Ответы на задания школьного этапа олимпиады для 7-11 классов
олимпиадные задания по физике (11 класс) по теме

 Беспалова Татьяна Михайловна

Ответы на задания школьного этапа для 7-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvety_she-2012_fizika.doc703 КБ

Предварительный просмотр:

Ключи. Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

Школьный этап.7 класс.

Продолжительность: 2 часа.

1. Рыбак плыл по реке на лодке, зацепил шляпой за мост, и она свалилась в воду. Через час рыбак спохватился, повернул обратно и подобрал шляпу на  4 км ниже моста. Какова скорость течения? Скорость лодки относительно воды оставалась неизменной по модулю.

Решение.  Удобно рассматривать движение шляпы и лодки относительно воды, потому что относительно воды шляпа неподвижна, а скорость лодки, когда она  плывет от шляпы и к шляпе, по модулю одна и та же – так, как это было бы в озере. Следовательно, после поворота рыбак плыл к шляпе тоже 1 ч, т. е. он подобрал шляпу через 2 ч после того, как уронил её. По условию за это время шляпа проплыла по течению 4 км, откуда следует, что скорость течения 2 км/ч.

2. Автомобиль первую четверть пути проехал с постоянной скоростью за половину всего времени движения. Следующую треть пути, двигаясь с постоянной скоростью, за четверть всего времени. Остаток пути был преодолен со скоростью υ3 = 100 км/час. Какова средняя скорость автомобиля на всем пути? Чему равны скорости на первом и втором участках?

Решение. По определению средняя скорость есть отношение всего пути ко всему времени движения: υср = S/t. Из условия следует, что длина третьего участка составляет 5/12    всего пути, а время  - 1/4 часть всего времени.  Поэтому υ3  = S3 /t3 = 5/3 · S/t  = 5/3 · υср       υ ср = 3/5 · υ 3 →   υ ср = 60 км/ч. Скорость на первом участке:  υ1 = S1/t1 ;      υ1 = S · 2 / 4 · t ;     υ1 = 1/2 · υср ;  υ1  =  30 км/ч. На втором: υ2  = S2/t2 ;      υ2 = S  · 4 / 3 · t  ;    υ2 = 4/3 · υср ;    υ2 = 80 км/ч.

Ответ: средняя скорость на всем пути 60 км/ч; скорость на первом участке 30 км/ч; а на втором 80 км/ч.

3. Игрушечное ведерко в 5 раз меньше настоящего и имеет такую же форму. Сколько игрушечных ведерок надо, чтобы заполнить настоящее ведро?

Решение. Объем большого ведра  А3, объем игрушечного ведерка А3/125. Число ведерок N =  А3/ А3/125.  

Ответ: 125

       4.Определите длину L изоляционной ленты в целом мотке.

Примечание. От мотка можно отмотать кусок изоляционной ленты длиной не более 20 см.

Оборудование. Моток изоляционной ленты, штангенциркуль, лист миллиметровой бумаги.

Рекомендации для организаторов. Необходимо предоставить участникам описание штангенциркуля.

Решение.

Пусть L, d, h, V – длина, толщина, ширина и объём ленты. Пусть S – площадь основания мотка изоленты (рис. 1). Её можно определить либо «по клеточкам» на миллиметровой бумаге, либо из расчёта S = πR2внеш − πR2внутр, но последнее выражение даёт менее точный результат, поскольку моток может быть деформирован и иметь овальную форму. Толщину ленты d измерим методом рядов. Тогда длина ленты равна

        

 

Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

Школьный этап. 8 класс.

Продолжительность: 2 часа.

1. Автомобиль первую четверть пути проехал с постоянной скоростью за половину всего времени движения. Следующую треть пути, двигаясь с постоянной скоростью, за четверть всего времени. Остаток пути был преодолен со скоростью υ3 = 100 км/час. Какова средняя скорость автомобиля на всем пути? Чему равны скорости на первом и втором участках?

