ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
элективный курс по физике (11 класс) по теме
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
МОУ «СОШ №3»
ЯМАЛЫЕВ АМУР АХКАМОВИЧ
Высшая категория
ЛАНГЕПАС
2008
Техническое творчество и физика
( 18ч.)
- Великие открытия в мире техники и производства (из истории развития физики и техники).
- Техническое решение и физический принцип действия.
- Физические эффекты в решении технических задач.
- Законы физики и технологии.
- Конструкторские идеи в решении технических задач.
Проект как метод решения технических задач
( 28ч.)
- Технические проблемы и пути решения средствами физики.
- Тема, цель и задачи проекта.
- Проектные линии и план действий.
- Технологии проекта.
- Ресурсное обеспечение.
- Инженерная графика. Элементы стоимостного анализа.
- Требования к оформлению документаций.
- Защита проекта.
- Реализация проекта.
- Ярмарка идей, моделей, вещей.
Инженерное творчество
( 12 ч.)
- Деятельность, творчество, работа инженера.
- Инженерный менеджмент.
- Прикладная наука и техника.
- Личностная характеристика инженера.
Защита технических проектов
(резерв, экскурсии на промышленные объекты)
( 6 ч.)
- Аудиторная защита технических проектов.
Примерный учебно-тематический план.
№№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Техническое творчество и физика | 18 | 5 | 13 |
2 | Проект как решения технических задач | 28 | 10 | 18 |
3 | Инженерная деятельность | 12 | 6 | 6 |
4 | Резерв и публичная защита проектов | 6 | - | 6 |
5 | ||||
ИТОГО | 64 | 21 | 43 | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
№№ п/п | Название темы | Кол. часов | Содержание | Форма работы | Дидактический материал | Результат |
Учащиеся должны знать: - взаимодействия законов физики ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ФИЗИКА - 18 ч. и технологии; - физический способ решения технических задач. Уметь: - выделять физические явления в каждодневной жизни; -использовать физические законы, модели в решении изобретательских задач. | ||||||
1 | Великие открытия в физике и в мире техники | 2 | Великие ученые-физики и изобретатели. Роль физики в политехническом образовании. | Урок – лекция. Работа в библиотеке. Использование Интернет-технол. | Портреты великих ученых физиков; CD-R. | Таблица-хронология великих открытий. |
2 | Техническое решение и физический принцип действия | 2 | Технические устройства и соответствующие физические принципы действия. | Урок – лекция. Лабораторно - практическая работа. Самостоятельная работа. | Таблица физического принципа действия и тех. решения. Таблица - хронология. | Анализ 2-3 конструкций на разграничение ФПД и тех. решений. |
3 | Физические эффекты в решение технических задач | 6 | Классификация функциональных элементов конструкции. | Урок-лекция. Лабораторно - практическая работа. Защита составлен. карты. | Схема технической конструкции буровой вышки | Составление карты ТС и ФЭ технических конструкций. |
4 | Законы физики и технологии | 4 | Определение технологии и ее место в обществе. Законы, действующие в технологии. | Урок-лекция. Работа в группах по опр. системы совместной работы | Таблица – хронология развития технических средств. | Составление очерка эволюции технических средств нефтедобывающей промышленности. |
5 | Конструкторские идеи в решении технических проблем | 4 | Технические проблемы нефтегазовой промышленности. | Урок - исследован Анализ творческих работ. | Творческие работы учащихся. | Таблица анализа, экспертиза реферативных и др. твор. Работ. |
ПРОЕКТ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ – 28 ч. Учащиеся должны знать: - технологию проектирования; -место реализации проекта. уметь: - выбирать тему проекта; -сформулировать цели и задачи; -составлять линии, планы действий; - составлять расчеты проекта; - защищать свои проекты. | ||||||
1 | Технические проблемы и пути решения средствами физики | 2 | Анализ глобальных проблем человечества и техники. Физика в решении технических проблем. Анализ личных проблем. | Урок-дискуссия. | Таблица – список острых технических проблем НДП, составленный КО СЦ РНПО. | Таблица проблем долговременного, и краткосрочного решения. |
2 | Тема, цель и задачи проекта | 2 | Понятие проекта. Формы проектов. Классификация. Выбор темы, формулировка целей и задач проекта. | Практ. работа – выбор темы, установка целей и задач проекта. | Таблица проблем долговременного и краткосрочного решений. | Актуализация выбранной проектной работы. |
