элективный курс по физике
рабочая программа (физика) на тему

Соловьева Саргылана Карловна

элективный курс по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл элективный курс по физике21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Физика человека»

9 класс (Повышенный уровень)

(25 часов)

Пояснительная записка

        Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которе обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Основные цели курса:

  1. знакомство с основными методами  применения физических законов в медицине;
  2. развитие познавательного интереса к современной медицинской технике и проблемам здравоохранения;
  3. формирование умения выдвигать проблемы и гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий;

Ожидаемые результаты:

Получение учащимися представлений о проявлении физических законов и теорий в медицине, методах научного познания природы;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе  опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки  новой информации;                

Сознательное самоопределение ученика  относительно профиля дальнейшего обучения или  профессиональной деятельности.

Содержание элективного курса базируется на материале курса физики, изучаемом в основной школе, в соответствии с программой  общего образования по физике. Знания учащихся  по результатам изучения курса оценивают с помощью  тестирования.

Содержание курса

Невесомость и перегрузки. Центрифугирование ( 2 ч)

        Функционирование  организма человека в условиях одновременного воздействия  силы тяжести и силы реакции опоры. Особенности поведения человеческого организма при невесомости, когда органы человека не оказывают давление друг на друга. Движение тела человека в условиях невесомости. Ориентация тела человека  при безопорном  «плавании » в невесомости. Неинерциальные системы отсчета. Особенности поведения человеческого организма при перегрузках. Оптимальные положения тела человека при разных перегрузках.  Использование центрифуг в космической медицине для подготовки людей  к работе в условиях перегрузок. Центрифугирование – процесс отделения (сепарации)  мелких частиц от жидкостей, в которых они находятся. Применение центрифуг  в медико- биологических исследованиях  для разделения биополимеров, вирусов и  субклеточных частиц.

Вестибулярный аппарат как инерциальная система ориентации человека (2 ч)

Структура уха человека. Составляющие вестибулярного аппарата, расположенного на внутреннем ухе. Реакция вестибулярного аппарата на равнодействующую сил, действующих на человека. Восприятие человеком  состояние невесомости  и перегрузок посредством вестибулярного аппарата как  необычных состояний, к которым необходимо приспособиться.

Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека (2 ч)

Фаланги пальцев как пример одноосных  соединений.  Проявление двухосного  соединения при вращении  черепа вперед и назад. Шаровой шарнир  в тазобедренном  суставе человека как пример трехосного  соединения. Рычаги первого, второго и третьего родов в организме человека. Удержание человеком равновесия  с помощью совокупности рычагов, входящих в опорно- двигательную  систему человека.

Работа и мощность человека. Эргометрия (2 ч)

Работа и мощность человека при кратковременных и продолжительных усилиях. Статическая и динамическая  работа мышц человека. Эргометры – приборы для измерения  работы человека или отдельных его членов. Велоэргометр.

Характеристики слухового  ощущения.  Звуковые измерения (2 ч)

Природа звука. Виды звука: тоны (музыкальные звуки), шумы,  звуковые удары.  Физические характеристики звука.  Тембр и громкость звука. Обертоны.  Порог слышимости. Действие звука на человеческий организм в зависимости от уровня  интенсивности звука.  Звуковое давление. Физические основы устройства аппарата речи и слуха человека. Физические основы  звуковых методов  исследования в медицине. Стетоскоп и фонендоскоп. Применение ультразвука  в медицине. Особенности воздействия  инфразвуковых колебаний  на организм человека.

Физические основы клинического метода измерения давления крови. Физические свойства нагретых и холодных сред, используемых для лечения. Применение низких температур в медицине (5 ч)

Физические основы  измерения  давление крови в плечевой артерии. Систолическое и диастолическое  ( верхнее и нижнее) давление в артерии. Сфигмотонометр с ртутным манометром. Сфигмотонометр  с  металлическим мембранным манометром. Измерение кровяного давления  с помощью электронной аппаратуры. Абсолютная и относительная влажность. Оптимальный воздушно- тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма. Методы контроля воздушно- теплового режима. Способы искусственного изменения абсолютной и относительной влажности. Применение в лечении сред с большой удельной теплоемкостью ( вода, грязи, солевые растворы), а также сред с большой удельной теплотой  фазового превращения  (парафин, лед). Использование низкотемпературного  метода (криогенная  медицина) разрушения  ткани при замораживании и размораживании (удаление миндалин, бородавок и т.п.). Механические свойства твердых тел и тканей организма.

