Урок по теме:"Зеркала"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Новикова Ольга Анатольевна

 

Урок по теме: "Что скрывают зеркала?"

Тип урока: Проектно-исследовательский

Цель урока: Изучение свойств зеркал и их применение на основе организации теоретического и экспериментального исследования.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие ребята и гости!

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать строчками из очень известного произведения:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи, под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подлюбны.

 (В.А. Жуковский, баллада «Светлана»).

Как вы думаете, к чему данные строки? О чем сегодня будет наш урок? Давайте попробуем предугадать ход наших мыслей?

Важностью этого предмета для человека обусловлено внимание к нему писателей, поэтов, художников, кинематографистов и даже телеобозревателей. Примерами тому могут служить произведения, в которых фигурирует зеркало, такие, как "Белоснежка..." Ш. Перро, "Сказка о спящей царевне..." А. Пушкина, басня "Зеркало и обезьяна" И. С. Крылова, одноименные кинофильм А. Тарковского и телепередача Н. Сванидзе.

     Зеркало - это необходимый предмет быта, позволяющий человеку взглянуть на себя со стороны. Зеркало - это также не очень сложный, но очень важный оптический прибор-инструмент.

    У каждого из нас есть в доме зеркало. Проходя мимо него, мы не задумываемся о том, что это не просто предмет быта, а еще и целая оптическая система, способная образовывать оптические изображения, отражая световые лучи.

    Использование методов геометрической оптики, позволяют нам изучить условия формирования оптического изображения объекта как совокупности изображений его отдельных точек и объяснить многие явления, связанные с отражением световых лучей.

Геометрическая оптика дает ответ на вопрос, как грамотно и точно построить оптическую систему для того, чтобы каждая точка объекта изображалась также в виде точки при сохранении геометрического подобия изображения объекту.

Некоторые сведения о зеркалах и построении ими изображений были изучены в курсе физики 8 класса. Но это касалось только части свойств зеркал. В оптических приборах часто используют не только плоские, но и сферические зеркала. Поэтому достаточно важно выявить  свойства и  закономерности сферических зеркал, а в этом нам помогут знания, полученные нами на предыдущих уроках при рассмотрении законов геометрической оптики. [1],  [2]

Цель урока:

Изучение свойств зеркал и их применение на основе организации теоретического и экспериментального исследования.

Тема урока: Что скрывают зеркала?

Тип урока: Проектно-исследовательский.

Задачи:

Обучающие:

1.  Сравнить рассеивание света с его зеркальным отражением;

2. Определить положение предмета в плоском зеркале и в сферических  зеркалах;

3. «Заглянуть» в магические тайны сферических (вогнутых) зеркал;

4. Разработать на основе теоретического и практического материала (знания о линзах) сведения, необходимые при построении изображений в сферических зеркалах;

5. Выяснить применение зеркал (изготовление зеркал) в повседневной жизни;

6. Установить законы отражения света с помощью фронтального эксперимента;

7. Изготовление зеркал из подручного материала.

Развивающие:

1. Формировать умения проводить эксперимент, делая выводы.

2. Представлять результаты эксперимента и теоретического исследования.

Воспитательные: 

1. Формирование умения совместной работы в группе.

2. Уметь уважать, чужую точку зрения и аргументировано защищать свою.

      Сегодня, я буду работать в роли консультанта, а вы постарайтесь самостоятельно организовать свою работу.

Ход урока:

      Для начала я предлагаю разделиться на группы. Каждой группе выдается задание, в котором сформулирована цель.  Ход исследования вы должны продумать сами.  В процессе работы вы готовите отчет (можно в форме презентации) и выступаете перед классом. В ходе беседы задаете друг  другу дополнительные вопросы.

     

     Индивидуальные задания группам.


1 группа

Наблюдение зеркального отражения и рассеяния света.

Цель работы: Сравнить рассеивание света с его зеркальным отражением. Объяснить, почему это происходит.

Оборудование: Источник питания, ключ, лампа, реостат, соединительные провода. Экран со щелью, плоское зеркало, подставка, лист белой бумаги.

Ход работы:

Расположите лампу на рабочем столе и подключите ее к источнику питания. Перед лампой поставьте экран со щелью так, чтобы лампа не была видна, мы получили направленный пучок света.

Какую гипотезу вы выдвинете  перед проведение опыта?

Как можно провести опыт, чтобы реализовать цель?

 Замкнув электрическую цепь, включите лампу и поставьте за экраном плоское зеркало так, чтобы отраженный луч был виден на экране в виде полосы. Обратите внимание на уровень освещенности остальной части экрана.

Закройте зеркало листом белой бумаги. Отметьте, изменилась ли освещенность экрана. Если вы не уловили разницу, откройте зеркало и повторите опыт еще раз. Объясните наблюдаемое явление.

