Урок физики в 8 классе. "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Горбунова Вера Александровна

 

Наука начинается с тех пор, как начинают       измерять.  

                                                        Точная наука немыслима без меры.

                                                                                       Д.И.Менделеев

Цель урока:

Обучающая:

  • Создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, применять свои знания в новой ситуации, формировать умение решать расчетные задачи. Установить зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raschet_soprotivleniya_provodnika.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Черемуховская СОШ

2013 год

                   Наука начинается с тех пор, как начинают       измерять.  

                                                        Точная наука немыслима без меры.

                                                                                       Д.И.Менделеев

Цель урока: 

Обучающая:

  1. Создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, применять свои знания в новой ситуации, формировать умение решать расчетные задачи. Установить зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен.

Развивающая:

  1. Развивать элементы творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, собирать электрические цепи, чертить схемы, развивать навыки практической работы, интерес к предмету путём выполнения разных заданий.

Воспитательная: Воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира; воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, взаимопонимание, чувство ответственности, этики работы в парах.

 Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, линейка,  ключ, исследуемые проводники,   соединительные провода, компьютер, проектор.  

Ход урока

I. Организационный этап. Определение целей урока. (1 мин.)

II. Этап актуализации опорных знаний (7 -10 мин.) – работа со всем классом

1. Что такое сила тока? Кокой буквой она обозначается?

2. По какой формуле рассчитывается сила тока?

3. Как называется единица измерения силы тока? Как она обозначается?

4. Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается на схемах?

5. По какой формуле находится электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, если известны сила тока и время его прохождения?

6. Что такое электрическое напряжение? Кокой буквой оно обозначается?

7. По какой формуле рассчитывается электрическое напряжение?

8. Как называется единица измерения напряжения? Как она обозначается?

9. Как называется прибор для измерения электрического напряжения? Как он обозначается на схемах?

10. Какими правилами следует руководствоваться при включении вольтметра в цепь?

11. Какова зависимость силы тока от напряжения?

12. Как обозначается электрическое сопротивление?

13. Как зависит сила тока от сопротивления?

14. Сформулируйте закон Ома для участка цепи

* А – 0,5     В – 2      С – 4

Домашнее задание: упр 19

1. 4,4      2. 217      3. 15000

3. Объяснение материала. (10 мин)

На предыдущем уроке мы выяснили, что является причиной сопротивления проводника. Назовите её.

Является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки.

Разные проводники обладают различным сопротивлением из – за различия в строении их кристаллической решетки, из – за разной длины и площади поперечного сечения.

Значит можно предположить, что сопротивление проводника зависит от его длины и площади поперечного сечения, и от вещества, из которого он изготовлен.

В цепь источника тока по очереди включают различные проводники: -

- никелиновые проволоки одинаковой толщины, но разной длины;

- никелиновые проволоки одинаковой длины, но разной толщины (разной площади поперечного сечения);

- никелиновую и нихромовую проволоки одинаковой длины и толщины.

Силу тока в цепи измеряют амперметром, напряжение – вольтметром. Зная эти параметры и используя закон Ома можно определить сопротивление каждого проводников.

 Выводы:

 Из двух никелиновых проволок одинаковой толщины более длинная проволока имеет большее сопротивление;

Из двух никелиновых проволок одинаковой длины большее сопротивление имеет проволока с меньшим поперечным сечением;

никелиновая и нихромовая проволоки одинаковых размеров имеют разное сопротивление.

Зависимость сопротивления проводника от его размеров и вещества, из которого изготовлен проводник, впервые на опытах изучил Ом.

Он установил, что сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от его вещества проводника.

Как учесть зависимость сопротивления от вещества, из которого изготовляют проводник?

Для этого вычисляют так называемое удельное сопротивление вещества.

Удельное сопротивление – это физическая величина, которая определяет сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м2.

  1.  удельное сопротивление проводника
  2. S - площадь поперечного сечения проводника,
  3. l - длина проводника
  4. Единица удельного сопротивления в системе СИ является 1 Ом *м, или 

Значения удельного сопротивления проводника приведены в таблице 8 (стр.105 учебник физика 8 класс, автор А.В.Пёрышкин). Опытным путем было установлено, что у металлов удельное сопротивление с повышением температуры увеличивается.

