложным и скучноватым. Здесь уместно прочитать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака "Мыльные пузыри».

Слайд 6

"Сияя гладкой пеной, Растягиваясь вширь, Выходит нежный, тонкий Раскрашенный пузырь. Горит как хвост павлиний. Лиловый, красный, синий, Зеленый, желтый цвет. Взметаем шар надутый Прозрачнее стекла Внутри его как - будто Сверкают зеркала Он воздухом надутый по воздуху плывёт Но ни одной минуты на свете не живёт Нарядный, разноцветный, пропал он на всегда, Распался незаметно, распался без следа..."

Слайд 7

Л. Н. Мартынов. «Гиперболы». И нефть, попав из бака в водоем, Павлиний хвост внезапно распустила. Она об органическом своем Происхожденье снова загрустила. Можно прочесть и такое образное представление явления интерференции в тонких пленках

Слайд 8

«Железнодорожная тема» в литературе очень « отдачлива » для изучения относительности движения . Можно также показать примеры относительности скорости и покоя.

Слайд 9

И. А. Бунин, «В поезде»: Вот мост железный над рекой Промчался с грохотом под нами. . . Ученикам можно задать вопрос: Что писатель-пассажир выбрал за систему отсчета? (СО, связанную с поездом, поэтому поезд условно считается неподвижным. Относительно этой СО мост в самом деле движется.) Обратите внимание, в двустишии также отмечается, что не только движение, но и положение тела относительно: мост расположен под поездом, но над рекой.

Слайд 10

Ю. П. Кузнецов. «Отцепленный вагон». Усыпил нас большой перегон, Проводник и кондуктор исчезли. Говорят отцепился вагон На каком-то безвестном разъезде. Мы, не зная, из окон глядим. Только поезд пройдет вдоль разъезда, Нам покажется – мы не стоим, А безмолвно срываемся с места. Только он промелькнет – обнажится То же зданьице, поле окрест. То умчится, то снова примчится Наш вагон на пустынный разъезд. Вопрос: Какой физический принцип иллюстрируют эти поэтические строчки?

Слайд 11

Произведения художественной литературы, богатые описанием физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются.

Слайд 12

Н.А. Некрасов. Никто его не видывал, А слышать - всякий слыхивал, Без тела, а живет оно, Без языка – кричит. Вопрос: Какое явление вы узнаете в этих поэтических строках?

Слайд 13

А. Т. Прасолов. «В тяжких волнах наружного гула». В тяжких волнах наружного гула И в прозрачном дрожанье стекла Та же боль, что на время уснула, И опять, отдохнув, проняла. Вопрос: Почему стекла в окнах иногда дрожат?

Слайд 14

Ф. И. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…» Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла – Она пол неба обхватила И в высоте изнемогла. Вопрос: Какое явление описано в этих поэтических строках?

Слайд 15

Даже сложные термины и понятия становятся более выпуклыми и легко понятными. Например, явление «изменение агрегатных состояний вещества» – кристаллизация - можно проиллюстрировать отрывком из стихотворения С. Есенина:

Слайд 16

Сергей Есенин: Вот морозы затрещали И сковали все пруды, И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды.

Слайд 17

При изучении темы «Броуновское движение» ученикам можно предложить проанализировать такой отрывок из философской поэмы Римского поэта Лукреция Кара «О природе вещей»

Слайд 18

Лукреций Кар. «О природе вещей »: Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает В наши жилища и мрак прорезает своими лучами, Множество маленьких тел в пустоте ты увидишь мелькая, Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .. . . . .. . . . .. Кроме того, потому обратить тебе надо вниманье На суматоху в телах, мелькающих в солнечном свете, Что из нее ты познаешь материи также движения, Происходящие в ней так потаенно и скрыто от взора, Ибо увидишь ты там, как много пылинок меняют Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно, Вечно туда и сюда разбегаясь во всех направленьях.

Слайд 19

Стихи Бунина дают великолепную возможность ученикам наглядно представить себе роль Всемирного тяготения в таком могучем природном явлении, как океанские приливы и отливы.

Слайд 20

И. А. Бунин. «Отлив». В кипящей пене валуны. Волна, блистая, заходила – Ее уж тянет , тянет Сила Всходящей за морем Луны. Во тьме кокосовых лесов Горят стволы, дробятся тени Луна глядит – и, в блеске, в пене, Спешит волна на тайный зов. Вопрос: Какова причина приливов и отливов?

Слайд 21

Внеклассная работа так же дает возможность применить литературные произведения для углубления и закрепления полученных на уроке знаний. Например, проводя во время недели естественных наук « Физико –математический КВН» можно предложить самим учащимся найти пример из художественной литературы, иллюстрирующий физическое явление.

Слайд 22

У Х Z F 1 F 2 F 3 → → → Назовите басню И. А Крылова .

Слайд 23

Можно предложить загадки, в которой зашифровано физическое явление. Можно также предложить участникам КВНа одну из множества , существующих в нашем фольклоре стихотворных загадок.

Слайд 24

Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет.

Слайд 25

Что днем растет в длину, а вечером в ширину? Зимой – греет, Весной тлеет, Летом – умирает, Осенью – летает.

Слайд 26

Заключение: Мне кажется, что даже из того небольшого числа примеров, приведенных в настоящей презентации, видно, насколько удачно подобранные примеры из художественной литературы могут оживить урок, помочь усвоению сложного материала, закреплению, изучению физических явлений с помощью художественных произведений не только открывает нам совершенство и закономерность физического бытия, но и помогает увидеть красоту природы, языка, художественного слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ШКОЛЕ (РУССКИЙ ЯЗЫК, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА)

Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.  Ян Амос Коменский Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в котор...

«Fêtes d`hiver» Фрагмент праздника на французском языке в рамках общешкольного праздника « Рождество в Европе»

«Fêtes d`hiver» После выступления учащихся, изучающих немецкий язык, на сцену выходят ведущие, которые представляют участников праздника, изучающих французский язык. Они приветствуют всю аудиторию, на...

Интегрированный урок литературы и физики в 11 классе "Поэтесса М. Цветаева как прозаик и физические явления в ее произведении"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКлитературы и физики в 11 классе«Поэтесса М. Цветаева как прозаик и физические явления в ее произведении»(к 120-летию со дня смерти поэта)Форма урока: интегрированный урок лит...

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физических явлений путем использования художественной литературы

В данной статье рассматривается эффективность использования художественно-литературных и поэтических образов на уроках физики. Приведены примеры....

ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ШКОЛЕ (РУССКИЙ ЯЗЫК, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА)

Аннотация:Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.  Ян Амос КоменскийПриведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь,...

« Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Физические явления. Химические реакции».

Главными вопросами содержания являются: физические явления, способы разделения смесей, химические реакции....