Роль физического диктанта в изучении физики
статья по физике (7 класс) по теме

Уразова Румия Каримовна

Усвоение учащимися изученного материала через физические диктанты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktant.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физического диктанта в изучении физики.

  Вопрос о повышении эффективности изучения физики приобрел за последние годы особую остроту в связи с потребностью специалистов высокой квалификации в области точных наук. Поэтому задача педагога- дать глубокие знания учащимся по физике, воспитать творческого человека, способного самостоятельно изучать этот предмет.

Одним из путей повышения качества обучения учащихся является контроль знаний. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях, навыках.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для учащихся. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для ребят – в психологическом плане.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность - большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить контроль за усвоением материала. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.

Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся.

На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.

Для письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, сочинений и рефератов.

Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.

С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.

Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо круг вопросов, отбирать которые проверяются в форме физического диктанта.

Пример: Физический диктант №1. Тема: «Первоначальные сведения о строении вещества». 7 класс.

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Как движутся молекулы в твердом теле?

Колеблются возле положения равновесия

2

Каким свойством обладает жидкость?

Текучесть

3

В каком агрегатном состоянии вещество имеет собственную форму и объем?

Твердом

4

Как называют явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого?

Диффузия

5

Какие силы существуют между молекулами вещества?

Силы притяжения и отталкивания

6

Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?

Твердое, жидкое, газообразное

7

В каком агрегатном состоянии расстояния между молекулами намного больше размеров самих молекул?

Газообразном

8

В каком состоянии вещество легко меняет свою форму, но сохраняет объем?

Жидком

9

В каком состоянии вещество не меняет собственной формы и постоянного объема?

Газообразном

10

Как называется мельчайшая частица вещества?

Молекула

Пример: Физический диктант №2. Тема: «Первоначальные сведения о строении вещества». 7 класс.

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Какие силы существуют между молекулами вещества?

Силы притяжения и отталкивания

2

В каком агрегатном состоянии расстояния между молекулами намного больше размеров самих молекул?

Газообразном

3

Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?

Твердое, жидкое, газообразное

4

Как называется мельчайшая частица вещества?

Молекула

5

В каком состоянии вещество легко меняет свою форму, но сохраняет объем?

Жидком

6

В каком агрегатном состоянии вещество имеет собственную форму и объем?

Твердом

7

В каком состоянии вещество не меняет собственной формы и постоянного объема?

Газообразном

8

Как называют явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого?

Диффузия

9

Каким свойством обладает жидкость?

Текучесть

10

Как движутся молекулы в твердом теле?

Колеблются возле положения равновесия

Пример: Физический диктант №3. Тема: «Первоначальные сведения о строении вещества». 7 класс.

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?

Твердое, жидкое, газообразное

2

В каком агрегатном состоянии вещество имеет собственную форму и объем?

Твердом

3

Какие силы существуют между молекулами вещества?

Силы притяжения и отталкивания

4

В каком агрегатном состоянии расстояния между молекулами намного больше размеров самих молекул?

Газообразном

5

Как движутся молекулы в твердом теле?

Колеблются возле положения равновесия

6

Каким свойством обладает жидкость?

Текучесть

7

Как называют явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого?

Диффузия

8

В каком состоянии вещество не меняет собственной формы и постоянного объема?

Газообразном

9

Как называется мельчайшая частица вещества?

Молекула

10

В каком состоянии вещество легко меняет свою форму, но сохраняет объем?

Жидком

Результат:

Номер диктанта

Ученик 1

Ученик 2

Ученик3

Ученик 4

Ученик 5

№1

50%

60%

70%

60%

70%

№2

60%

70%

80%

70%

90%

№3

70%

80%

90%

80%

100%

В приведенных диктантах для 7 класса в этом разделе содержится теоретический материал, но можно использовать смешанные диктанты, примерные представлены для 8 и 9 классов. Примерные физические диктанты стимулируют учащихся выучить все формулы, определения, единицы измерения физических величин, физических постоянных.                  

Пример: Физический диктант. Тема: «Тепловые явления». 8 класс.

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Чему равна 1 калория в джоулях?

1 кал = 4,2 Дж

2

В каких единицах измеряется количество теплоты (СИ)?

Джоуль

3

Какие существуют способы изменения внутренней энергии?

Работа и теплопередача

4

Запишите формулу для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива?

Q = qm

5

Как называется физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 °С?

Удельная теплоемкость вещества

6

Запишите формулу для расчета количества теплоты, необходимое для нагревания тела?

Q = сm(t2 - t1)

7

По какой формуле рассчитывается количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении?

Q = - сm(t2 - t1)

8

Как называется  способ теплопередачи, где энергия передается от одного тела к другому или от одной его части к другой?

Теплопроводность

9

Какой вид теплопередачи может осуществляться в полном вакууме?

Излучение

10

Как называется способ теплопередачи, где энергия переносится самими струями газа или жидкости?

Конвекция

Пример: Физический диктант. Тема: «Законы взаимодействия и движения тел». 9 класс.

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Запишите третий закон Ньютона.

F1 =  ̶  F2

2

Запишите закон сохранения импульса.

  p1 + p2 = p׳1+ p׳2         или                              m1ν1x + m2ν2x = m1ν׳1x + m2ν׳2x                   

3

Как называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением?

Перемещение

4

Запишите формулу для ускорения (по определению).

5

Запишите закон всемирного тяготения.

6

Запишите уравнение координаты движущегося тела.

х = х0 + sх

7

Запишите формулу для нахождения перемещения тела при прямолинейном равноускоренном движении.

8

Как называется понятие для обозначения тела, которое рассматривается как точка, имеющая массу?

Материальная точка

9

Запишите второй закон Ньютона.

10

Что образуют система координат, тело отсчета и прибор для измерения времени относительно которой рассматривается движение тела?

Система отсчета

Как показывает практика работы учителей, диктанты можно использовать на всех этапах обучения физики. Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие – индивидуально, а какие – в форме физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физического эксперимента на уроках физики

Данный методический материал можно использовать на уроках физики...

Выступление на ГМО: "Роль физического эксперимента на уроках физики"

«Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением» (М.В. Ломоносов)« Опыт – верховный судья теории» (Л.Д. Ландау)«Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать»...

Физические диктанты на уроках физики

В материале представлены физические диктанты которые используются на уроках. Диктанты составлены по разным темам и разной сложности. ...

«Роль физического эксперимента на уроках физики»

Цель исследования заключается в повышении эффективности учебно – воспитательного процесса посредством разработки и использования на уроках экспериментальных работ учащихся....

Роль экспериментальных задач при изучении физики

Презентация покажет роль экспериментальных задач....

Роль тестов и диктантов при изучении информатики в основной школе

Статья посвящена сравнению различных форм контроля и анализу их эффективности на уроке информатики....

Роль игровых моментов при изучении физики.

Активизация мыслительной деятельности на уроках – является приоритетной задачей на современном этапе образования. Сейчас как никогда возросла роль учащегося в умении делать самостоятельный и осо...