На основании результатов наблюдений ответьте на вопросы:

  1. Почему в плоском зеркале получается точное изображение предмета?
  2. Объясните, как создается рассеянное отражение света.
  3. Справедливы ли законы отражения в случае падения света на лист белой бумаги?
  4. Почему окна домов днем всегда кажутся более темными, чем стены, даже если стены окрашены в темный цвет?

Цель эксперимента

Что ожидали увидеть (гипотеза ваша)

Что увидели (ваши выводы, вытекающие из эксперимента)

2 группа

Определение положения изображения предмета в плоском зеркале.

Цель работы: Установить, что предмет и его изображение расположены симметрично относительно плоскости зеркала. Обосновать результаты теоретически.

Оборудование: Источник питания, ключ, лампа 2 шт., реостат, соединительные провода. Тонкая стеклянная пластина, линейка, транспортир, подставка.

Ход работы:

Разместите на рабочем столе лампу и включите ее в электрическую цепь. Прикрепите стеклянную пластину к магниту на боковой грани подставки  и установите ее в 8 – 10 см за лампой. Пластина является полупрозрачным зеркалом, т.к. часть падающего на нее света отражает, а часть пропускает.

Замкните электрическую цепь и наблюдайте в стеклянной пластине изображение светящейся лампы. Вторую лампу (неподключенную) разместите за пластиной так, чтобы ее положение совпало с мнимым изображением первой лампы.

Для подтверждения симметричного расположения предмета и его мнимого изображения в плоском зеркале измерьте:

  1. расстояние между первой лампой и стеклянной пластиной и между стеклянной пластиной и второй лампой;
  2. угол между плоскостью стеклянной пластины и прямой, соединяющей лампы (для этого линейка и транспортир накладываются на лампы и пластину сверху)

На основании результатов наблюдений ответьте на вопросы:

1.) Может ли изображение предмета в плоском зеркале находиться ближе к зеркалу, чем предмет?

2.) Можно ли в плоском зеркале получить увеличенное или уменьшенное изображение предмета?

Цель эксперимента

Что ожидали увидеть (гипотеза ваша)

Что увидели (ваши выводы, вытекающие из эксперимента)

3 группа

Что скрывают зеркала?

Цель работы:

Каковы магические свойства вогнутых зеркал? О чем догадывались люди еще со времен Архимеда? В чем уникальность вогнутых зеркал? Что толкает исследователей, несмотря ни на что изучать зеркала? Какую тайну хранят в себе зеркала? Исследовать применение зеркал в быту, технике, медицине. Что скрывают зеркала? [9]

Кадр из фильма «Зеркало Фараона» или «Королевство кривых зеркал», или мультфильм «Архимед», можно прочитать отрывок из стихотворения. По данному вопросу ребята могут приготовить материал самостоятельно,  либо в течение урока по материалам учителя, а также подготовить презентацию на компьютере.

Зеркальный Карп за лопастью весла,
Прозрачность вод прыжком одним ломая,
Я не всегда свой жребий понимаю:
Безумства тайн скрывают зеркала!

Как странники, чья жизнь - всегда в пути,
Мой третий глаз, открывшийся на диво,
Они хранят в живых своих архивах
Пророчества о том, что впереди.

И часто, проплывая в глубине,
Когда покой бывает вновь нарушен,
Я чувствую, как пульс мой перегружен
Молчаньем лиц, оставшихся во мне...

Но, лишь наскучат мира миражи,
Осточертеют воды, как канальи -
Молитвой сердца, фибрами души
Зеркальный Карп стремится в Зазеркалье!

Всё в зеркале, чем рыбы дорожат,
Всё в зеркале, что ищем мы глазами -
И только невидимкою душа -
Там, за чертою, там, за зеркалами...
Так что же скрывают Зеркала? Какие тайны они хранят!

4 группа

1. Изготовление сферических зеркал.

Данная работа дается ученику или группе учеников заранее, чтобы можно было обдумать шаги ее выполнения.

Цель работы: Изготовить из подручного материала сферическое зеркало.

Оборудование: Материал, из которого учащиеся посчитают изготовить зеркало. (Шарик от дезодоранта, алюминиевая фольга и т.д.) [11]

2. Установить выполняются ли законы отражения света в плоском зеркале

Цель работы: Установить выполняются ли законы отражения света в плоском зеркале.

Оборудование: 3 булавки, зеркало, деревянный лоток; линейка, карандаш, транспортир.

Ход работы:

1. Две булавки а и в воткните в лист тетради.

2. Глядя, справа на зеркало, воткните булавку с так, чтобы она оказалась на одной прямой с изображениями булавок а и в.

3. Карандашом на бумаге отметьте положение зеркала и точку О, куда падает луч ав, уберите булавки, проведите лучи, отметьте углы падения и отражения, измерьте эти углы.

