Разработка урока по теме "Прямолинейное равномерное и неравномерное движение"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Караваев Сергей Алексеевич

Повторительно-обобщащий урок по физике в 9 классе в форме соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamolineynoe_dvizhenie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Повторительно-обобщающий урок физики в 9 классе по теме

 "Прямолинейное равномерное и неравномерное движение".

Учитель – Караваев С.А., учитель физики СОШ № 5 г. Буинска

Форма проведения:   Урок-соревнование.

                План урока:

  1. Повторение теоретического материала.
  2. Решение задач.
  3. Соревнование по командам.
  4. Обобщение-заключение.
  5. Домашнее задание. Подведение итогов.

                Цели урока:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по темам "Прямолинейное равномерное движение" и "Прямолинейное неравномерное движение"
  2. Научить учащихся разбираться в физических закономерностях и уметь применять их в практических расчетах.
  3. Развивать у учащихся логическое мышление и сообразительность; умение работать в группах.
  4. Продолжить формирование мировоззрения учащихся.

        Оборудование:

  1. Компьютеры.
  2. Плакаты.
  3. Раздаточный материал.

       

  1. Повторение теоретического материала.

На повторение ранее изученного материала используются компьютеры. На экране поочередно появляются графики, чертежи, формулы, которые сопровождаются вопросами и комментариями учителя (10 мин.).

  1. Решение задач.

Перед учащимися вывешивается плакат "Алгоритм решения задач по кинематике", которым ученики пользуются на всех уроках по разделу "Кинематика". К доске приглашается командир класса, который разбирает и решает задачу. Затем каждой группе в классе предлагается самостоятельная работа по вариантам (10 мин.).

  1. Соревнование по командам.

Класс  работает по группам. По одному человека от каждой команды работают за компьютером, отвечая на вопросы компьютера. В это время остальным ученикам предлагается поиграть в "физические карты". Одинаковые карточки лежат на партах в каждой группе в закрытом виде. Одновременно открываются вопросы во всех группах, и отвечает та команда, которая первой поднимает сигнальную карту. Результаты заносятся в таблицу (15 мин.).

  1. Обобщение-заключение.

Учитель делает обобщение. Обращается к таблице, где даются виды движения, их графики и формулы (5 мин.).

  1. Домашнее задание. Подведение итогов.

Д.з.: Повторить § 1-8. Решить задачи  №15,16 (стр.243).

        


Приложение.

       

  1. Повторение теоретического материала.

  1. Основная задача механики.

  1. На графиках изображено несколько примеров движения. Сколько координат необходимо знать для определения тела в каждом случае.

                Y                           Y

 

Х                                      Х                                       Х

 

                                                           Z

  1. На экране даются примеры равномерного и равнопеременного движения. Вспомните определения этих движений.

  1. На экране – уравнение прямолинейного равномерного движения. Какими параметрами оно характеризуется (x=x0+vxt, vx=const)?

  1. На экране – графики зависимости скорости и координаты от времени. Какое тело обладает большей скоростью, какое – меньшей?

vx                        1                         x                1

                2                                                        2

                               t                                                     t

                3                                                     3

  1. Даются основные формулы равнопеременного движения. Среди них одной не хватает. Какой? ах=const, x=x0+Vxt+at2/2 (Vx=V0x+axt)

  1. На экране даются графики скорости координаты и ускорения. Охарактеризуйте движения по графику в каждом случае?

х        1                          vx                   1                   ax

                                                                               1

                2                               2

                                                                               2

                       t                                  t                                t

                  3                               3                               3

  1. Решение задач.        

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО КИНЕМАТИКЕ.

  1. Выясните и запишите характер движения.
  2. Выясните и запишите, есть ли начальная скорость.
  3. Запишите краткое условие задачи, выразив все величины в единицах СИ.
  4. Используя основные формулы кинематики, подберите формулы, которые необходимы для решения данной задачи.
  5. Найдите искомую величину.
  6. Вычислите её.
  7. Проанализируйте ответ.

ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ У ДОСКИ.

Тело начинает движение из состояния покоя с ускорением 10 м/с2.Какова будет скорость тела через 2с и 5с? Какой путь оно пройдет и каково будет его перемещение за эти промежутки времени?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГРУППАМ.

V0=0, t=15c, V=100м/с.        а=?, s=?.

V0=0, t=50c,  а=2,5 м/с2.         s=?.

  1. Соревнование по командам.

 ФИЗИЧЕСКИЕ КАРТЫ.

  1. Что такое система отсчета, для чего она вводится?
  2. Что такое траектория?
  3. В чем отличие пути от перемещения?
  4. Что называется скоростью равномерного движения? В каких единицах она выражается?
  5. Как скорость выраженную в метрах в секунду, выразить в километр в час и наоборот?
  6. Основная задача механики.
  7. Что такое материальная точка?
  8. Дать определение средней скорости.
  9. Как называется прибор для измерения скорости?
  10. Как направлены векторы ускорения и скорости в случае  возрастания скорости?
  11. Как направлены векторы ускорения и скорости в случае  убывания скорости?
  12. Какими способами можно определить положение тела?
  13. Какими приборами измеряют ускорение?