Программа элективного курса по физике
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Микрюкова  Тамара Пантелеевна

Предлагаемая программа предназначена для учащихся 9 класса с целью проведения предпрофильной подготовки.Так как предлагаемая программа предполагает изучение самого себя, она пользуется спросом у учащихся. Как итог - составление физического портрета человека. Утверждена на Муниципальном уровне. Цельсоставления такой программы - привлечение учащихся к изучению физики на профильном уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

элективного курса по физике «Механика и человек»

для 9класса (17 часов).

(Предпрофильная подготовка учащихся).

№п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности учителя

Виды деятельности ученика

1

История измерения расстояний.

1

Знакомит учащихся с историческими способами измерения расстояний, историей метра, как основной единицы измерения

Подбор информации о нестандартных способах измерения расстояний. Результат данной работы: создание единой презентации «История создания единиц измерения расстояний.»

2

Лабораторная работа №1 «Измерение толщины стекла»

1

Знакомит учащихся с принципами измерения малых размеров при помощи штангенциркуля и микрометра. Дает информацию о погрешностях измерений. Руководит дискуссией по определению толщины стекла

Планируют выполнение практической работы по определению толщины стекла с использованием весов и линейки, проводят выполнение работы и сравнение результата с результатом измерения при помощи штангенциркуля.

3

Измерение больших расстояний.

1

Знакомит учащихся с видами локаций и триангуляции.

Учащиеся высказываются об областях применения данных видов локаций, собирают информацию об использовании ультра – и инфразвуков, итог – создание презентации .

4

Лабораторная работа №2 «Измерение больших расстояний до недоступных предметов

1

Недоступный предмет – тело на столе учителя, расстояние до которого необходимо определить. В беседе с учащимися приходим к выводу об использовании метода треугольников для ответа на поставленный вопрос

Выдвигают гипотезы по возможности решения данного вопроса. Участвуют в дискуссии по целесообразности применения различных способов определения расстояний. Приходят к выводу об использовании метода триангуляции. Выполняют измерения, расчет, проводят проверку при помощи рулетки.

5

Измерение промежутков времени.

1

Знакомит учащихся с понятиями песочных часов, водных, цветочных, солнечных и т д. Подходим в процессе общения к современным способам измерения времени, вводим единицу измерения времени – секунда.

Подбор материала учащимися о различных способах измерения времени. Цель -  создание презентации по теме «Измерение времени»

6

Лабораторная работа №3 «Изготовление маятника и определение его периода колебаний»

1

Знакомство учащихся с принципом работы и конструкцией маятниковых часов и способами регулировки их хода.

Собирают математический маятник, проводят исследование зависимости периода колебаний маятника от его длины, отражают данную зависимость графически, формулируют вывод о возможностях регулировки часов.

7

Глаз как оптическая система и орган зрения

1

Знакомит учащихся со строением глаза человека, особенностями и недостатками зрения, способами их исправления.

Собирают информацию о зрительных иллюзиях, анализируют причины их проявления. Итог – создание презентации.

8

Лабораторная работа №4 «Измерение разрешающей способности глаза человека»

1

Вводит понятие разрешающей способности глаза, знакомит со способом определения разрешающей способности глаза.

Выполняет необходимые измерения необходимые для определения разрешающей способности глаза, определяет её и проводит сравнение с разрешающей способностью глаза орла.

9

Методы измерения скоростей движения тел. Средняя скорость движения.

1

Знакомит учащихся со способами измерения скоростей: в автомобиле, луноходе, методом расчета и т д.

Работают с таблицами скоростей, вспоминают способы перевода одних единиц измерения в другие. Дискутируют о понятии средней скорости и способах определения.

10

Лабораторная работа №5 «Измерение средней скорости движения по школе»

Предлагает маршрут движения по школе. Вовлекает учащихся в обсуждение способа решения поставленной задачи.

В ходе дискуссии составляют план выполнения этого задания. Определяют способы расчета расстояния по лестницам и на ровных участках траектории движения, выясняют, что считать и как проводить этот расчет. Оценивают время движения . Проводят расчет средней скорости движения, и максимальной на уроках физической культуры . Проводят их сравнение

11

Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту.

1

Дает теорию данного движения, объяснив причину разложения данного вида движения на равномерное  движение и равноускоренное.

Используя компьютерную программу, исследуют зависимость дальности полета от значения начальной скорости и значения угла к горизонту.

