Физика подготовка к ГИА
материал по физике (9 класс) по теме

Ямалов Филарис Фанисович

Программа кружка по подготовке к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_podgotovka_k_gia.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.        Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся IX классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы, учреждения начального и среднего профессионального образования.

2.        Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),

3.        Подходы к отбору содержания, разработке структуры экзаменационной работы

Используемый при конструировании вариантов экзаменационной работы отбор контролируемых элементов содержания обеспечивает требование функциональной полноты теста, так как в каждом варианте проверяется освоение всех разделов курсы физики основной школы и для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. При этом наиболее важные с точки зрения мировоззренческой значимости или необходимости для дальнейшего образования содержательные элементы проверяются в одном и том же варианте заданиями разного уровня сложности.

Структура экзаменационного варианта обеспечивает проверку всех предусмотренных стандартом видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений учащихся): усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера.

Модели заданий, используемые в экзаменационной работе, рассчитаны на применение бланковой технологии (аналогичной ЕГЭ) и возможности автоматизированной проверки двух частей работы. Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания и участием двух независимых экспертов, оценивающих одну работу.

Экзамен по физике является экзаменом по выбору учащихся и выполняет две основные функции: итоговую аттестацию выпускников основной школы и создание условий для дифференциации учащихся при поступлении в классы, где физика является профильным предметом. Для этих целей в работу включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы и овладение наиболее важными видами деятельности, а выполнение заданий повышенного и высокого уровней сложности - степень подготовленности учащегося к продолжению образования на следующей ступени обучения с учетом дальнейшего уровня изучения предмета (базовый или профильный).

4.        Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ

Экзаменационная работа для государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена по физике строятся исходя из единой концепции оценки учебных достижений учащихся по предмету «Физика». Единые подходы обеспечиваются, прежде всего, проверкой всех формируемых в рамках преподавания предмета видов деятельности. При этом используются сходные структуры работы, а также единый банк моделей заданий. Преемственность в формировании различных видов деятельности отражена в содержании заданий, а также в системе оценивания заданий с развернутым ответом.

Можно отметить два отличия экзаменационной работы для основной школы от материалов единого государственного экзамена. Так, технологические особенности проведения ЕГЭ не позволяют обеспечить полноценный контроль сформированности экспериментальных умений, и этот вид деятельности проверяется опосредованно при помощи специально разработанных заданий по фотографиям. Проведение экзамена за курс основной школы не содержит таких ограничений, поэтому в работу введено экспериментальное задание на реальном оборудовании. Кроме того, в экзаменационной работе за курс основной школы более широко представлен блок по проверке овладения учащимися приемов работы с информацией физического содержания.

5.        Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и содержит 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1).

Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа и 1 задание с развернутым ответом. К каждому заданию с выбором ответа приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.

Часть 2 содержит 4 задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр. Задания 20 и 21 представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Задания 22 и 23 предполагают выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 3 содержит 4 задания, для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 24 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.

6.        Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

При разработке содержания контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе элементов содержания по физике. В экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы:

1.        Механические явления

2.        Тепловые явления

3.        Электромагнитные явления

4.        Квантовые явления

Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности.

1.        Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики.

1.1.        Знание и понимание смысла понятий.

1.2.        Знание и понимание смысла физических величин.

1.3.        Знание и понимание смысла физических законов.

1.4.        Умение описывать и объяснять физические явления.

2.        Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.

3.        Решение задач различного типа и уровня сложности.

4.        Понимание текстов физического содержания.

5.        Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения проверяются в заданиях 16, 23 и 24. Задание 15 с выбором ответа и задание 23 с кратким ответом контролируют следующие умения:

-        формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;

-        конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;

-        использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин;

-        проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.

Экспериментальное задание 24 проверяет:

1)        умение проводить косвенные измерения физических величин:

плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний математического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока;

2)        умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы;

3)        умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соедине¬нии резисторов.

