Классный час "Курение - коварная ловушка"
классный час по физике (5 класс) по теме

Петриченко Наталья Николаевна

Разработка классного часа по профилактике табакокурения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный журнал « Курение опасная ловушка»

Учитель. Здравствуйте!.. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она полна». Один из главных показателей здоровья - продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин. Сегодня мы поговорим о том, что вы сами можете сделать для укрепления своего здоровья. Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье?

 «Кто курит табак, тот сам себе Враг»

Учитель. К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относится и курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Действительно, многие взрослые курят. Сначала они испытывают от первой выкуренной сигареты тошноту, головокружение, слабость. Но потом все проходит, и курение становится дурной привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами.

Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют легкие, становится труднее дышать, особенно после физических нагрузок. Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный. Ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становится немного желтоватый, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются.

Во многих странах зарплата у курящих людей меньше, чем у некурящих. Почему? Работоспособность у некурящих людей выше: они быстрее решают поставленные задачи. Некурящий человек не тратит время на «перекуры», реже болеет.

 Историк

История точно не знает, когда табак впервые оказался в России, однако известно, что уже во времена Иоанна Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что оно часто приводило к пожарам. Табак в Европу был завезен Колумбом. Колумб и его спутники увидели, что туземцы - взрослые и дети - держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного растения. Выяснилось, что «дикари» традиционно используют листья табака для частого вдыхания дыма. Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности и недоверия. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев табака и нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор. Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло и до России. Но первое время за курение наказывали: если заставали человека за курением в первый раз, то наказывали палочными ударами, во второй - отрезали нос или уши. Женщины вначале не курили табак, а только нюхали.

Учитель. Послушайте притчу о мудреце. В далеком прошлом, когда табак только начал свое распространение, это растение привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар. Мудрец подошел к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой; как собака укусит человека, если у него в руках палка? И наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости».

Вот такая вот притча...

И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться рядом с курильщиком и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих - это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье. В этой ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам курильщик.

Давайте послушаем мнение специалистов.Ученые-биохимики расскажут нам о составе табачного дыма.

Биохимик. Табачный дым содержит около 5 тыс. различных веществ, многие из которых еще не изучены, в нем до 600 токсических (т.е. ядовитых) компонентов, оказывающих вредное влияние на организм человека и более 15 канцерогенных (т.е. вызывающих рок) веществ. К ядовитым веществам относятся никотин, сероводород, аммиак, двуокись азота, оксид углерода, табачный деготь (в свою очередь содержащий около сотни химических веществ, среди которых канцерогенный бензопирен), радиоактивный изотоп калия, полоний, свинец, а также висмут, мышьяк. Табачный дым содержит органические кислоты, эфирные масла, жиры, древесные волокна. На чистом платке, если через него выдохнуть дым от сигареты, останется коричневое пятно. Установлено, что в 1 см3 этого дыма содержится 200-500 млн частиц сажи. Это означает, что за 20 лет при ежедневном выкуривании 20 сигарет в легких курильщика откладывается до 6 кг сажи,  16 г табачного дегтя.

За счет содержания в табачном дыме полония, висмута, свинца курильщик получает облучение, вполне достаточное для того, чтобы за долгие годы курения получить рак. Вот почему курение называют взрывом «плутониевых бомб», или радиоактивным реактором в миниатюре*. Очень опасен для здоровья никотин. Если никотин, содержащийся в 20 сигаретах, ввести под кожу здоровой лошади, животное моментально погибает. Мышь погибает, если в глаза ей закапать каплю никотина. По токсичности никотин приближается к синильной кислоте. Смертельная доза никотина и синильной кислоты для человека одинакова - 0,08 г. Такое количество его содержится в 20 папиросах или сигаретах. Однако курильщик от этого не умирает, т.к. никотин попадает в организм не сразу, а постепенно. Известен случай гибели французского юноши, который участвовал в споре, кто больше выкурит сигарет. В этом состязании молодого человека, выкурившего больше сигарет, чем другие, ждал приз. Но победитель не получил его: после выкуривания 60 сигарет он скончался. Трехлетний мальчик, пивший воду через старую табачную трубку, умер от отравления; а годовалый ребенок скончался, съев папиросу. Между прочим , еще никто не мог докурить д.) конца первую в своей жизни папиросу. Итак, табак содержит большое количество вредных для здоровья человека, а тем более ребенка, веществ.

Опыт «Курильщик»

В шприц кладется кусочек ваты, вместо иголки - сигарета. Имитируя вдох и выдох курильщика, учитель двигает поршень взад-вперед. Когда сигарета «выкурена», на ватке остается желтоватый налет. Результат будет нагляднее, если «выкурить» таким образом несколько сигарет.