Физические основы электрокардиографии (2 ч)

Биоэлектрические  потенциалы в клетках и тканях человека. Определение состояния  сердечной деятельности с помощью биопотенциалов. Принцип работы медицинских приборов, регистрирующих биопотенциалы.  Регистрация электрического поля  сердца на точках поверхности  тела человека с помощью электродов. Электрокардиограмма как временные зависимости напряжения в разных точках  поверхности тела человека.  Электростимуляторы.  Стимуляторы центральной нервной  системы (электросон, электронаркоз), нервно-мышечной  системы,  сердечно-сосудистой системы (кардиостимуляторы, дефибрилляторы) и т.д.

Оптическая система глаза и некоторые ее особенности (2 ч)

Строение глаза человека. Аккомодация – приспособление глаза к четкому видению различно удаленных  предметов (наводка на резкость). Расстояние наилучшего зрения. Острота зрения и способы ее проверки.  Чувствительность глаза к свету и цвету.  Близорукость и дальнозоркость – дефекты зрения, способы их исправления.  Оптические иллюзии. Волоконная оптика и ее использование в медицинских приборах.

Использование рентгеновского излучения в медицине. Тепловое излучение тел (2 ч)

Устройство рентгеновской трубки, принцип ее работы. Рентгенодиагностика- просвечивание внутренних органов человека с диагностической целью. Рентгеноскопия- рассмотрение изображения  на рентгенолюминесцирующем экране. Рентгенография- фиксирование изображения на фотопленке. Рентгенотерапия- применение рентгеновского излучения  для уничтожения злокачественных образований. Источники теплового излучения, применяемые для лечебных целей. Теплоотдача организма. Понятие о термографии. Инфракрасное излучение и его применение в медицине. Ультрафиолетовое излучение и его применение в медицине. Использование токов высокой частоты в лечебных целях. Высокочастотная  физиотерапевтическая электронная аппаратура, аппараты  электрохирургии. Лазеры и их применение в медицине.

Использование радиоактивных изотопов в медицине (4 ч)

Радиоактивность. Взаимодействие ионизирующего излучения  с веществом. Методы, использующие  изотопные индикаторы (меченые атомы) с диагностическими и исследовательскими целями. Методы, использующие  ионизирующее излучение  радиоактивных изотопных  материалов для  биологического действия  с лечебной целью. Гамма-топограф (сцинтиграф)- прибор для обнаружения  распределения радиоактивных изотопов в разных органах тела человека. Применение изотопных индикаторов для исследования обмена  веществ в организме человека. Защита от ионизирующего излучения. Дозиметрические приборы. Защита от альфа-, бета- и гамма- излучений. Защита от рентгеновского  излучения. Ионизирующее действие  космических лучей. Причины, порождающие космические лучи. Радиационные пояса Земли.

Демонстрации

Невесомость

Модель центрифуги.

Колеблющееся тело как источник звука.

Запись колебательного движения.

Практическое применение  ультразвука.

Измерение влажности воздуха психрометром и гигрометром.

Модель человеческого глаза как оптический аппарат.

Волоконная оптика.

Применение ультрафиолетового  излучения.

Применение инфракрасного излучения.

Полупроводниковый лазер.

Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.

Использованная  литература

1.Программы элективных курсов. Физика. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2006.

2.Новиков С.М. Элективные  курсы  по физике 9 класс. М.: Дрофа, 2006.

3. Лымарева Л.А. Проектная деятельность учащихся. Физика 9-11 классы. Волгоград, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"

В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....

Элективный курс по физике"Физика с элементами экологии"

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся девятых классов.Освоение данного курса рассчитано на 17 часов,из них два часа-резервное время.Знание курса приведет к расширению и повышению качества знаний,фор...

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"

Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....

Элективный курс по физике "Законы физики в сельскохозяйственном производстве"

Элективный курс для 9 класса, 10 часов., законы физики в сельскохозяйственном производстве....

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...