ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
элективный курс по физике (11 класс) по теме

Ямалыев Амур Ахкамович

 

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТЕХНИЧЕСКОЕ  ТВОРЧЕСТВО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

                                                             

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТЕХНИЧЕСКОЕ  ТВОРЧЕСТВО»

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

МОУ «СОШ №3»

ЯМАЛЫЕВ АМУР АХКАМОВИЧ

Высшая  категория

ЛАНГЕПАС

2008

  Техническое творчество и физика

( 18ч.)

  1. Великие открытия  в мире техники и производства (из истории  развития физики и техники).
  2. Техническое решение и физический принцип действия.
  3. Физические эффекты в решении технических задач.
  4. Законы физики и  технологии.
  5. Конструкторские идеи в решении технических задач.

Проект как метод решения технических задач

( 28ч.)

  1. Технические проблемы и пути решения средствами физики.
  2. Тема, цель и задачи проекта.
  3. Проектные линии и план действий.
  4. Технологии проекта.
  5. Ресурсное обеспечение.
  6. Инженерная графика. Элементы стоимостного анализа.
  7. Требования к оформлению  документаций.
  8. Защита проекта.
  9. Реализация проекта.
  10. Ярмарка идей, моделей, вещей.

Инженерное творчество

( 12 ч.)

  1. Деятельность, творчество, работа инженера.
  2. Инженерный менеджмент.
  3. Прикладная наука  и техника.
  4. Личностная характеристика  инженера.

Защита технических проектов

(резерв, экскурсии на промышленные объекты)

( 6 ч.)

  1. Аудиторная защита технических проектов.

Примерный учебно-тематический  план.


№№

п/п


Наименование темы

Количество

часов

всего

теория

практика

1

Техническое творчество и физика

18

5

13

2

Проект как решения технических задач

28

10

18

3

Инженерная деятельность

12

6

6

4

Резерв и  публичная защита проектов

6

-

6

5

                                                       ИТОГО

64

        21

43

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

№№

п/п

Название темы

Кол.

часов

Содержание

Форма

работы

Дидактический

материал

Результат

                                                                                                                           

                                                                                                                                  Учащиеся должны знать: - взаимодействия законов  физики

           ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ФИЗИКА  -   18 ч.                                                                     и технологии;

                                                                                                                                                     - физический способ решения технических задач.

                                                                                                                                                                  Уметь: - выделять физические явления в

                                                                                                                                                                                           каждодневной жизни;                                            

                                                      -использовать физические законы, модели

 в решении изобретательских задач.



1



Великие открытия в физике и  в мире техники



2

Великие ученые-физики и изобретатели. Роль физики в политехническом образовании.

Урок – лекция.

Работа в библиотеке.

Использование Интернет-технол.

Портреты великих ученых физиков;  CD-R.

Таблица-хронология великих открытий.



2



Техническое решение и физический принцип действия



2

 Технические устройства и соответствующие физические принципы действия.

Урок – лекция.

Лабораторно  - практическая работа.

Самостоятельная

работа.

Таблица физического принципа действия  и тех. решения.

Таблица - хронология.

Анализ 2-3 конструкций на разграничение

ФПД  и  тех. решений.




3



Физические эффекты в решение технических задач




6


Классификация функциональных элементов конструкции.


Урок-лекция.

Лабораторно - практическая работа.

Защита составлен. карты.



Схема технической конструкции  буровой вышки


Составление карты ТС  и ФЭ технических конструкций.




4




Законы физики и технологии




4


Определение технологии и ее место в обществе. Законы,  действующие в технологии.


Урок-лекция.

Работа в группах по опр. системы совместной работы


Таблица – хронология развития технических средств.


Составление  очерка эволюции

технических средств нефтедобывающей

промышленности.


5

Конструкторские идеи в решении технических проблем


4

Технические проблемы нефтегазовой промышленности.

Урок - исследован

Анализ творческих

работ.

Творческие работы

 учащихся.

Таблица анализа, экспертиза  реферативных и др. твор. Работ.


                   ПРОЕКТ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ – 28 ч.

                                                                                                                                  Учащиеся должны знать: - технологию проектирования;

                                                                                                                                                                                  -место реализации проекта.  

               

                                                                                                                                                               уметь: - выбирать тему проекта;

                                                                                                                                                                           -сформулировать цели и задачи;

                                                                                                                                                                           -составлять линии, планы действий;

                                                                                                                                                                          - составлять расчеты проекта;

                                                                                                                                                                          - защищать свои проекты.



1



Технические проблемы  и пути решения средствами физики



2

Анализ глобальных проблем человечества и техники.  Физика в решении технических проблем. Анализ личных проблем.  



Урок-дискуссия.

Таблица – список острых технических проблем  НДП, составленный КО СЦ  РНПО.

Таблица проблем долговременного, и краткосрочного  решения.