Учитель. Рассмотрим влияние курения на различные системы органов человека. Врачи-стоматологи расскажут о влиянии курения на ротовую полость.

Стоматолог. Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Горячий дым (проходя через слой табачной набивки, он не успевает охладиться, его температура около 55-60 °С) в первую очередь воздействует на зубную эмаль; со временем на ней появляются микроскопические трещины - входные ворота для болезнетворных микробов. На зубах откладывается табачный деготь, и они желтеют, а потом и чернеют, издают специфический, неприятный запах, который хорошо ощущается при разговоре с курильщиком. Горячий дым обжигает слизистые оболочки рта и носоглотки и они воспаляются, что может привести к возникновению рака полости рта, носоглотки. Слюнные железы реагируют на табачный дым усиленным выделением слюны, которую курильщик вынужден либо постоянно сплевывать, либо глотать. Но при этом он глотает и часть ядовитых компонентов табачного дыма.

Один из учеников показывает слайды: рак нижней губы; отложение зубного камня; рак гортани.

Учитель. Врачи-терапевты расскажут о влиянии курения на органы дыхания.

Терапевт. Табачный дым раздражает слизистые оболочки гортани, трахеи, бронхов, легочных пузырьков. Недаром при первой попытке вдохнуть дым у некурящего возникал кашель. Так организм рефлекторно стремится удалить вредный дым, попавший в дыхательные пути.

* Разумеется, речь не идет об образовании радиоактивных изотопов в горящей сигарете. Эти вещества содержатся в естественной среде, откладываются в растении табака, а потом вместе с дымом поступают в легкие.  Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом: характерный кашель после пробуждения и отхаркивание мокроты.

Снижается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу… Табачный деготь, в котором наиболее высока концентрация канцерогенных веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается в легочных пузырьках, вызывая рок легкого.

Учитель. Врач-кардиолог расскажет о влиянии курения на сердечно-сосудистую систему.

Кардиолог. Больше всего людей на Земном шаре умирает от сердечно-сосудистых заболеваний. У курящего человека выше риск заболеть и умереть от болезни сердца и сосудов, 70% курящих умирает от сердечно-сосудистых заболеваний.

Кровь курильщиков обогащается в легких угарным газом, который, вступая в прочное соединение с гемоглобином, образует карбоксигемоглобин, в результате организм курильщика испытывает кислородное голодание.

Курение часто вызывает атеросклероз - сужение просвета кровеносных сосудов, А это - причина многих заболеваний: инсультов (кровоизлияний, т.е. разрывов стенок кровеносных сосудов), инфаркта миокарда или сердечной мышцы, ишемической болезни, стенокардии (из-за нарушения прохождения крови по сосудам ухудшается кровоснабжение участка сердечной мышцы). Курильщики часто страдают гипертонией, т.е. повышенным давлением.

Учитель. Гастроэнтерологи познакомят нас с влиянием курения на органы пищеварительной системы.

Гастроэнтеролог. Ядовитые вещества дыма, переходя в слюну, действуют на слизистую оболочку желудка. Для человека, пристрастившегося к табаку, выкурить сигарету - все равно что утолить жажду. Заядлому курильщику обед покажется неполным, если после еды он не закурит.

Потеря аппетита, тошнота, рвота, боли в области желудка, хронические гастриты и, наконец, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки - вот расстройства, которые в 2-3 раза чаще встречаются у курящих. Никотин, дым, частички табака нарушают ритм деятельности желудочно-кишечного тракта. А поскольку с никотином в желудок поступают канцерогенные вещества, нередко и появление злокачественных опухолей.

•Отрицательное влияние табака сказывается и на печени: в ее желчевыводящих путей происходит застой желчи.

Слайды: нормальная слизистая оболочка желудка; опухоль желудка.

Учитель. О влиянии табака но нервную систему расскажут врачи-невропатологи.

Невропатолог. Особенно опасно курение для детей и подростков. Обычно они заметно отстают в развитии от некурящих. , Ведь действие табака сказывается на работе головного мозга, понижает его активность. У курящих уменьшается объем памяти, им труднее заучивать материал. Курящие школьники становятся рассеянными, снижаются внимание, наблюдательность. V них часты головные боли, головокружения, нередко развиваются невриты и радикулиты.

Учитель. Врачи-педиатры расскажут о пассивных курильщиках.

Педиатр. Доказано, что пассивное курение, т.е. пребывание рядом с курящим или в атмосфере курительной комнаты, может стать причиной возникновения серьезных заболеваний.