Понимание текстов физического содержания проверяется заданиями 17- 19, а также заданием 22. В первом случае для одного и того же текста формулируются вопросы, которые контролируют умения:

-        понимать смысл использованных в тексте физических терминов;

-        отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;

-        отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

-        использовать информацию из текста в измененной ситуации;

-        переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

В задании 22 используется представление информации в виде справочной таблицы, графика или рисунка (схемы), которые необходимо использовать при выборе верных утверждений.

Задания, в которых необходимо решить задачи, представлены в различных частях работы. Это три задания с выбором ответа (задания 6, 9 и 14) и три задания с развернутым ответом. Задание 25 - качественный вопрос (задача), представляющий собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т. п.

Задания для итоговой аттестации по физике характеризуются также по способу представления информации в задании подбираются таким образом, чтобы проверить умения учащихся читать графики зависимости физических величин, табличные данные или использовать различные схемы или схематичные рисунки.

7.        Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.

Задания базового уровня включены в часть 1 работы (15 заданий с выбором ответа) и в часть 2 (задания 20 и 21). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания.

Задания повышенного уровня распределены между всеми частями работы: три задания с выбором ответа, два задания с кратким ответом и два задания с развернутым ответом. Все они направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать качественные и расчетные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики.

Задания 24, 26 и 27 части 3 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, а также проводить экспериментальные исследования. Включение в часть 3 работы заданий высокого уровня сложности позволяет дифференцировать учащихся при отборе в профильные классы.

8.        Продолжительность экзамена

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1)        для заданий базового уровня сложности - от 2 до 5 минут;

2)        для заданий повышенной сложности - от 6 до 15 минут;

3)        для заданий высокого уровня сложности - от 20 до 30 минут.

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 180 минут.

9.        Дополнительные материалы и оборудование

Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) и экспериментальное оборудование.

10.        Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный экзаменуемым номер ответа совпадает с верным ответом.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания 20-23 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.

Задания с развернутым ответом оцениваются двумя экспертами с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за выполнение экспериментального задания составляет 4 балла, за решение расчетных задач высокого уровня сложности - 3 балла, за решение качественной задачи и выполнение задания 19-2 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла.

В экзаменационном варианте перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается тестовый балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале в соответствии с рекомендациями по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2013 году. Рекомендации по интерпретации результатов публикуются в материалах для региональных предметных комиссий. Нижнюю границу для выставления отметки «3» рекомендуется устанавливать равной 9 баллам.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.

11.        Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)

Экзамен проводится в кабинетах физики. При необходимости можно использовать другие кабинеты, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении экспериментальных заданий экзаменационной работы.

На экзамене присутствует специалист по физике, который проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы учащихся с лабораторным оборудованием. Примерная инструкция по технике безопасности приведена в приложении 3.

Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники, прошедшие специальную подготовку для проверки заданий 2013 года.

12.        Изменения в экзаменационной работе 2013 года по сравнению с 2012 годом

В 2013 году увеличилось общее количество заданий до 27: добавлено задание 8 с выбором ответа - на тепловые явления, а также задание 23 с кратким ответом - на понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы). Увеличилось до пяти количество заданий с развернутым ответом: к четырем заданиям с развернутым ответом части 3 добавилось задание 19 части 1 - на применение информации из текста физического содержания.

Максимальный первичный балл за работу вырос до 40.

Перечень комплектов оборудования для проведения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике, которые поставлялись в образовательные учреждения в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а также на основе новых специально разработанных комплектов оборудования «ГИА-ЛАБОРАТОРИЯ».

Внимание! При замене каких-либо элементов оборудования на аналогичные с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в перечень комплектов перед проведением экзамена и в образцы выполнения экспериментальных заданий каждого варианта перед проверкой экзаменационных работ экспертами. Например, это относится к сельским малочисленным школам, в которых при проведении экзамена используются специальные фронтальные наборы.

Каждый комплект сформирован для выполнения задания одним экзаменуемым. В аудитории при проведении экзамена используется четыре экзаменационных варианта и при этом предлагается четыре экспериментальных задания (два по механике и два по электричеству или по оптике). Например, в аудитории на 16 экзаменуемых могут использоваться одновременно 4 комплекта № 1 (измерение плотности вещества), 4 комплекта № 4 (измерение коэффициента трения, исследование зависимости силы трения от веса тела), 8 комплектов № 5 (измерение сопротивления одного из резисторов, измерение мощности электрического тока, выделяемой на другом резисторе, и т.д.).

