Элективный курс по физике "Человек -объект физического познания"
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Большакова Анна Александровна

Для подготовки учащихся к выбору профиля обучения на старшей ступени предлагается элективный курс: «Человек – объект физического познания».

Этот курс рассчитан для учащихся интересующихся предметами естественно – научного, физика - математического цикла.

В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека.

С самого начала обучения курс предполагает пробудить интерес к познанию природы человека, показать многообразие связей физики и человека, «увидеть» человека с новой точки зрения и дополнить психологическое представление о нём физической причинностью. Вместе с тем поможет осознать практическую значимость полученных знаний, отработать навыки решения задач по таким разделам физики как: «Механика», «Электродинамика», «Оптика». Кроме этого данный курс предполагает научить учащихся выполнять несложные эксперименты, оценивать ожидаемый результат, грамотно объяснять его.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Большакова А.А.

Учитель физики МАОУ СОШ №40

Г. Томска

Пояснительная записка.

В соответствии с переходом на базисный учебный план 2004 года в 9 классах была введена предпрофильная подготовка, целью которой явилось создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающимися в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения. Предпрофильная подготовка в нашей школе строится по модели профильных проб. Элективные курсы, предложенные учащимся, сгруппированы по модулям (всего 3):

  1. Гуманитарный
  2. Физико-математический
  3. Естественно-научный

Из предложенных 3-4 курсов каждого модуля ученик выбирает два для обязательного посещения в течение 10 недель. Смена модуля осуществляется по графику.

Формой документа фиксирующего усвоение курса является:

А). портфолио

Б). сертификат

В). баллы (1,2,3)

Осуществление результативности происходит по нескольким параметрам:

А). по посещению

Б). по контрольным точкам

В). по выполнению и защите творческих работ.

Для подготовки учащихся к выбору профиля обучения на старшей ступени предлагается элективный курс: «Человек – объект физического познания».

Этот курс рассчитан для учащихся интересующихся предметами естественно – научного, физика - математического цикла.

В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека.

С самого начала обучения курс предполагает пробудить интерес к познанию природы человека, показать многообразие связей физики и человека, «увидеть» человека с новой точки зрения и дополнить психологическое представление о нём физической причинностью. Вместе с тем поможет осознать практическую значимость полученных знаний, отработать навыки решения задач по таким разделам физики как: «Механика», «Электродинамика», «Оптика». Кроме этого данный курс предполагает научить учащихся выполнять несложные эксперименты, оценивать ожидаемый результат, грамотно объяснять его.

Цель курса: Через познание природы и возможностей человека с физической точки зрения показать привлекательность науки – физики. Познакомить с экспериментальным методом познания, результаты, полученные при решении задач, научат школьников более осознанно применять на практике физические законы, правильно действовать в реальном мире (Оптимально и безопасно для жизни).

Задачи: 1). Расширить знания по курсу физики основной школы.

  2). Формировать умение работать с различными источниками информации.

  3). Научить организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

  4). Создать условия для проявления умения решать проблемы.

  5). Актуализировать и систематизировать исследовательские умения.

  6). Реализовать элементы деятельностного подхода к процессу выработки у учащихся навыков познавательной деятельности и знаний мировоззренческого характера.

7). Обеспечить осознанный выбор профиля, связанного с физикой.

Для организации занятий используются следующие формы:

  1. Лекционное донесение материала;
  2. Эвристические беседы;
  3. Практикум по решению задач;
  4. Урок-исследование;
  5. Работа в малых группах;
  6. Домашние эксперименты.

Технологии, используемые в организации занятий:

  1. Проблемное обучение. (Постановка проблемы через эксперимент, выдвижение гипотез обучающимися, проверка гипотез на практике).
  2. Поисково – исследователский метод. ( Проблема, самостоятельное исследование через домашний и фронтальный эксперимент, формирование вывода или заключения)
  3. Информационный проект (средней продолжительности) – направлен на сбор информации по теме курса. (Обработка полученной информации, её анализ и обобщение фактов, аргументированные выводы. Результат работы – реферат, доклад, презентация, в том числе и компьютерная.)
  4. Компьютерные (презентации)

Формами контроля при проведении данного курса являются:

  1. Самостоятельная работа по решению задач;
  2. Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;
  3. Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий;
  4. Тестовая работа;
  5. Сообщения по физическому содержанию материала.

Материально – технические средства, используемые для данного курса:

  1. Видеокассеты «Школьные физические эксперименты»:

А). Геометрическая оптика. «Линзы».

Б). Постоянный электрический ток.

В). Короткое замыкание.

  1. Типовое оборудование кабинета физики, самодельные приборы для проведения практических работ.
  2. Компьютер и проектор для презентаций учеников.