12

Лабораторная работа №6

« Определение максимальной скорости движения руки»

1

Проводит беседу с учащимися по описанию характера движения мячика, брошенного под  углом к горизонту. Анализирует подход, что для определения скорости руки требуется знать горизонтальную и вертикальную составляющие скорости и теорему Пифагора.

Учащиеся в процессе обсуждения приходят к выводу о необходимости знания времени полета и его дальности, что позволит определить искомую скорость. Выполняют измерения и расчеты. Результаты сравнивают с табличными значениями скоростей.

13

Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

1

Знакомство с теорией движения тела, брошенного горизонтально.

Решение практических задач по описанию такого вида движения. Дискуссия о возможностях использования данных знаний.

14

Лабораторная работа №7 « Определение максимальной скорости движения пальца руки»

1

Предлагает для выполнения работы только один измерительный прибор – линейку. Организует обсуждение процесса решения поставленной задачи

Используя знания, полученные на предыдущем уроке, ребята приходят к выводу о том, что для решения данной задачи достаточно одного измерительного прибора, так как необходимо провести измерение высоты падения и дальности полета.

15

Мощность тепловая и механическая. Какую мощность может развить человек.

1

Способствует воспроизведению понятий работы, мощности и энергии. Используя табличные значения мощности развиваемой человеком, организует обсуждение возможностей человека.

Подбирают информацию о силовых и тепловых возможностях человека, проводят анализ и представляют в виде презентации.

16

Лабораторная работа №8 «Определение средней мощности, развиваемой человеком при приседании»

1

Организует обсуждение процесса выполнения работы, обращая внимание на то, что силовыми усилиями мы поднимаем и опускаем центр масс тела человека

Составляют план выполнения работы, под руководством учителя выводят формулу для  определения мощности, проводят измерения, расчет, сравнивают результат со значением лошадиной силы.

17

Рычаги в организме человека и в повседневной жизни. Составление паспорта человека.

1

В процессе беседы определяем наличие рычагов у человека, находим их, определяем точки опоры и  плечи приложенных сил.  Используем презентации по темам» Рычаги в организме человека. Рычаги в быту и технике»

Обсуждение вопросов данной темы.

 Составление паспорта кабинета. «Я о себе узнал следующее», что есть рефлексия результата.

Литература:

1. О.Ф. Кабардин, В. А. Орлов «Факультативный курс физики» 8кл. Москва «Просвещение» 1997г.

2. А.С. Енохович «Справочник по физике» Москва, «Высшая школа» 1976г.

3. А.С. Енохович «Справочник по физике и технике» Москва, «Высшая школа» 1989гю

4.   Г. С. Ландсберг «Элементарный учебник физики» Москва «Наука» 1971г.

5. А.В. Перышкин, В.П. Чемакин «Факультативный курс физики» 7кл. Москва «Просвещение» 1975г.

6. Г.Ш. Гоциридзе «Практические и лабораторные работы по физике» 7-11кл. Москва, «Классика Стиль» 2002г.

7. В.П. Демкович, Н.Я. Прайсман «Приближенные вычисления в школьном курсе физики» Москва «Просвещение» 1983г.

8. Н.В. Гулиа «Парадоксальная механика в вопросах и ответах» Москва,»Издательство НЦ ЭНАС» 2004г.

9. И.Л. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе» Москва, «Просвещение» 1990г.

Автор – составитель В.А. Шевцов «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в в 9-11 классах» Волгоград, Издательство «Учитель» 2005г.11 Физика Издательский дом «Первое сентября» №2, №4,№6, 2006г Статьи К.Ю. Богданова «Где собака зарыта?»



Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для 9 класса

«Механика и человек» .

Пояснительная записка .

              В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства. Для того, чтобы после окончания школы выпускник стал творческой личностью, способной к овладению различными профессиями на самом высоком уровне, необходимо учащимся правильно определиться с выбором профиля для обучения в старшей школе. При выборе физико – математического профиля у учащихся будут развиваться творческие способности, формироваться исследовательские навыки, развиваться логическое мышление.

         Предложенная программа способствует реализации личностно –ориентированного подхода в обучении, системно -деятельного подхода, обеспечивает условия для развития личности обучаемых, позволит создать в России условия для становления новой образовательной системы ; получить личностные результаты, определяющие мотивацию и  направленность деятельности человека.

