Рабочая программа по физике
рабочая программа по физике по теме

Куратов Александр Сергеевич

Рабочая программа для 7-9 классов в соответсвии ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon физика 7-9258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – Теренгульская средняя общеобразовательная школа

Программа принята заседанием методического объединения

Протокол от ________№_____

Руководитель МО

________________

В.В.Куратова

Программа согласована с заместителем директора по учебно – воспитательной работе

_______________

Зам.директора по УВР

_____________

И.В.Незнахина

Утверждаю

Директор МКОУ – Теренгульская СОШ

________________

А.П.Мартыновский

Приказ от____________№_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

для 7-9  классов

Составитель программы:

Куратов Александр Сергеевич, учитель физики МКОУ – Теренгульская СОШ, второй квалификационной категории

2012 г


Пояснительная записка

Примерная программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.

Содержание примерных программ основного общего образования имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.

Примерная программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием минимального числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса; примерную программу внеурочной деятельности.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Примерная программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  1. развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  2. понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  3. формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  1. знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  2. приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантойых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  3. формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  1. овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  2. понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Место учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч для обязательного изучения курса «Физика», из которых 189 ч составляет инвариантная часть. Оставшиеся 21 ч авторы рабочих программ могут использовать в качестве резерва времени.

Тематическое планирование для обучения в 7—9 классах может быть составлено из расчета 2 ч (общий уровень) или 3 ч (повышенный уровень) в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

  1. в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  2. в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
  3. в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

  1. уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  2. понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  3. потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  4. сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  1. правильного использования физической терминологии и символики;
  2. потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  3. способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  1. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  2. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  3. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  4. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  2. умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  3. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  5. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  6. развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  7. коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Учащиеся, проявляющие особый интерес к физике, смогут изучать ее на повышенном уровне с одним дополнительным учебным часом из вариативной части базисного учебного (образовательного) плана по физике.

Содержание основного общего образования по учебному предмету

Физика и физические методы изучения природы

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации

Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.

Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение расстояний.
  2. Измерение времени между ударами пульса.
  3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.        

Механические явления. Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение.
  2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.
  3. Свободное падение тел.
  4. Равноускоренное прямолинейное движение.
  5. Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение скорости равномерного движения.
  2. Измерение ускорения свободного падения.
  3. Измерение центростремительного ускорения.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации:

  1. Явление инерции.
  2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
  3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.
  4. Измерение силы по деформации пружины.
  5. Третий закон Ньютона.
  6. Свойства силы трения.
  7. Сложение сил.
  8. Явление невесомости.
  9. Равновесие тела, имеющего ось вращения.
  10. Барометр.
  11. Опыт с шаром Паскаля.
  12. Гидравлический пресс.
  13. Опыты с ведерком Архимеда.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение массы тела.
  2. Измерение плотности твердого тела.
  3. Измерение плотности жидкости.
  4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
  5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
  6. Сложение сил, направленных под углом.
  7. Измерения сил взаимодействия двух тел.
  8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
  9. Измерение атмосферного давления.
  10. Исследование условий равновесия рычага.
  11. Нахождение центра тяжести плоского тела.
  12. Измерение архимедовой силы.

Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

Демонстрации:

  1. Реактивное движение модели ракеты.
  2. Простые механизмы.
  3. Наблюдение колебаний тел.
  4. Наблюдение механических волн.
  5. Опыт с электрическим звонком, помещенным под колокол вакуумного насоса.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение столкновения тел.
  2. Измерение кинетической энергии по длине тормозного пути.
  3. Измерение потенциальной энергии тела.
  4. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.
  5. Измерение КПД наклонной плоскости.
  6. Изучение колебаний маятника.
  7. Исследования превращений механической энергии.

Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Демонстрации:

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
  2. Модель хаотического движения молекул в газе.
  3. Модель броуновского движения.
  1. Сцепление твердых тел.
  2.  Повышение давления воздуха при нагревании.
  3. Демонстрация образцов кристаллических тел.
  4. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
  5. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
  2. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
  3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации:

  1. Принцип действия термометра.
  2. Теплопроводность различных материалов.
  3. Конвекция в жидкостях и газах.
  4. Теплопередача путем излучения.
  5. Явление испарения.
  6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
  7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.
  8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы и опыты:

  1. 1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
  2. 2. Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
  3. 3. Измерение удельной теплоемкости вещества.
  4. 4.Измерение удельной теплоты плавления льда.
  5. 5.Исследование процесса испарения.
  1. Исследование тепловых свойств парафина.
  2. Измерение влажности воздуха.

Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.
  2. Два рода электрических зарядов.
  3. Устройство и действие электроскопа.
  4. Закон сохранения электрических зарядов.
  5. Проводники и изоляторы.
  6. Электростатическая индукция.
  7. Устройство конденсатора.
  8. Энергия электрического поля конденсатора.
  9. Источники постоянного тока.
  10. Измерение силы тока амперметром.
  1. Измерение напряжения вольтметром.
  2. Реостат и магазин сопротивлений.
  3. Свойства полупроводников.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
  2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
  3. Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.
  4. Изготовление и испытание гальванического элемента.
  5. Измерение силы электрического тока.
  6. Измерение электрического напряжения.
  1. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
  2. Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
  3. Измерение электрического сопротивления проводника.
  4. Изучение последовательного соединения проводников.
  5. Изучение параллельного соединения проводников.
  6. Измерение мощности электрического тока.
  7. Изучение работы полупроводникового диода.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.

Демонстрации:

  1. Опыт Эрстеда.
  2. Магнитное поле тока.
  3. Действие магнитного поля на проводник с током.
  4. Устройство электродвигателя.
  5. Электромагнитная индукция.
  6. Правило Ленца.
  7. Устройство генератора постоянного тока.
  8. Устройство генератора переменного тока.
  9. Устройство трансформатора.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Исследование явления магнитного взаимодействия тел.
  2. Исследование явления намагничивания вещества.
  3. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
  4. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
  5. Изучение принципа действия электродвигателя.
  6. Изучение явления электромагнитной индукции.
  7. Изучение работы электрогенератора постоянного тока.

8.  Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.

Возможный объект экскурсии — электростанция.

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации:

  1. Свойства электромагнитных волн.
  2. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
  3. Принципы радиосвязи. *
  4. Прямолинейное распространение света.
  5. Отражение света.
  6. Преломление света.
  7. Ход лучей в собирающей линзе.
  8. Ход лучей в рассеивающей линзе.
  9. Получение изображений с помощью линз.
  10. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
  11. Модель глаза.
  12. Дисперсия белого света.
  13. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
  2. Изучение явления распространения света.
  3. Исследование зависимости угла отражения света от угла падения.
  4. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
  5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
  6. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
  7. Наблюдение явления дисперсии света.

Возможные объекты экскурсий: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники, радиостанция, телецентр, телеграф.

Квантовые явления

Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.

Демонстрации:

  1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
  2. Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.
  3. Дозиметр.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение элементарного электрического заряда.
  2. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации:

  1. Астрономические наблюдения.
  2. Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.
  3. Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(общий уровень) 7-9 классы (210 ч)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (5 ч)

1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч)

Физические явления. Физика - наука о природе. Физические свойства тел.

Физические величины и их измерения. Физические величины. Физические приборы.

Измерения длины. Время как характеристика физических процессов. Измерения времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение.

Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент.

Физические методы изучения природы.

Моделирование явлений и обьектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира.

Наука и техника. Физика и техника

Наблюдать и описывать физические явления.

Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю.

Высказывать предположения - гипотезы.

Измерять расстояния и промежутки времени.

Определять цену деления шкалы прибора.

Участвовать в диспуте на тему «Возникновение и развитие науки о природе».

Участвовать в диспуте на тему «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»

РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (70 ч)

2. Кинематика (20 ч)

Механическое движение. Описание механического движения тел. Система отсчета. Траектория движения и путь. Скорость - векторная величина. Модуль векторной величины. Методы исследования механического движения. Методы измерения скорости.

Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени.

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.

Графики зависимости модуля скорости и пути равноускоренного движения от времени.

Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.

Измерять скорость равномерного движения.

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.

Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.

Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела.

Измерять ускорение свободного падения.

Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.

Измерять центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

3. Динамика (30 ч)

Явление инерции. Инертность тел. Первый закон Ньютона.

Масса. Масса - мера инертности и мера способности тела к гравитационному взаимодействию.

Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности.

Законы механического взаимодействия тел. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия тел - изменение скорости тела или деформация тела.

Сила как мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина.

Единица силы - ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Сила трения. Сила тяжести.

Закон всемирного тяготения.

Равновесие тел.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления.

Закон Паскаля. Гидравлические машины.