На основании результатов наблюдений ответьте на вопросы:

А) Может ли изображение предмета в плоском зеркале находиться ближе к зеркалу, чем предмет?

Б) Можно ли в плоском зеркале получить увеличенное или уменьшенное изображение предмета?

Цель эксперимента

Что ожидали увидеть (гипотеза ваша)

Что увидели (ваши выводы, вытекающие из эксперимента)

5 группа

Получение изображения предметов в сферических зеркалах.

Цель работы:

1. Разработать на основе изучения теоретического и практического исследования материала (знания о линзах) способы построения изображений в сферических зеркалах.

 2. Получать изображения предметов в сферических зеркалах.

3. Сделать выводы об изображениях в зеркалах.

4. Дать характеристики сферических зеркал. [4]

Оборудование: Выпуклое и вогнутое зеркала, источник света, соединительные провода, экран со щелью, лампочка, ключ.

Цель эксперимента

Что ожидали увидеть (гипотеза ваша)

Что увидели (ваши выводы, вытекающие из эксперимента)


 

Домашнее задание - Задачи по теме: « Зеркала»


1. Выпуклое зеркало заднего обзора в автомашине имеет радиус кривизны 40 см. Определите изображение и увеличение, если объект расположен на расстоянии 10 м от зеркала.


2. Вогнутое сферическое зеркало дает действительное изображение, которое в три раза больше предмета. Определить фокусное расстояние зеркала, если расстояние между предметом и      изображением 20 см.


3. Почему в настоящее время на транспорте применяют не плоские, а выпуклые зеркала?


4. Как определить в солнечный день радиус кривизны вогнутого зеркала?


5. На выпуклое зеркало падает луч, как показано на рис. Построением найти дальнейший ход луча.



6. На рис. дан ход луча в сферическом зеркале. Найти построением положение фокуса зеркала.



7. Светящаяся точка S находится на главной оптической оси вогнутого зеркала (рис), фокусное расстояние которого равно F. Найти графическим построением изображение. Какое оно: действительное или мнимое?


8. Предмет помещают на оси вогнутого зеркала так, что на экране получается увеличенное действительное изображение. Как изменится это изображение, если половину зеркала закрыть непрозрачной ширмой?


9. Доказать, что для сферического зеркала произведение расстояний предмета и изображения до главного фокуса всегда равно квадрату фокусного расстояния.


10. Светящаяся точка находится на расстоянии х1 = 36 см от главного фокуса выпуклого зеркала, изображение точки – на расстоянии х2 = 9 см от главного фокуса. Найти главное фокусное расстояние зеркала. Построить изображение точки в зеркале. [0,18]


11. Где нужно поставить предмет, чтобы получить действительное изображение в k = 0,5 натуральной величины в вогнутом сферическом зеркале, радиус кривизны которого R = 40 см? [0,6]


12. На вогнутое зеркало, радиус кривизны которого R = 30 см, падают сходящиеся лучи света так, что их продолжение пересекаются в точке, находящейся за зеркалом на расстоянии a1 = 30 см. На каком расстоянии от зеркала сойдутся эти лучи после отражения? Будет ли точка их пересечения действительной? [0,1]



13. Сходящиеся лучи падают на выпуклое зеркало так, что их продолжения пересекаются на оси зеркала на расстоянии a1 = 30 см. После отражения от зеркала лучи расходятся так, что их продолжения пересекаются в точке, отстоящей от зеркала на расстоянии a2 = 60 см. Определить радиус кривизны зеркала. [0,4]


14. Предмет находится на расстоянии a1 = 30 см от вогнутого зеркала. Его изображение в k = 1,5 раза больше самого предмета. Определить расстояние изображения до зеркала и радиус кривизны зеркала. [0,45; 0,36]


15. Вогнутое зеркало дает обратное и увеличенное в k = 4 раза изображение предмета. Определить главное фокусное расстояние зеркала, если расстояние между предметом и изображением его равно l = 90 см. [0,24]


16. Изображение, даваемое вогнутым зеркалом, в k1 = 3 раза меньше предмета. Если предмет передвинуть на расстояние b = 10 см ближе к зеркалу, то изображение будет меньше предмета только в k2 = 2 раза. Чему равно фокусное расстояние зеркала? [0,1]


17. На расстоянии a = 8 см от выпуклого зеркала помещена тонкая плоская стеклянная пластинка. За пластинкой на расстоянии b = 12 см от нее помещают точечный источник света. Изображение, даваемое лучами, отраженными от передней поверхности пластинки, совпало с изображением, даваемым лучами, отраженными от зеркала. Определить радиус кривизны зеркала. [0,1]


18. На главной оптической оси вогнутого сферического зеркала радиуса R = 50 см помещен точечный источник света S на расстоянии a1 = 30 см от зеркала. На каком расстоянии от источника надо поставить плоское зеркало, чтобы лучи, отраженные вогнутым, а затем плоским зеркало, вернулись в точку S? [0,6]

Перед вами, на отдельном листочке представлены вопросы, которые были сегодня рассмотрены на уроке. «Плюсами» отметить тот материал, который вы хорошо поняли, а «минусами» пометьте те вопросы, которые оказались разобранными вами не достаточно.

