Урок по физике "Электрический ток в различных средах.Действия электрического тока."
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Коршикова Оксана Анатольевна

домашнее задание проверяется в виде соревнования,затем идёт ииследовательская работа с самостоятельными выводами.В ходе урока используется приём для формирования самооценки учащихся"Копилка хороших ответов"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse_po_fizike_deystviya_elektricheskogo_toka.docx328.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике в 8 классе
Тема:Электрический ток в металлах .Действия электрического тока.


Тип урока: Изучение нового материала,закрепления и совершенствования знаний .

Вид урока: соревнование,исследование.

Продолжительность: 40 минут

Цель урока: систематизировать и закрепить знания обучающихся по теме «Электрическая цепь и ее составные части»,изучить действия электрического тока.

Задачи урока: 

образовательные: 

  1. проверить степень владения обучающимися знаниями условных обозначений, применяемых на электрических схемах;
  2. сформировать умение читать электрические схемы; собирать электрические цепи по схеме; чертить электрические схемы по рисункам;

обеспечить отработку полученных знаний и умений; совершенствовать навыки решения задач разного типа и уровня;

дать возможность учащимся самим исследовать действия электрического тока(магнитное и тепловое) в ходе исследовательскойработы

развивающие:

  1. создать условия для развития мышления (учить анализировать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);
  2. создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
  3. создать условия для развития групповой самоорганизации;
  4. создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.

воспитательные:

  1. воспитывать положительную мотивацию к изучению физики; культуру умственного труда;
  2. содействовать формированию у обучающихся умения совместной работы в группе при рациональном разделении труда, умения внимательно слушать учителя и друг друга; формирование способности эффективно использовать время на уроке;
  1. воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, уважительного отношения к мнению другого человека; личной ответственности за выполнение коллективной работы.
  2. формирование самооценки учащихся

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

  1. Знают понятия «Электрический ток», «Источник тока», виды источников тока: их устройство и принцип работы;
  2. Знают основные элементы электрической цепи и их условные обозначения на схемах;
  3. Умеют читать и составлять простейшие электрические схемы.

Методы обучения: -поисковые, эвристические.

Форма организации учебной деятельности: коллективная.

Оборудование: учебник «Физика 8», А.В.Перышкин; дидактические материалы (пакеты с заданиями, карточки с условными обозначениями элементов на схемах); доска (интерактивная доска), мультимедийное обеспечение; приборы для сборки электрический цепи (2 комплекта): источник электропитания, резистор, лампочка – 1 шт., ключ – 2 шт., соединительные провода.

Структура урока:

Этап урока

Содержание

Время

1

Разминка

Приём "Хлопок"

1 мин

2

Организационный момент

Приветствие участников соревнования;

Пояснение порядка проведения мероприятия.

3 мин

3

Проведение соревнования

Повторение условных обозначений, применяемых на схемах.

Получение пакетов с заданиями;

Выполнение заданий;

Проверка правильности выполнения заданий.Выводы

15 мин

4

Беседа на тему"Ток в металлах"

Рассказ учителя о носителях тока в металлах и жидкостях.
Презентация .Химическое действие тока  http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/2/elektr1.ppt

8 мин

5

Исследование

Выводы по итогам исследования;

применение.Актуальность .

8 мин

6

Самооценка

Приём "Копилка хороших ответов"

2 мин

7

Домашнее задание

Запись домашнего задания.

1 мин

8

Рефлексия

Метод Сократа

2 мин

Подготовка к мероприятию: 

При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно изучают информацию §33 учебника, выучивают условные обозначения, применяемые на схемах (рис.48), разбираются в правилах составления простейших электрических схем.

Ход урока:


1. разминка "Хлопок"    
На хлопок преподавателя (или ритмический узор из нескольких хлопков) классу удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на «хлопок» ведущего раздается упругий, без рикошета хлопок всего класса…          2.Организационный момент

Учитель приветствует участников соревнований и делит класс на 3 группы-команды (по рядам). В течение 1 минуты группа выбирает себе название и девиз. По истечении отведенного времени, команды взаимно приветствуют друг друга.

Далее учитель поясняет правила проведения соревнования:

  1. Для проведения разминки команда должна представить одного участника – знатока условных обозначений, применяемых на схемах.
  2. После проведения разминки участники получают пакет, который содержит 7 заданий:
  1. Кроссворд на знание условных обозначений, применяемых на схемах (Приложение 1);
  2. Ребус – при расшифровывании которого должно получиться слово, имеющее отношение к электрическим явлениям (Приложение 2);
  3. Задание на умение сопоставлять схемы электрических цепей  их реальному изображению(Приложение 3);
  4. Задачи на умение собирать электрические цепи (Приложение 4).
  1. Полученные задания команда может выполнять как совместно, так и разделить их между участниками группы – продумайте, как рационально использовать отведенное время и способности участников.
  2. Команда, которая даст правильный ответ на любое из заданий первой получает жетон. По количеству набранных жетонов и можно дать оценку работы группы.