2



Тема, цель и задачи проекта



2

Понятие проекта. Формы проектов. Классификация. Выбор темы, формулировка целей и задач проекта.

Практ. работа – выбор темы, установка  целей и задач  проекта.

Таблица проблем долговременного и краткосрочного решений.

Актуализация выбранной  проектной работы.



3



Проектные линии, план действий



4


Ситуации, при которых возникают мотив, замысел, выбор пути решения проблемы, корректировка действий.


Практическая  работа- составление  плана  работы над проектом.


Тема выбранного проекта.


Схема, план решения проблемы.



4



Технологии проекта



2

Алгоритм проектных работ.

Задачи и содержание проекта.


Практ. работа-работа над содержанием проекта.


Тема выбранного проекта.


План работы над содержанием проекта.


5


Ресурсное обеспечение


2

Использование доступных средств информаций.

Работа с библиографией. Использование  Интернет-техн.

Библиотечная картотека. Телекоммуникационные системы.

Список выбранной литературы по  теме проекта.


6


Инженерная графика. Элементы стоимостного анализа


4

Элементы инженерной графики.   Экономические расчеты затрат.

Практ. работа – чтение техн. чертежа, опред. матер. затрат.

Технический чертеж, схемы электрических оборудований.

Расчеты  затрат и  экономическая эффективность проекта.



7



Требования к оформлению документаций



4

Понятие о государственных стандартах. СНиП.  Техническая документация.  

Практ. работа – ознакомлением содержанием ГОСТа, СНиП и тех.докум.

ГОСТ изделий. СНиП в пром. и на стройках; тех. документ. физ. приборов.

Работа над имеющимися проектными схемами и чертежами, докладами и др.  


8


Защита проекта


4

Презентация и  публичная защита проектов.




Прак. работа – презентация и публичная защита проектов.

Проектные работы, презентационные материалы.

Представление и защита своей работы.





9



Реализация  проектов



2



Места и методы реализации проектов.



Практ. работа – способы «продажи» своей работы.



Проектные работы учащихся.



Определение места реализации своего умственного труда.


10


Ярмарка идей, моделей, вещей


2

Конкурсы, аукционы и другие формы проведения ярмарок.

Практ. работа – составление заявок на участие в ярмарках идей.

Модели заявок на участие в конкурсах.

Заявки на участие в ярмарках.





                           ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 12 ч.

Учащиеся должны знать: - творческую  деятельность инженера;

- личностные характеристики инженера;

-  содержание  инженерных исследований;

- специфику  рынка труда.

Уметь: - составлять карты себестоимости материалов;

- находить  свое место на рынке труда.






1




Деятельность, творчество и работа инженера




2

Инженер как субъект творческой деятельности; - как исполнитель и как разработчик.

Урок- лекция.

Практ. работа-составление перечня профес. способностей инженеров-конструкторов.

Картограмма успешности подготовки инженерных кадров

Составление перечня способностей инженерной профессии.




2




Инженерный менеджмент




4

Расширенное понимание предпринимательство инженеров. Унификация и стандартизация. Предприимчивость инженера

Урок-лекция.

Практ. работа-составление  таблицы реализации поставленных целей




Таблица-хронология технических открытий.


Составление карты себестоимости создаваемого материала.



3



Прикладная наука и техника в работе инженера



    2

Содержание инженерных исследований. Практические проблемы в производстве.

Урок-лекция.

Практ. работа в группах – составление карты проблем в производстве



Примерный отчет инженера исследователя.


Оформление  результатов исследования.



4



Личностные характеристики инженера



2

Профессиональные важные качества личности инженера. Устремления и мотивы в самоопределении будущего инженера.

Урок-лекция.

Дискуссия на тему: «Самая глупая и трагическая идея ХХ века-воспит. «нового человека»».



Данные  индустриально – педагогической психологии.


Воспитание человечности у будущих инженеров.




5




Пути приобщения к специальности инженера




2

ВТУЗы - кузницы инженерных кадров. Ключевая компетентность инженера – умение учиться.

Урок-дискуссия: «Организаторские качества инженеров-руководителей».


Перечень критерий оценок руководителей производства.

Выявление организаторских способностей будущих инженеров-руководителей.



6



 Профессия инженера на рынке труда



2

Рынок труда. Информации о рынке труда и вакансии. 11 шагов к цели.

Дискуссия: «Рынок труда сегодня».

Сведение о рынке труда в регионе.

Выявление умений  найти свое место на рынке труда.

                                                                                                        Защита проектов, резерв, экскурсии – 6 ч.                                     Всего  - 64 ч

ПРОГРАММА КУРСА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

                                                             

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТЕХНИЧЕСКОЕ  ТВОРЧЕСТВО»

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

МОУ «СОШ №3»

ЯМАЛЫЕВ АМУР АХКАМОВИЧ

Высшая  категория

ЛАНГЕПАС

2008



 

Комментарии

Ямалыев Амур Ахкамович

ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» для старших классов