Закон Архимеда. Условия плавания тел

Измерять массу тела. Измерять плотность вещества.

Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массу на основе второго закона Ньютона.

Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы.

Экспериментально находить равнодействующую двух сил.

Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

Измерять силы взаимодействия двух тел.

Измерять силу всемирного тяготения.

Исследовать условия равновесия рычага.

Экспериментально находить центр тяжести плоского тела.

Обнаруживать существование атмосферного давления.

Объяснять причины плавания тел.

Измерять силу Архимеда.

Исследовать условия плавания тел

4. Законы сохранения импульса и механической энергии (16 ч)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности.

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии

Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты.

Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.

Измерять работу силы.

Измерять кинетическую энергию тела по длине тормозного пути.

Измерять энергию упругой деформации пружины.

Экспериментально сравнивать изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении по наклонной плоскости.

Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергий тела.

Измерять мощность.

Измерять КПД наклонной плоскости.

Вычислять КПД простых механизмов

5. Механические колебания и волны (4 ч)

Механические колебания. Механические волны. Длина волны. Звук

Объяснять процесс колебаний маятника.

Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний.

Исследовать закономерности колебаний груза на пружине.

Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн.

Экспериментально определять границы частоты слышимых звуковых колебаний

РАЗДЕЛ 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (26 ч)

6. Строение и свойства вещества (8 ч)

Атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Броуновское движение.

Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей и твердых тел

Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.

Исследовать зависимость объема газа от давления при постоянной температуре.

Наблюдать процесс образования кристаллов

7. Тепловые явления (18 ч)

Температура. Методы измерения температуры. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

Виды теплопередач: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Превращения вещества. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота сгорания.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. КПД теплового двигателя. Паровая турбина.

Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Принцип действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин

Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил.

Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче.

Измерять удельную теплоемкость вещества.

Измерять теплоту плавления льда.

Исследовать тепловые свойства парафина.

Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения.

Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации.

Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества.

Измерять влажность воздуха по точке росы.

Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций

РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (64 ч)

8. Электрические явления (28 ч)

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. о

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца.

Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока

Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении.

Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.

Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков.

Собирать и испытывать электрическую цепь.

Изготовлять и испытывать гальванический элемент.

Измерять силу тока в электрической цепи.

Измерять напряжение на участке цепи.

Измерять электрическое сопротивление.

Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах.

Измерять работу и мощность электрического тока.

Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока.

Объяснять явления нагревания проводников электрическим током.

Изучать работу полупроводникового диода.

Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока

9. Магнитные явления (16 ч)

Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.

Электродвигатель постоянного тока

Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел.

Изучать явления намагничивания вещества.

Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку.

Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током.

Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя

10. Электромагнитные колебания и волны (8 ч)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Электрогенератор.

Электромагнитные колебания Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции.

Изучать работу электрогенератора постоянного тока.

Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле.

Экспериментально изучать свойства электромагнитных волн

11. Оптические явления (12 ч)

Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало.

Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света

Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы.

Наблюдать явление дисперсии света

РАЗДЕЛ 5. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (18 ч)

12. Квантовые явления (18 ч)

Строение атома. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Строение и свойства атомных ядер. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излу- чения. Период полураспада.

Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерная энергия. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций

Измерять элементарный электрический заряд. Наблюдать линейчатые спектры излучения.

Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона.

Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы

РАЗДЕЛ 6. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (6 ч)

13. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)

Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной

Ознакомиться с созвездиями и наблюдать суточное вращение звездного неба.

Наблюдать движения Луны, Солнца и планет относительно звезд

14. Резерв времени (21 ч)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ и материально-техническое обеспечение образовательного процесса средствами обучения

  1. Учебно-методическая литература и технические средства обучения

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

наличие

1

2

3

1.

книгопечатная продукция

Стандарты физического образования.

Примерные программы.

Учебники по физике

+

+

+

Методическое пособие для учителя

+

Сборники задач по физике

+

Хрестоматия по физике

+

Комплекты пособий для выполнения фронтальных лабораторных работы

+

Комплекты пособий по демонстрационному эксперименту

+

Книги для чтения по физике

+

Научно-популярная литература естественнонаучного содержания.

+

Справочные пособия (физические энциклопедии, справочники по физике и технике)

+

Дидактические материалы по физике. Сборники тестовых заданий по физике

+

Примерная программа основного общего образования по физике

+

Авторские рабочие программы по курсам физики

+

2.

Печатные пособия

Тематические таблицы по физике.

