Урок по теме "Квантовые постулаты Бора", 11 класс
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Коржова Ольга Александровна

Урок был разработан и представлен  в рамках методического семинара «Образовательная среда школы и профилизация образования», проходившего на базе нашей школы в 2011 году. Урок был проведен в 11 классе (физико-химического профиля). В ходе урока использовалась интерактивная модель атома водорода Учебного компьютерного курса «Открытая Физика 1.1», компьютеры.

Материал содержит: план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, презентацию, самоанализ урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа №1

Урок физики  по теме:

 «Квантовые постулаты Бора»

Коржовой Ольги Александровны

Должность:

учитель физики, информатики

Квалификационная категория:

первая, 2010 г.

Образование:

высшее профессиональное, ВСГАО, 2010 г., специальность «Физика», квалификация – учитель физики

Общий трудовой стаж:

9 лет

Педагогический стаж:

8 лет

р.п. Квиток, 2011

Урок по физике "Квантовые постулаты Бора"

«Электрон также неисчерпаем как и атом».  

           В.И.Ленин

Цели урока: 

  1. развитие естественнонаучного мировоззрения о строении вещества;
  2. изучение механизма излучения и поглощения света атомами на основе теории строения атома Резерфорда–Бора;
  3. создать необходимые и достаточные условия для проведения виртуального эксперимента: для исследования механизма излучения и поглощения энергии атомами;
  4. показать историческую роль противоречия между моделями атомов Резерфорда, Бора и опытными фактами.

Задачи урока:

  1. Создать условия для развития познавательной деятельности учащихся.
  2. Сформировать понятие дискретного характера излучения и поглощения света атомами.
  3. Закрепить умения:
  1. работать с интерактивными моделями – освоить интерактивную модель атома по Бору;
  2. применять полученные знания в условиях виртуального эксперимента;
  3. обрабатывать полученную в ходе эксперимента информацию в графическом виде;
  4. работать по заданному алгоритму (по инструкции)

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование урока: интерактивная модель атома водорода Учебного компьютерного курса «Открытая Физика 1.1», компьютер, табличный редактор MS Excel, портрет  Н. Бора, опорный конспект (по числу учащихся)

Этапы урока

Деятельность

Время

 учителя

учащихся

 1

Организационный момент

Определяет цели и задачи урока. (слайды 1-3)

Слушают.

2 минуты

 2

Актуализация знаний.

Задает вопросы для самопроверки

Отвечают с места.

3 минуты

3

Самостоятельная работа

Предлагает задание

Отвечают письменно в карте.  Осуществляют самопроверку и самооценку

8 минут

 4

Выполнение виртуального эксперимента

Помогает и контролирует выполнение работы.

Выполняют работу по инструкции, заполняют рабочую таблицу. Обрабатывают и оформляют результаты работы. Анализируют полученные результаты.

23 минуты

 5

Подведение итогов урока.

Анализирует ответы учащихся на вопросы.  

Отвечают на вопросы.

3 минуты

6

Домашнее задание

Объявляет домашнее задание

Записывают домашнее здание

2 минуты

7

Рефлексия

Проводит рефлексию

Выполняют  

1 минута

Актуализация знаний: (слайд 4)

  1. Что представляет собой планетарная модель атома?
  2. Назови элементы атома, обозначенные на рисунке стрелками.
  3. Атом какого химического элемента изображен на рисунке?
  4. Задание 1. Дополните. (Слайд 5)
  5. Задание 2. Объяснить, что происходит с энергией кванта и почему? (слайд 6)

Самопроверка. Оценивание. (слайд 7)

Работа с Интерактивной моделью. (слайд 8)

Методика выполнения практической работы: (слайд 9)

  1. Откройте модель «Второй постулат Бора»/ «Открытая Физика 1.1» 
  2. Работа с интерактивной моделью атома водорода /«Открытая Физика 1.1»
  3. Вверху слева расположено рабочее поле модели, на котором помещена планетарная модель атома водорода, справа вверху изображены энергетические уровни атома. Ниже энергетических уровней расположены переключатели переходов на энергетические уровни. Внизу модели помещено табло линий спектра и кнопка «Сброс».
  4. Добейтесь излучения фотона при переходе с вышестоящего на нижестоящий уровень, согласно таблице 1 (см. карту) (слайд 10)

