Урок физики "Движение тела по наклонной плоскости"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Иванова Татьяна Петровна

Урок физики  "Движение тела по наклонной плоскости".

 

Методическая цель урока - определение возможностей коммуникативно-деятельностного подхода к конструированию урока как педагогического события, предназначенного для проживания его совместно учащимися и учителем.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ФИЗИКИ в 10 классе Тема. Движение тела по наклонной плоскости. Учитель физики Иванова Т.П . МОУ «СОШ №8» г. Саратова

Слайд 2

Цель урока . Усвоение обучающимися стандартного минимума фактических знаний о характерных особенностях движения тела по наклонной плоскости.

Слайд 3

Задачи: Образовательная. Продолжить формирование умений применять законы динамики к решению задач о наклонной плоскости; Развивающая. Показать роль физического эксперимента в физике; раскрыть причинно – следственные связи в изучаемом материале; Воспитательная. Развитие психологических характеристик личности обучающихся, таких как умение сопоставлять полученные в эксперименте факты со своим жизненным опытом, оценивать и анализировать результаты своей деятельности с научных позиций.

Слайд 4

Тип урока. Урок – исследование. Методическая цель. Определение возможностей коммуникативно – деятельностного подхода к конструированию урока как педагогического события, предназначенного для проживания его совместно учащимися и учителем.

Слайд 5

Этапы урока: Актуализация знаний; Целеполагание; Планирование; «Открытие»нового знания; Реализация плана; Рефлексия

Слайд 6

Актуализация знаний Учитель: Руководство повторением сил, действующих на тело, находящееся на наклонной плоскости с помощью рисунка. Предлагает подумать над вопросом: «От каких факторов может зависеть ускорение спускающегося с горы лыжника?» Ученики: Воспроизводят на доске и в тетрадях рисунок , иллюстрирующий силы, приложенные к телу, находящемуся на наклонной плоскости. Предполагаемые ответы: …от угла наклона горы; …от силы трения между лыжами и снегом; …от массы лыжника.

Слайд 7

Учитель Руководит беседой, в ходе которой уточняются обоснования выдвинутых тезисов. Руководит созданием проблемной ситуации: Увеличение массы лыжника ведет к увеличению его силы тяжести, а это в свою очередь – к увеличению скатывающей составляющей этой силы, но именно от нее ускорение находится в прямой зависимости по второму закону Ньютона. Ученики Записывают на доске и в тетрадях предложенные факторы , ОБЪЯСНЯЮТ , КАК ОТ ЭТИХ ФАКТОРОВ МОЖЕТ ЗАВИСИТЬ УСКОРЕНИЕ ЛЫЖНИКА. Одно из обоснований: чем больше масса лыжника, тем меньше его ускорение по второму закону Ньютона. Делают вывод о неоднозначности рассматриваемой зависимости : « Из Ваших доводов следует, что , чем больше масса лыжника, тем больше его ускорение, но это противоречит второму закону Ньютона».

Слайд 8

Целеполагание Учитель Побуждает учеников к определению границ между знанием и незнанием, к формулировке частной познавательной задачи: «В рамках классической физики закон Ньютона не может не выполняться. Очевидно, применяя его вы учли не все факторы, или не правильно применяете сам закон. Попробуйте поставить конкретную задачу для разрешения возникшей проблемы». Ученики Осознают возникшее затруднение, дефицит опыта в применении законов динамики к решению частной задачи. Озвучивают условие и вопрос новой задачи:

Слайд 9

«Отец и сын съезжают с горы на лыжах с одной и той же начальной скоростью. Коэффициент трения лыж о снег одинаков. Кто из них будет спускаться с большим ускорением?».

Слайд 10

Учитель Организует деятельность учеников по определению способов решения поставленной задачи в соответствии с научным методом познания: ФАКТЫ – ПРОБЛЕМА ГИПОТЕЗА- МОДЕЛЬ СЛЕДСТВИЕ- ВЫВОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТ- ПРИМЕНЕНИЕ. Ученики В ходе беседы с учителем озвучивают конкретное содержание «цепи» познания : Объективность законов Ньютона – неясная зависимость ускорения от массы лыжника; Влияние сил, не учтенных при первом предположении, возможно, силы трения – рисунок с указанием всех сил и решение основного уравнения динамики; Обсуждение результатов теоретического решения; Экспериментальная проверка.

Слайд 11

Планирование Учитель Предлага - ет учащимся самостоя - тельно составить план решения поставлен ной задачи Ученики Высказывают предложения по планированию деятельности: Указать на рисунке все силы, действующие на тело , соскальзывающее по наклонной плоскости; Найти проекции сил на оси координат; Решить основное уравнение динамики относительно ускорения тела; Исследовать это уравнение на зависимость ускорения от угла наклона, от коэффициента трения и от массы тела; Сделать выводы и проверить их на опыте, меняя угол наклона, характер скользящей поверхности и массу тела; Соотнести результаты опыта с теоретическими выводами.

Слайд 12

«Открытие» нового знания Учитель Руководит выполнением коллективно составленного алгоритма. Побуждает к формулировке вывода о подтверждении гипотез относительно зависимости ускорения от угла наклона плоскости и коэффициента трения и независимости его от массы тела. Ученики Проводят работу в микрогруппах, получают теоретически зависимость ускорения от перечисленных величин и формулируют выводы из анализа полученной формулы; составляют план эксперимента по проверке теоретических выводов.

Слайд 13

Реализация плана эксперимента Меняя угол наклона плоскости, изменяя характер трущихся поверхностей и массу скользящего тела, убеждаются в правильности сделанных выводов.

Слайд 14

Рефлексия Учитель Предлагает вспомнить поставленную задачу и план ее решения. Предлагает назвать наиболее сложные этапы решения задачи и проанализировать причину ошибки в гипотезе о зависимости ускорения от массы лыжника. Ученики Соотносят свои действия с планом, пытаются объяснить ошибку при выдвижении гипотезы о влиянии массы на ускорение: при применении закона Ньютона не было учтено увеличение не только скатывающей составляющей силы, но и силы трения пропорционально массе тела.

Слайд 15

Литература. 1.В.Г.Разумовский, В.В. Майер.Физика в школе. Научный метод познания и обучение. «Гуманитарный издательский центр Владос », 2004. 2. khutorskoy.ru › be /2012/0329/ index.htm 3. edu.tomsk.ru › teacher_help /phis1.htm 4. prosv.ru › ebooks /Kabardin_Fizika_7kl/0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"

В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....

Презентация "Движение тел по наклонной плоскости" Графические задачи по физике. 10 класс

Данная презентация поможет учителю отработать навыки решения задач при движении тела по наклонной плоскости в 10 профильном физико-математическом классе....

Лабораторная работа №10 "Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости"

Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной....

урок физики "Движение электрона в плоскости конденсатора "

Урок составлени на использование электронного пособия "Открытая физика" с использованием виртуальных моделей....

Графические задачи по теме "Движение тел по наклонной плоскости"

Графические задачи по теме "Движение тел по наклонной плоскости"...

Урок-исследование «Зависимость ускорения движения тела по наклонной плоскости от угла наклона плоскости »

Фронтальная работа в 10 классе. Работа проводится с помощью ЦЛ "L-микро"  Механика и персональных компьютеров.Урок сопровождается презентацией....

Технологическая карта урока в 9 классе по теме Движение тела по наклонной плоскости

Технологическая карта урока в 9 классе по теме Движение тела по наклонной плоскости...