3.Повторение пройденного материала – разминка

Представители от каждой команды выходят к доске и получают задание. Из предложенных карточек (Приложение 1) выбрать:

Участник команды 1 ряда: все, что относится к источникам тока;

Участник команды 2 ряда: все, что относится к потребителям;
все, что относится к элементам управления и проводам.-остальное

Причем нужно отождествить название и условное обозначение на схеме. Например: Лампочка ->

По итогам разминки, участник, выбравший правильные карточки, получает 1 жетон для своей команды.

Примечание: если в классе есть интерактивная доска, то при проведении разминки можно воспользоваться ей. При этом карточки не распечатываются, а выводятся на экран.

4.Изучение  нового материала                                                                                                                                      А)Презентация «Электрический ток в металлах и жидкостях.Действия электрического
тока»
   5.Исследовательская деятельность на уроке
самостоятельное изучение действий электрического тока.Раздаются схемы электрических цепей.Учащиеся должны собрать схемы и продумать,какое действие они изучили.
Ответить на вопросы,где и когда мы применяем эти действия.                                                                                                
6.Самооценка."Кпилка хороших ответов"
На столе учителя стоит коробочка в виде копилки.В ходе урока учащиеся кладут в неё жетоны,если считают,что ответили достаточно полно и заработалли балл.По окончании урока подсчитываются баллы и выставляются оценки в соответствии с мнением учителя.(1 жетон-1 балл)
7.Домашнее задание

§33, упражнение 13

Задача: Придумайте схему электрической цепи, состоящую из источника тока, двух лампочек, кнопки, электрического звонка и переключателя. Цепь предназначена для вызова хозяина дома или для получения информации, что хозяина дома нет. Цепь должна работать следующим образом. Когда переключатель находится в одном из фиксированных положений, то нажатие на кнопку должно привести в действие звонок и лампочку, освещающую табло с надписью «Сейчас открою, подождите». Если же переключатель находится в другом фиксированном положении, то нажатие на кнопку должно привести в действие другую лампочку, помещенную под табло с надписью «Хозяина нет дома». Звонок при этом не должен сработать.


8.Рефлексия
Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?

  1. Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
  2. Переплетите пальцы рук.
  3. Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»
  4. Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?
  5. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

У кого получился результат «ЛЛЛ» - «художники», а «ППП» - «мыслители».

У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление


Литература:

  1. Билимович Б.Ф., Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1977. – 159с., ил.
  2. Перышкин А.В., Физика. 8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 191с., ил.
  3. Грачев А.В., Погожин В.А., Боков П.Ю., Физика: 8 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96с., ил.
  4. ЦОР «1С: Образование 4. Дом: физика, 8кл», автор Ханнанов Н. К.

Приложение 1

Лампочка

Гальванический элемент

Соединение проводов

Пересечение проводов

Зажимы

Ключ

Звонок

Резистор

Нагревательный элемент

Плавкий

предохранитель

Микрофон

Громкоговоритель

Фотоэлемент

Генератор

Батарея  элементов


Приложение 1

Кроссворд

3

8

1

2

4

9

7

10

11

12

5

6

13

По горизонтали:

По вертикали:

8.

1.

9.

2.

10.

3.

11.

4.

12.

5.

13.

6.

7.

Ответы:

Г

Р

Е

З

И

С

Т

О

Р

Г

З

Н

Р

А

Е

О

Ж

Р

М

И

А

П

А

К

К

У

М

У

Л

Я

Т

О

Р

О

Ы

О

Е

Г

Р

Д

О

О

Ф

В

Х

О

О

Б

А

Т

А

Р

Е

Я

Т

Р

А

Л

А

М

П

О

Ч

К

А

И

М

И

К

Р

О

Ф

О

Н

Э

Т

И

З

Л

Е

Т

В

К

Е

Л

Т

Е

Р

М

О

Э

Л

Е

М

Е

Н

Т

Ь

Л

Н

Ю

Е

Ь

О

Ч

Н

К

Т


Приложение 2



Ребус

?

1

2

1

3

2

3

1




?

1

2

1

3

2

3

1



Приложение 4

Практическое задание

Соберите электрические цепи по схемам:

Схема 1:

Схема 2:


Приложение 7

Зарисуйте схемы электрических цепей:

Цепь 1:

Цепь 2:


Приложение 3

Как надо соединить провода, чтобы подключение ламп соответствовало схемам?

Схема 1:




Как надо соединить провода, чтобы подключение ламп соответствовало схемам?

Схема 2:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе "Работа и мощность электрического тока"

Урок изучения нового материала в 8 классе "Работа и мощность электрического тока"....

Урок физики в 8 классе по теме"Работа Электрического тока"

Урок физики в 8 классе по теме "Работа электрического тока". Урок с элементами исследования....

Презентация "Электрический ток в различных средах.Действия электрического тока."

Презентация к уроку физики в 8 классе "Электрический ток в различных средах.Действия электрического тока"...

Урок по физике "Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока"

Разработка включает в себя план урока и презентацию PowerPointЦели урока: Образовательные: а)закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;б)формировать н...

Конспект урока по физике по теме: "Работа и мощность электрического тока".

Развёрнутый конспект урока по физике для 8 класса с презентацией....

Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"

Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...

Урок физики в 8-м классе. Тема: "Действия электрического тока"

Урок посвящен изучению действий электрического тока. На уроке учащиеся вспоминают всё, что знают о токе из жизни. Работая в группах, они наблюдают действия электрического тока на самостоятельно провод...