Вопросы:

1. Как определить положение предмета в сферических зеркалах;

2. Как строятся изображения в сферических зеркалах;

3. Где применяются зеркала в повседневной жизни;

4. Как можно изготовить зеркало в экстремальных условиях;

5. Формула выпуклого и вогнутого зеркал.

Анкета:

1. Как бы вы охарактеризовали тип урока?

2. Чем отличаются типы деятельности на сегодняшнем уроке, в отличие от других уроков?

3. Были ли вы активны на этом уроке? Если «да», и почему? Если «нет», и почему?

4. Наблюдали ли вы снижение активности? Если «да», и почему?

5. Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

6. Что бы хотелось выполнить еще раз?

Список литературы:

  1. http://www.referat.ru/
  2. Оптика – Энциклопедия интересных статей портала «Excelion_ru»!.htm
  3. Пособие по физике.htm
  4. Оптика_Отражение, преломление света_Зеркала.htm
  5. К.Э. Тарасов, Необыкновенная физика обыкновенных явлений.- М.; Наука, 1987
  6. Л.В. Тарасов, А.Н. Тарасова, Вопросы и задачи по физике.- М.; Высшая школа,1990
  7. В.Г. Зубов, В.П. Шальнов, Задачи по физике. – М.; Наука, 1985
  8. С.П. Мясников, Т.Н. Осанова, Пособие по физике. – М.; Высшая школа, 1988
  9. Я.П. Перельман, Занимательная физика. – М.; Столетие, 1994
  10. Б.Ф. Билимович, Световые явления вокруг нас. – М.; Просвещение, 1986
  11. М.С. Навашин, Телескоп астронома – любителя. – М.; Наука, 1975
  12. П. И. Ерунова, Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. – М.; Просвещение, 1988
  13. И. Я. Ланина, Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики, - М.; Высшая школа, 1985



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №33 г. Томска

Согласовано (одобрено)                                     Утверждаю        

На заседании                                                                 Директор МОУ СОШ № 33 г. Томска

Методического Совета школы                   _________________Д.Д. Журавлева

Протокол №___ от «__»__________2013г.                                                                                                                                                                                                                                  

Экспериментальная программа

элективного курса по физике

 «Созвездия звездного неба»

9 класс

Составитель:

учитель физики

Новикова О.А.

Томск, 2013 г.


Пояснительная записка

Для подготовки учащихся к выбору профиля обучения на старшей ступени предлагается спецкурс «Созвездия звездного неба». Этот курс рассчитан на учащихся интересующихся предметами естественнонаучного цикла, который позволит им более глубоко разобраться в поставленном вопросе названия курса. Данный курс знакомит учащихся с основными вехами истории астрономии, с расположением на небе созвездий и происхождением их названий, с именами ярких звезд и с методами ориентации на небосводе.

Очертания и названия созвездий известны сейчас только некоторым профессионалам, таким как астрономам, штурманам и немногочисленным любителям астрономии. Но, тем не менее, небо продолжает привлекать людей просто как объект эстетического наслаждения.

Знание созвездий – азбука астрономии. Оно совершенно необходимо и любителю астрономии и тем более астроному-специалисту. Для тех, кто хорошо знаком с созвездиями и их расположением по отношению к горизонту в различные моменты суток и года, звезды могут служить отличными ориентирами, позволяющими находить стороны горизонта в незнакомой местности и даже приблизительно определять момент времени.

Новизна, актуальность

Изучение данного материала планируется в сочетании основ теоретического материала с самостоятельными исследованиями учащихся под руководством учителя. Созерцание природы, особенно осмысленное, полезно и приятно. Но это созерцание должно стать ступенью для перехода к следующей, более высокой ступени познания – активному исследованию объективного мира. И может быть, кто-то в будущем принесет пользу науке своими силами, или силами астронома-любителя.

Цель курса: Дать представление о созвездиях, о звездном небе, какие созвездия видны зимой, весной, летом, осенью. Учащиеся узнают о главных достопримечательностях каждого созвездия,  двойных переменных звездах, звездных скоплениях, туманностях; о том какие были сделаны открытия в области звездной астрономии.

Задачи курса: 

Данный курс направлен на:

1. Развитие мышления учащихся, формирование у учащихся представления о звездном небе.

2. Развитие последовательного интереса к астрономии, формирование новых представлений о пространстве и времени.