3 | Проектные линии, план действий | 4 | Ситуации, при которых возникают мотив, замысел, выбор пути решения проблемы, корректировка действий. | Практическая работа- составление плана работы над проектом. | Тема выбранного проекта. | Схема, план решения проблемы. |
4 | Технологии проекта | 2 | Алгоритм проектных работ. Задачи и содержание проекта. | Практ. работа-работа над содержанием проекта. | Тема выбранного проекта. | План работы над содержанием проекта. |
5 | Ресурсное обеспечение | 2 | Использование доступных средств информаций. | Работа с библиографией. Использование Интернет-техн. | Библиотечная картотека. Телекоммуникационные системы. | Список выбранной литературы по теме проекта. |
6 | Инженерная графика. Элементы стоимостного анализа | 4 | Элементы инженерной графики. Экономические расчеты затрат. | Практ. работа – чтение техн. чертежа, опред. матер. затрат. | Технический чертеж, схемы электрических оборудований. | Расчеты затрат и экономическая эффективность проекта. |
7 | Требования к оформлению документаций | 4 | Понятие о государственных стандартах. СНиП. Техническая документация. | Практ. работа – ознакомлением содержанием ГОСТа, СНиП и тех.докум. | ГОСТ изделий. СНиП в пром. и на стройках; тех. документ. физ. приборов. | Работа над имеющимися проектными схемами и чертежами, докладами и др. |
8 | Защита проекта | 4 | Презентация и публичная защита проектов. | Прак. работа – презентация и публичная защита проектов. | Проектные работы, презентационные материалы. | Представление и защита своей работы. |
9 | Реализация проектов | 2 | Места и методы реализации проектов. | Практ. работа – способы «продажи» своей работы. | Проектные работы учащихся. | Определение места реализации своего умственного труда. |
10 | Ярмарка идей, моделей, вещей | 2 | Конкурсы, аукционы и другие формы проведения ярмарок. | Практ. работа – составление заявок на участие в ярмарках идей. | Модели заявок на участие в конкурсах. | Заявки на участие в ярмарках. |
ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 12 ч. Учащиеся должны знать: - творческую деятельность инженера; - личностные характеристики инженера; - содержание инженерных исследований; - специфику рынка труда. Уметь: - составлять карты себестоимости материалов; - находить свое место на рынке труда. | ||||||
1 | Деятельность, творчество и работа инженера | 2 | Инженер как субъект творческой деятельности; - как исполнитель и как разработчик. | Урок- лекция. Практ. работа-составление перечня профес. способностей инженеров-конструкторов. | Картограмма успешности подготовки инженерных кадров | Составление перечня способностей инженерной профессии. |
2 | Инженерный менеджмент | 4 | Расширенное понимание предпринимательство инженеров. Унификация и стандартизация. Предприимчивость инженера | Урок-лекция. Практ. работа-составление таблицы реализации поставленных целей | Таблица-хронология технических открытий. | Составление карты себестоимости создаваемого материала. |
3 | Прикладная наука и техника в работе инженера | 2 | Содержание инженерных исследований. Практические проблемы в производстве. | Урок-лекция. Практ. работа в группах – составление карты проблем в производстве | Примерный отчет инженера исследователя. | Оформление результатов исследования. |
4 | Личностные характеристики инженера | 2 | Профессиональные важные качества личности инженера. Устремления и мотивы в самоопределении будущего инженера. | Урок-лекция. Дискуссия на тему: «Самая глупая и трагическая идея ХХ века-воспит. «нового человека»». | Данные индустриально – педагогической психологии. | Воспитание человечности у будущих инженеров. |
5 | Пути приобщения к специальности инженера | 2 | ВТУЗы - кузницы инженерных кадров. Ключевая компетентность инженера – умение учиться. | Урок-дискуссия: «Организаторские качества инженеров-руководителей». | Перечень критерий оценок руководителей производства. | Выявление организаторских способностей будущих инженеров-руководителей. |
6 | Профессия инженера на рынке труда | 2 | Рынок труда. Информации о рынке труда и вакансии. 11 шагов к цели. | Дискуссия: «Рынок труда сегодня». | Сведение о рынке труда в регионе. | Выявление умений найти свое место на рынке труда. |
Защита проектов, резерв, экскурсии – 6 ч. Всего - 64 ч
ПРОГРАММА КУРСА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
МОУ «СОШ №3»
ЯМАЛЫЕВ АМУР АХКАМОВИЧ
Высшая категория
ЛАНГЕПАС
2008
Комментарии
ПРОГРАММА
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» для старших классов