Номера уровней

6 – 2

3 – 2

6 – 3

4 – 3

6 – 4

5 – 4

Начальное значение энергии, Еm   эВ

-0,38

-1,51

-0,38

-0,85

-0,38

-0,54

Конечное значение энергии,  Еn  эВ

-3,40

-3,40

-1,51

-1,51

-0,85

-0,85

Разность энергий стационарный состояний

ΔE = Em – En, эВ

3,02

1,89

1,13

0,66

0,47

0,31

Длина волны,

λ, нм

410

656

1094

1875

2625

4051

  1. Определите длины волн излучаемых фотонов, рассчитайте соответствующие энергии фотонов и занесите данные в таблицу 1 (приложение 3)
  2. Постройте график зависимости разности энергий стационарных состояний от длины волны излучаемого атомом кванта. Проведите его анализ и определите характер зависимости. Рассчитайте постоянный коэффициент (приложение 4) (слайд 11)

постоянную Планка из формулы
       , где                          
и сравните с известным значением:  

  1. Сделайте выводы по проделанной работе.

Вывод: _ __________________________________________________________________

Вопросы к работе (слайд 12)

  1. Каким образом происходит квантование энергии на стационарных орбитах?
  2. Может ли атом излучить квант энергии, переходя с низшего энергетического состояния в высшее?
  3. Излучает ли энергию атом, если его электроны движутся только по стационарным орбитам? Почему?
  4. Каково значение энергии низшего стационарного уровня?

Домашнее задание  (слайд 13) 

1. Касьянов В. А. Физика. 11 класс.   Глава 7. § 77. § 78. § 79. (с. 328–339)     Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б. Физика–11.  Глава 9. § 73.      (с. 177–179).

2. Задачи части С (ЕГЭ-2008)

  1. Предположим, что схема энергетических уровней  атомов некоего элемента имеет вид, показанный на рисунке, и атомы находятся в состоянии с энергией Е(1). Электрон, столкнувшись с одним из таких атомов,  в результате столкновения получил некоторую дополнительную энергию. Импульс электрона после столкновения с покоящимся атомом оказался равным 1,2'10-24 кг'м/с. Определите кинетическую энергию электрона до столкновения. Возможностью испускания света атомом при столкновении с электроном пренебречь.
  2. Во втором энергетическом состоянии атом водорода имеет энергию E2 = –3 эВ. Это состояние называется первым возбужденным состоянием. Среднее время жизни атома в этом состоянии (до перехода на основной уровень с испусканием фотона) равно τ = 10–8 с. Сколько оборотов N сделает на орбите электрон за это время в соответствии с планетарной моделью атома?
  3. В ультрафиолетовой части спектра атома водорода известны две спектральные линии с длинами волн λ1 = 102,57 нм и λ2 = 121,57 нм. Каждая из этих линий возникает при переходе электрона в наинизшее энергетическое состояние из стационарного состояния с более высокой энергией. Найдите длину волны λ3 еще одной спектральной линии, которую, согласно теории Бора, можно предсказать в спектре водорода.

Рефлексия  (слайд 14)

- Ребята, Выберите для себя уровень, на котором сегодня на уроке вы оказались.

Оценки за урок  

 - Благодарю за работу! Всего доброго! До свидания!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Постулаты Бора

Презентация  урока изучения нового материала по теме Постулаты Бора. Содержит разноуровневые качественные и  расчетные задачи с подробным решением, тесты с ответами. Материалы презента...

Опорный конспект для учащегося к уроку Постулаты Бора, 11 класс

Опорный  конспект для учащегося является  дидактическим материалом к уроку по теме "Постулаты Бора", 11 класс. В конспекте содержаться задания актуализации знаний, практическая работа и рефл...

Презентация к уроку "Квантовые постулаты Бора", 11 класс

Презентация содержит 14 слайдов по основным этапам урока. В ней отражены задачи, цели урока, актуализация знаний, инструкция практической работы с интерактивной моделью Планетарной модели атома водоро...

Конспект урока 11 класс «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» с презентацией.

В данной работе представлен конспект-урока по физике для общеобразовательного 11 класса по теме «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» . Данная тема изучается в главе «Атомная физика» в 11 кл...

Презентация по физике 11 класс по теме: "Квантовые постулаты Бора"

Презентация  урока изучения нового материала по теме:  "Квантовые постулаты Бора". Содержит  тесты с ответами. Материалы презентации могут быть использованы для изучения ...

Тренажер "Постулаты Бора" 11 класс

Тренажер создан для обощения и углубления материала по теме "Постулаты Бора" https://quizizz.com/join/quiz/6204801e2855f5001da4ed09/start...