Отработанный табачный дым, вдыхаемый «пассивным» курильщиком, содержит практически те же компоненты, что и дым, попадающий в легкие курящего человека. Находясь в течение часа в плохо проветриваемом накуренном помещении, человек вдыхает в среднем такое же количество вредных веществ, которое он получил бы, выкурив четыре сигареты. V него появляется состояние дискомфорта, наблюдаются раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей, сухость в горле, чихание, сухой приступообразный. кашель, обостряется течение хронических заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем. «Пассивное» курение способствует развитию у некурящих заболевании, свойственных курильщикам. Абсолютно недопустимо нахождение в прокуренных помещениях беременных женщин.

Учитель. Врач-нарколог посоветует, как бросить курить.

Врач-нарколог. Влияя почти на все органы и системы органов нашего организма, курение сокращает жизнь на 10-20 лет.

Многие ребята начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают как отказаться.  Очень важно уметь сказать нет.

Ролевая игра « Умей сказать «нет».К доске выходят 2 ученика. Они разыгрывают сценку предложения закурить. Все остальные будут следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.

Диалог № 1

  1. Давай закурим!
  2. Я не могу.
  3. Почему?
  4. Родители увидят.
  5. А мы отойдем за угол.
  6. Мне нельзя, у меня сердце болит.
  7. Ну не умрешь же ты от одной сигареты.
  8. А я сигареты без фильтра не курю
  9. У меня с двойным фильтром
  10. Да я спички забыл
  11. У меня есть зажигалка
  12. Соседи из окна увидят
  13. А мы пойдем в подвал

Учитель. Как вы считаете, кто сильнее в этом споре?( ответы детей). Как не странно … не разу не сказал «я не хочу». А ведь этого должно быть достаточно, чтобы … от него отстал. Ведь друзья должны уважать желания друг друга. Иначе о какой дружбе может идти речь. Отговорки … сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот –вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите одно, самое весомое объяснение и настаивайте на нем.

Диалог №2 (девочки)

  1. Давай покурим!
  2. Ой нет, я не могу.
  3. А почему?
  4. От меня будет дымом пахнуть.
  5. Ну и что?
  6. Родители узнают.
  7. А ты к ним не подходи.
  8. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она обнюхает меня и начнет гавкать. Родители сразу поймут, сто я курила.
  9. А ты надушись.
  10. Тогда родители обо всем догадаются.
  11. …….

Учитель. Как вы считаете, кто сильнее в этом споре?( ответы детей). … настаивала что родители ее разоблачат в любом случае. Если бы … продолжала настаивать это было бы неуважением к семье … Поэтому диалог прекратился.

Диалог № 3

  1. На кури.
  2. Я не буду.
  3. Что тогда пришел?
  4. Просто так.
  5. Ну тогда иди отсюда.
  6. (уходит)

Учитель. Как вы считаете, кто сильнее в этом споре?( ответы детей).

В этой сценке вроде бы сильнее оказался … но ему придется уйти и потерять уважение группы. Давайте повторим этот диалог по другому.

Диалог № 4

  1. На кури.
  2. Я не буду.
  3. Что тогда пришел?
  4. Просто так.
  5. Ну тогда иди отсюда.
  6. Не хочу.

Учитель. Вот теперь … явно оказался сильнее. Так может себя вести только человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в классе. Грубое давление сверстники оказывают на тех кого не очень уважают. А за что могут уважать? ( ответы детей)

А что же делать если ты пока не уверен в себе, тебе нечего противопоставить давлению?

Психологи дают такие советы:

  1. Просто сказать «нет» без объяснения.
  2. Отказаться и объяснить причину отказа.
  3. Отказаться и уйти.
  4. Говорить как заезженная пластинка, и на все уговоры отвечать «НЕТ», «НЕ БУДУ».
  5. НЕ обращать внимания на предложения закурить.
  6. Постараться объединиться с кем-то кто тоже не курит.
  7. Постараться избегать курящих компаний.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Конкурс пословиц и поговорок о вреде курения: кто больше. Примеры:

1.        Кто курит табак, тот сам себе враг.

2.        Лучше знаться с дураком, чем с табаком.

3.        Если хочешь долго жить, брось курить. И др

Цапля - курильщица

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Скороговорка

Жила цапля на болоте. Выходила на охоту: Свежей травки пощипать Да лягушек погонять.

И могла стоять носатая Целый день в воде,

Как статуя.

Скучно стало цапле жить,

 Цапля начала курить...

Выйдет цапля на болото –

Ну какая тут охота?!

Стал у цапли бледный вид,

И пропал вдруг аппетит!