Выполнить требования к результатам освоения
основных образовательных программ ФГОС второго поколения

1) Образовательные: Получить предметные знания и специфические предметные умения

2)Развивающие, компетентностные: Развить обобщённые, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

3)Воспитательные (Ценностные ориентации), отражающие индивидуально- личностные позиции, мотивы, социальные чувства, личностные качества

Проверке и контролю будут подлежать:

  1.  научные знания и представления о природе,  человеке, знаковых и информационных системах;
  2.  умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённые способы деятельности;
  3.  коммуникативные и информационные умения;
  4.  умение оценивать объекты окружающей   действительности с определённых позиций;
  5.  способность к контролю и самоконтролю;
  6.  способность к творческому решению учебных и практических задач.

           Системно – деятельностный подход - это подход к обучению, при котором содержание и структура учебного предмета задают требования к организации учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определённые, специфические для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные (общеучебные) и предметные способы действий, ключевые понятия, теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

          Участие ребят в научно – исследовательской работе дает им возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, развивает познавательный интерес, учит общению со взрослыми и сверстниками, единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Здесь сочетается индивидуальная, совместная деятельности, достижение истины в процессе дискуссий.

Цель курса:

1) Знакомство с видами деятельности на физике.

2)Формирование и развитие логического мышления

3)Формирование деятельных способностей учащихся, способностей к самоопределению и самореализации.

4)Формирование творческого воображения.

5) Выявление и формирование средствами физики направленности личности, её профессиональных интересов.

6)Развитие коммуникативных навыков, которые способствуют работе в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Задачи курса:

1) Расширить кругозор учащихся по физике.

2) Познакомить учащихся с историей создания измерительных приборов, с  различными внесистемными единицами  измерения.

3)Познакомить учащихся с принципами создания тематических проектов.

4)Развивать навыки исследовательской работы.

5) Отрабатывать навыки работы с измерительными приборами, со справочной литературой, отрабатывать навыки пользования информацией из Интернета.

6)Выдвигать гипотезы, обсуждать результаты экспериментов

7) Отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы и выполнять измерения.

8)Представлять результаты в виде графиков, таблиц, делать выводы.

         Подход к обучению:

 системно – деятельностный, практико – ориентированный,

 цель которого вовлечь учащихся в практическую деятельность по работе с измерительными приборами, со справочной литературой, созданию алгоритмов решения задач и алгоритмов выполнения поставленной практической работы, созданию проектов.

       Итогом овладения этим курсом будет создание «Физического паспорта человека», который будет включать информацию о  росте, массе, разрешающей способности глаза в сравнении со зрением орла. Мы узнаем значения средней скорости движения человека, его максимальной скорости, скорости движения пальца руки, руки человека в сравнении со скоростями движения известных объектов. Выясним, какую  мощность развивает человек в сравнении с лошадиной силой, уровень теплообмена с окружающей средой.

         Предлагаемая программа помогает учащимся убедиться в том, что физика – это просто и интересно, помогает ученику сориентироваться в выборе профиля, дает учащемуся проявить себя и добиться определенных успехов в проведении исследований самого себя. Применяемые законы изучаются в основном в базовом курсе физики, но они там не применяются для изучения человека, а это вызывает определенный интерес к предмету.

        Здесь приобретаются навыки ведения дискуссии, обсуждения способов измерений и обработки результатов, давать оценку реальности результатов. Возможность провести сравнение своих результатов и результатов известных объектов, вызывает особый интерес учащихся к процессам исследования и стремление к тщательным измерениям и расчетам.

Для решения поставленных задач применяются

следующие методы:

 учебная лекция, дискуссия, практические занятия и практикумы по решению задач, работа с интернет ресурсами, со справочной литературой, с измерительными инструментами, анализ процессов по компьютерному материалу.

Функциями такой работы являются : открытие новых знаний, углубление и их систематизация, экспериментальные исследования.

Критерии оценивания:

 1) Участие в проведении дискуссий.

2) Участие в создании тематических презентаций

3)Качество выполнения практических работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов,  составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...

Программа элективного курса по физике "Методы решения нестандартных задач по физике"

Элективный курс "Методы решения нестандартых задач по физике" рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Его основная направле...

Программа элективного курса по физике "Задачи по физике и методы их решения"

Програма разработана для дополнительной работы с наиболее талантливыми в области физики детьми...

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

рограмма элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснительн...

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...

Программа элективного курса по физике "Физика и олимпийское движение"

Программа предназначена для учащихся 9-х классов, проявляющих интерес к физике. Она составлена с учётом регионального компонента. Красной линией курса проходит подготовка, и проведение зимней олимпиад...