Из всех металлов наименьшим удельным сопротивление обладают серебро и медь. Следовательно, серебро и медь – лучшие проводники электричества. При проводке электрических цепей используют алюминиевые, медные и железные провода.

Во многих случаях бывают нужны приборы, имеющие большое сопротивление. Их изготавливают из специально созданных сплавов – веществ с большим удельным сопротивлением.

Например, как видно из таблицы 8, сплав нихром имеет удельное сопротивление почти в 40 раз больше, чем алюминий.

Фарфор и эбонит имеют такое большое удельное сопротивление, что почти совсем не проводят электрический ток, их используют в качестве изоляторов.

4. Закрепление материала.

1. Решение задач

3 Расчетные задачи – обучающие и контролирующие (решение у доски с полным анализом и рассуждениями и в группах и дальнейшем представлении решения на доске с полным комментарием.

  1. Какой длины следует взять  отрезок константановой проволоки для изготовления реостата сопротивлением 80 Ом, если площадь поперечного сечения этой проволоки 0,06 мм2?

2.  Тесты (по вариантам; составлены в соответствии с КИМами ГИА) – (10–15 мин.)

                                                           Вариант I

 Часть 1

  1. Сопротивление проводника зависит от
  1. приложенного к нему напряжения
  2. от силы тока и приложенного напряжения
  3. от материала проводника
  4. от длины, площади поперечного сечения и материала проводника
  1. Удельное сопротивление никелина равно 0,4 . Это означает, что
  1. сопротивление никелинового проводника длиной 0,4 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм2 равно 1 Ом
  2. сопротивление никелинового проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм2 равно 0,4 Ом
  3. сопротивление никелинового проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 0,4 мм2 равно 1 Ом
  4. сопротивление никелинового проводника длиной 0,1 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм2 равно 0,4 Ом
  1. Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить в 2 раза?
  1. увеличится в 2 раза                       3) не изменится
  2. уменьшится в 2 раза                      4) станет равным нулю
  1. Медный провод имеет длину 240 см и площадь поперечного сечения 0,2 мм2. Вычислите сопротивление этого провода.

        1) 0,204 Ом           2) 0,816 Ом             3) 2,04 Ом            4) 28,23 Ом

  1. Для плавного изменения силы тока нужно использовать
  1. Выключатель                                3) рычажный реостат
  2. ползунковый реостат                   4)  амперметр
  1. Какой длины нужно взять никелиновую проволоку сечением 0,2 мм2 для изготовления реостата сопротивлением 20 Ом?

     1) 5 м                2) 10 м              3) 15 м                  4) 20 М

Часть 2

  1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления.    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 Физические величины                                                      Формула

 А) сила тока                                                                          1)

 Б) напряжение                                                                      2)

 В) сопротивление                                                                 3)

4)        

5)        

А

Б

В

  1. Где используются эти устройства?  В каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

             Применение                                                                        Устройство

             А) для измерения напряжения                                          1) реостат

             Б)  для измерения силы тока                                             2) вольтметр

                                                                                                          3) гальванометр

                                                                                                           4) амперметр

                                                                                                      5) электроскоп

А

Б

                                                       

Таблицы ответов:

Вариант I

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

4

2

1

1

2

2

341

24

V. Домашнее задание. П 45, 46, упр 20 № 2 (в)

Заключительное слово учителя:

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Так сказал древний китайский философ Конфуций. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. Вы – молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика. 8 класс. Перышкин А.В. Урок "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление"

Урок физики в 8 классе (по учебнику Физика. 8 класс. Перышкин А.В.) по теме "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление" с применением ЦОР...

Урок по физике в 8 классе по теме "Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление."

Урок построен по технологической карте ФГОС в разделе предполагаемых образовательных результатов. Частично теоретический материал и интерактивный эксперимент взят с сайта "Класс!ная физ...

Урок физики в 8 классе «Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление»

Форма  урока: Организация исследовательской и поисковой  деятельности учащихся на уроке....

Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Предмет: физика       Класс: 8           Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....