3. Формирование умения самостоятельно приобретать новые знания.

Тип и вид класса – общеобразовательный.

Курс по выбору «Созвездия звездного неба» рассчитан на 17 часов (первое полугодие, 1 час в неделю). 14 часов на теоретические занятия, 2 часа на практические работы и 1 час – итоговая конференция.

Содержание теоретического раздела программы:

Название темы

Количество часов

Содержание

Карта звездного неба.

1

Телескопы. Устройство телескопа 

Системы небесных координат.

1

Нахождение по карте созвездий.

Системы небесных координат.

Время и календарь.

1

Астрономия – одна из древнейших наук. Византийское, еврейское летосчисление. Юлианский календарь. Китайская цикловая эра.

Мифы о небе. Мифы о планетах.

1

Звезды. Звездное небо. Мифы о небе.

Древние астрономические памятники.

1

«Звездные шатры». Сооружения древних. Египетские пирамиды.

Мифы зимних созвездий.

1

Легенды. Расположение на карте летних созвездий.

Предсказать будущее.

1

Повторяемость астрономических событий. Связь с событиями на Земле. Астрология.

Мифы весенних созвездий.

1

Легенды. Расположение на карте летних созвездий.

Античная астрономия. Кто дал звездам имена?

1

Мифы о Вселенной.

Средневековая астрономия.

1

Развитие астрономии на Востоке. Ученые арабского мира.

Мифы летних созвездий.

1

Легенды. Расположение на карте летних созвездий.

Наука и заблуждение.

1

Как наблюдали за небом. Астрономия и астрология.

Становление современной науки. Строение и эволюция Вселенной.

1

Геоцентрическая система мира Птолемея. Николай Коперник – основоположник научной картины мира.

Переменные и нестационарные звёзды.

1

Цефеиды. Сверхновые звёзды. Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд. Массы и размеры звёзд. Двойные звёзды.

Что же такое звезды?

1

Звезды – это огромные шары из раскаленного газа, термоядерные реакции и звездный ветер.

Мифы осенних созвездий.

1

Легенды. Расположение на карте осенних созвездий. Греческая мифология.

Как наблюдали за небом. Небо южных широт. Мифы о Вселенной. Малые тела Солнечной системы.

1

Небо южных широт. Мифы о Вселенной. Астероиды, кометы, болиды, метеориты.

Содержание практического раздела программы

Практические работы:

1. Устройство телескопа. Наблюдение.

2. Расположение созвездий на карте звездного неба.

Темы к итоговой конференции

1. Мифы о созвездиях.

2. Млечный путь.

3. Крабовидная туманность.

4. Пейзажи молодой Луны.

5. Невидимое полушарие Луны.

6. Кометы (частые и редкие гости на звездном небе)

7. Звездное небо Антарктиды.

8. Созвездия летнего неба.

9. Пульсары.

10. Болиды.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы и разделы

Количество часов

Всего

Лекция

Практика

1.

Карта звездного неба. Телескопы. Устройство телескопа.

1

-

1

2.

Системы небесных координат (нахождение по карте созвездий).

1

-

1

3.

Время и календарь.

1

1

4.

Мифы о небе. Мифы о планетах.

1

1

5.

Древние астрономические памятники.

1

1

6.

Мифы зимних созвездий.

1

1

7.

Предсказать будущее.

1

1

8.

Мифы весенних созвездий.

1

1

9.

Античная астрономия. Кто дал звездам имена?

1

1

10.

Средневековая астрономия.

1

1

11.

Мифы летних созвездий.

1

1

12.

Наука и заблуждение.

1

1

13.

Становление современной науки. Строение и эволюция Вселенной.

1

1

14.

Переменные и нестационарные звёзды.

1

1

15.

Что же такое звезды?

1

1

16.

Мифы осенних созвездий.

1

1

17.

Как наблюдали за небом. Небо южных широт. Мифы о Вселенной. Малые тела Солнечной системы.

1

1

Формы, методы, способы и средства реализации программы

В ходе работы с учащимися необходимо использовать разнообразные формы организации занятий и методы обучения: лекция, индивидуальные и групповые беседы, семинары, диалог, дискуссия, метод проблемного обучения, практические занятия,  и т.д.

Формы диагностики уровня знаний, умений, навыков

  1. Практические работы (наблюдение созвездий в телескоп);
  2. Создание мультимедийных презентаций в среде PowerPoint, рефератов;
  3. Итоговая конференция;
  4. Экскурсия в планетарий;
  5. Просмотр фильмов DICKAVERI;
  6. Программное обеспечение SMART Notebook.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

1. Иметь представления о звездных созвездиях.

2. Устройство телескопа (рефрактор, рефлектор).

3. Системы небесных координат.

4. Мифы о созвездиях.