Так курила цапля лето,

Хоть и знала:

Вредно это!

Стало вскоре цапле плохо: Цапля чахла, цапля сохла. К осени бедняга сдохла...

А могла бы долго жить! И зачем было курить? Выставка рисунков детей.

Учитель. Наш классный час подошел к концу. Как вы считаете был ли полезным наш разговор? Что но вам дал ? (ответы детей).

К счастью, многие даже длительное время курившие люди сознательно приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно делают это по собственному желанию. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье - свое и близких!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курение – коварная ловушка Классный час

Слайд 2

«Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет» С. П. Боткин

Слайд 3

Христофор Колумб

Слайд 4

Табак

Слайд 5

ТАБАЧНЫЙ ДЫМ 5 тыс. различных веществ 600 токсических Более 15 канцерогенных Органические кислоты Эфирные масла Жиры Древесные волокна Сажа Дёготь

Слайд 6

Влияние курения на ротовую полость

Слайд 7

Влияние курения на органы дыхания

Слайд 8

Влияние курения на сердечно-сосудистую систему

Слайд 9

Влияние курения на пищеварительную систему

Слайд 10

Влияние табака на нервную систему

Слайд 11

Пассивное курение

Слайд 12

Наибольший вред курение наносит нерождённым детям

Слайд 13

Волчья пасть Заячья губа

Слайд 14

Как бросить курить? Советы психолога Просто сказать «нет» без объяснения. Отказаться и объяснить причину отказа. Отказаться и уйти. Говорить как заезженная пластинка, и на все уговоры отвечать «НЕТ», «НЕ БУДУ». НЕ обращать внимания на предложения закурить. Постараться объединиться с кем-то кто тоже не курит. Постараться избегать курящих компаний.

Слайд 15

Пословицы о курении 1. Кто курит табак, тот сам себе враг. 2. Лучше знаться с дураком , чем с табаком. 3. Если хочешь долго жить, брось курить

Слайд 16

Антиреклама Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла . Скороговорка Жила цапля на болоте. Выходила на охоту: Свежей травки пощипать Да лягушек погонять. И могла стоять носатая, Целый день в воде , как статуя.

Слайд 17

Скучно стало цапле жить, Цапля начала курить... Выйдет цапля на болото – Ну какая тут охота?! Стал у цапли бледный вид, И пропал вдруг аппетит!

Слайд 18

Так курила цапля лето, Хоть и знала: Вредно это! Стало вскоре цапле плохо: Цапля чахла, цапля сохла. К осени бедняга сдохла ... А могла бы долго жить! И зачем было курить?

Слайд 19

Вывод: Курение опасно для здоровья. Лучше не начинать курить, т.к. очень тяжело потом бросить . Нужно уметь сказать «нет». Курение – коварная ловушка. Здоровье человека в его руках.



Предварительный просмотр:

Кто курит табак, тот сам себе враг.

(Пословица)


Лучше знаться с дураком,

чем с табаком.

(Пословица)

«Считаю, что мои спортивные достиже-ния в малой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем — отказаться от этой вред-

ной привычки».

И. Аниканов

«...я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так  же определенно, как и алкоголь».  

                       Писатель А. Дюма-младший

«Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове...»      

  Л. Н. Толстой                                                

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Курение - коварная ловушка" + презентация

Классный час посвящен профилактике вредных привычек у подростков. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищ...

Классный час в 5 классе «Курение – коварная ловушка»

Цели:познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения;способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни;дать детям необхо...

Методическая разработка классного часа "Курение - коварная ловушка"

Методическая разработка классного часа "Курение - ловушка"....

Классный час "Курение- коварная ловушка"

Проблема курения сегодня стоит очень остро не только в России, но и во всём мире.Минздрав предупреждает, что курение опасно для здоровья, но, несмотря на это, по подсчётам учёных, в мире курит 1/3 нас...

Классный час "Курение - коварная ловушка"

Антиникотиновая тематика классного часа вполне оправданна в 5 классе. Именно в этом возрасте курение приобретает характер «эпидемии», которая может охватить классный коллектив. В подро­стковом возраст...

Разработка классного часа "Курение-коварная ловушка"

Разработка классного часа "Курение-коварная ловушка" 6 класс.Задачи профилактики курения в подростковом возрасте:1.Умение чётко формулировать аргументы против курения.2.Умение противостоять давлению с...

Классный час для обучающихся 5-11 классов "Курение - коварная ловушка"

Классный час посвящен профилактике курения в подростковой среде. Разработан для учителей общеобразовательных школ и других детских учебных заведений. Может проводиться как в среднем звене,  так и...