Характеристики электрического тока (нестандартный урок)
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Акентьев Валерий Иванович

Как урок с межпредметными связями и использованием интерактивных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnyy_urok_1.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Характеристики электрического тока»

Дата проведения:    17.02.2012 г.

Время проведения:  10²-11¹º ч.

Место проведения: МБОУ - лицей, кабинет физики.

Возраст: 14-15 лет.

Количество детей: 25.

Форма проведения: тренинг.

Участники: учащиеся 8-б класса.

Организаторы: учитель высшей квалификационной категории МБОУ - лицей Акентьев Валерий Иванович.

Эпиграф: «Умственные занятия оказывают такое же благотворное влияние, какое Солнце оказывает на природу, они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух»

В. Гумбольд

Цель: научить видеть проявления полученных знаний в окружающей жизни; сформировать у обучающихся понятия силы тока, напряжения и сопротивления путём аналогии в новых условиях;

проверить знания, умения и практические навыки обучающихся.

Задачи: 

развивать у учащихся потребность использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент, анализ) для формирования понятий силы тока, напряжения и сопротивления;

закрепить навыки решения задач различного вида;

формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучающихся;

научить применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.

Дидактический материал:

1) мультимедиапрезентация;

2) интерактивная презентация;

Средства:

1) гальванометр демонстрационный, 2) чайник, 3) ложка, 4) подсоленная вода, 5) стеклянный стакан, 6) алюминиевый стакан, 7) соединительные провода, 8) компьютер, 9) медиапроектор, 10) интерактивная доска.


Методы обучения:

Обоснование выбора метода:

1) практический

занятие включает проведение экспериментов и практических заданий

2)наглядный

способствует развитию наблюдательности, повышению внимания к поставленному вопросу;

обеспечивается демонстрационными экспериментами и презентацией

3) словесные

являются методами организации и осуществления учебных действий

4) проблемно - поисковый

способствует развитию самостоятельности мышления

5) индуктивный

развивает умения обобщать, делать умозаключения (от частного к

общему)

6) дедуктивный

развивает умения осуществлять умозаключения (от общего к частному) и анализировать факты

7) исследовательский

способствует развитию творческого мышления

Принципы

обучения:

1) научности и доступности содержания обучения;

2) систематичности и последовательности в овладении достижениями науки;

З) сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;

4) наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и

эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;

5) связи обучения с жизнью, практикой;

6) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов работы.

Этапы занятия

1) организационный (психологический настрой обучающихся на предстоящее занятие);

2) основной (задания и вопросы);

З) заключительный (подведение итогов)

Планируемый результат

1) формирование логического мышления;

2) расширение кругозора

Личная значимость для обучающихся

1) самоутверждение личности в процессе проверки знаний, умений и навыков

Условия проведения: обучающиеся получают различные задания разной степени сложности. Каждый ответ на поставленный вопрос подтверждается соответствующим слайдом или демонстрацией. В зависимости от степени поднятия духа выставляются оценки путём самоанализа своей детельности.

Ход мероприятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (3 минуты)

выстраивает структуру занятия

самоорганизация

II. Повторение и закрепление материала. Актуализация знаний.

 (37 минут)





Задания и вопросы:


Определение цели урока:


1) Представьте себе такую ситуацию: к вам в класс пришёл новый ученик (ученица). Что для вас важнее в нём:

внешность, характер, его материальное состояние, или что-то другое? (задаётся дважды, отвечает мальчик и девочка).


Проведём аналогию с темой, которую сейчас изучаем. ''Новым учеником'' будет сама тема ''Электрический ток''.

2) Что, по-вашему, необходимо  выяснить о нём? Какова цель урока?


Итак, цель урока: познакомиться с характеристиками электрического тока.


3) Что такое электрический ток?



4) Какие заряженные частицы  вам известны?



5) Каковы условия существования электрического тока?



6) Какими частицами создаётся электрический ток в металлах?


 7) Какими частицами создаётся электрический ток в электролитах?


Рассмотрим характеристики электрического тока на примере потока воды.


Как называется начало реки, ручейка?


Аналогия: без чего невозможно протекание электрического тока в цепи?


Внимание!

1) Чем отличаются эти два потока?

 


2) Одинаковая ли сила движет этими частицами воды?


3) Как зависит скорость течения от этой силы?



Практическое задание №2

«Демонстрация-сюрприз» Оборудование: чайник с солёной водой, столовая ложка, гальванометр, стакан, соединительные провода.

Сюрприз: в этой цепи нет источника тока. А ток есть! Причём, чем больше скорость струи воды, тем гальванометр показывает больший ток в цепи.


1) Как называется данная характеристика электрического тока?


2) Что представляет собой сила тока?









3) В каких единицах измеряется?