Решение. По определению средняя скорость есть отношение всего пути ко всему времени движения: υср = S/t. Из условия следует, что длина третьего участка составляет 5/12    всего пути, а время  - 1/4 часть всего времени.  Поэтому υ3  = S3 /t3 = 5/3 · S/t  = 5/3 · υср       υ ср = 3/5 · υ 3 →   υ ср = 60 км/ч. Скорость на первом участке:  υ1 = S1/t1 ;      υ1 = S · 2 / 4 · t ;     υ1 = 1/2 · υср ;  υ1  =  30 км/ч. На втором: υ2  = S2/t2 ;      υ2 = S  · 4 / 3 · t  ;    υ2 = 4/3 · υср ;    υ2 = 80 км/ч.

2. Ученик измерил плотность бруска, и она оказалась равной  ρ  = 600 кг/м3. На самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в 2 раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей.

Решение. ρ  = m /V

V= V1 + V2,  

V1 =  m1 /V1 

V2 =  m2 /V2 

ρ  = m / V1 + V2 = 4/3 ρ 2 

            ρ 2 = 450 кг/м3 и ρ 1 = 900 кг/м3

Ответ: 450 и 900 кг/м3.

3. Стержень постоянного сечения, левая часть которого изготовлена из алюминия, а правая из меди, уравновешен на опоре.  Длина части из алюминия равна 50 см. Какова длина всего стержня?

                         L                                                       l

                     Mg

                                                                                 mg

Решение.  Lс – длина стержня,

MgL/2 = mg (Lс  - L )/2

ρ1L2 = ρ2 (Lс  - L)2

Lс  =0,77м

Ответ: 0,77м

4. Определите длину L изоляционной ленты в целом мотке.

Примечание. От мотка можно отмотать кусок изоляционной ленты длиной не более 20 см.

Оборудование. Моток изоляционной ленты, штангенциркуль, лист миллиметровой бумаги.

Рекомендации для организаторов. Необходимо предоставить участникам описание штангенциркуля.

Решение

Пусть L, d, h, V – длина, толщина, ширина и объём ленты. Пусть S – площадь основания мотка изоленты (рис. 1). Её можно определить либо «по клеточкам» на миллиметровой бумаге, либо из расчёта S = πR2внеш − πR2внутр, но последнее выражение даёт менее точный результат, поскольку моток может быть деформирован и иметь овальную форму. Толщину ленты d измерим методом рядов. Тогда длина ленты равна

        

Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

Школьный этап. 9 класс.

Продолжительность: 2 часа.

1. Вагон поезда, движущегося со скоростью 36 км/ч, был пробит пулей, летевшей перпендикулярно к движению вагона. Одно отверстие в стенках вагона смещено относительно другого на 3 см. Ширина вагона – 2,7 м. Какова скорость движения пули?

Решение. Пусть скорость вагона v1 = 10 м/с, смещение х =0,003м, ширина вагона     у =2,7 м.

t = x/ v1=0,003c                         vп = у/t =2,7 м/0,003с = 900м/с

Ответ: 900м/с

2. Ученик измерил плотность бруска, и она оказалась равной  ρ  = 600 кг/м3. На самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в 2 раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей.

Решение. ρ  = m /V

V= V1 + V2,  

V1 =  m1 /V1 

V2 =  m2 /V2 

ρ  = m / V1 + V2 = 4/3 ρ 2 

            ρ 2 = 450 кг/м3 и ρ 1 = 900 кг/м3

Ответ: 450 и 900 кг/м3.

 3. Проекция скорости движения некоторого тела, движущегося вдоль оси Х, изменяется со временем так, как показано на рисунке. В момент t = 0, тело находится в начале координат. На каком расстоянии тело окажется через 100с? Какой путь оно пройдет за это время?

Решение.

4.   Измерьте плотность соленой воды.

   Оборудование. Твердое тело (цилиндр из набора калориметрических тел) на нити, динамометр, мензурка с водой, стакан с соленой водой.

Решение.

   Выражение для расчета плотности соленой воды получим из закона Архимеда ρ=, где P1 и P2 соответственно вес тела в воздухе и соленой воде.

   Измерить объем тела с помощью измерительного цилиндра с водой.

   Измерить вес тела в воздухе и соленой воде с помощью динамометра.

   По формуле рассчитать плотность соленой воды.

   Провести оценку погрешностей измерений.

Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

Школьный этап. 10 класс.

