Конспект урока "Давление в природе и технике"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Третьякова Мария Михайловна

Обобщающий урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект74 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по физике в 7 классе

Тема: «Давление в природе и технике. Способы увеличения и уменьшения давления».

Учитель: Третьякова Мария Михайловна МОУ СШ №12

г. Новый Уренгой 2005 год

Давление в природе и технике.

Способы увеличения и уменьшения давления.

Основное содержание: Реальные значения давлений, встречающихся в технике. Умение определять давления, производимые телами рaзличной формы.

Цели познавательной деятельности учащихся: 

a) Репродуктивные: решать задачи по формулам

б) Частично-поисковые: проанализировать реальные ситyации, предложенные учителем. Учащийся должны знать: формулу определения давления твёрдого тела, единицы измерения давления. Уметь: находить давление в разных ситуациях; сравнивать давления в различных практических ситуациях; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. План урока:  

1) Организационный момент (1-2 мин.).

2) Проверка д/задания (стр. 83, ответы на ???). Экспериментальное задание.

 3) Постановка учебной проблемы. Изучение нового материала.

4) Отработка знаний и умений.

 5) Подведение итогов.

 6) Постановка д/задания.

Оборудование: набор брусков, линейки, пакет молока, банка c солью, динамометр, гвоздь, игла, нож, детские машинки (грузовые, легковые, гyсеничные тракторы), кнопки, кассета c записью (диафильм).

1. Проверка домашнего задания (ученик на доске оформляет экспериментальное задание) Одновременно идет опрос по учебнику:(4,5,6,7 вопросы)

 1) Что такое давление?

2) Записать формулу давления.

 3) Какие вы знаете единицы давления?

4) Чем отличается давление от силы давления?

 5) Что означает давление в 1 Па?

На доске задания: 

  1. Запишите отношения между единицами измерения:

1 гПа = ? Па       1 кПа =? гПа        1 кПа= ? Па       1 гПа=? кПа

  1. Выразите в указанных единицах измерении следующие значения давления:

 З2 кПа= ?      Па 500 Па = ?гПа      50 Па = ? кПа    0,77 кПа = ? Па    0,58 гПа = ? Па

З) На столе наборы брусков расположены в рaзличных положениях.

Задание: Одинаковое ли давление оказывают тела на стол?

Сравнить силы давления и давления.

2. Сейчас отработаем практические навыки определения давления в разных ситуациях.

Группа 1. Задание: Определить давление одного и того же бруска в разных положениях. Сделать вывод как зависит давление от площади поверхности.

 Оборудование: деревянный брусок, динамометр, линейка.

Группа 2. Задание: Определить давление, окaзываемое пачкой молока на поверхность стола, если пачка в вертикальном положении.

 Оборудование: Один пакет молока объемов 1 л, измерительная линейка.

Группа 3. Задание: Определить давление на стол банки c солью.

Оборудование: банка c солью, измерительная линейка. Сделать вывод, как зависит давление от площади поверхности, как изменить давление банки на стол?

3. Постановка учебной проблемы. 

На практике давление одного тела на поверхность другого тела приходится менять. Что для этого нужно сделать? Как поступать?

На доске висит формула давления, проанализируем ее.

Вывод совместно c детьми: Чем больше сила давления, тем давление больше при постоянной площади.

Чем больше площадь поверхности, тем давление меньше при силе. И наоборот.

 Со способами увеличения и уменьшения давления нам приходиться встречаться как в технике, так и в природе.

Начертим в тетради таблицу и стараемся ее заполнять по мере прослушивания дальнейшего материала.  


Уменьшение давления


Увеличение давления

Рассмотрим на столе лежащие тела, какие из них можно отнеcти к той или иной колонке?

Ученица читает загадки: «Угадайка». Отгадки ученики записывают в одну из колонок таблицы.

4. Решение качественных и количественных задач из книги Георгия Ocтера. 

Задача 1. Действуя c одинаковой силой, ученый c мировым именем Иннокентий в научных целях сначала зажал свой нос плоскогубцами, a потом клещами. B каком случае давление на нос известного "черного было сильней?

Ответ. Плоскогубцы ради науки нос еще может вытерпеть, a клещи нет,

Задачи 2. Однажды Паскаль, действуя c силой в один ньютон, нечаянно, но перпендикулярно, наступил на ногу Ньютону. «Oдин паскаль» -подсчитaл Ньютон давление на свою ногу и обиделся. Прав ли был Ньютон?

Ответ: Ньютон напрасно обиделся. Если Паскаль c силой в один ньютон оказывает давление величиной в один паскаль – это значит, что площадь ноги Ньютонa, на которую наступил Паскаль, должна быть равна одному квадратному метру. Чепуха. Биографы Ньютона утверждают, что y великого ученого были не огромные лапищи, a красивые аккуратные ноги.

Задача 3. Масса хрупкой фигуристки Леночки 30кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 квадратных сантиметра. Масса телки Бypенки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее какое давление o копыта 16 см .Вычисли и сравни, какое давление оказывают корова на льду и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?

Ответ: Одинаковое: 1470 кГ1а. Только не говорит Леночке что она телка на льду.

Задача 4. B школьной столовой близнецы — братья Митя и Витя, отталкивая друг друга, пытались перпендикулярно воткнуть свои вилки в один и тот же кусок мяса. Митя орудовал целой вилкой  с  четырьмя зубчиками, a Вите досталась поломанная, с двумя  зубчиками. Почему, несмотря на то, что оба давили c одинаковой силой, Витя добился результата, a Митя нет?

Ответ: Потому что результат действия силы, с которой вилка давит на мясо, зависит от количества зубчиков. Чем меньше зубчиков, тем меньше площадь, на которую давит вилка. Чем меньше площадь — тем сильней давление. Чем сильней давление — тем лучше результат.

Дополнительный материм : 

1. На чем мягче сидеть на стуле или на табурете?

2. O северных оленях и лосях.

Тест по теме выполняется всеми учащимися класса.

Ответы выписываются на доске заранее.

Взаимопроверка осуществляется учащимися и ставится оценка.

5. Подведение итогов урока.

6. Постановка домашнего задания:

1) п ЗЗ,ответить на?, 2) заполнить таблицу, 3) Лукашик N9441, N9442,Ns445.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды теплопередачи в природе и технике

      Урок в 8 классе «Виды теплопередачи в природе и технике» проводится в форме защиты учебных проектов. Тема проекта группой определяется по соглашению или в резуль...

План-конспект урока по теме "Электрические явления в природе и технике"

Данный урок предложен в форме конференции, рассчитанный на учащихся восьмого класса, с целью расширения знаний по вопросам истории развития учения об электричестве и применении взаимодействия наэлектр...

Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"

В метериалле дается подробный план конспект урока  в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...

Конспект урока 10 класс по теме"Роль силы трения в природе и технике"

В конспекте урока дается развернутый материалл для учащихмя 10 класса ,выводятся формулы ,которые объясняют зависимость силы терения от разных факторов .Приводятся примеры проявления силы трения в окр...

Конспект урока "Рычаги в природе и технике"

На данном уроке, тема которого: «рычаги в природе и технике» мы поговорим о механизмах, которые помогают нам в работе. На стройках, на производстве, на отдыхе – везде мы нуждаемся в ...

конспект урока по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"

Конспект урока физики для 7 класса по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"...