Историческая пауза:

Сенека: «Не было ещё гения без некоторой доли безумия»


Варил в воде свои часы, держа яйцо в руке


Увидел доску, достал мел, стал записывать расчёты, доска начала двигаться, пошёл за ней, затем побежал. Доска оказалась задней стенкой кареты


4) Прибор для измерения силы тока?


5) Как включается в цепь амперметр?


6) Формула расчёта силы тока?


7) Какие единицы силы тока используются для  измерения слабых токов и сильных? (тест)


8) Ток какой силы  является опасным для жизни человека.


Что нужно сделать, чтобы электроны пришли в движение?


Аналогия:  Что является в реке такой внешней силой?  


«Демонстрация-сюрприз»: чем сильнее струя воды, тем гальванометр показывает больший ток в цепи.


1) Как называют  разницу давлений по-другому?


2) Как называется характеристика электрического тока?


3) Напряжение характеризует источник тока, создающий электрическое поле, которое и действует на электроны в проводнике с определённой силой.







3) В каких единицах измеряется?


Историческая пауза: Плавая по озеру на лодке,  установил, что газ, поднимающийся со дна от шеста, прекрасно горит. Вскоре Вольта уже демонстрировал не только газовые горелки, но и пистолеты, в которых вместо пороха взрывался газ, поджигаемый электрической искрой.



4) Прибор для измерения напряжения?


5) Как включается в цепь вольтметр?


6) Формула расчёта напряжения?


7) Какие единицы напряжения используются для  измерения низких напряжений и высоких? (тест)


8) Ток какого напряжения  является опасным для жизни человека?




Аналогия: как вы считаете, в горной реке камни помогают или препятствуют скорости течения?


1) Подобно камням ведут себя ионы в узлах кристаллических решёток, мешая движению электронов. Так как заряды разноимённые, то они притягиваются друг к другу. В проводнике возникает электрическое сопротивление.



3) В каких единицах измеряется?


Историческая пауза: никаких измерительных приборов еще не было, эксперименты шли в течение 9 лет, работы прошли незамеченными и были встречены даже враждебно, и лишь когда Пулье во Франции снова пришёл опытным путём к тем же результатам, закон Ома был принят учёным миром  


4) Прибор для измерения сопротивления?


6) Формула расчёта сопротивления?


7) Какие единицы сопротивления используются для  измерения малых сопротивлений и больших? (тест)







Ответ: характер.









Ответ: характер






упорядоченное движение заряженных частиц


электроны, протоны и ионы


1) наличие  заряженных частиц  и

2) поля


электронами



      ионами






Ответ: исток


Ответ: источника тока




Ответ: скоростью течения.


Ответ: различная.


Чем сила больше, тем скорость течения больше.




Ответ: разное количество частиц совершают упорядоченное движение (усвоение новых знаний).



сила тока


число зарядов, прошедших через поперечное сечение проводника в единицу времени


Ампер, 1948 год






черта характера: рассеянность


черта характера: целеустремлённость




амперметр


последовательно


I= q/t  



1мА, 1мкА, 1кА



От 0,05А до 0,1 А


приложить внешнюю силу


разница давлений



разница давлений


напор




напряжение


Величина, равная отношению работы, совершаемой электрическим полем, к модулю перемещаемого заряда


Вольт



Черта характера: наблюдательность, изобретательность, упорство





вольтметр


параллельно


U= A/q



1мВ, 1мкВ, 1кВ



Выше 42 В в сухих помещениях и выше 12 В в сырых


Препятствуют



Электрическое сопротивление – мера противодействия прохождению электрического тока



Ом





Черта характера: упорство, настойчивость





омметр






1мОм, 1кОм, 1 МОм






III. Итог занятия

(5 минут)

Рефлексия:

1) Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы оставить добрый след на земле?






2) Какими характеристиками обладает электрический ток?


Домашнее задание: §§ 37-43

Презентация

Наблюдательность, целеустремлённость, работоспособность



Сила тока, напряжение, сопротивление



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование характеристик электрического тока

Конспект урока в 10 классе по теме "Законы постоянного тока"...

Открытый урок по физике в 11 классе "Работа и мощность электрического тока. Действие тока на организм человека"

Данная разработка поможет учителю организовать интересный урок с заполнением   структурной схемы по теме (теоретическая часть работы)  и выполнением практической части исследовательской рабо...

Урок-путешествие в империю электрического тока: "Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр"

Урок-путешествие в империю электрического тока: "Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр"В форме игры изучить новый материал...

Исследование характеристик электрического тока

Электрический ток это основное понятие в теме законы постоянного тока.Закон Ома основное понятие, которое надо понимать и теоритически и практически....

Урок «Электрический ток. Источники электрического тока», технологическая карта урока. (8 класс)

Тема   Электрические явления. Урок: «Электрический ток. Источники электрического тока»Базовый учебник: Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник  для общеобразовательных учр...

Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Источники электрического тока .

Презентация по теме .Презентация по теме .«Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Источники электрического тока»  Ловцовой А.Ф. находится по ссылкеhttps:/...