Продолжительность: 3 часа.

1. Проекция скорости движения некоторого тела, движущегося вдоль оси Х, изменяется со временем так, как показано на рисунке. В момент t = 0, тело находится в начале координат. На каком расстоянии тело окажется через 100с? Какой путь оно пройдет за это время?

Решение.

         

 2. На горизонтальном полу закреплена  вертикальная подставка, сделанная из тонкого жесткого стержня. На этой подставке покоится маленький деревянный брусок массой 180 г. В брусок попадает пуля массой 9 г, летящая в горизонтальном направлении с некоторой скоростью v. Пуля пробивает брусок и вылетает из него со скоростью 3 м/с,  после чего и брусок и пуля падают на пол. Найти отношение дальностей полета пули и бруска вдоль горизонтали.

3. Небольшой алюминиевый шарик с привязанной к нему легкой  нитью

вморожен в ледышку  массой 100г. Свободный конец нити прикреплен ко дну теплоизолированного  цилиндрического сосуда , в который налита вода массой 0,5 кг, имеющая температуру 20˚С. Температура льда и шарика 0˚С, начальная сила натяжения нити 0,08Н. Какова будет температура воды в момент, когда сила натяжения станет равной нулю?

Решение.

         4.   Определить коэффициент трения бельевой веревки.

   Оборудование. Бельевая веревка (шнур) длиной около 8-0см, линейка (30-40 см).

Решение

   Гибкую бельевую веревку растяните на столе перпендикулярно краю стола. Измерьте длину веревки . Постепенно свешивайте часть веревки со стола до тех пор, пока веревка не начнет скользить.

   Измерьте длину свешенной части x в момент начала скольжения. Так как шнур (веревка) имеют везде одинаковую толщину, после преобразований получаем расчетную формулу:

.

Всероссийская олимпиада школьников по физике 2012-2013.

Школьный этап. 11 класс.

Продолжительность: 3 часа.

         1. После энергичного встряхивания флакона, в котором оставалось немного шампуня, он оказался весь заполненный пеной. Определите плотность пены, если известно, что масса содержащегося во флаконе воздуха равна массе шампуня? Плотность воздуха 1,3 г/л, шампуня 1100 г/л.

Решение.

2. Небольшой алюминиевый шарик с привязанной к нему легкой  нитью

вморожен в ледышку  массой 100г. Свободный конец нити прикреплен ко дну теплоизолированного  цилиндрического сосуда , в который налита вода массой 0,5 кг, имеющая температуру 20˚С. Температура льда и шарика 0˚С, начальная сила натяжения нити 0,08Н. Какова будет температура воды в момент, когда сила натяжения станет равной нулю?

3. Четыре небольших одинаково заряженных бусинки массой m каждая соединили четырьмя непроводящими нитями и подвесили за одну из бусинок так, что при этом нити, идущие от точки подвеса, образовали угол 60˚. Определите силы натяжения нитей.

        4.   Определить коэффициент трения бельевой веревки.

   Оборудование. Бельевая веревка (шнур) длиной около 8-0см, линейка (30-40 см).

Решение. Гибкую бельевую веревку растяните на столе перпендикулярно краю стола. Измерьте длину веревки . Постепенно свешивайте часть веревки со стола до тех пор, пока веревка не начнет скользить.

   Измерьте длину свешенной части x в момент начала скольжения. Так как шнур (веревка) имеют везде одинаковую толщину, после преобразований получаем расчетную формулу:

.

медь

алюминий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии(обслуживающий труд) 8-9 класс

Предлагаю тестовые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии (обслуживающий труд) 8-9 классы....

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии (10-11 классы), 2012-2013 учебный год.

Материал разработан в соответствии с положением о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии (10-11 класс) для школ г. Пятигорска....

Олимпиадные задания школьного этапа. Природоведение. 5 класс.

Задания для школьного тура олимпиад по природоведению в 5 классе...

Ответы на задания школьного этапа олимпиады для 5-6 классов

Ответы на задания школьного этапа олимпиады  для  5-6  классов...

Ответы к заданиям школьного этапа ВОШ по математике 5-11 класс

Ответы к заданиям школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников составлены с помощью ресурсов Интернет...