5. Историю астрономии.

6. Методы ориентации на небосводе.

Должны уметь:

1. Вести самостоятельные астрономические наблюдения.

2. Уметь пользоваться школьным телескопом.

3. Пользоваться картой звездного неба.

Учебно-методическое обеспечение

Иллюстративный материал

  1. Карта звездного неба,  макеты.
  2. Плакаты.

3. Астрономический календарь.

4. В.П. Цесевич, «Что и как наблюдать на небе», М., «Наука», 1979

5. Переменные звезды и их наблюдение (М.: Наука, 1980г.).

6. Ф.Ю. Зигель, «Сокровищница звездного неба», М., «Наука», 1980

7.А.А. Михайлов, «Атлас звездного неба» М., « Наука», 1974

8. И.С. Шкловский, «Звезды: их рождение, жизнь и смерть», М., «Наука», 1975

9. Б. А. Воронцов-Вельяминов, «Астрономия», М., «Просвещение», 1989

10. Е. П. Левитан, «Астрономия», М., «Просвещение», 1994

11. Мультимедиа  проектор.

12. Диск «Создание гороскопов, прогнозы на будущее. Астрология.»

Список литературы по программе

1. Астрономический календарь.

2. В.П. Цесевич, «Что и как наблюдать на небе», М., «Наука», 1979

3. Переменные звезды и их наблюдение (М.: Наука, 1980г.).

4. Ф.Ю. Зигель, «Сокровищница звездного неба», М., «Наука», 1980

5.А.А. Михайлов, «Атлас звездного неба» М., « Наука», 1974

6. И.С. Шкловский, «Звезды: их рождение, жизнь и смерть», М., «Наука», 1975

7. Б. А. Воронцов-Вельяминов, «Астрономия», М., «Просвещение», 1989

8. Е. П. Левитан, «Астрономия», М., «Просвещение», 1994

9. А.А. Гурштейн, «Извечные тайны неба», М., «Просвещение», 1984

10. Энциклопедический словарь юного астронома

11. Л.В. Гумун, Н.П. Наумкина, «Звёзды и судьбы», М., ММП «Лира», 1992

12. В.П. Цесевич, «Что и как наблюдать на небе», М., «Наука»,1973

Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема

Дата

1.

 Карта звездного неба. Телескопы. Устройство телескопа.

2.

Системы небесных координат (нахождение по карте созвездий).

3.

Время и календарь.

4.

Мифы о небе. Мифы о планетах.

5.

Древние астрономические памятники.

6.

Мифы зимних созвездий.

7.

Предсказать будущее.

8.

Мифы весенних созвездий.

9.

Античная астрономия. Кто дал звездам имена?

10.

Средневековая астрономия.

11.

 Мифы летних созвездий.

12.

 Наука и заблуждение.

13.

Становление современной науки. Строение и эволюция Вселенной.

14.

Переменные и нестационарные звёзды.

15.

 Что же такое звезды?

16.

Мифы осенних созвездий.

17.

Как наблюдали за небом. Небо южных широт. Мифы о Вселенной. Малые тела Солнечной системы.

Методические рекомендации к проведению курса:

Карта звездного неба. Телескопы. Устройство телескопа.

Занятие проводится в форме лекции. На лекции рассматриваются вопросы по изучению видов телескопов, в чём состоит отличие телескопа рефлектора от телескопа рефрактора, какие изображения получают в телескопе.  Ребята с удовольствием знакомятся со школьным телескопом, ведут наблюдение вместе с учителем в тёмное время суток. Знакомство с картой звёздного неба, созвездиями, небесными координатами.

В ходе лекции необходима организация обсуждения проблем, в процессе которого происходит дополнение излагаемых учителем фактов, фактами, известными учащимся. В ходе обсуждения выявляется ценностная позиция школьников.

Данное обсуждение побуждает учеников к высказыванию гипотез по способам разрешения названных проблем.

Системы небесных координат (нахождение по карте созвездий).

Занятие проводится в форме лекции. На лекции поясняется ребятам, что для создания звёздной карты, надо знать координаты звёзд. Знакомство с экваториальной системой, склонением, прямым восхождением. Перед учащимися ставятся на обсуждение вопросы,  касающиеся звёздной величины, различие между северным полюсом мира и точкой севера, как выразить прямое восхождение не в градусах, а в единицах времени. Знакомство с монтажом подвижной карты звёздного неба.

Время и календарь.