+

Портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов

+

3.

информационно-коммуникативные средства

Электронные библиотеки по курсу

-

Инструментальная компьютерная среда для моделирования

-

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам

-

4.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы

-

Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса физики

-

5.

Технические средства обучения (ТСО)

5.1

ТСО, интегрированные с системой демонстрационного оборудования по физике

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

+

Экспозиционный экран (минимальные размеры 1,25х1,25мм)

-

Видеоплейер (видеомагнитофон)

-

Телевизор с универсальной подставкой (не менее 72 см диагональ)

-

Персональный компьютер

-

Графопроектор

+

5.2

ТСО общего назначения

Мультимедийный компьютер

-

Мультимедиапроектор

-

Средства телекоммуникации

-

Сканер

-

Принтер лазерный

-

Копировальный аппарат

-

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Наименования объектов и средств

материально-технического

обеспечения

Наличие

ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

1

Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36  42 В

+

2

Столы лабораторные электрифицированные (36  42 В)

+

3

Лотки для хранения оборудования

+

4

Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А)

+

5

Батарейный источник питания

-

6

Весы учебные с гирями

+

7

Секундомеры

+

8

Термометры

+

9

Штативы

+

10

Цилиндры измерительные (мензурки)

+

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Тематические наборы

11.1

Наборы по механике

+

11.2

Наборы по молекулярной физике и термодинамике

+

11.3

Наборы по электричеству

+

11.4

Наборы по оптике

+

Отдельные приборы и дополнительное оборудование

Механика

12

Динамометры лабораторные           1 Н, 4 Н (5 Н)

+

13

Желоба дугообразные (А, Б)

+

14

Желоба прямые

+

15

Набор грузов по механике

+

16

Наборы пружин с различной жесткостью

+

17

Набор тел равного объема и равной массы

+

18

Прибор для изучения движения тел по окружности

+

19

Приборы для изучения прямолинейного движения тел

+

20

Рычаг-линейка

+

21

Трибометры лабораторные

+

22

Набор по изучению преобразования энергии, работы и мощности

+

Молекулярная физика и термодинамика

23

Калориметры

+

24

Наборы тел по калориметрии

+

25

Набор для исследования изопроцессов в газах

+

26

Набор веществ для исследования плавления и отвердевания

-

27

Набор полосовой резины

-

28

Нагреватели электрические

+

Электродинамика

29

Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях постоянного тока

+

30

Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6В для измерения в цепях постоянного тока

+

31

Катушка – моток

+

32

Ключи замыкания тока

+

33

Компасы

+

34

Комплекты проводов соединительных

+

35

Набор прямых и дугообразных магнитов

+

36

Миллиамперметры

+

37

Мультиметры цифровые

+

38

Набор по электролизу

-

39

Наборы резисторов проволочные

+

40

Потенциометр

+

41

Радиоконструктор для сборки радиоприемников

-

42

Реостаты ползунковые

+

43

Проволока высокоомная на колодке для измерения удельного сопротивления

-

44

Электроосветители с колпачками

+

45

Электромагниты разборные с деталями

+

46

Действующая модель двигателя-генератора

+

47

Набор по изучению возобновляемых источников энергии

-

Оптика и квантовая физика

48

Экраны со щелью

+

49

Плоское зеркало

+

50

Комплект линз

+

51

Источник света с линейчатым спектром

+

52

Спектроскоп лабораторный

+

53

Комплект фотографий треков заряженных частиц (Н)

-

54

Дозиметр

-

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

Механические явления

Выпускник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

  1. описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  2. анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  3. различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
  4. решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, 1, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения  в окружающей среде;
  2. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; К экологических последствий исследования космического пространства;
  3. различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
  4. приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  5. находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления

Выпускник научится:

  1. распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
  2. описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  3. анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  4. различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
  5. решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
  2. приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  3. различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  4. приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  5. находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  1. распознавать электромагнитное явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
  2. описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;  указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  3. анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон  Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  4. решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  2. приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
  3. различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
  4. приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  5. находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  1. распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
  2. описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  3. анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
  4. различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  5. приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счётчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  2. соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  3. приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
  4. понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

  1. различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
  2. понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;
  2. различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;

различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

  1. наблюдение;
  1. беседа;
  2. фронтальный опрос;
  3. опрос в парах;
  4. контрольные и лабораторные работы;
  5. практикум;
  6. тестирование;
  7. ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...