ИНСТРУКЦИЯ по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики

1.        Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора экзамена.

2.        Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.

3.        Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4.        Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.

5.        Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.

6.        При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

7.        При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.

8.        При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.

9.        Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.

10.        Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.

11.        Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

12.        По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

13.        Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.

14.        Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору экзамена.

При подготовке к ГИА по физике в демонстрационных вариантах стоит обратить особое внимание на здание, требующее проведения эксперимента, так как за его выполнение можно получить максимальное количество баллов. Но не стоит оставлять без внимания и остальные задачи. Пройдя демонстрационные тесты ГИА по физике, вы сможете качественно проверить ваши знания, а также ознакомиться с типами задач и формой преподнесения ответов.

Тема занятия

дата

1

Цели и задачи ГИА. Основные положения

2

Кинематика лекция и решение задач.

3

Кинематика решение задач. Равномерное прямолинейное движении

4

Кинематика решение задач. Скорость. Ускорение

5

Кинематика решение задач. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение

6

Равномерное движение по окружности

7

Динамика (часть 1) Сила. Сложение сил. Инерция

8

Первый закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести

Сила трения. Сила упругости

9

Динамика (часть 2) Второй закон Ньютона

10

Масса. Плотность вещества. Третий закон Ньютона        3

11

Законы сохранения

Импульс тела. Закон сохранения импульса

12

Механическая работа и мощность

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия

Закон сохранения механической энергии

13

Давление, простые механизмы

Простые механизмы. КПД простых механизмов

14

Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда

15

Тепловые явления

Строение вещества. Модели строения газа, жидкости и твердого тела

16

Тепловое движение атомов и молекул

Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц

Броуновское движение. Диффузия

17

Внутренняя энергия, виды теплопередачи

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии

18

Тепловое равновесие

19

Теплопроводность. Конвекция. Излучение

20

Законы сохранения энергии в тепловых процессах

Количество теплоты. Удельная теплоемкость

21

Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация

Преобразование энергии в тепловых машинах

22

Электромагнитные явления. Взаимодействие электрических зарядов

23

Закон сохранения электрического заряда. Планетарная модель атома

Электрическое поле. Постоянный электрический ток

24

Электрические цепи Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление

25

Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока

Закон Джоуля-Ленца          

26

Электромагнитная индукция. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током

Опыты Фарадея. Электромагнитные колебания и волны

27

Оптические явления (часть 1). Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Плоское зеркало

Преломление света. Дисперсия света

28

Оптические явления (часть 2) Линза. Фокусное расстояние линзы

Глаз как оптическая система. Оптические приборы        

29

Квантовые явления. Радиоактивность. Опыты Резерфорда

Состав атомного ядра. Ядерные реакции

30

Разбор вариантов прошлых лет.

31

Разбор вариантов прошлых лет.

32

Разбор вариантов прошлых лет.

33

Разбор вариантов прошлых лет.

34

Разбор вариантов прошлых лет.

35

Разбор вариантов прошлых лет. Итоговое тестирование

           

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по физике - Подготовка к ЕГЭ

В настоящее время  важным фактором в обучении  старшеклассников является подготовка  их к ЕГЭ (ГИА).  Моя методика подготовки основана  на подаче базового и специ...

Программа элективного курса по физике для гуманитарного класса "Физика. Подготовка к ЕГЭ"

Рабочая прграмма и приложения к программе элективного курса подготовка к ЕГЭ...

9 класс. Физика. Подготовка к контрольной работе "Основы кинематики"

Подготовка к контрольной работе в 9 классе "Основы кинематики" представлена в виде презентации. Наглядно учащимся предлагаются задачи на закрепление умений находить путь, перемещение при равномерном и...

Рабочая учебная программа по физике "Подготовка к ЕГЭ" 11 класс (профильный уровень)

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Курс рассчитан на 34 часа.Основные цели к...