По окончании изучения курса учащиеся должны

знать:

  1. Какие физические законы можно использовать при объяснении процессов, происходящих в организме человека.
  2. Особенности своего организма с точки зрения законов физики.

уметь:

  1. Работать с различными источниками информации.
  2. Моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц, ставить исследовательские задачи.

Данный курс предполагает следующие результаты:

повышение успеваемости, мотивации к предмету, расширение кругозора, применение знаний в жизни.

Учебно – тематический план:

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля


1


«Введение в курс»

1). Человек и физика

2). Физические параметры, характеризующие окружающий мир.

3). Решение задач.


1


Лекция и индивидуальная работа.


Письменная работа по решению задач.

Отчёт по домашнему эксперименту.


2


«Источники жизни и деятельности человека».

1). Источники энергии человека.

2). Мощность человека.

3). Источники силы в теле человека.

4).Решение задач.


1


Лекция и исследовательская работа.


Отчёт по домашнему эксперименту.


3


Определение своей максимальной мощности


1


Практическая работа


Отчёт


4


«Человек и давление».

1). Давление.

2). Атмосфера и человек.

3).Дыхание человека.

4). Давление воды и человек.


1


Семинар.


Взаимоконтроль

Отчёт по домашнему эксперименту.


5


«Определение дыхательного объёма лёгких».



1


Практическая работа


Отчёт


6


«Электрические свойства тела человека».

1). Электрические характеристики тканей тела человека.

2). Поражение электрическим током.

3). Решение задач.


1


Практикум по решению задач


Самостоятельная работа.


7


«Зрение и человек».

1). Строение глаза человека.

2) Получение и восприятие глазом изображения.

2). Сила аккомодации глаза.

3). Дефекты зрения.

4). Разрешающая способность глаза.


1


Лекция


Работа с таблицей


8


«Особенности зрения человека».

1). Поле зрения глаза.

2). Бинокулярность.

3). Цветное зрение.

4). Сумеречное зрение.


1


Исследовательская работа


Тест

9

«Наблюдение некоторых психофизиологических особенностей зрения человека».


1


Практическая работа


Отчёт


10


Представление работ


1


Урок - обобщения

Сообщения по физическому содержанию материала.

Литература:

1). С.А. Чандаев «Физика и человек», АО Аспект прогресс, Москва, 1994г.

2). Л.М. Монастырский «Физика за два года», АО Аспект прогресс, Москва, 1994г

3). А. И. Штейнгауз «Девять цветов радуги», Детгиз, 1963г.

4). А.В. Пёрышкин, В.П. Чемакин «Факультативный курс физики», Москва, Просвещение, 1975г.

5). Ш.А. Горбушин «Азбука физики», Ижевск, Удмуртия, 1992г.

6). А.В. Пёрышкин «Учебник физики 8 кл», Дрофа,2002г.

7). М.И. Блудов «Беседы по физики», Москва, Просвещение, 1992г.

8). В.А. Орлов «Тесты 7-8 классы», Вебрум-М, Москва, 2000 г.

9). Беркинблит М.Б. и др. Электричество в живых организмах. - М.: Наука, 1988.

10). Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика. - М.: АСТ, 1998.

Для учащихся:

Раздаточный материал каждому по всем темам на отдельных листочках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Математические методы решения физических задач"

Элективный курс "Математические методы решения физических задач" поможет в подготовке к ЕГЭ по физике и предназначен для учеников 11 класса....

Программа элективного курса по физике "Технология физического эксперимента"

Программа элективного курса по физике "Технология физического эксперимента" разработана по всем разделам школьного курса физики с учетом экспериментов по темам. Дана теория погрешностей и особености п...

Программа элективного курса « Фундаментальные эксперименты в физической науке»

Программа элективного курса « Фундаментальные эксперименты в физической науке»    Программа данного элективного курса создана на основе одноимённой программа авторского коллектива ...

Учебная программа элективного курса по физике "Методы физических измерений".

Учебная программа элективного курса по физике "Методы физических измерений"....

Рабочая программа Элективного курса «Эксперименты и теории научного познания 10-11 класс

освоение методологии и методики биоэкологического эксперимента учащихся 10-11 классов, приобретение ими компетентных представлений о профессиях, связанных в сфере «Человек-природа»...

Рабочая программа элективного курса по физике "Решение физических задач повышенной сложности"

Программа курса по физике содержит материал по более уг­лубленному изучению в школьной программе разделов: законы сохранения в механике и законы сохранения в разделе «Электриче­ство»....

Рабочая программа элективного курса по географии на тему « Познание мира по картам» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по географии на тему "Познание мира по картам" позволит подготовить учащихся к итоговой аттестации по географии за курс  основной школы....