Астрономия вполне заслуженно считается одной из древнейших наук. Астрономические мотивы встречаются уже в памятниках материальной культуры позднего палеолита и раннего неолита. Поэтому для измерения коротких промежутков времени основной единицей является средняя длительность солнечных суток. Учащиеся знакомятся с понятиями местного, поясного, декретного счёта времени, а также что разность географических долгот двух пунктов определяют по разности местного времени этих пунктов. Необходимо познакомить учащихся с трудностью создания простого и удобного календаря. Существование юлианского (старого стиля) и григорианского (нового стиля) календарей. Поясное, всемирное и декретное время, истинное солнечное время. Время и способы его измерения. Звёздное время. Египетский календарь. Учащиеся высказывают свою точку зрения по определению точного времени. Перед данным занятием целесообразно попросить учеников подготовить материал по данной теме, чтобы получилась интересная дискуссия. [12]

Мифы о небе. Мифы о планетах.

Данный урок можно провести в виде дебатов, так как,  несмотря на обилие разнообразной занимательной литературы, мифы по-прежнему привлекают нас. Ребят завораживает то, что у мифов нет конкретного автора, их автор – народ. Знакомясь с мифами сегодня, мы чувствуем, что хотя и приобрели физическую власть над природой, но в значительной мере утратили с ней духовную связь, утратили власть над собственной фантазией, которой так блестяще распорядились творцы древних легенд.

Древние астрономические памятники.

Среди доживших до нашего времени древних сооружений можно встретить немало, связанных с астрономическими наблюдениями или построенных с использованием астрономических знаний. Ребята с удовольствием готовят материал на тему древних астрономических сооружений (Стоунхендж – «висячие камни», в Англии; кольцевая каменная постройка Каллениш в Шотландии; пирамиды египтян; пирамиды аборигенов Америки).

Мифы зимних созвездий.

Зимой звёздное небо выглядит особенно привлекательно. Способствуют этому длинные тёмные зимние ночи, высокая прозрачность морозного воздуха. В южной части неба выделяется исполинская фигура легендарного охотника Ориона. Мифы об Орионе перекликаются с мифами о Тесее, сыне бога Посейдона. Знакомство с созвездием Большого Пса, ярчайшей звездой которого является – Сириус; созвездие Единорога, которое было открыто немецким астрономом Якобом Барчем в 1624 году.

Предсказать будущее.

Регулярная повторяемость некоторых астрономических событий, их точное взаимное следование и связь с событиями на Земле дали возможность древним жрецам заранее предсказывать явления, играющие важную роль в жизни людей. Здесь можно рассказать о солнечных и лунных затмениях, о появлениях комет, метеорных дождях, астероидах. Это умение астрономов предсказывать поведение небесных светил привели к рождению интереснейшей науки астрологии. На данном уроке можно вместе с ребятами просчитать карту своего дня рождения, времени рождения, места предыдущего рождения, кем мы были в прошлой жизни. [11]

Мифы весенних созвездий.

Весеннее небо довольно тёмное, ярких звёзд на нём не много.  На юго-востоке наше внимание привлекает оранжевый Арктур, главная звезда в созвездии Волопаса. Забавная легенда, связана с созвездием Волосы Вероники. Ребята заранее готовят презентации на заданную тему.

Античная астрономия. Кто дал звездам имена?

В результате многовековых наблюдений за небесными явлениями в руках жрецов и философов накопился гигантский эмпирический материал. Было подмечено множество закономерностей в поведении светил, но единой теории их движения не существовало. От накопления фактов древние мыслители стали переходить к созданию учения о небе. Качественный скачок в понимании небесных явлений и в умении предвычислять их наступление произошёл в Древней Греции, давшей миру великолепную плеяду учёных и философов.

Далее учитель предлагает учащимся ознакомиться с трудами  величайшего мыслителя древности Аристотеля – «О небе», греческого астронома Аристарха Самосского «О величинах и расстояниях Солнца и Луны», Клавдия Птолемея «Великое математическое построение астрономии в XIII книгах». Далее учитель предлагает ученикам разделиться на группы и  воспользоваться  Интернетом для дальнейшего изучения материала. После чего можно провести дискуссию.

Средневековая астрономия.

В начале данного занятия учитель читает для учащихся лекцию. Ниже приведены основные понятия данной лекции, которые должны знать ученики. Расцвет науки на Среднем Востоке, багдадский «Дом мудрости», зенит, азимут. Названия звёзд – Вега, Альтаир, Денеб, Бетельгейзе, Ригель, Мирак и другие. Большинство звёзд имеют арабские названия. Создание астрономических инструментов (астролябия), изучение теоретической астрономии, крупнейшие астрономические обсерватории.

Мифы летних созвездий.

Короткие летние ночи. Но как бы в компенсацию за это своим теплом они приглашают нас под купол звёздного неба и не отпускают до утра. Летней ночью над головой у нас располагаются три ярких звезды – Вега, Денеб, Альтаир; они образуют огромный «летний треугольник».

Во время урока можно использовать программное обеспечением SMART Notebook.  В SMART BOARD предусмотрена возможность специальной организации гиперссылок, которые связывают объект SMART BOARD с файлами или web – страницами. При выборе объекта с гиперссылкой отображается всплывающая подсказка с указанием пути назначения, при условии, что компьютер в кабинете имеет выход в Интернет. После вводной лекции учащиеся делятся на группы, получают задания: найти местоположение данных созвездий, мифы о созвездиях; учатся работать с данным программным обеспечением.

Наука и заблуждение.

В процессе длительных астрономических наблюдений сложились определённые правила, при помощи которых по положению светил, можно было делать заключения о судьбе отдельных людей. Можно обратить внимание ребят на то, что в Древнем Риме издавались эдикты против астрологов и «халдеев», а позже отцы церкви приравнивали астрологов к отравителям. Даже великий Кеплер, ученик Тихо Браге, основатель современной нам точной науки о небе, составлял гороскопы и считался при жизни скорее астрологом, чем астрономом. [12] С признанием новой системы мира Николая Коперника основа астрологии – антропоцентрическая концепция мира – отпала. Изобретённый и быстро усовершенствованный телескоп открыл людям истинную природу планет и пробудил в них интерес к физическим процессам в космосе. В последнее время стремительно развиваются такие научные дисциплины, как прогностика, футурология; методы численного моделирования применяются для краткосрочных прогнозов погоды и демографической ситуации, для разработки экономических и экологических моделей будущего. Беда науки в том, что её передний край далеко ушёл за пределы понимания простого человека, а астрология, как и раньше, обращена к человеку, к его повседневным проблемам, к свойствам ума и характера.

Становление современной науки. Строение  и эволюция Вселенной.

Геоцентрическая система мира Птолемея. Николай Коперник – основоположник научной картины мира. Материалистическая картина мира. Метагалактика и космология. Применение спектрального анализа. Внеатмосферная астрономия. Эффект Доплера. Наша Галактика. Млечный путь. Звёздные скопления и ассоциации. [7]

Переменные и нестационарные звёзды.

В начале данного занятия учитель читает для учащихся лекцию. Ниже приведены основные понятия данной лекции, которые должны знать ученики. Цефеиды. Сверхновые звёзды. Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд. Массы и размеры звёзд. Двойные звёзды. [7]

 

Что же такое звезды?

Возникновение звёзд. Звезды – это огромные шары из раскаленного газа, термоядерные реакции и звездный ветер. Нейтральный водород и молекулярный газ. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение. Межзвёздная пыль и газ. Предложить обучающимся познакомиться с трудами Ф. Тиссерана и А. Андуайе «Космография», Г. Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира», П. Лапласа «Изложение системы мира», И. С. Шкловского «Звёзды: их рождение, жизнь и смерть» [6], Дж. Джинса «Движение миров».  После чего можно провести дискуссию.

Мифы осенних созвездий.

Осенним вечером в южной части небосвода видны следующие созвездия:  Андромеда, Пегас, Кит, Лебедь, Лира, Орёл, Водолей, Козерог, Рыбы.  Высоко на востоке – Персей, на северо-западе – Цефей, на севере – Кассиопея. Некоторые из этих созвездий связаны между собой легендарным сюжетом. Легенды. Расположение на карте осенних созвездий. Греческая мифология.  Далее учитель предлагает ученикам разделиться на группы и  воспользоваться  Интернетом для дальнейшего изучения материала. После чего можно провести дискуссию. Желающие могут подготовить презентацию.

Как наблюдали за небом. Небо южных широт. Мифы о Вселенной. Малые тела Солнечной системы.

Небо южных широт. Радиотелескопы. Обсерватории. Мифы о Вселенной. Астероиды, кометы, болиды, метеориты. Метеоры и метеорные потоки. Радиант метеорного потока. Занятие проводится в форме семинара, где каждый ученик представляет свой проект и выслушивает оценку проекта от своих одноклассников. Подводятся итоги курса. Каждый учащийся имеет возможность высказаться, отметить, что ему понравилось или не понравилось при обучении на данном курсе. Выявляются перспективы курса на следующий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

План- конспект урока по теме "Плоское зеркало. Закон отражения света"

План - конспект урока для 8 класса по теме "Плоское зеркало. Закон отражения"  поможет учителю в подготовке к уроку. ЭОР, содержащиеся в конспекте позволят сделать обяснение материала нагля...

Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...

Урок-размышление "Живое зеркало", или человек глазами собаки".

Урок выявляет способы изображения животного мира в  литературе, вызывает интерес к творчеству писателей-аниматоров; направляет через исследование текстов на разрешение проблемного вопроса "Являет...

Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...

Открытый урок по теме: В. Г. Распутин «Уроки французского. Милосердие – зеркало души»

анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы...

Урок по теме "Портрет - зеркало души"

План-конспект урока с использованием ИКТ...